Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Кесарю-кесарево, а Богу - богово

Вот уже более 10 лет как в России ускоряющимися темпами идет процесс "огосударствления" православной церкви. Широкой общественности известны многочисленные материалы телевидения, радио, прессы, посвященные государственно-церковным отношениям. Из них следует вывод о том, что мы живем в неправовом государстве, где законы сплошь и рядом существуют лишь на бумаге, игнорируются или просто не выполняются властями. Об этом неоспоримо свидетельствует и отношение властных структур к законодательству по вопросам государства, церкви и школы. Ст. 14 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Эта статья Конституции поистине основополагающая для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Она представляет собой одну из основ правового государства и тем не менее на протяжении последнего десятилетия систематически и во всех сферах общественной жизни не выполняется государственными органами и фактически игнорируется официальной политикой.

Вопреки законодательству православная церковь в России в реальной действительности не отделена от государства, а, наоборот, пользуется его всесторонней политической, финансовой, налоговой, таможенной поддержкой. Церкви возвращено многомиллиардное имущество. Все новые и новые церковные требования благожелательно рассматриваются и, как правило, удовлетворяются федеральными и местными органами власти. При их поддержке (формы которой многообразны и фактически не поддаются учету) восстановлены и построены тысячи церквей, и в том числе Храм Христа Спасителя в Москве, воссозданный ценою колоссальных расходов и поистине космическими темпами.

Вопреки церковным канонам иерархи православия активно участвуют во внутренней и внешней политике, в дипломатической деятельности. По словам самого патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенство "соработничает" с государством. Это емкое слово по своему содержанию далеко от отделения церкви от государства. Принципы церковно-государственных отношений трактуются в "Основах социальной политики русской православной церкви", одобренных юбилейным архиерейским собором в августе 2000 г.

В этом документе говорится: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении". И она может даже "обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению". Церковные иерархи такую меру называют крайней и даже гипотетической, но от этой оговорки сама возможность призыва фактически к подрыву основ конституционного строя не становится оправданной, законной. Тем более что основное условие гражданского неповиновения - принуждение верующих властями - может трактоваться в самом широком смысле, без ограничений и рамок. Сразу же оговоримся, церковь должна быть отделена от государства, но не от общества. Она имеет полное юридическое право и фактические возможности сотрудничать, например, с самыми различными общественными объединениями и организациями в вопросах благотворительности, оказания помощи детям и семьям, больным и немощным, в защите нравственности и морали. В пропаганде христианского мировоззрения православная церковь широко использует различные каналы. И она располагает для этого своими СМИ.

Каждая епархия имеет несколько газет, журналов, пользуется доступом на местные радио и телевидение. У церкви свое информационное агентство, свои сайты в Интернете. Православная печать пользуется поддержкой Методического совета по религиозной тематике в СМИ, существующего при Министерстве по делам печати. По официальным данным Совета, ежемесячно в светских газетах публикуется до одной тысячи статей на религиозные темы. Таким образом, у российского православного духовенства нет оснований жаловаться на то, что оно испытывает какие-либо притеснения со стороны общества и государства. Но церковные лидеры хотят большего.

Так, например, в марте 2001 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил, чтобы каждый россиянин часть своего подоходного налога добровольно перечислял религиозной организации и при этом сам определял, какой именно. Митрополит ссылается на не отвечающий российским условиям опыт Англии, Германии, Австрии, Италии и некоторых других западных стран, где официально существующий церковный налог используется для оплаты священнослужителей. Церковь иногда получает поддержку с неожиданной казалось бы стороны. В конце прошлого года фракция КПРФ в Государственной Думе и думский комитет по экономической политике и предпринимательству выступили с законодательными инициативами, цель которых - предоставление государственных субсидий Русской Православной Церкви (РПЦ) для осуществления ее благотворительных проектов, выделение духовенству времени на государственном телевидении. Предлагалось также придать церковным организациями тот же статус, что и государственным учреждениям здравоохранения и образования.

По инициативе самих церковнослужителей в СМИ обсуждаются планы приведения в соответствие существующего в стране административно-территориального деления с организационной структурой РПЦ, "согласования" церковного и советского законодательств.

Это целая программа дальнейшего и далеко идущего сращивания церкви и государства.

Известно, что ст. 28 Конституции РФ "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой". Фактически Конституция признает свободу атеистических взглядов. Но ведь в реальной действительности понятия "атеизм" и "атеист" словно испарились, исчезли из нашей жизни, стали неприличными, или даже негласно запрещенными.

А почему, собственно, создано такое положение для атеизма и атеистов?

Разве Россия является поголовно религиозной страной?

Ничего подобного.

По данным одного из последних по времени всероссийского социологического опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, 55% россиян верят в Бога, но 33% - не верят, а 12% затруднились с ответом. Разве атеисты в нашем обществе исчезли? Они живут, работают и имеют такое же право на свободу совести, на свой мировоззренческий выбор, на свои взгляды, как и верующие: православные или католики, мусульмане или иудеи.

Но в реальной жизни свобода совести трактуется властями и официальной политикой по-своему, вне рамок закона. Спрашивает ли кто-либо у солдат и офицеров: хотят они присутствовать на богослужении или не хотят? Никто не спрашивает. Фактически действует гласный или негласный приказ. В церковь или на какое-нибудь церковное мероприятие военнослужащие идут строем. В безмолвном приказном порядке освящаются государственные учреждения здравоохранения, образования, науки, и даже военные корабли. Никто даже не заикается о том, что посещение молебнов - дело сугубо добровольное, а не обязательное. Вот и получается, что при поддержке властей православие на практике все более открыто и повсеместно утверждается как государственная религия России.

Чем объяснить, что советское российское государство на перекрестке веков все активнее "соработничает" с православной церковью? Вопрос этот в последние годы ставился, и многократно, совершенно разными людьми. И ответы давались различные, иногда прямо противоположные или взаимоисключающие друг друга.

Стратегический замысел новой российской буржуазии и ее бюрократического государственного аппарата состоит в том, что православие и православная церковь должны заполнить, хотя бы частично, духовный вакуум, который образовался в обществе после развенчания коммунистической идеологии.

Такова концептуальная постановка проблемы. Что касается ее претворения в жизнь, то главная задача церкви состоит в том, чтобы взять в свои руки духовное воспитание молодежи, сделать православие фундаментом ее морали и нравственности, идейной основой обучения в средней и высшей школе. Такой позиции придерживаются и многие известные политические деятели.

Такая программа и осуществляется на практике. Для иллюстрации - два принципиально важных документа.

Документ первый - письмо патриарха Алексия II, президента РАН Ю.С. Осипова, Президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова, ректора МГУ В.А. Садовничева Министру общего и среднего образования В.М. Филиппову. Письмо датировано 21 января 1999 года.

Отметим, что авторы письма - ученые с мировым именем, безудержно прославляя заслуги церкви перед историей и культурой человечества, настаивают на введении религиозного воспитания и обучения в средней и высшей школе. Это означает, что лидеры российской науки не намерены считаться даже с опытом царской России, где светское и религиозное образование было раздельными.

М.В. Ломоносов писал в 1748 г.: "В университете неотменно должно быть трем факультетам - юридическому, медицинскому и философскому. Богословский факультет оставляю синодальным училищам". Эта мысль проводилась и в указе Императрицы Елизаветы об основании Московского университета, подписанного в январе 1755 г. В §4 этого документа указывалось, что "попечение о богословии справедливо оставляется Святейшему Синоду".

Один из главных тезисов письма состоит в том, что "именно догматические учения церкви в значительной степени определяли ход истории, формировали духовный облик народов, тип государственности, в дальнейшем - политику, войны, границы и т. д.". Невозможно согласиться с таким антинаучным представлением о движущих силах общественного развития. Нигде и никогда церковь и церковники его не определяли. Религия и духовенство всегда были и остаются более или менее существенным (в зависимости от эпохи, страны, конкретных обстоятельств), но не решающим фактором исторического процесса. Трудно даже просто перечислить страны и народы, где религиозное мракобесие являлось и является источником войн, социальных и национальных конфликтов, тормозом на пути общественного прогресса, антиподом науки и научного знания.

Фактически выступая против принципа свободы совести, авторы письма обрушиваются с уничтожающей критикой на "советский атеизм", на атеистически понятые "демократические идеи", и даже употребляют далекое от христианской терпимости понятие "атеистическое гетто". Причем критика атеизма для именитых ученых, похоже, не самоцель. Создается впечатление, что она преследует далекоидущие политические задачи: поставить под сомнение обоснованность законов и конституционных норм об отделении церкви от государства, подорвать светский характер образования в государственной высшей и средней школе.

Любопытно, что основную часть письма занимают конкретные программы внедрения христианского (церковного) обучения и воспитания во все звенья системы народного образования. Фактически министр получил жесткую инструкцию, которую он, как показали последующие события, неуклонно претворяет в жизнь.

Назовем главные ориентиры, сформулированные в письме:

  • Включить в государственной школе в сетку обязательных предметов "религиозно ориентированные дисциплины" (основы православной культуры, история религий);
  • Внести изменения в образовательный стандарт по предмету "теология" для государственных вузов; Создать учебно-методическое объединение (УМО) по теологии и наладить его взаимодействие с Высшей аттестационной комиссией РФ;
  • Ввести в номенклатуру преподаваемых дисциплин новые научные и образовательные специальности (история церкви, история христианских учений, христианская этика, церковное право, история и теория христианского искусства); Установить новые специальности, включая аспирантуру (православная теология, теология ислама, теология буддизма, теология иудаизма);
  • Подготовить дополнения и изменения в Закон об образовании РФ.

    Как известно, российская бюрократическая машина скрипучая и медлительная, но на этот раз она сработала на удивление быстро. Прошло сравнительно немного времени после появления на свет божий упомянутого письма, как 2 августа 1999 г. был подписан договор о сотрудничестве Министерства образования с Московской патриархией РПЦ по вопросам реализации программы православного образования и воспитания в России. Стороны договорились о сотрудничестве в воспитании детей и молодежи, об обмене информацией по учебно-методическим вопросам, о "подготовке изменений и поправок в нормы действующего законодательства". Для контроля за реализацией условий договора создан постоянно действующий Координационный совет.

    Согласно договору стороны обязались содействовать развитию православного образования и преподавания основ православной культуры, решили совместно издавать учебную литературу и учебно-методические рекомендации, сообща проводить исследования, конференции, круглые столы, семинары "по научным, педагогическим, другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов", общими усилиями готовить радио- и телевизионные религиозные программы. Большое место в договоре занимают вопросы сотрудничества Московской патриархии и Министерства образования в подготовке и переподготовке "педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры".

    Стороны обязались содействовать обновлению государственных образовательных стандартов по теологии, религиоведению. Они договорились своевременно информировать друг друга о проектах нормативно-правовых актов, регулирующих светское и религиозное образование.

    И наконец, как это не парадоксально, договор, затрагивающий вопросы, волнующие все население страны, предусматривает (п. 4.2) "конфиденциальность в отношении полученной от другой стороны информации".

    Договор - не декларация о намерениях, не программа на далекое будущее, а реально действующий в наши дни документ. В Курской, Московской, Нижегородской и во многих других областях страны уже преподается курс "Основы православной культуры". В Вологде, в Новосибирске в других городах выпущены учебники, цель которых "преодолеть антирелигиозную направленность".

    Но это только начало внедрения религии в среднюю школу. Предположение автора? Вовсе нет. В декабре 2000 г. на заседании круглого стола "Церковно-государственные отношения на рубеже XX-XXI веков" один из участников обсуждения задал вопрос, почему в школьных программах отсутствует "Закон Божий?". "Рано!" - ответил первый заместитель министра образования Александр Киселев. Он пояснил свои слова. Вопрос только в том, где взять квалифицированных, истинно верующих пастырей для 70 тыс. учебных заведений России.

    Что касается преподавателей теологии (богословия), то Министерство образования собирается их готовить в государственных вузах. Напомним, что даже в царский период истории России, когда православие являлось официальной государственной религией, никогда не возникал вопрос о подготовке богословов в университетах. Церковь самостоятельно справлялась с этой задачей с помощью своих учебных заведений (семинарий и академий). А сейчас теология не только включена в число образовательных дисциплин, но уже существуют теологические факультеты в Твери, Омске. Этот процесс явно набирает темпы.

    Светскому образованию в России угрожает полное подчинение религиозному мировоззрению.

    * * *

    Подведем итоги. Религиозное мировоззрение с его мистикой и мифотворчеством не совместимо с научным знанием. Поэтому церковь должна быть отделена от государства и школы. Такая ситуация сложилась исторически, и ее необходимо сохранить в будущем.

    Но церковь - составная часть демократического общества, и она имеет широкие и разносторонние возможности для самостоятельной деятельности, в том числе и образовательной, воспитательной (в различных формах и проявлениях). Для этого церковь располагает материальными возможностями, своими высшими и средними учебными заведениями, интернатами, различными благотворительными и оздоровительными учреждениями, своей прессой, своими издательствами. Фактически собственное поле церкви для ее воспитательной и образовательной деятельности неограниченное, и она не должна вторгаться в светскую, государственную систему образования. Ведь никто не отрицает, что известная христианская заповедь "Кесарю-кесарево, а Богу-богово" должна полностью сохранять свою силу в современной России.

    Ю.БОРИСОВ,
    доктор исторических наук,
    профессор Дипломатической академии МИД РФ,
    Заслуженный деятель науки России
    Государство в России сращивается с церковью, а церковь - со школой
    404 Not Found

    Not Found

    The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

    <%you_hit(22);%>

       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок