Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Творчество Н.В. Гоголя

Н.В. Гоголь принадлежит по праву к гениям мирового словесного искусства, где его имя стоит в одном ряду с именами Данте и Свифта. Всю свою жизнь Гоголь писал о России и ни о чем ином писать не мог, он надеялся послужить Отчизне высоким слогом своих произведений. "Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? - говорит он о России. - Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?" Дух богатырства привлекал Гоголя в народных украинских песнях, которые певала ему мать. Его первые рассказы, собранные в "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832 гг.) словно сотканы из украинских сказок, песен и былей. "Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, - писал Пушкин. - А местами какая поэзия!"

От вольных украинских степей мы переносимся в столицу Российской империи. Гоголевский Петербург воссоздан в повестях "Невский проспект", "Нос", "Портрет", "Шинель". Этот город не прекрасный и трагический, как в пушкинском "Медном всаднике", а насквозь пропитанный фальшью ("Он лжет во всякое время, этот Невский проспект..."). В этом городе происходят невероятные события: у майора Ковалева пропал нос ("Нос", 1836), после этого вдруг нос обнаруживается в чине более важном, чем его владелец Ковалев. Майор Ковалев увидел нос, разъезжающим в карете, одетым в шитый золотом мундир и при шпаге. Майор кинулся следом, едва отыскал беглеца в Казанском соборе, где нос молился с выражением особой набожности. Ничего не поделаешь: майор весьма почтительно вынужден был разговаривать с собственным носом, имеющим чин лишь чуть ниже генеральского. В конце повести нос пойман и возвращен на свое место. Страшная и смешная чертовщина прячется за житейской суетой! В этом фантастическом городе сходит с ума титулярный советник Поприщин ("Записки сумасшедшего"), погибает несчастный Акакий Акакиевич ("Шинель").

Особое место в изобличении основных пороков государственной машины Гоголь отводит комедии "Ревизор". Комедия написана в 1836 году, когда отлаженно действовала система доноса и сыска и, с легкой руки самого Николая I, широкое распространение получили инспекторские наезды "инкогнито". Сам Гоголь замысел "Ревизора" определил так: "Я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости... и за одним разом посмеяться надо всем". Провинциальное чиновничье общество погрязло во взяточничестве и лихоимстве. Городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника - все имеют грех за душой. Картина чиновничьего произвола воссоздана буквально на первых страницах комедии, когда встревоженный Городничий созывает всех чиновников, чтобы сообщить им пренеприятное известие о ревизоре. Из отдельных реплик мы узнаем, что городничий - "человек умный и не любит пропускать того, что плывет в руки"; что в богоугодных заведениях лечат по принципу "чем ближе к натуре, тем лучше"; что в судебном присутствии вместо изображения Фемиды висит охотничий арапник и от заседателя запах, как от винокуренного завода...

Комедийность конфликта Городничего и Хлестакова состоит в том, что оба они вначале попали под гипноз страха. Городничий боится ревизора, но не забывает и "прозондировать почву": нельзя ли обмануть приезжего чиновника, скрыть от него все преступления? Иван Александрович, несчастный коллежский регистратор ("елистратишка"), в таком же страхе перед уездным начальством.

Гоголь показывает внутреннее сходство этих столь разных людей. Каждый знает требования "среды". Психология уездных обывателей "требует", чтобы столичный гость возвышался над ними, - и Хлестаков на глазах у нас меняется, из робкого униженного просителя он превращается в наглого, беззастенчивого фанфарона. И чисто хлестаковская бесшабашность, и безудержное вранье - все сходит с рук герою, ибо все уже покорены мимикрией Ивана Александровича, соответствующей требованиям толпы ("начальник отделения со мной на дружеской ноге", "один раз меня приняли за главнокомандующего" и т. д.). В конце концов Хлестаков завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Казалось бы, что теперь чиновники должны понять свою ошибку, но не тут-то было: страх наказания так велик, что человек уже не может воспринимать действительность в ее грубой реальности. Городничий, все время старающийся проникнуть в сущность характера ревизора, понимает, что тот по молодости лет прихвастнул, но туг же его и оправдывает: "Подгулявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь".

