"Балканский синдром"
Cовсем недавно произошел очередной инцидент на море, связанный с американской подводной лодкой. Итог - катастрофа с японским учебным судном, унесшая жизни девяти человек.
Как это было?
10 февраля вблизи Гавайских островов при всплытии в надводное положение атомная подводная лодка ВМС США "Гринвилл" (тип "Лос-Анджелес") под командованием коммандера (капитана 3-го ранга) С. Уэддели столкнулась с учебным японским судном "Эхиме-мару". В результате полученных повреждений судно через 10 мин. затонуло. Из 35 находившихся на борту японского судна членов экипажа, учащихся и преподавателей специализированной рыболовецкой школы с японского острова Увазима, 9 чел. погибли. Подводная лодка "Гринвилл" получила незначительные повреждения и через несколько часов после столкновения возвратилась на базу Перл-Харбор.
По имеющимся данным, море в районе катастрофы было спокойным, температура воды - около 25°С. Состояние погоды не осложняло проведение спасательной операции, в которой участвовали силы береговой охраны США, прибывшие в район столкновения через 50 мин. Экипаж подводной лодки в спасательной операции участия не принимал.
В ходе организованной командованием Тихоокеанского флота ВМС США поисковой операции 9 чел. с затонувшего японского судна так и не удалось обнаружить.
Это - статистика.
Для человека, не знакомого со спецификой службы на подводных лодках и особенностями подводного плавания, она, видимо, кроме эмоциональной реакции и вопросов без ответов, ничего не вызовет. Однако у подводника, который лично принимал решение на погружение и всплытие корабля в различных условиях обстановки, эта статистика безусловно явится основанием для определенных выводов и заключений.
Из более чем 40 календарных лет военной службы почти 16 лет мне довелось служить непосредственно на дизельных и атомных подводных лодках, из них более 6 лет - в должности командира атомной ракетной подводной лодки и 2 года - заместителем командира соединения подводных лодок. Но не могу припомнить подобного происшествия с нашими подводными кораблями, хотя аварийных происшествий было достаточно.
Американские подводники, как известно, топят уже второе японское судно за последние 20 лет. В 1981 г. ракетная подводная лодка ВМС США "Джордж Вашингтон" в результате столкновения потопила японское судно "Ниссио-мару".
Какие выводы можно сделать из случившейся 10 февраля трагедии в Тихом океане?
Первое. О всплытии в надводное положение подводной лодки.
Основной причиной катастрофы с японским судном "Эхиме-мару" является безграмотное или, как говорят у нас, преступно-халатное выполнение маневра всплытия в надводное положение командиром американской подводной лодки "Гринвилл". Это однозначно, и здесь не может быть никаких сомнений.
В какой-то степени могут быть оправданы действия командира подводной лодки, если экстренное (аварийное) всплытие выполнялось в результате возникшей аварийной ситуации на корабле, угрожающей гибелью подводной лодки и экипажа, когда необходимого времени на оценку надводной обстановки в районе всплытия практически нет.
Если этот маневр выполнялся для тренировки экипажа, а это подтвердил Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Т.Фарго, командир был обязан убедиться визуально, посредством перископа и с использованием РЛС, что район "чист" (т.е. отсутствуют надводные объекты).
Известно, что американские подводники часто выполняют маневр всплытия в надводное положение способом "дельфин", буквально "выныривая" из-под воды. Такой способ позволяет значительно сэкономить запас воздуха высокого давления при продувании главного балласта. Однако меры безопасности должны строго выполняться, иначе трагические последствия не избежны.
В данном случае морякам "Гринвилла", скажем прямо, повезло. А если бы водоизмещение судна было бы, допустим, не 500, а 10 000 т или еще больше?
Вот почему такие действия командира корабля классифицируются именно как "преступно-халатные" и подлежат строгому осуждению, поскольку привели к гибели людей и судна.
Второе. Заслуживают осуждения действия экипажа подводной лодки в мирное время, спокойно взирающего на то, как на его глазах терпят бедствия мореплаватели. Это вопрос нравственности и морали. Здесь необходимо мнение специалиста в другой области.
Третье. Столкновение подводной лодки "Гринвилл" с японским судном продемонстрировало, каким запасом прочности обладают корпуса подводных лодок США. Американцы - сторонники однокорпусной конструкции подводных лодок, при которой цистерны главного балласта (основной запас плавучести) помещаются в "легких" оконечностях корпуса подводной лодки, а частично - в прочном корпусе.
С учетом этого они прочный (непроницаемый) корпус вынуждены создавать из более толстых стальных листов, чем на двухкорпусных подводных лодках. При столкновениях прочный корпус американских подводных лодок менее подвержен разрушению, чем более тонкостенные, если так можно сказать, корпуса двухкорпусных подводных лодок.
Не вдаваясь в преимущества и недостатки тех или иных конструктивных особенностей подводных лодок, да и не в этом дело, можно сделать еще один важный вывод, возвращаясь к постигшей нас трагедии с атомоходом "Курск".
В последнее время в нашей прессе появились такие "сенсационные" заявления, что "Курск" потопили свои корабли, что версия столкновения с иностранной подводной лодкой не находит подтверждения, и др.
Вместе с тем столкновение у Гавайских островов еще больше укрепило уверенность в том, что "Курск" погиб именно в результате столкновения с иностранной подводной лодкой.
Иностранная многоцелевая подводная лодка (в районе учений Северного флота в августе прошлого года, как известно, их было три, из которых две американские) вела слежение за действиями атомохода "Курск". Это обычная многолетняя практика деятельности ВМС США и НАТО в операционных районах Северного флота.
Гидрологические условия в летний период на Баренцевом море неблагоприятны для надежного поддержания акустического контакта. При всплытии "Курска" на перископную глубину для поиска объекта учебной торпедной атаки контакт с ним был потерян. Хотя акустические комплексы современных подводных лодок имеют отличные характеристики, но летний тип гидрологии таков, что на малых глубинах погружения подводные лодки обнаруживают друг друга буквально в нескольких десятках метрах, когда избежать столкновения практически невозможно. Остается лишь надеяться на Господа Бога и на счастливый случай.
Так и произошло. Иностранная лодка совершила подскок на хорошем ходу в предполагаемую точку потери контакта и, не обнаружив "Курск", всплывает под перископ для уточнения обстановки. Здесь и произошло столкновение. Удар пришелся, видимо, в самую уязвимую часть корпуса "Курска" - сверху, так как перископная глубина у иностранной лодки на 5-6 м меньше, чем у "Курска".
Если командир "Гринвилла" утопил японское судно, то, видимо, такой же лихой командир американской лодки нанес "Курску" повреждения, которые привели к трагическим последствиям. И не случайно, что на второй или на третий день после катастрофы прилетал в Москву директор ЦРУ США. Цель его визита осталась в тайне, так как, судя по всему, катастрофа с "Курском" приобрела политическую окраску, - ведь в США уже полным ходом шла президентская избирательная кампания.
За последние три десятка лет инцидентов, связанных со столкновением под водой с американскими подводными лодками советских и российских подводных лодок было предостаточно - около 20, из которых 11 случаев имели место в наших полигонах боевой подготовки Северного и Тихоокеанского флотов. На Северном флоте таких случаев было 9.
Вот некоторые из них:
- столкновение РПЛ "К-19" с американской АПЛ "Гато" в 1969 г.;
- столкновение АПЛ "К-276" с американской АПЛ "Батон Руж" в 1972 г.;
- столкновение РПЛ "Борисоглебск" с американской АПЛ "Грейлинг" в 1993 г.
В результате столкновения под водой погибла в 1968 г. вместе с экипажем наша дизельная РПЛ Тихоокеанского флота "К-129". Виновником, видимо, стала американская ПЛА "Суордфиш". Есть все основания считать, что гибель "Курска" лежит на совести командира американской лодки. Имеются данные, что и в 1986 г. наша РПЛ "К-219" погибла не без помощи американской лодки.
Что прежде всего обращает на себя внимание при анализе? Это - сближение американских подводных лодок на опасное расстояние при выполнении маневра слежения за нашими подводными ракетоносцами. Подобное можно охарактеризовать не иначе, как явные просчеты командиров американских подводных лодок в оценке реальной обстановки.
И последнее. Советский Союз, а в дальнейшем и Российская Федерация, начиная с 1983 г. неоднократно предлагали США заключить соглашение о создании зон, свободных от противолодочных действий, а также заключить соглашение о предотвращении инцидентов с подводными лодками (о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод). Предлагалось осуществить комплекс мер организационного и технического характера, направленный на обеспечение безопасности подводного плавания подводных лодок.
Однако, несмотря на обещания руководства США поискать "возможные пути решения этой проблемы", как говорится, воз и поныне там. Американская сторона уклоняется от конструктивного решения этого важного вопроса. А пока нет решения - будут погибать корабли, унося с собой жизни многих десятков людей.
Ю.БЕКЕТОВ,
контр-адмирал в отставке
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(15);%>
|