Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Коллективизация глазами писателей разных поколений

В течение полувека "Поднятая целина" была единственным источником, из которого мы черпали свои знания о коллективизации. В последние десятилетия к нам пришли произведения С. Залыгина и Б. Можаева, "В. Белова и С. Антонова, В. Быкова и Ф. Абрамова. Стало очевидно, что судить о таком сложном явлении, как коллективизация, по одной книге нельзя, тем более восприятие "Поднятой целины" как "классического произведения соцреализма" очень навредило роману. Роман "Поднятая целина" вышел в свет по "живым следам - в 1932 г. Понимал ли Шолохов то, что происходило на его родной земле? Да, и свидетельство этому его письмо Е.Г. Левицкой от 18.06.1929 г., в котором писатель сетует на "нехорошие вещи", которые творятся в округе: "Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает... народ звереет, настроение подавленное... Не работаю... Подавлен. Все опротивело. Писал краевому прокурору... Молчит, гадюка, как воды в рот набрал". Это письмо воспринимается и как яркий человеческий документ, и как свидетельство эпохи. Современные критики упрекают автора "Поднятой целины" в приукрашивании действительности, в идеализации процесса коллективизации, но нельзя не заметить остроконфликтности произведения, трагических ситуаций, сцен убийства людей, поражающих своей жестокостью. Изменение названия "С кровью и потом", глубоко раскрывающего замысел писателя, на более благополучно-оптимистическое "Поднятая целина", думается, было вынужденным шагом, жертвой "во спасение". Перечитаем некоторые страницы романа. Идет собрание гремяченского актива и бедноты, решается вопрос о раскулачивании. Пока шли общие разговоры о "кулаке-кровососе", у коммунистов-руководителей было полное единодушие с казаками, решение вырубить кулачество "под корень". Но как только нужно было решать судьбу каждого из кандидатов на выселение, это единодушие стало таять. "Воздерживается" при голосовании "тихий с виду и неприметного обличья казак", поясняя, "что Фрол Дамасков - сосед, и я от него много добра видал". Сталкиваются два подхода - классовый и человеческий. Собрание "тягостно промолчало", когда Давыдов назвал фамилию Тита Бородина. Не все принимают давыдовское: "Был партизан честь ему за это, казаком стал, врагом сделался - раздавить". Сцена первого собрания в Гремячем Логу помогает эмоционально ощутить весь драматизм момента, когда определяется судьба всего хутора. Следующие за этой сценой эпизоды трагичны, пронизаны чувством горечи и боли.

С явным нарушением закона совершается конфискация имущества выселяемых. Постановлением ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 предписывалось изымать у кулаков дома, рабочий скот, средства производства. Местные же власти забирали все, вплоть до личных вещей, одежды, посуды. В конце седьмой главы мы видим Фрола Дамаскова в одних чулках: "новые, подшитые кожей Фроловы валенки" были уже на Демиде Молчуне, который, сидя на корточках, "черпал столовой ложкой мел из ведерного жестяного бака и ел, сладко жмурясь, причмокивая, роняя на бороду желтые капли". Рассматривая одну за другой сцены раскулачивания, мы не можем не задуматься над вопросом: насколько справедлива политика раскулачивания? Какова цена совершенных ошибок? Не может не встревожить реакция Давыдова и Нагульнова на отказ Размётнова раскулачивать, воюя с детишками и бабами. Страшно подумать, что "именем революции" "в распыл" можно пустить "тысячи дедов, детишек, баб". Страшно, что никто из гремяченских коммунистов не задумался, что будет с детьми кулака Гаева в ссылке (о почти поголовной смерти спецпереселенцев рассказали В. Гроссман в романе "Жизнь и судьба", Ф. Абрамов в повести "Поездка в прошлое", В. Быков в повести "Облава").

Нет речи о единодушии партии и народа, о "свободном выборе казаков" в сцене общего собрания гремяченцев. Шолохов сталкивает разные, порой полярные точки зрения. Нельзя не услышать ни "пронзенных злостью голосов", ни "хриплых криков". В этой сцене выясняются две взаимоисключающие точки зрения на коллективизацию: "Колхоз - дело это добровольное", "Ты нас не силуй" - и "Мы им рога повернем! Все будут в колхозе". Шолохов вводит в роман живые свидетельства эпохи - статья Сталина "Головокружение от успехов" отразилась впрямую на судьбе колхоза. Автор сталкивает разные оценки статьи. Наиболее выразительна речь Половцева: "Эта статья - гнусный обман, маневр! ...Их, дураков, большой политики ради водят, как сомка на удочке, подпруги им отпускают, чтобы до смерти не задушить, а они все за чистую монету - принимают". Четко определился конфликт "большой политики" с наивной верой в справедливость власти.

Довольно долго официальная критика поощряла взгляд на Давыдова и Нагульнова как на положительных героев, сейчас стали заметны попытки развенчать героев шолоховского романа. Время сформировало активиста в романе А. Платонова "Котлован, время породило и тех, кто осуществлял коллективизацию в хуторе Гремячий Лог. Но Шолохов вовсе не пытается представить "схематичные образы" героев: его Нагульнов, свято верящий в мировую революцию, изучающий английский язык, чтобы "гутарить с мировой контрой", способен на сильное чувство: как память о несостоявшейся любви хранит он Лушкин платочек.

Сочетая трагическое и комическое в романе, Шолохов не нарушал правдоподобия, ибо соединение это существовало в реальной жизни. Современное прочтение "Поднятой целины", актуализация в ней того, что раньше не представлялось существенным, необходимо для того, чтобы объективно оценить это произведение.

В современной литературе тема коллективизации представлена достаточно широко. Не только "голос памяти правдивой" звучит в этих произведениях, но и тревога о дне настоящем, и дума о будущем. Потребностью понять истоки наших бед продиктовано слово современного писателя: "Возродить в крестьянстве крестьянское!" - так названа одна из статей В. Белова. "Все начинается с земли... Мужик должен возродиться, если мы хотим жить в достатке и быть независимым государством. Мужик - кормилец... Хозяин... А для того, чтобы он не только вернулся, но и утвердился, нам надо... разобраться в том, что же произошло в 1929-30 гг.? Надо... признать сталинскую коллективизацию преступлением против народа", - говорит В. Белову Б. Можаев. Деревня жила до 1929 года в одних ритмах, после 1929 - в других. Этот крестьянский "лад" воссоздают в своих книгах В. Белов ("Лад", "Кануны') и Б. Можаев в романе "Мужики и Бабы".

В романе Можаев напоминает нам о "другой жизни", общая тональность рассказа о которой подчеркнута эпиграфом:

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно...

Первая фраза романа переносит нас в мир, "где радости и горе делились пополам с лошадью". Человек живет в гармонии с природой, радуется ее красоте. Через поэзию крестьянского труда писатель показывает естественный ход здоровой жизни. Ключевой мыслью в романе являются слова Андрея Ивановича Бородина: "Не то беда, что колхозы создают, беда, что их делают не по-людски". В этих словах - весь узел проблем, рассматриваемых Б. Можаевьм. Книга носит жанр хроники, каждый поворот событий здесь обозначен конкретной датой. Люди пытаются понять свое время:

"Времечко наступило не до песен и застолиц", "Наше время лимитировано историей... Подошло время тряхнуть как следует посконную Русь", "Какое время, господи! Содом и Гоморра..." Недаром "активисты от властей" пытаются опередить время, они ведут счет не на месяцы и недели, а на дни и часы. Главный удар наносился по "справному мужику", по талантливым земледельцам. Коллективизация должна была объединить людей, а она их разъединяет: "Одни безумствуют, сеют ненависть, другие мечутся, страдают, прячутся". К раскулачиванию районное начальство готовилось, как к боевой операции. Рекомендовано начинать одновременно во всех селах, застать врасплох, "семьи из домов выселять, с собой не давать никакой скотины, ни добра - вывозить из дому в чем есть", запретить во время раскулачивания "бесцельное хождение по райцентру". Отстаивая теорию "классовой обреченности", секретарь райкома Последов говорит: "Мы расчищаем эту жизнь для новых, более совершенных форм. И оперируем целыми классами. Личности тут не в счет". В этой теории - ключ к пониманию того, что творилось в деревне. Во время сплошной коллективизации кулаком мог оказаться любой. Так, добирая до плановой цифры, объявили кулаком пастуха Рагулина, был арестован Бородин, отказавшийся "кулачить". Перекрывая "процент, спущенный районом", в Тихонове раскулачили вместо 24-х 26 семей. "Дополнительно подработаны" столяры Гужевы и кустарь-одиночка, фотограф Кирюхин. "Лишняя трагедия" никого не беспокоила.

Трагедия личности - не в счет. Эта преступная и бесчеловечная мысль вдохновляла и тех, кто отправил на верную смерть семью белорусского крестьянина Хвёдора Ровбы, а потом загонял в болото и самого Хвёдора (повесть В. Быкова "Облава"). Бывший батрак Хвёдор Ровба когда-то доверился советской власти. Он считал, что революция произошла для того, чтобы каждый трудящийся жил хорошо. Он попробовал жить хорошо, приобрел молотилку... Это его и погубило. Нетрудовые доходы, эксплуататор! Каждому не объяснишь, что молотилка куплена в кредит, что Хвёдор никому не отказывал, а платили кто сколько мог. Зависть, неправда, человеческое равнодушие - и Ровба зачислен в кулаки. Его семья, жена Гануля и дочка Олечка, не вынесли ссылки, тяжелой работы, жутких, нечеловеческих условий жизни. У раскулаченных отбирали все, нажитое годами труда и пота. Даже новые валеночки, которые впервые надела шестилетняя Олечка, и то "мрачный человек в черном полушубке" велел снять. "И поехала Олечка в ветхих отопках, и ходила в них еще две зимы, и простужалась, и хворала. Пока не простудилась в последний раз, когда уже ничего ей не стало нужно". Единственная мечта и цель жизни, которая осталась для Хвёдора - вернуться домой и умереть вблизи от дедовских могил. Зла на обидчиков он уже не держал, выгорело все в душе. Единственное, что не понимал: за что? "Ему толковали о власти, о классовой борьбе и коллективизации. Но никто не смог объяснить так, чтобы стало понято: за что у него отняли землю, которую ему дала власть, лишили нажитого им имущества и сослали на каторгу? За что?" Но вернувшись на родину, он видит разрушенное хозяйство, нет уже ни дома, ни колодца... Единственное место, где он чувствует себя хорошо и спокойно - сельское кладбище. Мечта "дойти, доползти, чтобы хоть одним глазом взглянуть и умереть" на весь родной окрестный мир оборачивается трагедией. Словно зверя, Хвёдора преследуют его же односельчане, стягивая кольцо облавы и загоняя в болото. И горше всего, что руководит погоней сын Миколка, отрекшийся от отца. Человек разрушил само естество жизни, ничего не оставлено для надежды и жить больше нет смысла. 20 миллионов - такова цена процесса коллективизации. "Людей в России не считают. Свиней, конское поголовье считают, сколько кубов леса заготавливают - считают, а людей не считают. 20 миллионов. И какие 20 миллионов. Отборные", - с этой дневниковой записью Ф. Абрамова нельзя не согласиться.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки