Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Ф.И. Тютчев

Первое подлинное открытие Тютчева принадлежит А.С. Пушкину. Пушкин пришел в восторг, когда в первый раз увидел рукописное собрание тютчевских стихов, и напечатал их в своем журнале "Современник" за 1836 год. Позднее целая плеяда деятелей литературы высоко оценила лирику Тютчева: великим поэтом его считали Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, Некрасов относил его "к русским первостепенным поэтическим талантам".

На трагическую гибель Пушкина Тютчев, отозвался проникновенными стихами:

Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
("29 января 1837")

Его стихи исполнены внутреннего драматизма. Находясь во власти воспоминания, чувствуя потребность прикоснуться к прошлому, поэт предается размышлениям о жизни, ее смысле, о неумолимой власти времени.

В ряду стихотворений Тютчева особое место принадлежит так называемому "денисьевскому циклу". Это особая лирическая повесть о любви, пережитой поэтом на склоне лет, - о любви к Елене Александровне Денисьевой. Их "беззаконные" в глазах света отношения продолжались четырнадцать лет. Тютчев был женат и не мог дать счастья любимой женщине. В 1864 году Денисьева умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую от "суда людского", Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным положением в обществе, винит прежде всего самого себя:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

По глубине психологического раскрытия любовной темы "денисьевский цикл" не имеет себе равных в лирике Тютчева предшествующего периода. О неоднозначном восприятии любви свидетельствуют строки его "Предопределения":

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их сьединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

Не меньшим, чем любовная лирика, художественным достижением Тютчева была и его лирика природы ("Обвеян вещею дремотой...", "Есть в осени первоначальной" и др.).

С самого начала творчества Тютчев заявил себя как яркий представитель философской поэзии, в которой мысль никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им.

Поэт стремится философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космоса и человеческого бытия. Тютчевская натурфилософия обнаруживает близкое знакомство с античной и немецкой классической философией.

"Реальность жизни" воспринималась поэтом в непрестанном противоборстве враждующих сил, она рождала в нем тревогу от сознания, что мир находится накануне грандиозных исторических потрясений. И в этом движении мировой истории Тютчев часто ощущал себя "обломком старых поколений":

Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью
За новым племенем брести!

Но эти мысли в творчестве поэта вовсе не свидетельствуют о его безнадежном пессимизме. Почти физическим "переизбытком жизни", любовью ко всему сущему наполнены ликующие строки "Весенней грозы" и "Весенних вод", свидетельствующие о победе весны над зимою, жизни над смертью. Но поэзии Тютчева ведомо и ощущение скоротечности бытия, сознание непрочности и хрупкости человеческой жизни, этой "грезы природы":

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?

Поэт возвышается до понимания соотношения этих двух миров - человеческого "Я" и природы - не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей: "Все во мне и я во всем...":

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто служат образы природы: цветущий мир солнца, голубого неба, "поющих деревьев"; океан, объемлющий земной шар. Такие сравнения и параллели пробуждают в читателе всякий раз новые ассоциации, раскрывают не просто состояние души, а ее внутреннее поступательное движение. Изображение таинственнейших движений души сквозь зримую диалектику явлений природы - это то, что поэзии дал Тютчев.

В поэзии Тютчева необыкновенно гармонично сочетаются конкретно-зримые приметы внешнего мира и то субъективное впечатление, которое производит этот мир. Зрительное впечатление от надвигающейся осени передано в нескольких строчках:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Некрасов писал о том, что Тютчеву удается пробудить "воображение" читателя и заставить его "дорисовать" то, что только намечено в поэтическом образе. Как не вспомнить знаменитые тютчевские образы: "повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит", "не остывшая от зною, ночь июльская блистала", "Чародейкою Зимою околдован, лес стоит" и др. Тютчев широко пользуется звукописью, которая помогает ему не только запечатлеть картины природы, но и проявить свои ощущения:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые...

Этой же цели служат и красочные сочетания в стихах Тютчева ("мглисто - лилейно", "лучезарно и сизо-темно" и т. д.).

По мнению многих критиков, Ф.И. Тютчев являлся "предтечей символистов". Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать в тайны природы и человеческой души, получило широкое признание. По-новому, с свежей силой сейчас зазвучали строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Писарев П.В. Жизнь и творчество Тютчева. М„ 1962.
  2. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки