Первое подлинное открытие Тютчева принадлежит А.С. Пушкину.
Пушкин пришел в восторг, когда в первый раз увидел рукописное собрание тютчевских
стихов, и напечатал их в своем журнале "Современник" за 1836 год. Позднее целая
плеяда деятелей литературы высоко оценила лирику Тютчева: великим поэтом его считали
Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, Некрасов относил его "к русским первостепенным
поэтическим талантам".
На трагическую гибель Пушкина Тютчев, отозвался проникновенными
стихами:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
("29 января 1837")
Его стихи исполнены внутреннего драматизма. Находясь во власти
воспоминания, чувствуя потребность прикоснуться к прошлому, поэт предается размышлениям
о жизни, ее смысле, о неумолимой власти времени.
В ряду стихотворений Тютчева особое место принадлежит так называемому
"денисьевскому циклу". Это особая лирическая повесть о любви, пережитой поэтом
на склоне лет, - о любви к Елене Александровне Денисьевой. Их "беззаконные" в
глазах света отношения продолжались четырнадцать лет. Тютчев был женат и не мог
дать счастья любимой женщине. В 1864 году Денисьева умерла от чахотки. Не сумев
оградить любимую от "суда людского", Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным
положением в обществе, винит прежде всего самого себя:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
По глубине психологического раскрытия любовной темы "денисьевский
цикл" не имеет себе равных в лирике Тютчева предшествующего периода. О неоднозначном
восприятии любви свидетельствуют строки его "Предопределения":
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их сьединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Не меньшим, чем любовная лирика, художественным достижением
Тютчева была и его лирика природы ("Обвеян вещею дремотой...", "Есть в осени первоначальной"
и др.).
С самого начала творчества Тютчев заявил себя как яркий представитель
философской поэзии, в которой мысль никогда не является читателю нагою и отвлеченною,
но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им.
Поэт стремится философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть
в тайны космоса и человеческого бытия. Тютчевская натурфилософия обнаруживает
близкое знакомство с античной и немецкой классической философией.
"Реальность жизни" воспринималась поэтом в непрестанном противоборстве
враждующих сил, она рождала в нем тревогу от сознания, что мир находится накануне
грандиозных исторических потрясений. И в этом движении мировой истории Тютчев
часто ощущал себя "обломком старых поколений":
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью
За новым племенем брести!
Но эти мысли в творчестве поэта вовсе не свидетельствуют о
его безнадежном пессимизме. Почти физическим "переизбытком жизни", любовью ко
всему сущему наполнены ликующие строки "Весенней грозы" и "Весенних вод", свидетельствующие
о победе весны над зимою, жизни над смертью. Но поэзии Тютчева ведомо и ощущение
скоротечности бытия, сознание непрочности и хрупкости человеческой жизни, этой
"грезы природы":
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?
Поэт возвышается до понимания соотношения этих двух миров -
человеческого "Я" и природы - не как ничтожной капли и океана, а как двух беспредельностей:
"Все во мне и я во всем...":
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Для выражения сложного мира человеческой души поэту часто служат
образы природы: цветущий мир солнца, голубого неба, "поющих деревьев"; океан,
объемлющий земной шар. Такие сравнения и параллели пробуждают в читателе всякий
раз новые ассоциации, раскрывают не просто состояние души, а ее внутреннее поступательное
движение. Изображение таинственнейших движений души сквозь зримую диалектику явлений
природы - это то, что поэзии дал Тютчев.
В поэзии Тютчева необыкновенно гармонично сочетаются конкретно-зримые
приметы внешнего мира и то субъективное впечатление, которое производит этот мир.
Зрительное впечатление от надвигающейся осени передано в нескольких строчках:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Некрасов писал о том, что Тютчеву удается пробудить "воображение"
читателя и заставить его "дорисовать" то, что только намечено в поэтическом образе.
Как не вспомнить знаменитые тютчевские образы: "повисли перлы дождевые, и солнце
нити золотит", "не остывшая от зною, ночь июльская блистала", "Чародейкою Зимою
околдован, лес стоит" и др. Тютчев широко пользуется звукописью, которая помогает
ему не только запечатлеть картины природы, но и проявить свои ощущения:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые...
Этой же цели служат и красочные сочетания в стихах Тютчева
("мглисто - лилейно", "лучезарно и сизо-темно" и т. д.).
По мнению многих критиков, Ф.И. Тютчев являлся "предтечей символистов".
Его творчество, отмеченное глубиной философской мысли, способностью проникать
в тайны природы и человеческой души, получило широкое признание. По-новому, с
свежей силой сейчас зазвучали строки:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
ЛИТЕРАТУРА:
- Писарев П.В. Жизнь и творчество Тютчева. М„ 1962.
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988.
avtor
|