Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
УЧЕНЬЕ--ТРУД И УЧЕНЬЕ--ОТДЫХ

Герои щедринской "Истории одного города" прославились тем, что своих собственных жен и дочерей самим себе отдали на поругание. Их потомки превзошли предков, добавив к женам и дочерям также мужей и сыновей. Иными словами, ухитрились отдать на поругание самим себе самих себя.

Судите сами.

Всего каких-нибудь сотню лет назад рабочая неделя взрослого человека зашкаливала за 80 часов: бывало до 14-16 часов в день, потому что домашняя скотина никаких выходных, праздников и отпусков не признает до сих пор. Мы произвели три революции, завалили страну миллионами трупов, но все-таки добились своего - рабочая неделя сократилась до 40 часов, да еще почти каждый день - праздник. То суббота-воскресенье, то 7 января - 7 ноября, то Новый новый год, то старый, но тоже Новый, то японский Новый год, то китайский, то Пасха, то Рамазан, то 8 марта, то выборы и т.д.

А у детей наших век и даже полвека назад была аккурат 40-часовая учебная неделя (для них - сугубо рабочая). Но мы неимоверными усилиями превратили её в 80-часовую. Так сказать, поменялись ролями.

У меня в архиве сохранились мои школьные дневники 30-х годов. В начальной школе всегда было не более четырех уроков, причем последний - релаксационный (пение, рисование, физкультура). В неполной средней - не более пяти, в полной - не более шести. Вы не поверите, но, насколько помню, совокупные домашние задания до самого 10 класса ограничивались максимум полутора часами в день - и это подтверждается записями в дневниках. За этим строго следил завуч, и горе было предметнику, буде он хоть на минуту превысит лимит.

Что произошло за последние полвека?

Во-первых, количество уроков перевалило все разумные пределы. Недавно мне сообщили о рекорде: 13 уроков! И ничего удивительного: ведь в школах, в отличие от вузов, платят не помесячно, а поурочно. При таком раскладе родное дитя не пожалеешь - не то что 20 млн. чужих.

Во-вторых, предметники совершенно распоясались и перестали бояться как Бога, так и завуча.

Каждый из них задает на дом столько, что суток не хватит, если добросовестно. И вот мы видим явное зверство, ставшее обычным и привычным: ребенок, отправившийся в школу к восьми утра, в двенадца-том часу ночи все еще сидит за уроками. Никакой Ирод не мог придумать столь жестокого избиения младенцев! Хорошо еще, что подавляющее большинство наших детей пошли в своих родителей и, как и они, отвечают на вопиющую дурь начальства столь же вопиющей халтурой. Проще говоря, те и другие бездельничают самым нахальным образом.Иначе все наше подрастающее поколение давно скончалось бы где-нибудь под утро прямо за письменным столом от полного умственного изнеможения.

Наконец, в-третьих, любящие родители то и дело путают своих любимых чад с не менее любимыми кутятами и котятами. Во всех случаях главная цель - нахватать как можно больше медалей в предстоящих конкурсах-соревнованиях. С этой целью и на четверолапого и на двуногого кутенка навешивают столько дополнительных занятий, что школьная каторга по сравнению с ними кажется домом отдыха.

И после всего этого те же самые родители на досуге раскрывают журнал и с возмущением узнают, что половину школьников в их стране кто-то превратил в невротиков, две трети - в аллергиков, четыре пятых - в полных инвалидов по уху-горлу-носу-зрению-позвоночнику, не говоря уже об урологии и гинекологии, а также о желудке и коже. Интересно, кто же это такой злодей?

Если бы у нас осталась капля совести или хотя бы чувство ответственности перед подрастающим поколением, то мы должны были бы срочно, в законодательном порядке, уравнять рабочую неделю взрослых и детей (включая домашние задания). Просто, чтобы род человеческий в пределах России не пресекся.

Но вот в чем беда.

Если рабочую неделю взрослого в одночасье сократить вдвое - он спокойно пролежит остав-шуюся половину на диване. Если проделать то же самое с ребенком, подростком, молодым человеком - тот сразу на стенку полезет от безделья.

Как быть?

Разум подсказывает: обратиться за помощью к последней по счету - но не по значению! - под-системе образования, именовавшегося раньше "внешкольным", а ныне известным под именем "дополнительного".

Теперь в это трудно поверить, но когда-то словно на другой планете существовал удивительный мир учебных по существу заведений, где не ставили ни "двоек", ни "пятерок", где никто никуда не вызывал родителей, а тем не менее эти заведения кишмя кишели как ребятней, так и родителями. Они носили архаичные по нынешним временам названия: "Дворец пионеров", "Станция юных техников", "Станция юных натуралистов" и так далее в огромном разнообразии. Хищничество "коммерческих структур" разделалось с большинством этих "станций" не менее свирепо, чем с детсадами. Подсистема дополнительного образования практически перестала существовать как подсистема - она сохранилась только в педагогической теории. Но, к счастью, истребленными оказались далеко не все "станции". И оставшиеся в живых демонстрируют такую педагогическую эффективность, являются во многих городах страны такими важными притягательными центрами для тысяч и тысяч школьников каждая, что впору задуматься: нельзя ли попытаться превратить их в своего рода"точку опоры",чтобы если не перевернуть земной шар, то хотя бы повернуть в лучшую сторону развитие образования в стране?

Эксперты указывают, как это лучше сделать, с учетом существующих условий.

По их мнению, рассматриваемая подсистема, при полном развертывании её педагогического потенциала, должна строиться на двух уровнях.

Первый уровень составляют те самые "внешкольные учреждения", о которых только что шла речь. Их следует полностью приравнять ко всем другим учебным заведениям - как в смысле оплаты персонала, так и во всех остальных отношениях. Разного рода "дома творчества юных" должны быть не пасынками, а такими же родными детьми министерства образования, как детсады, школы, вузы. Это должны быть как бы форпосты подсистемы дополнительного образования и, вместе с тем - её высшая ступень, а также опора для развертывания сети филиалов непосредственно в школах.

Второй уровень составляют школьные клубы по интересам, опирающиеся на учреждения первого уровня. Во избежание недоразумений, о них следует сказать несколько детальнее.

Даже в школах, где занятия идут в три смены, несколько часов вечером классы пустуют. А там, где двух- и тем более односменка - школа пуста значительное время дня и вечера. И это - не говоря уже о субботах-воскресеньях и о каникулярном времени. Однако, по пословице, свято место пусто не бывает. И родители, вкупе с учителями, заполнили зияющую пустоту пресловутой "продленкой". В меру своего разумения, они, по образу и подобию детсада, тут же превратили "продленку" в еще одну раз-новидность "камеры хранения живых чемоданов", где с помянутыми "чемоданами" гуляют, готовят уроки а иногда, случается, и подкармливают. Здесь вряд ли уместно распространяться о плюсах и минусах "продленки" в её настоящем виде.Зададимся лучше вопросом: что мешает хотя бы в некоторых случаях сделать ту или иную группу "продленки" кружком юных историков, техников, натуралистов?

Ответ напрашивается сразу: "камера хранения" намного дешевле. Но еще дешевле - вообще не иметь детей. Мы уже вступили на этот путь, и нам еще предстоит горько пожалеть об этом.

Но если все же изыскать средства на ведение школьных кружков? Скажем, поначалу шире привлекать к этому делу родительскую общественность, студентов, старшеклассников. Напомним, что у нас мается без работы десяток миллионов вполне работоспособных людей, и многие из них охотно поменяли бы пособие по безработице на самое малое вознаграждение руководителя кружка. Сказанное полностью относится к еще полутора десяткам миллионов людей, которые формально вроде бы работают, а фактически получают все то же самое мизерное пособие по безработице. И по меньшей мере к десятку из трех десятков миллионов пенсионеров (не считая инвалидов). Не говоря уже о том, что многие взрослые при надлежащих условиях охотно пришли бы в школу на общественных началах - в качестве помощников педагога по внеклассной работе. И тем самым помогли бы хоть немного сузить катастрофически разрастающийся "разрыв поколений".

Самое же главное: в тысячах школ такие кружки уже есть - и с платными, и с "общественными" руководителями. Проблема сводится к тому, чтобы такие кружки были не в тысячах, а в десятках тысяч - в идеале во всех до единой школах. И чтобы "кружковую партизанщину" превратить в регулярные. упорядоченные занятия. Короче, бессистемье - в систему. Точнее, в подсистему, равнопорядковую со школьной.

При таком подходе функционирование рассматриваемой подсистемы образования видится экспертам в следующих общих чертах. Отсидев четыре-шесть уроков в школе и просидев после обеденного перерыва час-полтора над домашними заданиями, школьник, после минимум часовой прогулки или соответствующих занятий на воздухе, отправляется в школьный клуб по интересам, где продолжает заниматься тем же самым, что и в школе, но уже не "на отметку", а "на интерес". И вовсе не беда, что он уделит вечером свое внимение не всем предметам поровну, а, скажем, любимой истории. Или любимому автоделу. Важно, чтобы с интересом. Как знать, может это потом сыграет в его жизни гораздо более важную роль, чем все десять лет за школьной партой.

Кого-то школьный клуб по интересам (кружок) со временем перестанет удовлетворять. Что ж? В этом случае - прямая дорога в более солидное учреждение все той же подсистемы образования - в бывший дом бывших пионеров. Там увлечение может подняться на такой уровень, откуда прямая дорога в специальное среднее или высшее учебное заведение. В этом случае подсистема дополни-тельного образования выполнит для молодого человека свою миссию полностью.

Ученье,конечно же,свет.Но не обязательно лампа в лицо допрашиваемого.И ученье, конечно же труд. Но это не мешает ему быть радостью. Пусть даже в смежной подсистеме образования.

И.В.Бестужев-Лада, академик РАО
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(19);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок