По результатам социологического исследования, фактически проведенного редакцией журнала "Работа, бизнес, учеба за рубежом", около 24% россиян, желающих получить или продолжить образование за границей, отдают предпочтение ВУЗам Соединенных Штатов Америки. 19% хотели бы поучиться менеджменту, маркетингу, технологиям налаживания связей с общественностью, английскому языку в Великобритании. Третью позицию занимают Канада и Германия, там хотели бы учиться по 12%. Франции отдают предпочтение 7%, а Италии 5%.
Возможно, географическая удаленность (и, соответственно, высокие транспортные расходы) является той причиной, по которой Австралия по данному показателю попадает в число аутсайдеров. В некоторых источниках высказывается мнение, что более низкая стоимость австралийского образования, в сравнении с учебными заведениями Старого Света, из-за больших транспортных расходов делает рентабельной реализацию идеи с получением зарубежного образования в Австралии при продолжительности обучения не менее трех месяцев. Но очевидно, что университетские курсы требуют значительно больше времени. Кроме того, ряд особенностей австралийских университетов позволяют предположить, что российским абитуриентам, желающим и имеющим возможность получить образование за рубежом, было бы небезынтересным подумать и об этой далекой, но очень интересной стране.
Лишь два австралийских университета являются частными, большинство же из них финансируется государством. Это позволяет обеспечивать одинаковую продолжительность обучения, поддерживать равно высокий уровень требований к студентам.
Студенту австралийского университета приходится работать много и напряженно. Он может пройти любой учебный курс, предлагаемый университетом, при условии, что его индивидуальная подготовка позволяет успешно изучить выбранный предмет. Большое внимание в австралийских университетах уделяется самостоятельной работе в учебных лабораториях и библиотеках. Учебная нагрузка, особенно письменные задания, сочинения, семинары и консультации с преподавателями, играют важную роль в процессе обучения. Лекции в австралийских университетах проходят строже и формальней, чем в американских учебных заведениях. В то же время отношения между студентами, преподавателями и администрацией менее официальны. Лекции, семинары и лабораторные работы расписываются по неделям, их посещение является обязательным. Лекции и семинары обычно проводятся лектором или стипендиатом. Студент должен активно участвовать в дискуссиях, экспериментах, практических работах, работах с документами и других видах учебной деятельности. Студенты должны прослушать, как минимум, 3 - 4 предмета в семестр.
Семестр продолжается 13 - 14 недель, в зависимости от конкретного факультета. Курс лекций по каждому предмету длится от 39 до 48 часов. В некоторых университетах практикуется отпускать студентов на недельные каникулы перед началом каждого экзаменационного периода.
Для иностранных студентов дневная форма обучения является необходимым условием для получения студенческой визы. Наибольшим вниманием иностранцев пользуются учебные курсы, связанные со сферой бизнеса и экономики. Однако поступить в университет удается далеко не всем желающим, конкурс на соответствующие специальности бывает достаточно высок. В большинстве университетов Австралии к иностранным абитуриентам предъявляются более высокие требования, чем к австралийцам.
Но рынок, как известно, способствует появлению предложений при наличии спроса. Поэтому иностранцы, в том числе и россияне, могут изучить университетские бизнес-программы в частных колледжах, имеющих соответствующие договоренности с университетами. Таким образом можно гарантировать поступление в университет и в итоге получить Диплом или Диплом продвинутого уровня. Обучаясь по подобной программе в колледже, студент получает возможность слушать лекции университетских профессоров, посещать библиотеки и лаборатории университета. Появляется возможность за три учебных семестра, продолжительностью в один академический год поступить на второй, а иногда и третий курс университета (при успешном усвоении учебной программы).
Альтернативные программы получения австралийского университетского образования привлекательны еще по двум причинам. Во-первых, лекционные группы в колледжах более малочисленны, чем в университете (50-75 человек вместо 150-200), что не может не сказываться позитивным образом на качестве занятий и способствует адаптации к высшей школе. Во-вторых, в учебные планы кроме лекций и семинаров включаются специальные консультации с преподавателями. Эти меры гарантируют успешное поступление студентов в университет и снижают вероятность последующего отчисления с первого курса.
П.Сергеев
22 октября 2000 г.
|