Октябрь 1917 г. и события гражданской войны в России привели
к тому, что значительное число россиян (преимущественно интеллигенции) оказалось
за рубежом. Центром русского зарубежья в начале 20-х годов становится Берлин,
затем, вплоть до начала второй мировой войны - Париж, с 1940 г. - Нью-Йорк. Внушителен
список русских писателей, оказавшихся за пределами Родины: А. Аверченко, М. Алланов,
К. Бальмонт, А. Куприн, Д. Мережковский, Игорь Северянин, Н. Тэффи, М. Цветаева
и др. На определенное время все европейское искусство испытало мощное воздействие
русского зарубежья. В европейских столицах организуются литературные центры, издательства,
выходят многочисленные газеты и журналы. Испытывая тоску по России, многие писатели
вернулись в СССР (Куприн, А. Толстой, М. Цветаева), но большинство деятелей культуры
так и не смогли увидеть воочию "три русские березки", тем не менее тема России
нашла отражение в их лучших творениях. К числу таких писателей принадлежал и Иван
Сергеевич Шмелев.
Один из видных писателей-реалистов, близкий горьковской школе
("Гражданин Уклейкин", "Человек из ресторана"), Шмелев пережил в эпоху революции
и гражданской войны глубокий нравственно-религиозный переворот.
Писатель восторженно встретил Февраль 1917 г. Он совершил ряд
поездок по стране, выступал на собраниях и митингах. Однако Шмелев не верил в
возможность скорых и радикальных перемен в России. О том, что он не собирался
эмигрировать, говорит тот факт, что Шмелев в 1920 г. покупает в Крыму дом с клочком
земли. Все изменила трагическая случайность. Шмелев боготворил своего сына Сергея,
относился к нему с истинно материнской нежностью. Его письма к сыну на германский
фронт полны заботы, тревоги о том, сделал ли его "растрепка", "ласточка" прививку,
кутает ли он шею шарфом. Он учил сына в любых обстоятельствах любить свой народ:
Закрой глаза на его отрицательное (в ком его нет?), сумей извинить его, зная историю
и теснины жизни. Сумей оценить положительное". В 1920 году офицер Добровольческой
армии Сергей Шмелев, отказавшийся уехать за границу вместе с врангелевцами, был
взят в Феодосии из госпиталя и расстрелян без суда. Вместе с офицерами большевики
расстреляли и мирных жителей (врачей, священников, учителей, инженеров), всего
от 50 до 100 тысяч человек. Убитый горем отец, по приглашению И. Бунина, в 1922
году уезжает в Берлин. Воспоминания не оставляют его, о "подземной" связи Шмелева
с Россией, с Москвой, с Замоскворечьем пишет Б.К. Зайцев. Шмелев и в Париже сумел
остаться замоскворецким жителем. Лучшими его книгами стали "Лето Господне" (1933-1948)
и "Богомолье" (1931-1948) и примыкающий к ним тематический сборник "Родное".
Со дна памяти подымались образы и картины, впечатления детства.
Религиозные праздники, обряды тысячелетней давности, множество драгоценных мелочей
отошедшего уклада жизни воскрешает Шмелев: "Москва-река в розовом туманце, на
ней рыболовы в лодочках, подымают и опускают удочки, будто водят усами раки. Налево
- золотистый, легкий утренний Храм Спасителя, в ослепительной золотой главе, прямо
в нее бьет солнце. Направо - высокий Кремль, розовый, белый с золотцем, молодо
озаренный утром". Художественный мир романа "Лето Господне" и реален, и одновременно
сказочно идеален. Это и мир дореволюционной Москвы, и золотое тридесятое царство
счастья. Герои романа так искренни в своем стремлении служить Богу, что их суеверия
и обряды приобретают иной, духовный смысл, превращая обыденные дела, да и всю
человеческую жизнь в священный обряд. Действие романа вращается от праздника к
празднику, от года к году. Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл календарных
праздников: Рождество, Пасха, Троица, Покров, Рождество...
"Лето Господне" насыщено звуками, запахами, цветами, для каждого
праздника характерна своя гамма, мир детства и родины как бы залит золотым, солнечным
светом: "и небо золотое, и вся земля, и звон немолчный кажется золотым тоже, как
все вокруг", "и сыплются золотые капли с крыш, сыплются часто-часто, вьются, как
золотые нитки", а над всем этим миром золото куполов и крестов московских церквей.
Мир Божий - богат радостями, в сказочно богатом мире старой
России вороха верб, охапки сирени, горы масленых блинов.
Трогательная дружба связывает маленького Ваню и филенщика Горкина.
Дом для ребенка - малая Вселенная. Порядок, заведенный в нем со старины, с прабабушки
Устиньи воспринимается всеми как внешний нравственный закон. Горкин свято хранит
древние традиции, патриархальный уклад жизни, передавая мальчику мысль о его первоценности.
Жизнь человеческая должна быть ориентирована на повторение исстари установленных
Богом и предками правил, а не на их изменение. Благоговейно произносит Ваня слова
"старина" и "память". Память - основное богатство героев "Лета Господня". Человек
беспамятный опустошен, несчастен. Связующим звеном между прошлым и настоящим,
олицетворением традиций старины является в романе старая, уважаемая лошадь - Кривая.
Только этой лошади доверяют священные, ритуальные дела: отвезти на Святой неделе
хозяев в Кремль, к Великому Посту - на Постный рынок.
По концепции Шмелева, ускорение времени губительно. Самая страшная
трагедия - смерть отца Вани - происходит из-за того, что он убыстрял темп движения
своего времени. Смерть отцу приносит бешеная скачка на лошади по кличке Стальная.
Само имя этой лошади - как холод стали, мертвенно и холодно. Стальная - новая
лошадь в доме, она никак не связана с традициями старины.
На священном "золотом листе", который подарен Горкину, хранится
"рецепт счастья": "Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата,
родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня..."
О "Лете Господне" проникновенно писал русский философ И.А.
Ильин: "Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте
утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных:
вот "тартанье мартовской капели"; вот в солнечном луче "суетятся золотники", "хряплают
топоры", ...видна "черная каша галок в небе"... Здесь все лучится от сдержанных,
не проливаемых слез умиленной благодатной памяти. Россия и православный строй
ее души показаны здесь силою ясновидящей любви".
До конца своих дней Шмелев чувствовал саднящую боль от воспоминаний
о Родине, ее природе, ее людях, о русском языке. Последние годы своей жизни писатель
проводит в одиночестве, потеряв любимую жену, страдая от физических недугов. Он
решает стать "настоящим христианином" и с этой цепью 24 июня 1950 года отправляется
в обитель Покрова Божьей Матери в 140 км от Парижа. В тот же день сердечный приступ
обрывает его жизнь. Теперь в Россию возвращаются книги И.С. Шмелёва. Просветляющая
сила его книги утешает, очищает, лечит душу. Обращенный к прошлому, роман Шмелева
помогает жить в настоящем.
avtor
|