"Имею честь представить начальству театра такую-то пьесу и
покорнейше прошу принять ее..." Сколько раз выводил на чистом листе бумаги А.Н.
Островский эту фразу! Именно после опубликования его произведений можно было сказать,
что в России появился драматург, окончательно утвердивший реализм на сцене, творческий
наследник традиций Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. "Колумб Замоскворечья" - так
называли его критики, но за пределами первопрестольной виделась вся многомиллионная
Россия.
В творчестве А.Н. Островского можно выделить четыре периода,
связанные с эволюцией его взглядов. Ранний период (1847-1851) - время поисков
своего пути в искусстве. Островский создает прозаические очерки в духе "натуральной
школы" и пишет первую комедию "Банкрот". В начале 1850-х (1851-55) драматург сближается
с редакцией журнала "Москвитянин", органа позднего славянофильства. В эти годы
им написаны пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садясь", "Не так живи,
как хочется". В годы, предшествующие реформе 1861 г. (1856-1860), Островский тесно
связан с редакцией "Современника", представляющей революционно-демократический
лагерь. Именно в этот период он создает пьесы, ставшие вершиной его драматургии,
в том числе "Грозу" и "Доходное место". Подавляющее число пьес он написал в пореформенный
период, охватывающий 1861-1886 гг. Это и комедии, изображающие жизнь купечества,
и исторические пьесы, и психологические драмы.
Уже в начале своего пути А.Н. Островский обратился к изображению
'темных" сторон российской жизни. Деспотизм и невежество, самодурство и жадность,
вражда к свободному проявлению личности и ханжество царят в мире, названном с
легкой руки критиков "темным царством". Вершиной зрелого творчества драматурга
является пьеса "Гроза". В течение долгого периода считалось, что сюжет этой пьесы
Островский взял из жизни костромского купечества. Совпадения получились почти
буквальные. Молодая женщина А.П. Клыкова, выданная шестнадцатилетней в строгую
и нелюдимую семью, не выдержав деспотизма свекрови, бросилась с высокого волжского
берега в Волгу. Муж ее, человек нерешительный и беззаботный, не мог оградить свою
жену от обид и притеснений. Дело осложнилось тем, что на пути молодой женщины
встал "друг сердечный" - почтовый чиновник Марьин. Процесс получил широкую огласку,
никто не сомневался, что материалы дела были использованы драматургом в процессе
создания пьесы. Но, как оказалось, Островский закончил работу 9 октября 1859 года,
за месяц до того дня, как Александра Клыкова покончила с собой. Однако факт удивительного
совпадения говорит о многом:
драматург чутко уловил нараставший в русской жизни конфликт
между старым и новым.
Песней и картиной вольного волжского простора начинается первое
действие. Фольклорные мотивы звучат на протяжении всей пьесы. Даже судьба Катерины
напоминает о горькой доле героини народной песни, отданной за немилого в "чужедальную
сторонушку".
Люди в Калинове предчувствуют грядущую катастрофу, ибо шаткими
стали опоры, поддерживающие старый порядок. Поистине воздух напоен предгрозовым
ожиданием. На этом фоне и разворачивается семейная трагедия Кабановых. Глава семейного
клана - Марфа Игнатьевна - ревностно придерживается отживающих норм старой морали.
Ее приверженность старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Она извлекает
из Библии и Домостроя именно те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм.
Евангельское учение взывает о прощении врагам, о милосердии к грешникам, о любви
к ближнему. Не осуждать согрешающих учит и "Домострой", ибо "не судите, да не
судимы будете" (Евангелие от Матфея, 7:1). Кабаниха же и слышать не хочет о прощении
и милосердии: по ее приказу Тихон "побил немножко" жену, но этого мало, маменька
требует сноху "живую в землю закопать, чтоб она казнилась!"
Действительно, ханжество Кабанихи безгранично, а самодурство
приобретает у нее вид благочестия.
Своеволие другого "хозяина жизни" не оправдывается никакими
оговорками. Капитал в его руках дает ему право куражиться над бедными и материально
зависимыми от него людьми. Люди для него не больше червяка: "Захочу - помилую,
захочу - раздавлю".
Но этот Аника-воин может спасовать перед сильной личностью,
будь то гусар на перевозе или сама Кабаниха. "Нет над тобой старших, вот ты и
куражишься", - однозначно заявляет Марфа Игнатьевна, определяя причины "нравственной
дикости" своего кума.
Против этих отцов города и восстают молодые, свежие силы. Мотивы
протеста Тихона и Бориса, Кудряша и Варвары неоднозначны. Для Тихона и Бориса
это протест-примирение. Они оба безвольные и слабохарактерные люди. Тихон боится
маменьки, во всем формально следуя ее указаниям.
Семейный деспотизм Кабанихи заставляет его искать успокоение
на стороне: в поездках, в кутежах и пьянстве. Он сам далеко не безгрешен, но на
пожелание Кулигина "ладком дело-то сладить", простить и не поминать жене ее вину
Тихон безнадежно машет рукой. Ему жалко Катерину, но защитить ее он не в силах:
"А маменька-то... Что ж мне разорваться что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И,
значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть
маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится". Только в финале пьесы он поднимается
до протеста, обвиняя Кабаниху в смерти Катерины. Но этот взрыв отчаяния быстро
пройдет, ибо привычка жить чужим умом да вечный страх, сковывающий душу, не позволяет
Тихону пойти дальше "бунта на коленях". Столь же слаб и беспомощен и Борис. Исчерпывающую
характеристику ему дал Н.А. Добролюбов: "Борис - не герой, он далеко не стоит
Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и
никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом,
- ходит, точно потерянный... Этот один из тех весьма нередких людей, которые не
умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... "Мы сказали
выше несколько слов о Тихоне; Борис - такой же в сущности, только "образованный".
Варвара - прямая противоположность Тихону. У нее есть и смелость,
и стремление идти наперекор общественному мнению. Но она - дитя города Калинова,
хорошо усвоила главный нравственный закон "темного царства": "Делай, что хочешь,
только бы шито да крыто было". Под стать ей и Кудряш, натура своевольная, но бросающая
вызов миру "отцов" лишь своей удалью и озорством, а не нравственной силой. Именно
поэтому противостояние Варвары и Кудряша старым порядкам можно назвать "протест-озорство".
Только главная героиня пьесы отваживается идти до конца. Образ
Катерины овеян народными поверьями, недаром она воспринимается нами, как вольная,
красивая, райская птица, посаженная в клетку. Поэтическая мечтательность, светлая
религиозность, нравственная чистота героини (в переводе с греч. Катерина - чистая,
непорочная) неприемлемы в мире Кабановьк. В памяти молодой женщины возникают светлое
видение райских садов, ангельские лики, что являлись ей во время молитвы, рассказы
странниц, слышанные в родительском доме. В трудную минуту своей жизни Катерина,
подобно Ярославне, обращается к стихийным силам природы: "Ветры буйные, перенесите
вы ему мою печаль-тоску!" В сознании Катерины природа и человек слиты воедино,
как творение рук Господа. Подобно цветку, в мире диких и кабановьк Катерина увядает.
Вольнолюбивая ее натура не приемлет обмана, напраслины, попрания человеческого
достоинства. Она чувствует, что в доме мужа "все как-будто из-под неволи". В душе
Катерины постепенно назревает протест. Естественное влечение сердца, желание любить
и быть любимой, ощущение полета ("Отчего люди не летают?", "Каталась бы я теперь
по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке, на хорошей, обнявшись") сталкивается
с догматами веры, осуждающей прелюбодеяние, с чувством супружеского долга. Это
противостояние отчетливо видно в сцене с ключом, которая начинается с утверждения
"Вот погибель-то", а заканчивается торжествующим "Будь что будет, а я Бориса увижу!
Ах, кабы ночь поскорее!" Ее признание мужу - результат чуткой совестливости. Презирающая
обман, Катерина вынуждена лгать, любящая горячо и страстно - скрывать свои чувства.
Словом, ей следует или остаться самой собой, или последовать совету Варвары, вписав
свою страницу в историю дома, где все на обмане держится. Цельность характера
Катерины, ее внутренний голос совести приводят к покаянию, к очищению. Совершающееся
в душе молодой женщины сродни тому, что творится в грозовых небесах: "Не то страшно,
что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими
грехами, со всеми помыслами лукавыми". Невозможность принять смирение с "кабановскими
понятиями о нравственности", желание уйти из мира жестокого и бездушного в царство
гармонии, невозможность счастия в этой жизни толкают ее на самоубийство.
Финал пьесы, как и сам конфликт, вызвал различные, зачастую
диаметрально противоположные критические оценки. Н.А. Добролюбов в статье "Луч
света в темном царстве" увидел рост глубинных революционных сил, назревающих "снизу".
Критик отметил волю, бунтующие мотивы в характере Катерины, связав их с атмосферой
революционной ситуации конца 50 - начала 60-х гг. прошлого века.
"В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности,
протест, доведенный до конца... Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким
прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу", - писал Добролюбов.
Совсем иную трактовку пьесы мы встречаем в статье Д.И.Писарева
"Мотивы русской драмы". Написанная в 1864г., в период, когда революционная ситуация
закончилась, статья оспаривает добролюбовскую трактовку образа Катерины. Резко
критикуя "темное царство", Писарев в качестве трактовки борьбы демократических
сил предлагает распространение "положительных знаний", формирующих мыслящую молодежь
типа Базарова, Лопухова, которые "не Катерине чета". "Воспитание и жизнь не могли
дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума", - утверждает критик. "Она
разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является
совершенно неожиданным для нее самой". Трудно принять нравственные критерии Писарева.
Они могут быть в определенной мере истолкованы только с учетом общественно-политических
движений эпохи: поскольку стихийные бунты не привели к революции, критик увидел
в стихийном протесте героини Островского глупую бессмыслицу.
Высокую оценку драме дал И.А. Гончаров, увидев в ней "широкую
картину национального быта и нравов". Гончаров отметил типичность характеров,
"выхваченных прямо из среды народной жизни, облитых ярким колоритом поэзии и художественной
отделки".
Купеческий мир, в который так пристально вглядывался "Колумб
Замоскворечья", менялся на глазах. С развитием капиталистических отношений патриархальная
старина уступает место хищным дельцам. На смену Диким приходят европейски образованные
и щегольски одетые Паратовы, готовые продать свою волюшку по сходной цене. В развитии
конфликта "Бесприданницы" (1879 г.) многие критики усматривают связь с "Грозой".
Молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства,
сталкивается с миром дельцов, где царствует его величество капитал. В этом мире
судьба бесприданницы Ларисы Огудаловой обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса
принадлежит к женщинам с "горячим сердцем". Она так же наделена музыкальной, поэтической
душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно
одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами
героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой
героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью,
побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в
переводе с греческого - чайка. Семантика имен в пьесах Островского играет немалую
роль, столь же интересны и фамилии персонажей: Вожеватов - от "вожеватый", то
есть важный, величавый; Паратов - возможно, искаженный вариант от франц. "парад"
- действительно, герой любит покрасоваться, пустить пыль в глаза.
Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе
идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью,
художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх
берет деловой расчет: "У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам,
что угодно". Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом "Ласточка",
и с девушкой, носящей имя вольной морской птицы. Ради минутного блаженства он
уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или "радоваться",
или "мама, ищи меня в Волге". Паратову нет расчета менять миллионную невесту на
Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич
напоминает ей, что "угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и
здравый рассудок", и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно:
"Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать
должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит
насмешки и всевозможные оскорбления!" Кнуров и Вожеватый, понимая ее состояние,
решают сделать ее содержанкой и разыгрывают между собой в орлянку. Узнав это,
Лариса с ужасом понимает: "Вещь... Они правы, я вещь, а не человек". Героиня пьесы
пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись,
она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему
миру корысти и наживы: "уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой,
очень дорогой". Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как
на забаву. "Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я
не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить
холодно".
Спасительный выстрел Карандышева отвечает ее тайным ожиданиям
в момент, когда она чуть было не дала захлеснутъ себя бессердечию и мстительному
озлоблению. Заявляя "это я сама", героиня не только стремится снять вину с Карандышева;
Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние,
она тем самым вырывается из мира паратовых и кнуровых, нравственно возвышаясь
над ними, навсегда отделяет себя от этого мира.
Сюжеты пьес Островского (а всего им создано их более 50) отличаются
классической простотой и естественностью. Комическое и трагическое начало неразделимо
присутствуют в каждой пьесе, недаром произведения Островского Добролюбов назвал
"пьесами жизни".
ЛИТЕРАТУРА:
- Аиастасьев А. "Гроза" Островского. - М., 1975.
- Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981.
- Журавлева А.И., Некрасова В.Н. Театр Островского. М„ 1986.
- Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1985.
- Лобанов М.П. Островский. М„ 1989.
- Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. Л., 1961.
- Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962.
- Холодов Е.Г. Мастерство Островского. - М., 1963.
avtor
|