Сцена сватовства и последующее торжество Городничего - кульминация в развитии конфликта: Городничий не только сумел выйти сухим из воды, скрыв свои грешки, более того - он породнился со столь важной особой.

Внутренний мотив основного действия в "Ревизоре", помимо страха, безудержное стремление Городничего и Хлестакова "сыграть роль чином выше своего собственного". Генеральское будущее Городничего просто устрашает. Еще в "Шинели" автор совершил открытие, которое впоследствии воплотил Салтыков-Щедрин в образе градоначальника - "органчика", знавшего всего две "пьесы": "не потерплю!" и "разорю!". Гоголь сообщает, что генеральский разговор с низшими по чину состоял из трех фраз: "Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?" Интересен и тот факт, что начальник бедного Акакия Акакиевича совсем недавно вышел из "незначительных лиц", но, получив генеральский чин, сразу освоил систему управления, состоящую из трех фраз, да еще сопровождаемую топаньем ног. Гоголь замечает, что все дело в самом чине: "Значительное лицо"... "был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив. Но генеральский чин совершенно сбил его с толку". И вовсе не пустыми мечтаниями кажутся "прожекты" Городничего, мечтающего в придачу к генеральству получить один из первых домов в столице и вдобавок безграничную, тяжкую власть над "униженными и оскорбленными".

Хотя действие комедии происходит в маленьком уездном городке, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", образ Российской империи все время стоит перед глазами. Такое предельное обобщение нельзя не заметить, и оно было замечено самим царем, побывавшим на первом представлении комедии 19 апреля 1836 года в Александрийском театре ("Всем досталось, а мне - больше всех", - произнес Николай I).

Знаменитая финальная "немая сцена" носит символический характер, подчеркивая идею "неминуемого возмездия". Но следует заметить, что абстрактная авторская идея торжества законности путем вмешательства высшей власти выглядит неубедительно на фоне изображаемых Гоголем ситуаций.

В пьесе столкнулись явно неравные силы: иллюзия и колоссальная сила художника-комедиографа. Победа сатирического начала сделала "Ревизора" величайшим явлением мирового драматургического искусства. Ошеломленный бурной реакцией публики, Гоголь отправляется за границу, чтобы как-то "размыкать... тоску".

Именно за пределами Родины он пишет свое самое знаменитое произведение - поэму "Мертвые души". Почему именно поэму? Ведь по первым впечатлениям."Мертвые души" - скорее, роман. Но еще Лев Толстой говорил: "Возьмите "Мертвые души" Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное".

О поэме как жанре В.Г. Белинский писал: "Есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который охватывает только поэтические, идеальные моменты жизни и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества". Можно предположить, что Гоголь употребил термин "поэма" как синоним термина "эпопея", задумав создать большое трехчастное произведение. Об этом замысле он упоминал в тексте 1 тома "Мертвых душ": "Может быть, в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божественными доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения. И мертвыми покажутся перед ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга перед живым словом!" Этот замысел не был осуществлен до конца. Известно, что Гоголь мечтал о трехчастной структуре своей книги: первый том - Россия "мертвых душ", второй и третий - чистилище и рай. Не случайно из всех героев первого тома писатель намеревался взять и провести через жизненные испытания к возрождению, видимо, только двух: Чичикова и Плюшкина. Гоголь отталкивается и от пушкинского опыта: если возможен "роман в стихах", то почему бы не быть "поэме в прозе"?

Название "Мертвые души" столь многозначно, что породило массу догадок. Истоки названия видят в Евангелии - в мысли апостола Павла о вечной жизни души во Христе. Справедливо и суждение о том, что представление о противоречивом единстве мертвого и живого есть в народных сказках и легендах. На страницах современной Гоголю литературы сочетание "мертвая душа" употреблялась в значении "душа великого грешника", "душа опустошенная, не способная к любви и воскресению". Прямой смысл заглавия вытекает из истории создания произведения. Сюжет "Мертвых душ", как и сюжет "Ревизора", по словам Гоголя, дал ему Пушкин: он рассказал о том, как некий мошенник скупал у помещиков мертвые души, то есть умерших крестьян. Дело в том, что со времен Петра I каждые 12-18 лет в России проводились ревизии (проверки) численности крепостных крестьян, так как за каждого крестьянина мужского пола помещик обязан был выплачивать государству налог - "подушную" подать. По итогам переписи составлялись "ревизские сказки". Если в период между ревизиями крестьянин умирал, то по спискам он числился в живых до составления новых "сказок". Какая же выгода в покупке "мертвых душ"? Оказывается, крестьян можно было заложить в Опекунском совете (в банке). Купив у Собакевича "мертвые души" по самой высокой цене (два с полтиной), Чичиков в Опекунском совете мог получить за каждого заложенного в банк крестьянина 200 рублей, то есть в 80 раз больше Умершие, но существующие в бумажном варианте крестьяне становятся предметом спекуляции. Часть этих душ имеют собственные имена (каретник Михеев, плотник Степан

Пробка и др.), о них рассказывается как о живых, да и выглядят они "живее" иных действующих лиц. "Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие", - считал А.И. Герцен.

Сюжет "Мертвых душ" дает хорошую возможность увидеть всю Россию и вывести множество разнообразных характеров. Неслучайна последовательность появления помещиков на страницах поэмы. Помещики-крепостники были опорой государства, хозяевами жизни. Каждый из них имеет свое лицо. Вот Манилов, праздный мечтатель, чуждый всякой практической деятельности, слащавый и безвольный. Не зная жизни, он считает всех людей прекрасными и чистыми: губернатор - "препочтеннейший и прелюбезнейший человек", вице-губернатор - "милый человек", полицмейстер - "очень приятный человек". Жена его вместе с ним проводит время в полной праздности. "Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? и т.д." Детям своим Маниловы дали греческие имена (Фемистоклюс и Алкид) и прочат их по дипломатической части, но в воспитании сыновей никакого участия не принимают. Хозяйство свое Манилов передал приказчику, который немилосердно обкрадывает своих господ.

Создавая образ Манилова, автор воспользовался самыми разнообразными приемами, стремясь к всестороннему показу своего героя. Здесь мы находим авторскую характеристику ("Один бог разве мог знать, какой был характер Манилова..."). Портрет Манилова дает читателям не только яркое представление о его внешности, но и сведения об основных чертах психологии героя. Значительное место в воссоздании облика Манилова занимают вещи: описание деревни, дома с усадьбой, предметов, принадлежащих помещику. На всем отражается пустая мечтательность и бездеятельность хозяина. Неудачен выбор места для господского дома, смешна претензия на глубокомыслие (беседка с плоским куполом и надписью "Храм уединенного размышления").

Та же самая печать праздности и на обстановке комнат дома. В гостиной прекрасная мебель и тут же стоят два кресла, обтянутые просто рогожей. В кабинете лежит книжка "с закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал постоянно уже два года". С исключительным мастерством использует Гоголь бытовые сцены и разговоры для характеристики Манилова. Речь героя вполне соответствует его характеру. Слащавая, восторженная интонация его высказываний определяет и выбор слов, и их сочетание. В речи Манилова преобладают восклицательные, вопросительные и незаконченные предложения, отражающие его смешную взволнованность, неумение подобрать слова ("Павел Иванович!.. Насилу-таки вы нас вспомнили!.. И знаете, Павел Иванович!.. Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, духовное наслаждение... О! Павел Иванович..."). Иногда, стараясь казаться красноречивым, Манилов строит запутанные фразы с канцелярскими оборотами речи, с лишними вводными словами ("Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России"). Праздная мечтательность, бездеятельность, ограниченность умственных интересов при кажущейся культурности, смешная чувствительность позволяют отнести Манилова к праздным небокоптителям, "мертвым душам", то есть людям, ничего не дающим обществу.

При всем внешнем различии (Коробочка - "дубинноголовая помещица"; пустой, вздорный прожигатель жизни Ноздрев; "патриот русского желудка", торгаш и кулак Собакевич; наконец, ничтожный, опустившийся Плюшкин, настоящая "прореха на человечестве") все помещики наделены общими пороками: паразитизм существования, невежественность, утрата человеческих качеств, полное духовное омертвление.

Образам чиновников автор поэмы уделяет меньше места, чем помещикам, они менее индивидуализированы. Круг интересов чиновников (губернатор, полицмейстер, председатель палаты, Иван Антонович - Кувшинное Рыло и др.) крайне ограничен и ничтожен: карточная игра, выпивки, балы. На службу они смотрят как на источник личного обогащения путем взяточничества, казнокрадства. Полицмейстеру достаточно шепнуть два слова квартальному, а уж в комнате, точно по волшебству, "появилась на столе белуга, осетры, семга, икра..., селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки". Полицмейстер "был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую". И мнение купцов было такое, что Алексей Иванович "хоть оно и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст". Деятельность подобных "отцов города" бесплодна, недаром Чичиков, наблюдая за похоронами прокурора, произносит от души: "Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер!.. А ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови".

Так же пусты и бессодержательны разговоры губернских дам, которые в соблюдении тона и множества приличий, а особенно в следовании моде "опередили дам петербургских и московских". Гоголь, "ограничась поверхностью", стыдливо умолкает, иронически замечая, что "если заглянуть поглубже, то, конечно, откроется много иных вещей".

Чиновники и помещики выступают единой когортой: разбогатевшие крупные чиновники приобретали крепостных крестьян, делались помещиками, и наоборот, обедневшие помещики шли в чиновники, чтобы поправить свои дела. Подобные превращения происходят и в жизни Чичикова. Почему на смену Онегиным и Печориным пришел человек типа Чичикова? "Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно, - пишет Гоголь. - Кто же он? Стало быть, подлец? Зачем же быть так строго к другим? Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель".

Чичиков мечтает о "жизни во всех довольствах, со всякими достатками, экипажами", о доме, вкусных обедах. Для этого он и предпринимает дела, которым свет дает название не очень чистых. Вся его жизнь - сплошная цепь взлетов и падений. Наставления отца в детстве стали для Чичикова его жизненным кредо ("Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам... Береги копейку"). Уже в школе Павлуша обнаруживает "оборотливость необыкновенную" (продажа съестного товарищам, изготовление из воска снегиря). Путем обмана и ловкости Чичиков добивается "хлебного местечка", позднее он переходит к прямому казнокрадству (в комиссии по построению какого-то казенного здания) и к контрабанде (служба в таможне). И, наконец, ему приходит мысль скупить мертвые души и заложить их в банке.

При общении с людьми герой обнаруживает хорошее знание человеческой психологии, он умеет с каждым говорить на его языке. В разговоре с чиновниками Чичиков умел искусно польстить каждому. ("Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные" и т. д.). Все чиновники были довольны приездом Чичикова, и каждый отзывался о нем положительно. Особенно возвышает Чичикова в глазах окружающих слух о том, что он "миллионщик". Догадавшись, что ему грозит опасность, Чичиков поспешно оставляет город. В конце поэмы Гоголь помещает биографию героя, и для читателя становится ясным и характер Чичикова, и социальные условия, породившие подлеца-приобретателя.

Известно, что, когда Гоголь прочитал Пушкину наброски глав "Мертвых душ", великий поэт "начал понемногу становиться все сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: "Боже, как грустна наша Россия!"

Действительно ли так безотрадна русская действительность? Можно согласиться со словами А.И. Герцена: "Мертвые души" - удивительная книга. Горький упрек современной Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит удалую, полную силы национальность. Гоголь чувствовал, и многие другие чувствовали с ним - позади мертвых душ души живые". Да, для помещиков нет различия между человеком и вещью. Крепостной гнет губительно воздействовал и на людей из народа; писатель-реалист не скрывает отрицательных сторон народной жизни - склонности к лени, пьянству, ограниченности умственного развития некоторых крестьян. Но в целом народ сохраняет свой высокий нравственный и умственный потенциал. Стоит лишь обратиться к лирическим отступлениям о силе и меткости русского слова (глава V), о беглых крестьянах Плюшкина, сохранивших свободолюбие, наконец, к словам Гоголя о птице-тройке, о Руси ("Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?.. Что пророчит сей необъятный простор?.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства") - и можно убедиться, с какой силой верил Гоголь в великое историческое будущее своей Отчизны.

Подобно Пушкину, Гоголь вводит в текст поэмы лирические отступления. В этих отступлениях автор затрагивает самые разнообразные темы, которые, однако, тесно связаны с образами и идейным содержанием "Мертвых душ". Значительное число лирических раздумий посвящено теме Родины (лирическое отступление "Русь", "Дорога", "Русь-тройка" в XI главе). Вопрос о героях поэмы и, в первую очередь, о герое-приобретателе затрагивается во многих отступлениях: о толстых и тонких в 1 главе; в сопоставлении Коробочки со светской дамой в III главе; в рассуждении об отношении читателей и лжепатриотов к героям поэмы в XI главе и др. Гоголь не мог не сказать и о том, что тревожило его как писателя: об отношении "толпы" к писателю-романтику и писателю-сатирику.

О том, насколько живучи гоголевские образы и затронутые писателем проблемы, свидетельствовал М. Булгаков, создавший смешное, трагическое, фантастическое, озорное произведение "Похождение Чичикова". Начинается оно так:

"Диковинный сон... Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада- с надписью "Мертвые души", шутник-сатана открыл двери". И двинулись на советскую Русь 20-х годов 20-го века Чичиков с компанией. Хитроумные комбинации удаются пройдохе-приобретателю еще лучше, чем сто лет назад. Да и кругом "знакомые все лица"! "Собакевич пайками орудует", "Ноздрев увлекся внешней торговлей". Коробочка "вперлась в учреждение расспрашивать, когда ей можно будет в Манеже булочную открыть". И когда мощенническая комбинация Чичикова достигает своего апогея, наступает крах. Чичиков, конечно, и тут бы ускользнул, возможно, вместе с миллиардным капиталом, но в действие вмешался сам автор. Он предложил свои услуги некой вышестоящей организации, о названии которой, впрочем, можно догадаться. Автор действовал вполне в традициях этой организации:

"Подать мне списки! Что? Не готовы? Приготовить в пять минут, или вы сами очутитесь в списках покойников! Э-э-то кто? Жена Манилова - регистраторша? В шею!.. Собакевич? Взять его!.. Поэта Тряпочкина, Селифана и Петрушку в учетное отделение! Ноздрева в подвал!" Наконец дело дошло до Чичикова.

" - Чичикова мне сюда!!
- Н...невозможно сыскать. Они скрымшись...
- ...Чудесно! Так вы сядете на его место.
- Помил...
- Молчать!!
И через два мгновения нашли!"

Конечно, это был только сон. Булгаков вовсе не пытался "продолжать" Гоголя, оживляя его героев, автор "Похождения Чичикова" пытался передать сам дух произведения. Любя Гоголя, Булгаков наслаждался его волшебным искусством, недаром за свои "подвиги" во сне по спасению страны от новоявленной нечисти автор попросил всего лишь сочинения Гоголя, каковые недавно были им проданы на толчке. "И бац! У меня на столе золотообрезанный Гоголь".

Интерес к творчеству Гоголя необычайно высок во всем мире. Из русских классиков по степени популярности он стоит в одном ряду с Достоевским и Толстым.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя "Ревизор": Комментарий. Л., 1971.
  2. Гоголь и мировая литература. М., 1988.
  3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.
  4. Манн Ю.В. В поисках живой души: "Мертвые души". М., 1984.
  5. Николаев Д.П. Сатира Гоголя. М., 1984.
  6. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Гоголя "Мертвые души": Литературный комментарий. Л., 1974.
  7. Турбин В.Н. Герои Гоголя. М., 1983.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки