Направление главного удара - "вотчины"
С момента прихода В.Путина к власти Кремль стремился и стремится определить и четко зафиксировать определенную нишу для каждого института и игрока и заставить всех играть по правилам, по-новому определяющим степень автономии и характер отношений с Кремлем. Элита бизнеса была первым отрядом постсоветского истеблишмента, которая при В. Путине прошла через институциональную реформу. Региональная элита в настоящее время находится в процессе институционального "перехода". Теперь очередь дошла до "государственных олигархов". Началось распространение новых "правил игры" на административную элиту федерального центра, которая с самого начала была составной частью "коалиции Путина". Это верхушка армии, правоохранительных органов, а также "вотчинники" типа Аксененко.
Что есть "вотчина"?
"Вотчина" представляет собой экономическое образование общенационального значения (например, Газпром, МПС и т.п.), формально находящееся в собственности государства, но фактически полностью контролируемое в своих интересах той или иной группой федеральной административной элиты. Как правило, такая группа тесно связана с группой бизнес-элиты, действующей в рыночном секторе. Подконтрольные обеим группам государственные и частные структуры к большому взаимному удовольствию находятся в "симбиотических отношениях". В последний период правления Ельцина наиболее мощная частно-государственная симбиотическая группа находилась в "дружеских контактах" с ближайшими родственниками президента, за что была окрещена журналистами "семьей".
Правила поведения "вотчинников" (т.е. лидеров соответствующей административной группы), в том виде, как они сложились при Ельцине, достаточно просты. "Вотчинники" были обязаны не нарушать "приличий" и периодически помогать государственной власти решать возникающие у нее проблемы (затыкать бюджетные дыры, мобилизовывать служащих своей организации в поддержку тех или иных инициатив и пр.). За это они получали гарантии стабильности своего положения и возможность использовать государственную собственность в своих интересах.
Реализация "проекта Путина", насколько можно о нем судить, предполагает "девотчинизацию" государственной собственности и возвращение ее под контроль казны. Однако рассчитывать на то, что это можно сделать быстро, было бы наивно. Речь идет о слишком больших деньгах и о слишком многих интересах, а значит и о гигантском сопротивлении "девотчинизации" внутри государственного аппарата - "итальянских забастовках", парализующих работу подвергнутой "девотчинизации" структуры, проволочках, заматывании, и т.д. и т.п. Кроме того, быстрая ликвидация вотчин не возможна без быстрой замены многих управленцев, а значит, наталкивается на такой естественный ограничитель, как ограниченность резерва квалифицированных кадров.
Таким образом, ближайшим реалистическим результатом путинской атаки на вотчины может быть не их ликвидация, а преобразование в "поместья". В отличие от "вотчины", поместье контролируется не "боярином", а "служилым" чиновником, назначаемым из числа лиц, преданных "государю". Этого чиновника, в отличие от "боярина", легко снять (ибо ему никто ничем не обязан); да и чувствует он себя не "хозяином" ведомства или компании, а проводником и исполнителем "воли государевой".
Из приведенного описания видно, что при всей разнице между "вотчиной" и "поместьем" граница между ними достаточно легко проходима. И хотя вероятность полного вырождения "поместий" в "вотчины" представляется в настоящее время небольшой, частичная "вотчинизация" новых "поместий" в силу причин, коренящихся в природе человека, практически неизбежна.
Помимо этого процесс борьбы с "вотчинами" может иметь и еще один негативный побочный эффект. Значительная часть "служилых дворян", приходящих сейчас на смену "боярам", является выходцами из силовых структур и обладает менталитетом, далеким от либерально-рыночного. Конверсия этой ментальности под влиянием практической деятельности, разумеется, возможна. Однако нельзя исключить и другой возможности, а именно накопления в новых поместьях некоторой критической массы нерыночного мировосприятия, или, что то же самое, создания в "поместьях" не вполне рыночной культуры управления. Если эта возможность реализуется, либеральные преобразования в стране столкнутся с новым и весьма серьезным внутренним ограничителем.
Реалии нынешнего этапа "девотчинизации": case study "семейного" дела Н.Аксененко
По существу, покушение на "вотчинное право" означает отказ президента от неписаных договоренностей, которые в течение последних десяти лет определяли взаимоотношения Кремля с наиболее привилегированной категорией нового правящего слоя - федеральной административной элитой и с самой привилегированной группой интересов - "семьей". Под вопрос ставится социальное "мироустройство", к которому эти группы не просто привыкли, но которое до последнего времени считалось единственно возможным.
Впрочем, первые шаги Путина в этом направлении вряд ли рассматривались "семьей" как симптомы надвигающейся большой опасности. Первоначально действия Кремля укладывались в рамки неприятной, но понятной и приемлемой для элит модели. Центр наказывал "чужих" и "нелояльных" и "по праву сильного" забирал себе больше полномочий и ресурсов. Такая политика была неудобна, но к ней в принципе можно было приспособиться, поскольку она не затрагивала самих основ существования привилегированных групп.
Сравнительно тихо прошло и вытеснение с ключевого поста в ГАЗПРОМе Р.Вяхирева, человека к "семье" лояльного, но в нее не входившего.
"Большой взрыв" произошел только в результате атаки Генеральной прокуратуры на главу МПС Н.Аксененко. Возбуждение уголовного дела против одного из своих главных представителей, тесно связанного с М.Касьяновым и А.Волошиным, было воспринято "семьей" как начало крупномасштабных боевых действий, направленных на лишение ее основных рычагов политического влияния, возможностей эффективно участвовать в переделах собственности и управлять важнейшими потоками бюджетных средств.
Атака на Аксененко проходила на фоне широкой "антикоррупционной" кампании, в различной форме затрагивавшей ключевые фигуры в административном звене наиболее могущественной "семейной" группировки федеральной элиты (упоминались фамилии секретаря Совета Безопасности В. Рушайло и руководителя Государственного таможенного комитета Ванина). Можно утверждать, что между различными участниками "антикоррупционной" кампании, действовавшими на стороне Кремля, сложилось своеобразное разделение труда. В СМИ регулярно появлялись материалы, компрометирующие окружение и самих представителей "семейной" группировки, источником которых, скорее всего, выступали спецслужбы (типичными можно считать разоблачения А. Хинштейна в газете "МК"). Инициативы Генерального прокурора Устинова дополнялись масштабными акциями руководителя Счетной палаты С. Степашина, который выступал, скорее, как критик правительства в целом и косвенно, его главы М. Касьянова.
Почувствовав опасность, "семья" не замедлила с ответом. Представители "семейной" группировки мобилизовали собственные политические связи и нанесли ответные удары по представителям "команды Путина". Примером можно считать действия главы ГТК Ванина (против руководства Северо-западной таможни). Под ударом Генпрокуратуры оказался также глава МЧС Шойгу, считающийся близким к Президенту* .
*Впрочем, опасность прецедента, создаваемого уголовным делом Н.Аксененко, ощутила не только "семья", но и, например, не принадлежащий к "семье" А.Чубайс, открыто заступившийся за главу МПС, к которому он вряд ли питает дружеские чувства. И это неслучайно. Дело Н.Аксененко действительно выходит за рамки "обычной" практики не только ельцинского правления, но и первых лет президентства Путина. До Аксененко "полицейского" воздействия становились открытые политические противники, Кремля вроде В. Гусинского или Б. Березовского. Теперь причиной наказания стал способ ведения дел, считающийся "конвенциональным" у многих представителей властной элиты. Под угрозой оказалась коллективная безопасность целого слоя "государственных предпринимателей", появившихся с молчаливой санкции прежнего политического руководства страны.
На этом дело не закончилось. Главный ответный ход "семьи" состоял в перенесении боевых действий из области преимущественно аппаратных интриг в публичную сферу, т.е. туда, где непосредственные противники - новые люди из числа питерского окружения президента воевать не привыкли, и где сама "семья" со времен больших информационных войн Березовского против Чубайса и Гусинского чувствует себя более чем уверенно.
Сценарий новой информационной войны оказался весьма схож со сценариями, успешно применявшимися Березовским в ответ на атаки на него со стороны спецслужб в конце президентства Ельцина: ядро сценария - возгонка конфликта до уровня, угрожающего "замазать всех"; обычная реакция Ельцина - личное вмешательство и восстановление status ante bellum.
Нынешняя информационная война также строится на принципе возгонки ситуации. Первоначально "семейные" СМИ оказались наводненными статьями и комментариями в которых говорилось об опасности монополизации доступа к президенту "питерской" частью его ближайшего окружения. Затем у "питерцев" появилось несколько негативных наименований (типа "олигархи в погонах"), а президента начали призывать к масштабному кадровому обновлению.
На следующей ступени возгонки о "питерцах" стали говорить как о "зондеркоманде" контрреформ, сторонниках репрессий и носителях пагубной для многонациональной и многоконфессиональной страны идеи "православного предпринимательства". Одновременно в ориентированных на "семью" СМИ впервые начал в открытую употребляться термин "семья". Контекст его употребления таков: атака на "семью" - это атака на реформы.
На этом этапе пошел ва-банк и М.Касьянов, заявивший, что он не увидел в уголовном деле Аксененко ничего предосудительного и что последний является "хорошим министром".
Конфликт, таким образом, достиг своего максимума. Его развязка зависит от действий президента.
Сценарии развития событий
Множество возможных сценариев развития рассматриваемого конфликта ограничено двумя крайними вариантами:
- быстрейшая эскалация, завешающаяся серией отставок ведущих представителей "семьи" с ключевых государственных постов (Волошин, Касьянов, Аксененко, Ванин, Рушайло и др.);
- спускание дела Аксененко на тормозах и возвращение к ситуации до "начала боевых действий".
При этом вероятность реализации самих этих крайностей очень мала. Что касается "эскалации", то, во-первых, она явно не в стилистике В.Путина. Во-вторых, президент вряд ли располагает в настоящее время достаточным числом опытных кадров, для того чтобы провести полномасштабную замену "семейных" кадров, не подвергая государственную машину угрозе дезорганизации (хотя бы и временной). В-третьих, в настоящее время стали появляться некоторые признаки того, что "семья" засомневалась в эффективности тактики возгонки и начала поиски вариантов смягчения противостояния. Один из таких признаков - публикация на сайте "Страна.RU" интервью Г.Павловского под названием "Кремль - 3".
Полное "спускание на тормозах" также крайне маловероятно, во-первых, из-за высоты ставок, уже сделанных обеими сторонами конфликта, и, во-вторых, из-за очевидного в этом сценарии проигрыша президента как в своей собственной команде, так и в общественном мнении. В самом деле, благополучный для Аксененко исход конфликта будет воспринят "питерцами" и прокуратурой как свидетельство слабости и ненадежности президента. Отмобилизовать их для следующей атаки Путину будет уже несравнимо труднее. Что же касается общественного мнения, то оно на отсутствие "усекновенных голов" отреагирует, скорее всего, традиционным для подобных ситуаций способом - волной недоверия к президенту, который замахнулся, но почему-то никого не наказал.
Сценарий, имеющий шанс на реализацию, лежит между этими крайностями. Его общие контуры таковы: Путин, используя тактику "управляемого конфликта" и не доводя дела до единоразового устранения из своего нынешнего окружения представителей "семьи", продолжает с помощью "питерцев" действия по ее дальнейшему ослаблению и по "девотчинизации" государственной собственности.
При этом интенсивность "антисемейной" кампании будет прямо пропорциональна интенсивности ее обороны, но не сведется к нулю по причинам, упомянутым при обсуждении сценария "полного спуска дела Аксененко на тормозах".
Сколько времени понадобится президенту для полного разрушения "вотчин" и политического потенциала "семьи", удастся ли это ему вообще, и если удастся, то в какой мере, сейчас сказать трудно. Однако у этой борьбы есть внешний временной ограничитель или, по меньшей мере, реперная точка - начало следующей кампании по выборам президента. К этому моменту, т.е. примерно к концу 2003 года, президент должен будет определить систему своих предвыборных союзов. Кто окажется в них включен, а кто нет, будет продиктовано не столько долгосрочной логикой государственного строительства, сколько прагматической и краткосрочной логикой избирательной кампании.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(141);%>