Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
А.Т. Твардовский

В литературе середины 20 гг. стихи А.Т. Твардовского, написанные с "горячим до сердцебиения" желанием "лада и ряда", пленяли читателя простотой и свежестью языка. На фоне экспериментов лефовца В. Каменского, писавшего "модные бессмысленности", типа

За хурдачивая в жордобту
По зубарам сыпь дурбинушшом,
Расклабать твою да в морду ту
Размочардой в бурд рябинушшом,

звонко, пусть и не совсем профессионально, зазвучал голос 16-летнего Твардовского:

Июль рассыпался цветами на лугах,
Пахнул в сараи ароматом сена...

В ранних своих стихах поэт стремился воспеть новую деревенскую жизнь, колхозное строительство: он с энтузиазмом пишет о "новой избе", в которой

Хорошо заживем мы с весною.
Здесь на новый, советский лад...

Итогом его ранней лирики стала поэма "Страна Муравия", герой которой, Никита Моргунок, мечтавший быть хозяином на своей земле, отправляется на поиски места, где будет счастлив и свободен:

И никого не спрашивай,
Себя лишь уважай.
Косить пошел - покашивай,
Поехал - поезжай.

Под влиянием всего увиденного и пережитого Моргунок решает вернуться домой и вступить в колхоз, убедившись в богатстве, слаженности и прочности колхозной жизни. Трагедия Твардовского, не видимая на первый взгляд, заключалась в том, что в то время, как поэт слагал гимны колхозному строю, семья его отца, деревенского умельца и кузнеца, была раскулачена и сослана, в полной мере испила горькую чашу всех ссыльнопоселенцев. Возможно, молодой поэт искренне верил в то, что писал, но не забыл об этом и много лет спустя в поэме "По праву памяти" попытался осмыслигь все пережитое страной. Не все в мировосприятии Твардовского было просто и бесконфликтно.

Наиболее полно талант Твардовского раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Тема войны тревожила его память и много лет спустя. Стихотворение-реквием, написанное в 1945-46 гг., "Я убит подо Ржевом" - это страстный монолог мертвого солдата, его обращение к живущим. Жизнь солдата оборвалась в страшном 1942 году, но его земное бытие не закончено, оно в памяти потомков, в праве падших сказать свое слово:

Я вам жизнь завещаю, -
Что я больше могу?

Стихи Твардовского послевоенных лет резко контрастны "бравурным маршам" победы: они тревожат душу напоминанием о той цене, которая была заплачена за май 1945, о суде павших, о "жестокой памяти" войны ("В тот день, когда окончилась война", "Жестокая память", "Я знаю, никакой моей вины"). Настоящим памятником русскому воину стала поэма "Василий Теркин". Определяя ее жанровую особенность, автор написал: "книга про бойца". "Русский чудо-человек" и "обыкновенный парень" гармонично сочетаются в образе главного героя. Теркин способен совершать поистине богатырские подвиги (попасть из винтовки в самолет!), но в то же время это не абстрактный "герой для подражания", а весельчак и умелец, душа любой компании, лукавый собеседник и верный товарищ. Он - частичка "фронтового братства", солдат, вступивший в поединок с самой смертью и одержавший победу. Твардовский не случайно сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины, подчеркнув этим родство душ и судеб.

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Стало, может быть, теплей,.. -

можно сказать, что завет свой Твардовский выполнил с честью Дальнейшее развитие образ Теркина получил в поэме "Теркин на том свете" (1954-1963 гг.). Сказочный сюжет уводит нас в мифический загробный мир. Сатира Твардовского была направлена против порожденной культом личности догматической системы мышления, против засилья "руководящих указаний", идущих вразрез с жизнью, против бездушно-преступного отношения к людям! С чем же столкнулся Теркин на том свете? С многочисленными "столами" и отделами, с бюрократами всех мастей (редактор "Гробгазеты", "доктор прахнаук", "преисподнее бюро"). Так, стол проверки запасается подробной "авто-био" Теркина, хотя для всех его "родословная" заведомо ясна:

Дед мой сеял рожь, пшеницу,
Обрабатывал надел.
Он не ездил за границу,
Связей также не имел...

Ясно, что Теркин никогда не примирится с нравами мертвого царства, он вырывается с того света к живым людям. Правда, "тот свет", каким он показан в поэме, не так уж далек от нас. "Так это было на земле", - говорит поэт в поэме "За далью - даль", утверждая:

Память, как ты ни горька,
Будь зарубкой на века!

Рассказать о том, что пережил, Твардовский считал своим долгом поэта и человека:

Вся суть в одном - единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых, - знаю только я.

Тема памяти, ответственности за прожитые годы возникает и в последней поэме Твардовского "По праву памяти". Поэт работал над ней на исходе жизни в 1966-69 гг., опубликована же она была лишь в 1987 г. Это рассказ о "живой памяти", "памяти бессонной" - памяти обо всем, что было за годы советской власти: и о "великом переломе", и о "войне кровавой, и о Магадане", и об "отце народов", и о юношеских мечтаниях на сеновале, и о людях, что стали "лагерной пылью". Человеческая память передается из поколения в поколение, и вот этой непрерывной линии народного самосознания пытаются положить предел. Насилие над памятью народа, истребление сознания, вытеснение из души вечных ценностей и замена их сиюминутными святынями чреваты распадом человеческих связей, крушением самой истории. На смену "оттепели", робким росткам десталинизации пришло веление "забыть":

Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую быль. И чтобы волны
Над ней сомкнулись. Быль - забыть!

Образ родного отца с руками из "сплошных мозолей" не так давно по державному повелению был вытеснен обликом "отца всех народов". И вечная проблема "отцов и детей" оборачивается трагедией: "отцам" - изгнание, ссылка, смерть; "детям" - клеймо "сына врага народа". Но нельзя убить память и превратить людей в толпу "Иванов, не помнящих родства", это не только преступление перед прошлым, но и перед будущим: "кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу". Поэт бросает вызов любителям "повернуть историю вспять", прямо называя их родоначальника и кумира:

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите -
Он богом был -
Он может встать.

Но несмотря на рецидивы прошлого, поэт верит, что демократическое будущее неотвратимо. Неотвратим и суд Истории: его приговор можно отложить на какие-нибудь десятилетия, но отменить его невозможно, как невозможно убить память:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки