Член Совета Федерации Рамазан Абдулатипов призывает россиян учить законы и знать свои права и обязанности
- Рамазан Гаджимурадович, каков, на ваш взгляд, самый худший
сценарий развития федеральной реформы?
- Худший сценарий мы, к счастью, прошли в начале 90-х годов
прошлого уже века. Теперь, надеюсь, все будет развиваться по
лучшему. Возможности для этого есть.
- И уже нет повода для сомнений?
- Я вам покажу документ: аварский хан вступил в подданство России
в 1583 году. Сколько еще нам надо быть в одном государстве, чтобы
мы смотрели друг на друга как соотечественники? У нас почему-то
до сих пор культивируются какие-то странные понятия: "выходцы
с Кавказа", "лицо кавказской национальности", "татарская преступная
группировка" и так далее.
- Не от хорошей жизни все это происходит. Или - как объяснить?
- Первая строка Конституции Российской Федерации, напомню, звучит
так: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..."
Начиная с Александра Солженицына и кончая представителями самых
крайних взглядов - все отрицают эту строку. Нам надо стать единым
народом! Только после этого мы станем единой страной. Только
таким образом мы можем обеспечить единство и целостность государства.
Сегодня не должны поддаваться привычной для нашего сознания линии
жесткой централизации власти и унитаризации государства. А жесткая
унитарная система нежизнеспособна в условиях многонациональной,
многорелигиозной, разнотерриториальной огромной России.
- Какая уж тут унитарность? Прошел год после президентских указов
о реформировании власти. А недавно Минюст вынужден был предложить
Президенту написать представление 23 регионам, которые так и
не привели свои законодательства в соответствие с федеральным.
Нет элементарного порядка.
- Порядок нужен. Это бесспорно. Но мы никогда не догоним региональные
законодательства, чтобы в каждом пункте привести их в соответствие
с федеральным законодательством. В Соединенных Штатах, допустим,
давным-давно есть штаты, которые провозгласили, что они суверенные,
самостоятельные. В конституции Баварии также написано, что она
- независимое суверенное государство. И на это никто внимания
не обращает, потому что следят только за тем, чтобы правоприменительная
практика повсеместно строилась с учетом верховенства Конституции
и федеральных законов. А кто поступает иначе, тех привлекают
к суду. Важно не то, что написано, а что действует. И тут должно
быть единое правовое поле. А наш Минюст сообщает: 15 тысяч несоответствий!
Так мы можем дойти до абсурда.
- Некоторые региональные лидеры говорят, что сперва надо было
решить вопрос с разграничением полномочий между центром и субъектами
Федерации, а потом браться за местные законы. Насколько справедливы
эти суждения?
- Доля истины в этом есть. Уж слишком много в сфере разделения
полномочий сегодня напутано. Владимир Путин вынужден этот клубок
распутывать, не давая разрастись еще большему хаосу. Я был руководителем
рабочей группы по разработке Федеративного договора. За подписание
этого документа в ноябре 1991 года все дружно проголосовали.
До сих пор у меня перед глазами Минтимер Шаймиев и Доку Завгаев,
которые голосуют "за". Но только Борису Ельцину его тогдашнее
окружение не дало подписать этот договор. Дотянули до марта 1992
года. Однако к этому времени "выпали" Чечня и Татарстан. Все,
о чем не смогли договориться, мы сбросили в корзину совместных
полномочий, думая, что за нами придет законодатель и будет решать
все эти вопросы. Не вышло, до сих пор не принято практически
ни одного закона.
- За какие полномочия борются сегодня губернаторы?
- По сути они хотят ясности в своих полномочиях и полномочиях
центра. И хотят, чтобы осталось как можно меньше вопросов совместного
ведения.
- В свое время широко была распространена практика заключения
двусторонних договоров между центром и субъектом Федерации. Какова,
на ваш взгляд, их судьба?
- Первоначально я был категорическим противником заключения
таких договоров. Потом понял, что Борис Ельцин все-таки поступил
мудро, чисто по-российски. Он этой процедурой снял целый ряд
противоречий, которые накапливались в федеративных отношениях.
Фактически мало какой из регионов эти договора выполнял. Кроме
тех, кто особенно настаивал, - Башкортостан, Татарстан... Те
активно работали. Остальные подписали и забыли. Однако эти договора
заполнили пустоту в разделении полномочий центра и регионов.
Сегодня полностью отказались от такой практики. Мы просто их
как бы забыли, снова не создав взамен никаких правовых механизмов.
И это "по-нашему".
- Насколько известно, на заключении двусторонних договоров сегодня
никто из регионов и не настаивает.
- Дело не в том, настаивают регионы или нет. Правовой вакуум
грозит тем, что будут верховенствовать бюрократия и администрирование.
Чтобы этого не произошло, я предлагаю принять Кодекс "О правовых
основах развития федеративных отношений", который регулировал
бы эту сферу.
- А может быть, нам взять и переписать, как предлагают некоторые,
Конституцию России? Вы сторонник этого?
- Отдельные поправки в Конституции любой страны неизбежны. Но
я категорически против, чтобы писать ее заново. Ведь потенциал
Конституции в решении тех же проблем федерализма не использован
даже на десять процентов.
- А какие поправки, кстати, вы внесли бы в Конституцию сегодня?
- Те, которые прежде всего улучшили бы баланс ветвей власти.
И, конечно же, все-таки прописал бы в ней принцип федерализма
и для местного самоуправления. Мы обозначили полномочия между
федеральным центром и субъектом. А общерегиональный уровень выпал.
Сегодня Президент старается его заполнить полномочиями федеральных
округов. Еще проблема - местное самоуправление. Между субъектами
Федерации и местным самоуправлением должны быть такие же механизмы
взаимоотношений, что и между центром и регионами.
- Вы хотите сказать, что закон о местном самоуправлении надо
писать заново.
- Раскрою тайну. Этот закон был придуман в ЦК КПСС, когда начались
процессы сепаратизма в Прибалтике. По задумке, он должен был
инициировать противоречия между городом Таллином и руководством
Эстонии. Наши депутаты, не поняв, в чем суть, практически автоматически
сделали его российским законом. И мы до сих пор в нем барахтаемся,
вместо того чтобы отработать конкретный механизм работы местного
самоуправления. Более того, мы местное самоуправление просто
отдали в руки криминальных структур, которые уже выкупают целые
территории. Государство отделилось от самоуправления, как и от
церкви.
Время больших ожиданий
- Рамазан Гаджимурадович, сегодня довольно часто говорят о ненужности
Совета Федерации в том виде, как он сейчас формируется. Так ли
это?
- На днях рылся в своем архиве и наткнулся на свою статью, которая
была написана шесть лет назад. Называлась она так: "Нужен ли
России парламент?". Вывод в ней таков: наша законодательная власть
фактически находится в режиме работы не двух палат, а, к сожалению,
двух парламентов. Сегодня в связи с тем, что Совет Федерации
становится уже профессиональным, на постоянной основе, эта двухпалатность,
предвижу, еще больше будет перерастать именно в двухпарламентность.
У нас сегодня фактически нет единого Федерального Собрания Российской
Федерации. По моему мнению, Госдума и Совет Федерации должны
были бы один день в неделю заседать как раздельные палаты с учетом
своих специфических функций. А остальные дни - работать совместно
- Так все-таки вы согласны с тем, что Совет Федерации можно
было бы сократить?
- Нет, я несколько иначе вижу эту проблему. Во-первых, следовало
бы добавить полномочия Совету Федерации в виде задач по разработке
всего комплекса федеративных отношений. Это большое количество
вопросов. По моим подсчетам, только по 72-й статье Конституции
требуется принять около 40 законопроектов. Во-вторых, в Совете
Федерации необходимо не только обеспечить представительство субъектов
Федерации, но и параллельно решить вопрос о более или менее пропорциональном
представительстве народов России в российском парламенте. Если
в первой и второй Государственной Думе, даже в условиях царского
самодержавия, были представители 67 национальностей, а в Совете
Национальностей в свое время было представительство 34 национальностей,
то в прошлой нашей Думе - лишь 28. В нынешней и того меньше.
- Вы предлагаете вместо Совета Федерации снова вернуть Палату
Национальностей?
- Ни в коем случае! Я предлагаю сохранить конституционное представительство
от субъектов Федерации, но учесть по ходу ее формирования и представительство
национальностей. Допустим, если Ханты-Мансийский округ представляют
два человека, пусть один будет русский или украинец, а второй
- ханты или манси. Это будет соответствовать духу российского
федерализма.
- А к назначению членов Совета Федерации вы, надо понимать,
относитесь спокойно?
- Ошибаетесь. Я считаю, что его члены должны избираться. И,
кстати, в свое время при разработке порядка формирования Совета
Федерации (а я был руководителем рабочей группы) закладывался
как раз этот принцип. Фактически поправка о том, что верхняя
палата парламента не избирается, а формируется, появилась за
ночь перед тем, как проект Конституции был вынесен на референдум.
Но сегодня я согласен с принципом назначения. Если бы Президент
сразу объявил всенародные выборы в Совет Федерации, это было
бы очень тяжело принято и обществом, и губернаторами. Президент
дал время адаптироваться к новым правилам. Думаю, это очень мудро
сделано. А там жизнь подскажет.
- Почему вы в Совете Федерации представляете Саратовскую область,
а не родной Дагестан?
- Неродного у меня ничего нет в России. Не было проблем избираться
депутатом в Дагестане. Поддерживало даже руководство. Но, честно
говоря, я очень рад, что меня заметили в Саратове - в одном из
крупных субъектов Федерации. А с Саратовской областью, с ее губернатором
Дмитрием Аяцковым меня давно связывают совместная работа и даже,
думаю, дружба.
- Какие конкретные поручения саратовцев вам приходится выполнять?
- Прежде всего начал анализировать законодательные инициативы,
которые исходят от Саратовской области. Обсудили даже на заседании
правительства Саратовской области вопрос о его законотворческой
деятельности. Совместно с саратовцами лоббируем законопроект
в Госдуме о едином сельскохозяйственном налоге. Это эксперимент,
который вот уже три года как прописался в Саратовской области.
Провел по поручению губернатора в Центре стратегических разработок
у Грефа общероссийские слушания по Закону о земле. Сейчас вот
привез новую инициативу: модельный закон о формировании местных
муниципальных образований, которые отработаны в Саратовской области.
Кроме того, по результатам моих поездок в области формируется
перечень вопросов, к решению которых я подключаюсь уже как их
представитель в федеральном центре.
Человек и политика работают друг на друга
- Мы все больше говорим о федеральной политике. А не теряется
ли в этих высоких материях человек?
- Большое спасибо "Российской газете" за то, что в редакции
есть понимание этой проблемы. Человек и политика работают друг
на друга. В противном случае политика будет нечеловечна, а человек
- аполитичный. И любой закон в конечном итоге - это и есть человек.
Пчелы собирают мед не для органов власти, а собирают его для
гражданина. Однако вот этот самый гражданин у нас в законодательстве
очень слабо присутствует. Мы увлекаемся структурами и системами.
Мы рассуждаем, почему это в России такое равнодушное отношение
к законам. Потому что российский человек ищет свое место и себя
в законах и не находит. Не гражданина надо обвинять, а систему
законодательства, которая у нас сложилась.
Посмотрите, как федеративные отношения замкнули только на взаимоотношениях
органов власти и забыли о человеке. В США, допустим, они выходят
напрямую на гражданина, и гражданин остро чувствует, когда начинаются
противоречия между органами власти субъектов и федерального центра.
Ибо в любом случае будут ущемляться его интересы. Этот инстинкт
защиты своих прав нашему гражданину пока не свойственен.
Американец во многих вопросах истории, культуры по сути часто
безграмотен по сравнению с нами. Но вы спросите у любого американца,
какие полномочия относятся к федеральному центру, а какие полномочия
относятся к его штату, что касается его прав и свобод и так далее,
он вам все расскажет, как Отче наш. Но если вы поинтересуетесь
у некоторых наших руководителей министерств, ведомств и регионов,
какие полномочия за Федерацией и ее субъектами, они толком не
ответят, не говоря о наших простых гражданах.
- Наш гражданин, конечно, чувствует, что ему некомфортно живется,
но почему - это его не интересует.
- Зря. Он должен знать и понимать, что такое, скажем, межбюджетные
отношения. Они создают в государстве минимальные стандарты социальных
услуг для каждого человека. Независимо от уровня экономического
развития региона. И если стандарты нарушаются, то страдает конкретный
человек. Страдают его пенсия, пособия, стипендии, коммунальные
оплаты... Мы должны стимулировать гражданина, чтобы его интересы
были главными в федеративных отношениях. Система взаимоотношений
гражданина от низшего уровня до высшего уровня не может быть
отделена друг от друга.
Сегодня ушли времена, когда человека повсюду окружало государство.
Теперь наш гражданин должен четко знать, за что отвечает он сам,
за что отвечает председатель села, за что район, за что город,
за что регион, а за что Москва.
- Вы приняли новый гимн России?
- Недавно мне задали вопрос в Саратове, мол, некоторые не хотят
вставать, когда гимн звучит, что делать? Я ответил коротко: тот,
кто не встанет, тот сядет. Надо выполнять закон. Стараюсь, между
прочим, когда звучит музыка гимна, даже петь - "Россия - священная
наша держава" - прекрасные слова. У меня два сына: один - в 3-м,
другой - в 11-м классе. Я их заставил выучить слова гимна и сдать
мне экзамен. Для меня слова в гимне - подтверждение того, что
наша страна - это братский союз народов... Только так. И готов
эти ценности Отечества отстаивать.
Александр ШИНКИН
2001 г.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(10);%>
|