По складу своего характера И.А. Гончаров был человеком медлительным
и флегматичным. Он с недоверием относился к начавшейся в 50-60 гг. прошлого века
ломке всех старых устоев патриархальной России. Милее всего его сердцу была благословленная
им на вечную жизнь Обломовка.
Работу над "Обломовым" писатель завершил в 1858 году и опубликовал
его в "Отечественных записках" за 1859 год.
Роман встретил единодушное признание, но мнения о романе резко
разделились. Н.А. Добролюбов в статье "Что такое обломовщина?" увидел в книге
Гончарова кризис и распад крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов - "коренной,
народный наш тип", символизирующий лень, апатию и бездействие всей крепостнической
системы отношений. Он - младший брат "лишних людей" - Онегиных, Печориных, Бельтовых,
Рудиных. Подобно им, Обломов наделен коренным противоречием между словом и делом,
мечтательностью и практической беспомощностью. Но в Обломове эти качества доведены
до крайнего предела, за которым распад и гибель личности. Корни обломовского бездействия
кроются в том, что он барин: "у него есть Захар и еще триста Захаров". Идеал существования
Ильи Ильича - "праздность и покой" - раскрывается в знаменитом "Сне Обломова":
"Обломовка - есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста
Захаров всегда готовы к нашим услугам, - заключает Добролюбов. - В каждом из нас
сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово". Точка
зрения демократа Добролюбова долгое время существовала, как единственно возможная
в нашей критике, но в последнее время, возвращаясь к первоосновам, мы открываем
иные, противоположные оценки романа. Одна из таких оценок принадлежит либеральному
критику А.В.Дружинину, написавшему вскоре после выхода книги в свет статью "Обломов",
роман Гончарова".
Дружинин тоже полагал, что характер Ильи Ильича отражает существенные
стороны русской жизни. Но критик считал напрасным презирать героя, называть его
улиткою. "Обломов стоит беспредельной любви", "Обломов - ребенок, а не дрянной
развратник, он соня , а не безнравственный эгоист... Он бессилен на добро, но
он положительно неспособен к злому делу, чист духом...", - писал Дружинин.
В свете этих противоположных трактовок Обломова и обломовщины
обратимся к тексту самого романа. Первая часть описывает всего лишь один день
Ильи Ильича. Жизнь его ограничена одной комнатой, точнее диваном, на котором Обломов
лежит и спит. Характер хозяина помогают постичь вещи: везде следы запустения,
валяется прошлогодняя газета, чернильница покрыта пылью.
Символичны туфли и халат Обломова. Халат у героя восточный,
"без малейшего намека на Европу". Он живет как бы той же жизнью, что и его хозяин.
Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его
решение напрямую ассоциируется с халатом: "Это значит, - думает Обломов, -вдруг
сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума..." Но как только
любовь пошла на убыль, словно грозный предвестник, вновь мелькает халат, который
новая хозяйка Обломова, Агафья Матвеевна Пшеницына, нашла в чулане и собралась
помыть и почистить. Таким образом. Гончаров продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина,
соотнося характер человека с окружающими его предметами.
Обломов живет сложной внутренней жизнью при внешнем бездействии.
Он мучительно думает над вопросом: "Отчего я такой?" Разгадка содержится в знаменитом
"Сне Обломова", рисующем среду формирования главного героя. В понятие "обломовщины"
входит патриархальный уклад русской жизни, не только с отрицательными, но и позитивными,
поэтичными его сторонами. Сама природа Обломовки, медлительная и величественная,
сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, похожую на сон, смерть.
Такой же "лад" и в крестьянской жизни, и в жизни барской усадьбы.
Незабываемы бесконечные зимние вечера, рассказы няни о чудесной
стране, где текут реки меду и молока, где никто ничего не делает, наконец, любовь
и ласка, которые окружают мальчика с детства.
Щедрое русское хлебосольство с вкуснейшими пирогами, веселье
праздников... Отнюдь не только барство и рабство формируют характер Обломова.
Он похож на сказочного Илью Муромца (перекличка имен не случайна), сиднем просидевшего
тридцать лет и три года, мудрый ленивец с недоверием относится к житейской суете,
ко всему активному, наступательному. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь?
"Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?" - думает Илья Ильич.
В жизни деловых людей Обломов не видит ничего, отвечающего высшему предназначению
человека. Так не лучше ли остаться Обломовым, но сохранить в сердце добро и человеколюбие,
чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным, вроде Тарантьева и других?
Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может себе позволить ничего
не делать, его лень и бездеятельность вызваны скептическим отношением к "вечной"
беготне взапуски, вечной игре "дрянных страстишек,... жадности,... сплетням, пересудам".
Обломову противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально
он был задуман как антипод Обломову, положительный герой, некое соединение немецкого
трудолюбия и пунктуальности с русской мечтательностью и душевностью, которые герой
должен был унаследовать от бюргера-отца и матери-дворяночки. Но синтеза не получилось,
ибо положительные качества Штольца лишь декларированы. В Штольце ум преобладает
над сердцем. Даже самые сокровенные чувства он подвергает логическому контролю,
не доверяя поэзии страсти. В отличие от Обломова, Штольц - энергичный, деловой
человек, Но его практика направлена лишь на личное преуспеяние. У Штольца нет
высоких общественных идеалов. "Мы не титаны с тобой, ... мы не пойдем с Манфредами
и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, ... склоним головы и смиренно
переживем трудную минуту..." - говорит Штольц Ольге, предлагая ей по сути еще
один вариант самодовольной обломовщины. У Штольца не зря возникла мысль о "розыгрыше"
Обломова, ибо деятельному Андрею неведомы наслаждения любви как высокого поэтического
чувства. Он ставит перед Ольгой Ильинской задачу - поднять лежебоку с дивана и
вытащить его в большой свет.
Но если Обломов искренне влюблен, то Ольга выполняет скорее
роль "миссионерки": "ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который
она разольет над стоячим озером и отразится в нем." Их отношения напоминают греческий
миф о Пигмалионе, где роль Галатеи уготована по иронии судьбы Обломову.
Программа, которую Ольга предлагает Обломову, по-штольцевски
узка: читать газеты, обустроить имение, ехать в приказ. Не потому ли так быстро
и кончилась эта любовь, да может, гармония-то и была всего в двух моментах: в
пении Ольги и в ветке сирени? Но сирень отцветает так скоро... Совместные отношения
превращаются в скучную прозу. "И нужен был какой-нибудь вздор, чтобы оборвать
эти совсем утончившиеся нити".
Головной, рассудочно-экспериментальной любви Ольга противопоставлена
душевно-сердечная любовь Агафьи Матвеевны Пшеницыной, в доме которой Обломов и
обрел желанный покой. Обломов медленно угасает: "... Или я не понял этой жизни,
или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал..., никто не указал мне
его, ... двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только
жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас".
Сближение Обломова с вдовой Пшеницыной Штольц и Ольга расценивают
как моральную гибель героя. И физическая смерть Ильи Ильича как бы уже предрешена.
Патриархальная Обломовка остается недостижимым идеалом, с ее
размеренным ходом жизни, тихими вечерами, сердечным участием. И не пора ли в век
цивилизации задуматься о том, что уходит, а порой безвозвратно ушло вместе с патриархальным,
деревенским миром, слитым с ритмом окружающей природы?
ЛИТЕРАТУРА:
- Краснощекова Е.А. "Обломов" Гончарова. М., 1970.
- Лощин Ю. Гончаров. Сер. ЖЗЛ. М., 1977. ~
- Петрова Н.К. Творчество Гончарова. М., 1979.
- Рыбасов А. И.А. Гончаров. М., 19.57.
avtor
|