Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
ВОСПИТАНИЕ: ПОДЛИННОЕ И МНИМОЕ

На заседаниях Президиума Российской академии образования время от времени слышатся сетования на неупорядоченность педагогической терминологии. В тысячный раз напоминают, что это ведет не только к бесплодным дискуссиям, где один и тот же термин используется в разных значениях или, наоборот, одна и та же вещь описывается разными терминами. Главное - жестоко страдает педагогическая наука и практика. Но ничего поделать нельзя: в отличие от цивилизованных народов мира, русские прежде всего ценят вольность если не в жизни, то хотя бы на словах. Поэтому в терминологии всяк сам себе хозяин.

Жалкие англичане, с их убогим английским языком, вынуждены довольствоваться в педагогике всего лишь жутким произношением латинской "эдукации", которая покрывает все и вся. Ничего больше они так и не смогли придумать. У русских, на их беду, изначально явились целых три термина: "обучение", "воспитание" и "образование". Но и это богатство, как и все их природные ресурсы, тоже не пошло им впрок. То и дело можно слышать:" воспитание и образование", "обучение и образование", "обучение и воспитание - это и есть образование" , и т.д .Меж тем, даже если верить последнему из приведенных словосочетаний, то все равно закрадывается подозрение, что "обучение" и "воспитание" - качественно разные вещи. Мало того, вполне вероятно, что это - два разных способа передачи двух разных информаций.

Так, можно обучить чтению, счету, письму. Но в принципе невозможно воспитать то же самое. Можно воспитать порядочного человека. Но "обучить порядочного человека" - это совсем иной понятийный ряд.

Если присоединиться к мнению, что обучение - это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков (пусть даже включающий другие компоненты), то появляется возмож-ность более четкого размежевания понятий обучения и воспитания. Ибо последнее, при обязательном включении "пресловутых зунов", предполагает качественно иную мотивацию. Человек обучается, чтобы что-то знать и уметь, а тем самым - занять более высокое положение в обществе. Человек воспитывается, чтобы удовлетворить свою насущную потребность в самоутверждении - в том, чтобы его уважала по меньшей мере его референтная группа и чтобы на этом основании он мог уважать сам себя, без чего начинается автоматическая деградация личности. Сделать это можно одним-единственным способом: передачей и усвоением устоявшихся образцов - стереотипов сознания и поведения.

Усвоение стереотипов предполагает некоторые элементы обучения в чисто инструментальном порядке, но отнюдь не сводится к ним. Если же отождествлять воспитание с обучением - а именно этим занимается по сию пору мировая и особенно наша туземная педагогика - то результаты получаются неизменно нулевые или даже минусовые. Что, впрочем, нисколько не смущает педагогических резонеров, без конца разыгрывающих басню про повара и кота, в которой, как известно, домашний хищник "слушает" одно, а " делает" совершенно другое.

Так, школьнику, студенту или даже профессору-академику можно сообщить все необходимые знания о преимуществах и правилах пользования носовым платком, о вреде курения, о непристойности мата, о презренности хамства-холуйства и пр. Тем не менее, вовсе не уникум профессор (не говоря уже о школьниках и студентах), который предпочитает носовому платку собственный рукав, курит и пьет - даже если его выворачивает от этого, матерится, как самый невоспитанный боцман, хамит по отношению ко всем, кроме вышестоящих, перед которыми подло холуйствует. И проделывает все это вовсе не от недостатка знаний-умений-навыков и даже не потому, что приятно или просто хочется, а потому, что "так принято" в его референтной группе. И если он будет вести себя иначе - там его статус заведомо понизится.

Все это - общеизвестные психологические истины. Тем не менее, упрямо ведется "воспитательная работа" в семье, в армии, в тюрьме - во всех без исключения социальных институтах общества. И никого не смущает, что словосочетание "семья (армия. тюрьма) воспитала" никогда не имеет к этой "работе" ровно никакого отношения.

Видимо, пора задуматься над механизмами формирования и изменения стереотипов сознания и поведения как единственном действенном инструменте подлинного, не мнимого воспитания. Осуществимо ли это на практике? Да, но, увы, пока что без заметного участия педагогической и психологической науки. Приведем в качестве иллюстрации два примера -один негативный, другой позитивный.

Во времена, не столь отдаленные, когда русский мат был так же распространен, как и сейчас, существовал железный стереотип сознания (и поведения): в присутствии женщин может материться только подонок. Этот стереотип свято соблюдал и отъявленный матерщинник - министр или генерал, и самый последний подзаборный хмырь. И если случайно сорвалось привычное матерное - виновник чувствовал себя, как громко испортивший воздух. Сегодня представители младшего, нередко среднего, а за ними все чаще и старшего поколения грязно матерятся не только при женщинах, но и вместе с ними. Изменился стереотип - произошло эффективнейшее воспитание нескольких поколений. Правда, со знаком "минус".

Другой пример: отношение к никотину, алкоголю и более сильным наркотикам в США. Был (и по сию пору экспортируется в менее развитые страны, включая Россию) один стереотип: заслуживающая уважения личность обоего пола непременно должна быть с сигаретой во рту, с бокалом в руке и с "дозой травки" в кармане. Теперь такого уважения заслуживает, образно говоря, только бегающий трусцой, а сигарета, стакан и "травка" сделались - правда, не во всех референтных группах - символами некой второсортности, плебейства. С далеко идущими социальными последствиями по части масштабов и структуры потребления наркотиков.

Думается, здесь - ключ к переводу категории воспитания из области квазиобучения с нулевыми и негативными результатами в область действительной смены стереотипов сознания и поведения. Так, как это желательно для общества в целом.

И.В. Бестужев-Лада, академик РАО
404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(19);%>

   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок