Среди основ человеческого бытия природе по праву принадлежит
одно из первых мест. Ог русской былины о пахаре до современной "деревенской прозы"
наша литература связывала жизнь и судьбу человека с судьбой русской природы. Мы
понимаем, что в отношениях с природой человек переступил нравственный рубеж, поэтому
и бьют тревогу писатели, предупреждая о последствиях грядущей экологической катастрофы.
Проблема "диалога" человека и природы постоянно рассматривалась
русской литературой XIX века. Природа была для отечественных писателей не только
пейзажем, формирующим эстетический вкус, с мыслями о природе русская литература
связывала представления о естественности человеческого существования, об истоках
нравственных понятий. Безнравственное отношение к природе ведет к разрушению самого
человека, внутренняя красота личности должна включать в себя и чувство любви к
родной природе.
Именно эту мысль утверждают современные писатели, например,
В.Астафьев в "Царь-рыбе", В.Распутин в повестях "Прощание с Матерой" и "Пожар",
Ч.Айтматов в романах "И дольше века длится день", "Плаха" и др.
В тесном единстве с природой живут старухи в повестях В. Распутина.
Забота о "доме", "родове" составляет основную часть их миропонимания. Стоит в
глубине Сибири, на Ангаре, небольшой остров и деревня на нем с тем же названием
- Матера. ("Прощание с Матерой"). "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная,
самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало
в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре -
всего, отделившись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась
громким именем Матера?" Видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский
острог, была свидетельницей жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала
"коммунию" - колхоз. Как вся страна. Матера отправила своих сыновей защищать Родину
и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной Руси, осиротела, не дождавшись
многих из них. Огромные технические замыслы коснулись и Матеры - деревня при строительстве
ГЭС подлежит затоплению. Матера для Дарьи - не только остров, земля, но и люди.
Человек среди людей, как "царский листвень", могучее дерево, символизирующее "вечную
природу", пример жизнестойкости. Человек - лишь звено в цепи человеческих поколений.
Чувство этой сопричастности всему живому и вечному противостоит разрушающей силе
безнравственности. Неслучайно уничтожение острова начинается с разрушения кладбища.
Словно обряд соблюдая, провожает Дарья в последний путь свою избу. Она не только
побелила стены, но и выскребла полы, помыла окна. Все, что она делает, непонятно
поджогщикам: "Ты, бабка, в своем уме? Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать
будем, а она белит". Деревенский, неграмотный человек, Дарья думает о том, что
должно беспокоить всех в мире: зачем мы живем? Она уверена: "У кого нет памяти,
нет жизни". Устремленность вдаль, как у внука Дарьи - Андрея, желание быть на
"передовом крае" стройки века
оборачиваются душевной черствостью, потерей чувства "малой
родины". По словам критика Ю. Селезнёва, сущность проблемы повести в необходимости
выбора: что для тебя родина - земля или территория? "Землю - освобождают. Территорию
захватывают. Хозяин - на земле; на территории - завоеватель, покоритель. О земле,
которая "всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет", не скажешь:
"После нас хоть потоп..." Человека, видящего в земле "территорию", не слишком
интересует, что было до него, что останется после него..: Кто мы на этой земле
- хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое
нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли все, что могли, а там хоть потоп, "маленький",
"материнский" или "всемирный"...
Для одного природа - родной дом, для других - место обитания.
В книге В. Астафьева "Царь-рыба" природа еще и воспитатель души. Она наполняет
душу человека чувством прекрасного, помогает ему познать свое существование как
каплю всеобщего потока бытия, удостовериться в значимости каждой конкретной жизни.
Благотворное воздействие природы рождает в человеке "уверенность в нескончаемости
мироздания и прочности жизни". Чувству единения всего живого герои Астафьева не
изменяют в самых трагических ситуациях. Вспомним охотника Култыша из "Стародуба",
который, умирая, держит в руке, словно свечу, ярко-желтый цветок с горящим посредине
углем - как символ любви, преданности, бескорыстия. Смерть не страшна в этом непрестанном
потоке всеобщего бытия, она знаменует лишь смену форм жизни и сама по себе естественна.
Куда страшней проявления неестественности - то, что люди убивают, разрушают созданное.
Так проблема "человек - природа" перерастает у Астафьева в более глобальную -
"созидание - разрушение". Страшная болезнь нашего времени - браконьерство. Истоки
ее в бездуховности, в неуемной жажде наживы, во всеобщем "озверении".
Так почему же "забылся в человеке человек'"? - размышляет
В. Астафьев. Браконьерство становится не только доходным промыслом, но и стилем
поведения: "Все хапуги схожи нутром и мордой!" Пока речной браконьер, Командор,
добывал рыбу, другой, сухопутный, задавил в пьяном виде его дочь. Самое страшное,
говорит Астафьев в "Посохе памяти", то, что природа начинает приспосабливаться
к браконьерству (исчезают виды растений и животных), она обороняется эпидемиями
и появлением различных смертоносных вирусов. И не уйти человеку-разрушителю от
природы, она нагонит и покарает его. В центральной главе повествования "Царь-рыба"
браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не смог с ним справиться. Рыба
утащила его в воду, и долго были царь реки и царь всей природы - человек в одной
ловушке. В момент возмездия, когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера,
происходит вдруг слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика - человека
и природы. Не возвышенно-прекрасной, а страшной, уродливой предстает перед Игнатьичем
природа. Зловещ набор сравнений и метафор, рисующих царь-рыбу: "Лоб, как бы отлитый
из бетона, по которому, ровно гвоздем, процарапаны полосы, картечины глаз, катающихся
без звука под панцырем лба..." Автор не случайно выбрал не зверя, а рыбу - существо
как будто неодушевленное. Настоящий переворот происходит в душе Игнатьича, когда
он начинает понимать, что рыба-то живая, что она, как и он сам, имеет право на
жизнь. Восстановить гармонию человека и природы призывает своих читателей В. Астафьев,
ибо борьба с природой равносильна борьбе с самой жизнью.
Воссоздание образов животных, птиц, рыб: Рогатая мать-олениха,
Акбара и Татчайнар у Ч. Айтматова; Хозяин острова у В. Распутина; Бим у Г. Троепольского,
Тедди и Арктур у Казакова
- вот далеко не полный перечень анималистических образов в
современной литературе. Поднять руку на "братьев наших меньших" - все равно что
нарушить древний библейский закон "не убий".
"Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее
лицо", - писал М.М. Пришвин. Страшной экологической трагедией стала для нас Чернобыльская
беда. Этой теме посвящены произведения Ю. Щербакова "Чернобыль" и пьеса В. Губарева
"Саркофаг". Последствия этой национальной трагедии отразятся на жизни и здоровье
еще не одного поколения. Те, кто читал пьесу "Саркофаг", не могут не согласиться
с авторской оценкой безответственности и непрофессионализма, которые и стали причиной
катастрофы на АЭС. Чернобыль - это последнее предупреждение человечеству. Символом
трагедии стало словосочетание "Звезда Полынь", восходящее к строчкам из "Откровения"
святого Иоанна Богослова: "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда,
горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя
сей звезде "полынь", и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли
от вод, потому что они стали горьки". Эта звезда может взойти и над нашим домом,
если человек не осознает себя как частицу огромного мира природы, если не примет
к немедленному исполнению слова поэта Вас. Фёдорова:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.
avtor
|