Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Н.Г. Чернышевский

Не говори: "Забыл он осторожность!
Он будет сам своей судьбы виной!.. "
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
"Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!" -

так писал в стихотворении "Пророк" Н.А. Некрасов о своем друге Н.Г. Чернышевском. Властитель дум молодого поколения 60-х годов, автор экономических и философских трудов, публицист и революционер Н.Г. Чернышевский известен прежде всего как автор романа "Что делать?". Роман стал важнейшим событием общественной жизни 60-х годов XIX века. Осуществляя свою давнюю мысль о том, что литература должна быть учебником жизни, писатель обратился к современникам с животрепещущим и сиюминутным вопросом: что делать? К чему стремиться человеку, вступающему в жизнь, что принимать, что отвергать? Как стать счастливым?

На смену "маленькому человеку" и "лишним людям" - основным героям русской реалистической литературы 40-х годов - пришли "новые люди", разночинцы-демократы. Они принадлежали к "базаровскому типу". В них то же сознание собственной силы, дающее внутреннюю устойчивость, та же уверенность в себе, то же пренебрежение к дворянской этике и эстетике. Имея дело с людьми "старого мира", они вели себя совершенно по-базаровски. Так, Лопухов дал отпор "осанистому господину", а Кирсанов спустил с лестницы великосветского шалопая. Они находили в себе силы порвать с обществом "пошлых людей". Чернышевский подробно рассказывает о детстве и юности Веры Павловны, он вводит нас в мир мещанско-чиновничьего быта, где царит постоянная ругань, где есть место более чем сомнительным махинациям. Картину этого мира дополняют "говорящие детали": кухарка Матрена с подбитым глазом, чай спитой и сахарница, которая собственноручно запирается в шкаф предусмотрительной Марьей Алексеевной. Удушливая, мрачная атмосфера, в которой нет места подлинно человеческим чувствам и стремлениям. В такой обстановке живет Верочка Розальская. Труд и образование, по мнению автора, помогают ей освободиться от гнетущего влияния семьи и стать "новым человеком".

В прошлом Лопухова и Кирсанова та же обстановка нищеты, ежедневная борьба за кусок хлеба, за возможность учиться. Оба молодых человека сами, без протекции и связей пролагали себе дорогу.

"Всяк человек сам себя воспитать должен", - говорил Евгений Базаров. Эти слова могли бы повторить и "новые люди" Чернышевского. Именно это раннее знакомство с трудом и лишениями дает им ту силу, которой были лишены лучшие представители дворянской интеллигенции.

Чернышевский, философ-материалист, сторонник "антропологического принципа в философии", ставит знак равенства между трудом и движением, понимая движение как поступательное развитие личности и общества. Труд для "новых людей" - не изнуряющая обязанность, а необходимая потребность, рождающая радость. Удовлетворение, внутреннее обогащение приносит труд, свободный от рутины, несущий в себе самом элемент творчества и созидания, труд для людей, а не для себя. Так, например, врач и ученый Александр Кирсанов обеспеченности и богатству, которые он мог бы приобрести частной практикой, предпочитает занятия наукой. Вера Павловна организует мастерские, чтобы на практике доказать преимущества коллективного труда и помочь "выйти из подвала" своим сверстницам-девушкам из неимущих семей. "Новые люди" умеют радоваться жизни, они не аскеты-подвижники, а живые люди из плоти и крови. Верочка любит танцевать, супруги Лопуховы вместе со всей мастерской выезжают на пикники, устраивают многолюдные вечера. "Они живут весело и дружно, работают и отдыхают, и наслаждаются жизнью, и смотрят на будущее... с твердой... уверенностью, что чем дальше, тем лучше будет".

"Новые люди" умеют любитъ. "Кто не испытал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви", - говорит писатель устами своих героев. В своей жизни "новые люди" руководствуются теорией "разумного эгоизма". Главная идея этой теории заключается в том, что поступки людей всегда должны быть согласованы с их внутренними побуждениями. В реальной жизни человек, на первый взгляд, руководствуется стимулами узкого эгоизма, но и в эгоизме есть разумная основа: наибольшей пользы можно достигнуть, следуя принципу равного блага для всех людей, так как "одинокого счастья" не бывает. Чернышевский отказался от христианского идеала самоотречения, он выступил за реальное счастье человека наслаждаться жизнью и установил его источник -добрые нравственные побуждения. "Человек поступает так, как приятнее ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия". Руководствуясь этой теорией, Лопухов решается на фиктивное самоубийство, чтобы дать своей жене возможность соединиться с любимым. О "новом типе" человека автор пишет так:

"Он рожден временем, он знамение времени... Еще немного лет, быть может, и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены... Так что же, вы получили от них пользу, этого для них довольно, и под шумом шиканья... они сойдут со сцены гордые и скромные, суровые и добрые, как были".

"Новые люди" - ближайший резерв Рахметова. "Особенный человек" - самая яркая фигура романа. Повествование о нем построено искусно: основные моменты его жизни развернуты в картины, законченные эпизоды. Рахметов - революционер, он один их тех, которыми "расцветает жизнь". В фигуре героя есть нечто титаническое, суровое и прекрасное, с ним входят в роман бескрайние волжские просторы, могучий образ легендарного богатыря Никитушки Ломова. Только такие люди - "соль соли земли" - способны руководить революционным движением и подготовить себя к предстоящим испытаниям. Но "особенных людей" единицы, не всякий может стать им подобным. Такими же, как Вера Павловна, Лопухов, Катя Полозова, Кирсанов, может быть каждый, для этого не потребуется особых жертв: "развитие, развитие!". "На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди... Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым".

Ключевое место в романе занимает "Четвертый сон Веры Павловны", в котором Чернышевский развертывает картину "светлого будущего". Это была утопическая попытка нарисовать общество, где будет достигнута гармония частных и государственных интересов.

Следует обратить внимание на художественные особенности романа: его публицистическую направленность, систему иносказаний, условность сюжета, внесюжетные вставки (беседы с "проницательным читателем"), использование эзоповского языка (глава "Перемена декораций" как предсказание революции). Целесообразно остановиться на жанровом своеобразии произведения, соединяющего тенденции публицистического, философского, просветительского и семейно-бытового романа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лянщиков А.П. Чернышевский. М., 1987.
  2. Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973.
  3. Наумова Н.Н. Роман Чернышевского "Что делать?" Л., 1978.
  4. Пинасв М.Г. Роман Чернышевского "Что делать?": Комментарии. 1988.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки