Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
А.Н. Островский

"Имею честь представить начальству театра такую-то пьесу и покорнейше прошу принять ее..." Сколько раз выводил на чистом листе бумаги А.Н. Островский эту фразу! Именно после опубликования его произведений можно было сказать, что в России появился драматург, окончательно утвердивший реализм на сцене, творческий наследник традиций Фонвизина, Грибоедова и Гоголя. "Колумб Замоскворечья" - так называли его критики, но за пределами первопрестольной виделась вся многомиллионная Россия.

В творчестве А.Н. Островского можно выделить четыре периода, связанные с эволюцией его взглядов. Ранний период (1847-1851) - время поисков своего пути в искусстве. Островский создает прозаические очерки в духе "натуральной школы" и пишет первую комедию "Банкрот". В начале 1850-х (1851-55) драматург сближается с редакцией журнала "Москвитянин", органа позднего славянофильства. В эти годы им написаны пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садясь", "Не так живи, как хочется". В годы, предшествующие реформе 1861 г. (1856-1860), Островский тесно связан с редакцией "Современника", представляющей революционно-демократический лагерь. Именно в этот период он создает пьесы, ставшие вершиной его драматургии, в том числе "Грозу" и "Доходное место". Подавляющее число пьес он написал в пореформенный период, охватывающий 1861-1886 гг. Это и комедии, изображающие жизнь купечества, и исторические пьесы, и психологические драмы.

Уже в начале своего пути А.Н. Островский обратился к изображению 'темных" сторон российской жизни. Деспотизм и невежество, самодурство и жадность, вражда к свободному проявлению личности и ханжество царят в мире, названном с легкой руки критиков "темным царством". Вершиной зрелого творчества драматурга является пьеса "Гроза". В течение долгого периода считалось, что сюжет этой пьесы Островский взял из жизни костромского купечества. Совпадения получились почти буквальные. Молодая женщина А.П. Клыкова, выданная шестнадцатилетней в строгую и нелюдимую семью, не выдержав деспотизма свекрови, бросилась с высокого волжского берега в Волгу. Муж ее, человек нерешительный и беззаботный, не мог оградить свою жену от обид и притеснений. Дело осложнилось тем, что на пути молодой женщины встал "друг сердечный" - почтовый чиновник Марьин. Процесс получил широкую огласку, никто не сомневался, что материалы дела были использованы драматургом в процессе создания пьесы. Но, как оказалось, Островский закончил работу 9 октября 1859 года, за месяц до того дня, как Александра Клыкова покончила с собой. Однако факт удивительного совпадения говорит о многом:

драматург чутко уловил нараставший в русской жизни конфликт между старым и новым.

Песней и картиной вольного волжского простора начинается первое действие. Фольклорные мотивы звучат на протяжении всей пьесы. Даже судьба Катерины напоминает о горькой доле героини народной песни, отданной за немилого в "чужедальную сторонушку".

Люди в Калинове предчувствуют грядущую катастрофу, ибо шаткими стали опоры, поддерживающие старый порядок. Поистине воздух напоен предгрозовым ожиданием. На этом фоне и разворачивается семейная трагедия Кабановых. Глава семейного клана - Марфа Игнатьевна - ревностно придерживается отживающих норм старой морали. Ее приверженность старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Она извлекает из Библии и Домостроя именно те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. Евангельское учение взывает о прощении врагам, о милосердии к грешникам, о любви к ближнему. Не осуждать согрешающих учит и "Домострой", ибо "не судите, да не судимы будете" (Евангелие от Матфея, 7:1). Кабаниха же и слышать не хочет о прощении и милосердии: по ее приказу Тихон "побил немножко" жену, но этого мало, маменька требует сноху "живую в землю закопать, чтоб она казнилась!"

Действительно, ханжество Кабанихи безгранично, а самодурство приобретает у нее вид благочестия.

Своеволие другого "хозяина жизни" не оправдывается никакими оговорками. Капитал в его руках дает ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Люди для него не больше червяка: "Захочу - помилую, захочу - раздавлю".

Но этот Аника-воин может спасовать перед сильной личностью, будь то гусар на перевозе или сама Кабаниха. "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься", - однозначно заявляет Марфа Игнатьевна, определяя причины "нравственной дикости" своего кума.

Против этих отцов города и восстают молодые, свежие силы. Мотивы протеста Тихона и Бориса, Кудряша и Варвары неоднозначны. Для Тихона и Бориса это протест-примирение. Они оба безвольные и слабохарактерные люди. Тихон боится маменьки, во всем формально следуя ее указаниям.

Семейный деспотизм Кабанихи заставляет его искать успокоение на стороне: в поездках, в кутежах и пьянстве. Он сам далеко не безгрешен, но на пожелание Кулигина "ладком дело-то сладить", простить и не поминать жене ее вину Тихон безнадежно машет рукой. Ему жалко Катерину, но защитить ее он не в силах: "А маменька-то... Что ж мне разорваться что ли! Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится". Только в финале пьесы он поднимается до протеста, обвиняя Кабаниху в смерти Катерины. Но этот взрыв отчаяния быстро пройдет, ибо привычка жить чужим умом да вечный страх, сковывающий душу, не позволяет Тихону пойти дальше "бунта на коленях". Столь же слаб и беспомощен и Борис. Исчерпывающую характеристику ему дал Н.А. Добролюбов: "Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит, точно потерянный... Этот один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... "Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис - такой же в сущности, только "образованный".

Варвара - прямая противоположность Тихону. У нее есть и смелость, и стремление идти наперекор общественному мнению. Но она - дитя города Калинова, хорошо усвоила главный нравственный закон "темного царства": "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Под стать ей и Кудряш, натура своевольная, но бросающая вызов миру "отцов" лишь своей удалью и озорством, а не нравственной силой. Именно поэтому противостояние Варвары и Кудряша старым порядкам можно назвать "протест-озорство".

Только главная героиня пьесы отваживается идти до конца. Образ Катерины овеян народными поверьями, недаром она воспринимается нами, как вольная, красивая, райская птица, посаженная в клетку. Поэтическая мечтательность, светлая религиозность, нравственная чистота героини (в переводе с греч. Катерина - чистая, непорочная) неприемлемы в мире Кабановьк. В памяти молодой женщины возникают светлое видение райских садов, ангельские лики, что являлись ей во время молитвы, рассказы странниц, слышанные в родительском доме. В трудную минуту своей жизни Катерина, подобно Ярославне, обращается к стихийным силам природы: "Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!" В сознании Катерины природа и человек слиты воедино, как творение рук Господа. Подобно цветку, в мире диких и кабановьк Катерина увядает. Вольнолюбивая ее натура не приемлет обмана, напраслины, попрания человеческого достоинства. Она чувствует, что в доме мужа "все как-будто из-под неволи". В душе Катерины постепенно назревает протест. Естественное влечение сердца, желание любить и быть любимой, ощущение полета ("Отчего люди не летают?", "Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке, на хорошей, обнявшись") сталкивается с догматами веры, осуждающей прелюбодеяние, с чувством супружеского долга. Это противостояние отчетливо видно в сцене с ключом, которая начинается с утверждения "Вот погибель-то", а заканчивается торжествующим "Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!" Ее признание мужу - результат чуткой совестливости. Презирающая обман, Катерина вынуждена лгать, любящая горячо и страстно - скрывать свои чувства. Словом, ей следует или остаться самой собой, или последовать совету Варвары, вписав свою страницу в историю дома, где все на обмане держится. Цельность характера Катерины, ее внутренний голос совести приводят к покаянию, к очищению. Совершающееся в душе молодой женщины сродни тому, что творится в грозовых небесах: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Невозможность принять смирение с "кабановскими понятиями о нравственности", желание уйти из мира жестокого и бездушного в царство гармонии, невозможность счастия в этой жизни толкают ее на самоубийство.

Финал пьесы, как и сам конфликт, вызвал различные, зачастую диаметрально противоположные критические оценки. Н.А. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" увидел рост глубинных революционных сил, назревающих "снизу". Критик отметил волю, бунтующие мотивы в характере Катерины, связав их с атмосферой революционной ситуации конца 50 - начала 60-х гг. прошлого века.

"В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца... Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу", - писал Добролюбов.

Совсем иную трактовку пьесы мы встречаем в статье Д.И.Писарева "Мотивы русской драмы". Написанная в 1864г., в период, когда революционная ситуация закончилась, статья оспаривает добролюбовскую трактовку образа Катерины. Резко критикуя "темное царство", Писарев в качестве трактовки борьбы демократических сил предлагает распространение "положительных знаний", формирующих мыслящую молодежь типа Базарова, Лопухова, которые "не Катерине чета". "Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума", - утверждает критик. "Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой". Трудно принять нравственные критерии Писарева. Они могут быть в определенной мере истолкованы только с учетом общественно-политических движений эпохи: поскольку стихийные бунты не привели к революции, критик увидел в стихийном протесте героини Островского глупую бессмыслицу.

Высокую оценку драме дал И.А. Гончаров, увидев в ней "широкую картину национального быта и нравов". Гончаров отметил типичность характеров, "выхваченных прямо из среды народной жизни, облитых ярким колоритом поэзии и художественной отделки".

Купеческий мир, в который так пристально вглядывался "Колумб Замоскворечья", менялся на глазах. С развитием капиталистических отношений патриархальная старина уступает место хищным дельцам. На смену Диким приходят европейски образованные и щегольски одетые Паратовы, готовые продать свою волюшку по сходной цене. В развитии конфликта "Бесприданницы" (1879 г.) многие критики усматривают связь с "Грозой". Молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует его величество капитал. В этом мире судьба бесприданницы Ларисы Огудаловой обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с "горячим сердцем". Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка. Семантика имен в пьесах Островского играет немалую роль, столь же интересны и фамилии персонажей: Вожеватов - от "вожеватый", то есть важный, величавый; Паратов - возможно, искаженный вариант от франц. "парад" - действительно, герой любит покрасоваться, пустить пыль в глаза.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: "У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом "Ласточка", и с девушкой, носящей имя вольной морской птицы. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или "радоваться", или "мама, ищи меня в Волге". Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что "угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок", и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: "Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать

должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!" Кнуров и Вожеватый, понимая ее состояние, решают сделать ее содержанкой и разыгрывают между собой в орлянку. Узнав это, Лариса с ужасом понимает: "Вещь... Они правы, я вещь, а не человек". Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: "уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой". Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. "Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно".

Спасительный выстрел Карандышева отвечает ее тайным ожиданиям в момент, когда она чуть было не дала захлеснутъ себя бессердечию и мстительному озлоблению. Заявляя "это я сама", героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира паратовых и кнуровых, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира.

Сюжеты пьес Островского (а всего им создано их более 50) отличаются классической простотой и естественностью. Комическое и трагическое начало неразделимо присутствуют в каждой пьесе, недаром произведения Островского Добролюбов назвал "пьесами жизни".

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аиастасьев А. "Гроза" Островского. - М., 1975.
  2. Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981.
  3. Журавлева А.И., Некрасова В.Н. Театр Островского. М„ 1986.
  4. Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1985.
  5. Лобанов М.П. Островский. М„ 1989.
  6. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. Л., 1961.
  7. Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962.
  8. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. - М., 1963.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки