Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
И.С. Тургенев

"Настали темные, тяжелые дни...

Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости... Все, что ты любил, чему отдавался безвозвратно, - никнет и разрушается. Под гору пошла дорога.

Что же делать? Скорбеть? Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь...

Уйди в себя, в свои воспоминания, - и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобой своей пахучей, все еще свежей зеленью и лаской, и силой весны!" - так писал И.С. Тургенев в июле 1878 года в стихотворении в прозе "Старик".

Что же вспоминал великий русский писатель на склоне лет? Какие картины проносились перед его мысленным взором? Может быть, день, когда он дал "аннибалову клятву" бороться с крепостничеством и выполнил ее, создав во второй половине 40-х it. цикл рассказов и новелл под общим названием "Записки охотника"? Эти рассказы получили огромный общественный резонанс. Духовное превосходство крестьян над помещиками ("Хорь и Калиныч"), тяжелое положение народа и почти полное его бесправие ("Малиновая вода", "Льгов", "Бурмистр"), проявление протестантского духа ("Контора", "Бирюк", замысел рассказа "Землеед"), исключительность натуры простьк русских людей, их нравственное величие, трудолюбие, поэтическая одаренность ("Певцы", "Бежин луг") - все это определило непреходящую ценность "Записок охотника".

Вечные вопросы о предназначении человеческой жизни, о пределах человеческих желаний, о тайне любви и смерти побудили писателя обратиться к созданию более пространных эпических полотен. Тургеневские повести о любви ("Ася", "Вешние воды", "Первая любовь") говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, - и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Обратимся к анализу одной из повестей - "Ася". Главный герой этой повести - двадцатипятилетний богач, путешествующий "без всякой цели, без плана". Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования, единственное, что руководит его действиями, - это его собственное желание. "Я жил без оглядки" - в этих словах выражено жизненное кредо центрального персонажа. "Без оглядки" - то есть без житейских хлопот, без тягостных раздумий о завтрашнем дне, не задумываясь о последствиях своих поступков, не возлагая на себя ответственности за судьбу своего ближнего. Но юношескому эгоизму героя противостоит неподдельный интерес его к обществу, к миру: "Меня занимали исключительно одни люди", - говорит Н.Н.

Важную роль в раскрытии характера героя играет пейзаж. Сам Н.Н. признается, что "не любил так называемых красот" природы, "не любил, чтобы она навязывалась", но автор неслучайно сопровождает описание маленького, уютного городка, где встречаются его герои, чудесной картиной безмятежной лунной ночи. Очеловечен не только лунный лик ("Луна, казалось, пристально глядела с чистого неба на город, и город чувствовал этот взгляд"), каждая деталь пейзажа по-своему "живет и дышит":

"Виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград, воздух так и ластился к лицу". "Липы пахли так сладко, что грудь поневоле все глубже дышала, и слово "Гретхен" .. .так и просилось на уста". Упоминание в "Асе" о Гретхен (уменьшительное от имени героини "Фауста" И.В. Гете Маргарита), безусловно, говорит о многом. И тургеневская Ася, и Маргарита Гете - две юные девушки, только что вступающие во взрослую жизнь, соприкосновение с которой заканчивается драматически для обеих. И та и другая, впервые встретив на своем пути любовь, оказались обманутыми в своем чувстве. Подобно Фаусту, герою повес

ти Тургенева также суждено было стать разрушителем надежд юной девушки. Миссия наставника, идейного руководителя, с наивной доверчивостью возложенная на него Асей, оказалась Н.Н. явно не по плечу.

Образ Аси интересен и значителен в ряду "тургеневских девушек". Она отнюдь не красавица, хотя очень миловидна. Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой 'тургеневской девушки", в облике своих героинь автору важны личностное обаяние и грация, человеческая неповторимость внутреннего содержания. Ася ведет себя не совсем так, как должна держаться благовоспитанная светская барышня. Быстрота и подвижность ("ни одного мгновения она не сидела смирно"), тонкая поэтическая чувствительность ("Вы в лунный столб въехали, вы его разбили", - кричит она Н.Н.) - главные черты облика тургеневской героини. Встреча с Асей дает Н.Н. ощущение беспричинной радости и счастья, он легко забывает "жестокосердную вдову", которой увлекался раньше. Встреча с живым непосредственным существом, каким является Ася, обнаруживает искусственность прежних чувств героя, фальшь его прошлого существования. Ася не приемлет никаких условностей, канонов этикета. Общение с этой девочкой, "переполненной жизни", заставляет героя по-новому взглянуть на самого себя. Мир словно расцвечивается для героя новыми красками, даже запахи вызывают иные ассоциации. "Сильный, знакомый", "степной запах" конопли остро напомнил ему "родину и возбудил страстную тоску по ней". Эта "совершенно русская девушка" заставила героя задуматься о годах, бессмысленно прошедших в его скитаниях по чужбине, она помогла ему осознать собственную неприкаянность.

Тайна рождения Аси во многом помогла Н.Н. понять "странности" характера девушки: "Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде". Разговор Н.Н. с Асей в IX главе лишен прежней недоговоренности: впервые девушка отваживается поделиться со своим собеседником сокровенными мыслями. Со слов Гагина мы знаем, что у Аси "ни одно чувство не бывает вполовину... До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Асе нужен герои, необыкновенный человек..." Ей кажется, что такого человека она обрела в Н.Н. Она парит на крыльях любви, душа Аси устремлена к возвышенно-идеальному. Большое чувство заставляет героиню резко повзрослеть. "Крылья у меня выросли - да лететь некуда", - в этих словах Аси не просто осознание бесперспективности своей любви к молодому аристократу, но предчувствие собственной нелегкой судьбы, судьбы мятежной, "крылатой" души в тесном, замкнутом мире "бескрылых" существ.

Узнав о чувствах девушки, герой поставлен перед необходимостью сделать решительный выбор. После мучительных колебаний он приходит к выводу: "жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!" Н.Н. боится Асиной "странности", боится неожиданностей и беспокойств, которые ему сулит этот союз. Он привык жить "без оглядки", поэтому и отдает предпочтение спокойному, "бескрылому" существованию. Совершив предательство, герой расплачивается за сделанное годами одиночества, понимая, что упустил свое счастье, ведь "у счастья нет завтрашнего дня". Любовь стала проверкой личностных ценностей Н.Н., и он ее не выдержал. Теперь ему остается "доживать скучные годы" "бессемейным бобылем", перебирать в минуты грусти Асины записочки и хранить, как святыню, высохший цветок гераниума.

Повесть "Ася", опубликованная в 1858 году в "Современнике", сразу же обратила на себя внимание читателей и критики. Вокруг фигуры главного героя разгорелась жаркая дискуссия, в которой приняли участие Н.Г. Чернышевский, П.В. Анненков и Д.И. Писарев. При всей противоположности суждений Чернышевский и Анненков сходятся в определении основного противоречия, свойственного молодым людям того времени. Именно в "проклятой славянской распущенности" усматривают критики главный корень зла. Иной позиции придерживается современный исследователь Ю.В. Лебедев: по его мнению, виной всему не нравственные пороки тургеневского персонажа, а причудливая сила любви. Чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала, и счастье оказалось недостижимым.

Пытаясь найти "героя своего времени", Тургенев один за другим выпускает в свет романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети". Автор романов мечтал о союзе всех антикрепостнических сил и о примирении партий на основе широкой общенациональной идеи. "Современник" в лице Добролюбова решительно противопоставил борьбу "русских Инсаровых" с "внутренними турками" тургеневской мечте об общенациональном единении. Писатель был вынужден уйти из "Современника". Он понимал, что в жизнь и в литературу пришло новое молодое поколение - "тип людей реальных, с крепкими нервами и здоровым воображением". В июле 1860 года на английском острове Уайт Тургенев набрасывает план нового романа. Портрет главного героя:

"Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ... Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности - бесплоднейший субъект, ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки". Но в процессе работы над романом характер персонажа значительно усложняется. Роман "Отцы и дети" увидел свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение в феврале 1862 года. Русская литература проверяла устойчивость общественных основ прочностью семейных отношений. Начиная роман с семейного разногласия отца и сына Кирсановых, Тургенев идет дальше, к конфликту общественно-политического характера. В жизни "молодость" и "старость" взаимно уравновешивают друг друга: "отцы" сдерживают чрезмерные порывы неопытной юности, "дети", преодолевая известный консерватизм стариков, подталкивают жизнь вперед. Природа как бы смягчает драматизм исторического развития могучей силой сыновней и родительской любви. Но семейный конфликт осложняется политическими разногласиями. Две партии русского общества (демократы и либералы) претендуют на полное знание потребностей народной жизни. Обе считают себя исключительными носителями правды и поэтому крайне нетерпимы друг к другу.

Но в словесном поединке Павла Петровича с Базаровым обе стороны в известной мере впадают в деспотизм односторонности. Кирсанов верит в авторитеты, Базаров отрицает их; Павел Петрович упрекает нигилиста в презрении к народу, тот иронически парирует: "Что ж, коли он заслуживает презрения!" Павлу Петровичу стоит только упомянуть о Шиллере и Гете, как Базаров взрывается:

"Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!" и др. Базаров прав до известной степени: любые истины должны проверяться сомнением, но при этом достижения культуры прошлого не должны отбрасываться прочь. Принимая за абсолютизм естественно-научные истины, Базаров впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Тургеневу импонирует в разночинце отсутствие признаков барства, презрение к трескучей фразе, стремление к действию. Но, бросая вызов "барчукам проклятым", герой заходит слишком далеко. Отрицание "вашего" искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание "вашей" любви - в утверждение, что любовь - "чувство напускное", объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу - в презрение к мужику. Таким образом, господин нигилист бросает вызов вечным, непреходящим ценностям культуры и жизни. Поэтому в данном споре определенная доля истины принадлежит и Павлу Петровичу.

С преувеличенной резкостью и ожесточением Базаров говорит об искусстве. Но не является ли базаровская нетерпимость к музыке, живописи, поэзии результатом ощущения скрытой власти искусства над его душой? Не наблюдаем ли мы здесь продолжение процесса "самоломанности", цель которого - привести в соответствие тайные движения базаровской души с постулатами его нигилистической теории? Есть в поведении Евгения Васильевича некая двойственность, которая перейдет в надлом к финалу романа. На самом деле в душе героя скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность к романтической любви, и сыновнее чувство, и умение наслаждаться красотой и поэзией.

Столь же противоречив и антагонист Базарова Кирсанов, пытающийся скрыть за подчеркнуто аристократическими манерами свое одиночество и тайную любовь к Фенечке.

В базаровском характере, в его склонности к критической самооценке находят отражение типические стороны русского характера. В унисон нигилизму главного героя автор рисует панораму деревенской жизни, свидетельствующую о запустении и разрушении векового уклада. Опираясь на естественно-научные знания, Базаров верит, что с их помощью он способен разгадать все тайны общественной жизни. Как говорил Д.И. Писарев: "Лягушка спасет мир!" Вслед за вульгарными материалистами Базаров упрощает природу человеческого сознания, распространяя физиологические, элементарные законы на область психически сложных духовных явлений. Именно с этих позиций он оценивает любовь как "романтическую чепуху", утверждает, что "природа не храм, а мастерская", отрицает поэзию и музыку. Скептически относится Базаров к "старичкам", поддерживая и развивая мысль К. Фогта о том, что в процессе старения человеческий мозг истощается и человек теряет как умственные, так и психические способности. Базаров бросает вызов вечным силам красоты и гармонии, художественной фантазии и любви.

С 13-ой главы в романе назревает поворот: конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) переводится во внутренний (в душе Базарова). Встреча с губернскими "аристократами" и провинциальными нигилистами (метко названными одним из критиков "накипью нигилизма") гротескно заостряет, доводит до предела те противоречия, которые в скрытом виде присущи Базарову и Павлу Петровичу.

Противоречия в душе Евгения Васильевича обостряет встреча с Одинцовой. В нем как бы сосуществует два разноликих человека: один отрицает духовную основу любви, другой страстно любит. "Он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость". Его убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель принципов, теперь служит, не находя выхода из этого логического парадокса.

Одинцова не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, ценящая прежде всего свой душевный покой, но и потому, что любовь Базарова сродни ненависти, разрушающей всякое светлое чувство. Параллельно отношениям Базарова и Одинцовой развивается любовь Аркадия и Кати, именно в этой любви Аркадий обретает самого себя, постепенно освобождаясь от пут нигилизма. Вспыхнувшее чувство заставляет Базарова стыдиться своего ученика и избегать встреч с ним.

"Испытание любовью" побуждает героя задуматься о вечных тайнах человеческой души. Неужели каждый человек - загадка? Но если каждая личность неповторима, то стоит ли "белая изба" в будущем смерти хотя бы одного человеческого существа? Базаров стремится уйти от этих "проклятых вопросов", становится груб и раздражителен, пытаясь спрятать от окружающих свою тревогу. Нарастает одиночество героя. "Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась".

Перед лицом смертельных испытаний бессильными оказываются естественные науки, отпадает надобность скрывать свой "романтизм", сыновнюю любовь, восхищение перед женской красотой. Как рыцарь, Базаров просит свою Прекрасную Даму: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет!"

"Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего", - писал И.С. Тургенев в письме к Случевскому, стараясь пояснить свое отношение к герою.

При оценке романа в целом и характера Базарова в частности мнения критиков разделились. Критик М.А. Антонович в статье "Асмодей нашего времени" назвал Базарова карикатурой на молодое поколение, обратив внимание на слабые стороны мировоззрения нигилиста. Столь же односторонне подошел к оценке героя романа и Д.И. Писарев в статье "Базаров": он восславил силу отрицателя, подчеркнув, что "Тургенев не полюбил Базарова, но...признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1983. Т.1-2.
  2. Тургенев в русской критике. М., 1953.
  3. Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. М., 1980.
  4. Лебедев Ю.В. Роман Тургенева "Отцы и дети". М., 1982.
  5. Лебедев Ю.В. Тургенев. Серия ЖЗЛ. М„ 1990.
  6. Пустовойт П.Г. Роман Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. М., 1991.
  7. Tpoицкий В.Ю. Книга поколений: О романе Тургенева "Отцы и дети". М., 1979.
  8. Тургенев в современном мире. М., 1987.
  9. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. М., 1979.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки