А.С. Пушкин - родоначальник новой русской реалистической литературы,
создатель русского литературного языка.
В лицейский период (1813-1816) происходит формирование идей
и представлений Пушкина как поэта под активным воздействием творчества Державина,
Радищева, Карамзина, Жуковского, французских просветителей. Вольнолюбивые и сатирические
мотивы поэзии Пушкина в это время тесно переплетаются с эпикуреизмом и анакреонтикой.
Нетрудно заметить в стихах юного поэта вопрос, поставленный еще Ломоносовым ("Разговор
с Анакреоном"): "что петь?" - героев или возлюбленных, подвиги на поле брани или
подвиги во имя любви? И если Ломоносова больше прельщает "героев слава вечная",
то у Пушкина "бранная лира" соседствует с любовными песнопениями.
Расцвет политической лирики, наблюдаемый в 1817-20 гг., формируется
у Пушкина под воздействием идей дворянской революционности. Старшие друзья-декабристы
видели в литературе средство гражданского воспитания. "Вместо оплакиваний самого
себя пусть первая его песнь будет Свободе", - желал Пушкину П.И. Тургенев. "Вольность"
и "Деревня" пишутся под его влиянием. Пушкинское поколение мечтало о Свободе,
что и нашло отражение в вольнолюбивой лирике поэта.
Свобода для пушкинского поколения - это и политическое освобождение
от "гнета власти роковой" ("К Чаадаеву", 1813), и вольный дух дружеской пирушки
("Где веселье председатель, а свобода, мой кумир..." - "Веселый пир", 1819), и
наслаждение деревенским привольем, свободной стихией природы ("Деревня", 1819;
"К морю", 1824), и ощущение творческой свободы ("Дорогою свободной иди, куда влечет
тебя свободный ум"-"Поэту", 1830).
В 1815 году еще в лицее Пушкин создает резкую политическую
сатиру "Лицинию", аллегорическое изображение Рима времен упадка, прозрачный намек
читателю-современнику на то, что происходит в русской общественной жизни.
Наряду с известными строками из послания "К Чаадаеву" в том
же году Пушкин пишет стихотворение "К Н.Я. Плюсковой" (1818), где воспевает "любовь
и тайную свободу":
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей...
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа. В оде "Вольность" Пушкин изложил идею
о необходимости конституционной монархии, где "законов мощных сочетанье" будет
стоять выше воли правителя. Социальные законы должны быть подчинены вечному закону
Природы, согласно которому все люди от рождения равны между собой. Пушкин четко
формулирует аксиому государственного устройства:
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье. Следует заметить, что поэт разграничивает
самодержавие как форму правления и самовластье как проявление деспотии. Если во
главе государства - просвещенный монарх, жизнь подданных свободна, но горе тем
народам, где у власти тиран. Столь же яростный протест против "неумолимого владельца"
слышен и в стихотворении "Деревня":
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца. О том, что Пушкин
не изменил идеалам своей юности, свидетельствуют и послание декабристам в Сибирь
("Во глубине сибирских руд..."), и стихотворение, адресованное сосланному на каторгу
лицейскому другу И.И. Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный..."), и "19
октября 1827", и "Арион" , и "Анчар".
Та же мысль о свободе и милосердии звучит и в стихотворении,
ставшем поэтическим завещанием Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.,
Знаменательно, что в первоначальном варианте одна из строк
"Памятника" звучала так: "Что вслед Радищеву восславил я свободу..." "Вслед Радищеву"
юный Пушкин сочинил оду "Вольность". Значит, осмысливая незадолго до гибели свой
жизненный и творческий путь, поэт думал об идеалах юности, когда мечтал "Отчизне
посвятить души прекрасные порывы".
Хотя в лирике Пушкина 20-х годов звучат романтические нотки
разочарования и сомнения, доминирующим началом его поэзии остаются оптимизм, вера
в силу разума, дружбы, возвышающей любви. "Любовь и дружество" в его поэзии неразделимы.
19 октября - день основания лицея - стал на долгие годы праздником
для первых лицеистов. Эта дата стоит в заголовке многих посланий поэта. Так, интересно
стихотворение "19 октября" (1825г.). Начинается оно печальным осенним пейзажем,
гармонично созвучным настроению лирического героя: не будет на лицейском празднике
Пушкина - он в ссылке, в одиночестве. Но грусть смягчается надеждой на благие
перемены. Седьмая строфа - гимн святому чувству дружбы:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен...
В 1827 году Пушкин послал в Сибирь два стихотворения: одно
- декабристам, другое - лично Пущину, с которьм поэта связывала лицейская дружба.
Святое чувство дружбы должно поддержать находящихся "в каторжных норах". "Отрадно
отозвался во мне голос Пушкина" , - вспоминал И. Пущин.
Бог помощь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
- писал Пушкин в стихотворении "19 октября 1827 года".
В 1835 году праздновали двадцать пятую годовщину лицея. Это
была последняя встреча поэта с друзьями юности:
Припомните, о друга, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
...Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы, То Гордости багрила алтари...
("Была пора...", 1836)
Столь же искренен был Пушкин и в любви. Тема любви в лирике
Пушкина - это выражение восторга перед духовной и физической красотой, это гимн
возвышающему и облагораживающему человека чувству.
Еще в 1819 году на одном из вечеров Пушкин встретил Анну Петровну
Керн. Ее сияющая молодость и красота привели в восхищение поэта. Шли годы... И
однажды в Тригорском, у соседки по имению помещицы Осиповой Пушкин вновь встретился
с Анной Петровной, столь же обаятельной, что и прежде. Они катались на лодке,
гуляли в рощах Михайловского, а когда Керн уезжала, то получила подарок от Пушкина:
в неразрезанные страницы недавно напечатанной главы "Евгения Онегина" поэт вложил
листок со стихотворением "Я помню чудное мгновенье...", подарив ей ни много ни
мало - бессмертие. В простых, взволнованных строках поэт вспоминает первую встречу,
говорит о прожитых годах, о новом свидании, наполнившем его душу чувствами вдохновения
и любви.
Другой лирический шедевр "Я вас любил..." насчитывает всего
восемь строчек. Слова "любил", "любовь", "любимая" составляют его основу. Но глагол
"любил" выражает разные смысловые значения: это и указание на "безмолвное", "безнадежное",
"робкое" и "ревнивое" чувство, и грусть неразделенной любви, и желание счастья
любимой.
В стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, лишь одна метафора
- "любовь... угасла". Образность достигается при помощи "высоких" поэтических
слов ("то робостью, то ревностью томим"), создающих тон благородной и грустной
исповеди.
Главный мотив - чувство любви - дается в своеобразном синтаксическом
усложнении: герой пытается как бы конкретизировать свои чувства, переходя от простого
предложения ("Я вас любил...) к сложной конструкции ("Я вас любил так искренно,
так нежно, как дай вам Бог любимой быть другим").
Музыкальность звучания усиливается ассонансами и аллитерациями,
которые как бы продолжают друг друга. Пятистопный ямб замедляет чтение, придавая
ему плавность, а пиррихий ломает ритм, создавая впечатление прорывающегося волнения.
Часто Пушкин обращался к античным легендам, библейским историям,
произведениям русских и зарубежных поэтов, стремясь каждый раз найти в них созвучное
"душе и миру".
Так, например, стихотворение "Арион" внешне связано с античной
легендой о знаменитом певце. Но, сохраняя верность общему духу античной культуры,
Пушкин отступает от той трактовки древнего сюжета, который встречаем, например,
у Овидия. "Арион" - это и подвергнутая изменениям легенда, и биографически соотнесенное
повествование (чудесное спасение Ариона аналогично "спасению" самого поэта в "грозе"
1825 года), и философское размышление о судьбе поэта-певца. От античной легенды
сохранилось немногое: образ незащищенного судна в разбушевавшемся море, "верность"
морской стихии певцу. В остальном Пушкин оригинален: корабельщики не враждебны
Ариону, да и у самого поэта нет несметных сокровищ, ставших яблоком раздора. В
окончательной редакции стихотворения отсутствует фраза "Спасен Дельфином, я пою"
(в античном мифе сам певец бросается в море). В древнем сюжете Арион умоляет корабельщиков
разрешить ему спеть, пушкинский же певец поет по своему желанию. Все это не случайно:
Пушкин утверждает, что поэзия имеет спасительную силу, поэтический
дар оказывается сильнее стихии. Спасение Ариона подчинено высшим законам: талант
и слава поэта становятся залогом его бессмертия. Так углубляется осмысление темы
поэта и поэзии в творчестве Пушкина: поэты наделены не только вещим пророческим
даром; поэзия, творчество оберегает их от житейских невзгод.
"Таинственный" (то есть хранимый и спасаемый поэзией) певец
причащается как к тайнам природных стихий, так и к духовным тайнам творчества,
оставаясь верен прежним гимнам.
Пушкина волнует вопрос о роли и назначении поэзии ("Пророк",
1826). В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи
о том, как Бог наделил его вещим даром. В стихотворении есть событийный сюжет,
показывающий процесс перерождения поэта в глашатая, способного "глаголом жечь
сердца людей". Важная для Пушкина тема -тема пророческого служения поэта людям
- раскрывается высоким, торжественным слогом. Отличительными признаками лирической
речи в "Пророке" являются архаизмы и славянизмы. Например, перст - палец руки,
но и в переносном значении мистическое предопределение ("перст судьбы"); зеница
- зрачок, глаз; десница - правая рука; глагол - слово, речь; виждъ и внемли -
формы повелительного наклонения от глаголов "видеть" и "внимать".
В стихотворении преобладают фразы-инверсии, синтаксические
повторы с союзом "и", придающие речи торжественный колорит.
Поэт, томимый духовной жаждою, осознает свою неудовлетворенность
прежней деятельностью. Поэт - так же смертен, как и все люди. Но ему дано видеть
и слышать то, что непонятно обыкновенному человеку. Поэзия - мудрое дело, оно
непосильно для непосвященных в тайны поэтического искусства. Вместо трепетного
сердца нужно иметь в груди "уголь, пылающий огнем", вместо грешного, празднословного
и лукавого языка - "жало мудрыя змеи".
Пушкин не скрывал трагичности судьбы поэта в современном обществе,
его одиночества и непонимания читателем ("Разговор книгопродавца с поэтом", "Эхо").
Пушкин не смешивал понятия "толпа" и "народ". О сложности взаимопонимании творца-художника
и "толпы холодной" мы узнаем из стихотворений "Поэт", "Поэту", "Поэт и толпа".
Пушкин отстаивал независимость поэта от мнений толпы, призывая его "дорогою свободной
иди, куда влечет тебя свободный ум" ("Поэту"). Утверждение мысли о гражданском
долге поэта, подведение итогов творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."
"Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью: в поэзии
Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля", - писал В.Г. Белинский, считая,
что, читая творения русского гения, "можно превосходным образом воспитать в себе
человека".
Когда-то Пушкин упрекал современников в нелюбознательности
и равнодушии к своему историческому прошлому. До недавней поры мы могли отнести
этот упрек и к себе. Сейчас, когда многое изменилось, происходит переоценка ценностей,
и мы, стараясь найти свои исторические корни, приходим к Пушкину:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Пушкин живо интересовался историей своего рода, гордился своими
предками. В стихотворении "Моя родословная" он противопоставляет свой старинный
дворянский род новоявленной знати. С гордостью он вспоминает Пушкиных, которые
"водились с царями" в прошлом, своего знаменитого прадеда -Ибрагима Ганнибала,
который был Петру I "наперстник, а не раб". Предки Пушкина служили России со времен
Александра Невского, отличаясь верностью присяге и неукротимым нравом. Но история
рода воспринимается поэтом не как частное дело, а как часть истории России. Особый
интерес у Пушкина вызывали "смутные времена", когда в корне менялся привычный
уклад жизни и историческое море выходило из своих берегов. Такие личности, как
Борис Годунов, Петр I, Емельян Пугачев, тревожили его воображение.
Эпоха "смутного времени" возрождается Пушкиным на страницах
трагедии "Борис Годунов". Поэта привлекают не столько документально верные "слепки
истории", сколько трагедия личности, неправедными путями получившей власть и трон.
Этот мотив в дальнейшем найдет своеобразное преломление в творчестве Ф.М. Достоевского:
может ли быть гармоничен мир, если в его основу положены кровь и слезы? Благодеяния,
которые предпринимает Годунов, не могут обольстить россиян, ибо мысль, страшная
для царя, господствует в умах: мысль, что Небо за беззакония казнит царство. В
трагедии дан и собирательный образ народа, безмолвно взирающего на дворцовые интриги.
В начале 1830 гг. у Пушкина возникает мысль о создании исторической
повести из времен пугачевского восстания. Размышления о пугачевщине вызваны нарастающей
волной крестьянских беспорядков, бунтов в военных поселениях. Собирая материал
для повести, Пушкин предпринял поездку в оренбургские степи, беседовал со стариками,
помнившими Пугачева, работал в архивах. В архивах он нашел немало интересных сведений:
например, упоминался некий подпоручик Шванович, один из дворян, перешедший на
сторону мятежников; узнал Пушкин о трагической судьбе семьи Харловых. При взятии
крепости Нижне-Озерной был повешен комендант Харлов, и гораздо позднее, в лагере
Пугачева под Оренбургом, были убиты жена Харлова и ее брат.
Конечно, исторически реальные события послужили лишь толчком
для создания художественного полотна. В конфликте между двумя представителями
дворянской среды - Гриневым и Швабриным - есть нечто сходное со стихотворением
"Моя родословная": "старинное" дворянство, столь много сделавшее для укрепления
русской государственности, ныне разоряется, будучи оттеснено от власти ловкими
фаворитами, представляющими "новую знать". В трудную минуту не Швабрин, а Гринев,
руководствуясь заветом отца "беречь честь смолоду", проявляет подлинную независимость
и верность присяге.
Кстати, фамилия "Швабрин" не только созвучна реальному Швановичу,
но имеет характеристический смысл: она произведена от "швабра", что, по данным
"Толкового словаря" В.И. Даля, в костромском и пензенском словоупотреблении означает
"дрянной, презренный, низкий человек".
Повествование ведется от лица Гринева, сохранившего свою точку
зрения на происходящие события неизменной. Это позволяет автору проявить наибольшую
объективность в изображении пугачевского бунта.
Гринев - один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует
Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий. В Петре Андреевиче
глубоки и прочны семейные и нравственные устои. В его характере автор попытался
воплотить свои мысли из заметок "О дворянстве", где изложена программа создания
в России особого просвещенного сословия, которое могло бы "представлять" народ
и защищать его перед лицом государственной власти.
Образ Маши Мироновой, как и Татьяны Лариной, знаменует собой
появление нового типа героини в русской литературе, олицетворяющей высокую нравственность
и душевную чистоту. Память Гринева сохранила немного слов капитанской дочки, и
это неудивительно: сила ее не в словах, а в том, что слова ее и действия всегда
безошибочны, и это говорит о необыкновенной внутренней цельности героини. С простотой
Маша Миронова соединяет неповторимое нравственное чувство. Она сразу верно оценила
человеческие возможности Швабрина и Гринева. И в дни испытаний она сохраняет присутствие
духа и непоколебимую стойкость. Наконец, в финале повести Маша как равная с равной
беседует с неузнанной ею императрицей, противоречит ей и в итоге одерживает победу,
заставляя закон формальный отступить перед голосом человечности. Маша Миронова
стала у Пушкина носительницей тех форм героизма, которые органичны для коренной
русской натуры.
Огромное значение имеет в повести образ Пугачева, воплотившего
бунтарский дух русского народа, его мужество, великодушие. Пугачевщина - это момент
народного потрясения, когда рушатся устоявшиеся формы жизненных отношений. Состояние
борьбы рождает непредвиденные ситуации. Резче выступают самые простые человеческие
чувства: любовь, дружба, случайно родившееся расположение. Человеческий контакт,
установившийся между молодым барином и бродягой-вожатым, влечет за собой целую
цепь событий. Основы миросозерцания Пугачева помогают понять сказка и песня. Но
наряду с песенно-сказочными образами в речь вождя крестьянского восстания вплетаются
аргументы из русской истории ("А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка
Отрепьев не царствовал?"). Пугачев "Капитанской дочки" - художественное открытие
Пушкина. Это не просто мужик, наделенный умом и сердцем, это человек с собственным
миропониманием и собственным понятием о чести.
Из исторически конкретного времени в "Капитанской дочке" вырастает
план вечного, непреходящего. Размышления поэта о причинах и движущих силах крестьянской
войны сливаются с его раздумьями над более широкими общеисторическими и этическими
проблемами. "Странные" происшествия, героем которых оказался Петруша Гринев, становятся
в свой черед уроком для читателя, открывая ему, что историю творят не одни государственные
деятели, ее вершат и безвестные, средние люди, сохранившие верность себе и своему
долгу.
Осознавая неизбежность борьбы народа за свое освобождение,
Пушкин понимал трагическую обреченность восстания крепостных крестьян. Он подходил
к этому вопросу с позиций дворянской революционности, как бы соглашаясь с мыслью
Гринева: "не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Предвидя
возможность революционных потрясений в будущем, Пушкин не считал революцию идеальным
средством решения классовых противоречий, так как сомневался в ее успехе и страшился
последствий.
К началу 30-х годов Пушкин закончил свой роман в стихах "Евгений
Онегин" - первый образец русского реалистического социально-бытового романа, в
котором отразилась эпоха 10-20-х гг. XIX века. Для романа характерна глубина раскрытия
типических характеров в их развитии, а также полнота изображения широкой картины
русской жизни. Мы переносимся из столичного Петербурга в провинцию, видим Москву,
встречаем представителей различных сословий - от великосветской знати до крестьянина,
на дровнях обновляющего санный путь. Все это дало возможность В.Г. Белинскому
назвать произведение Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным
произведением". Хотя непосредственное изображение народной жизни занимает небольшое
место, авторское понимание нравственных и эстетических идеалов тесно связано с
народным. Автор создает русские национальные характеры в их конкретно-исторической
обусловленности.
Центральный образ - Евгения Онегина - рисуется в определенной
эволюции. В начале романа герой дан на фоне петербургского большого света.
Уже в первой главе разносторонне показано отношение к нему
Автора. Повествователь то приближает к себе Онегина, то отдаляет его от себя.
В тех случаях, когда есть опасность, что читатель воспримет героя как типичного
светского денди, Автор тотчас же сближает его с собой и с передовой дворянской
молодежью. Особое внимание Повествователь обращает на книги Онегина, подчеркивая,
что по кругу своих интересов герой близок прогрессивному дворянству. В реальной
жизни такие книги были в библиотеках Пушкина, Чаадаева, Каверина. Разумеется,
Онегин не тождественен Автору. Разочаровавшись в свете, герой пытался заняться
каким-либо делом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".
Повествователь же тем временем закончил первую главу своего романа. Во-вторых,
Онегин менее восприимчив к поэтическим сторонам жизни. Вот отношение Онегина к
деревенской природе:
Два дня ему казались новы -
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле.
А вот что говорит о деревне Повествователь:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
...Цветы, любовь, деревня, праздность.
Поля! я предан вам душой,
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
Наиболее полно это различие проявится в восприятии ими поэтичной
натуры Татьяны. Так уже в первой главе намечается композиционный параллелизм,
который выступает как принцип построения романа в целом и как принцип группировки
действующих лиц.
Вторая глава также построена по этому принципу: даны параллели
- Онегин и Ленский, Ленский и Ольга, Ольга и Татьяна, Татьяна и Онегин.
Оказавшись в деревне, Онегин сближается с Ленским, они становятся
"от делать нечего друзья". Ленский и Онегин противоположны по отношению к жизни.
С одной стороны, романтик, идеализирующий жизнь; с другой - разочаровавшийся скептик.
"Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж
собой".
Но их сближает тот круг социально-политических, этических и
философских вопросов, который был общим для передовой дворянской молодежи:
Меж ими все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою среду,
Все подвергалось их суду.
Достаточно сравнить эти темы разговоров с излюбленными провинциальным
дворянством рассуждениями "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне", чтобы
понять, что Онегин и Ленский "обречены на дружбу".
Ленский молод, ему еще нет восемнадцати лет. Жажда любви, стремление
любить и быть любимым столь свойственно юному возрасту. Онегин же, "в любви считаясь
инвалидом", называет это состояние "горячкой юных лет". Проницательному Онегину
достаточно было одного взгляда, чтобы понять принципиальную разницу между Ольгой
и Татьяной.
Ленский - романтик, воспитанный в Германии, пишет "туманно
и вяло" стихи, вызывающие ироническую улыбку как у Онегина, так и у самого Повествователя.
Но Ленский дорог ему как человек особого душевного склада, обладающий "пылким
и довольно странным умом". Ленский близок Автору своим поэтическим вдохновением,
тем душевным состоянием возвышенной мечтательности, которое дано испытать только
в юности. Тот, кто пережил это состояние, будет дорожить им как воспоминанием;
не потому ли Онегин с улыбкой слушает "поэта пылкий разговор", стараясь удержать
в устах "охладительное слово".
Забегая вперед, задумаемся, почему погибает Ленский? Дело в
том, что в этом герое персонифицировано особое душевное состояние, свойственное
юности, которое не может сохраняться вечно и уходит из жизни так же закономерно,
как и эта прекрасная пора.
Автор "уводит" Ленского со сцены, поскольку он интересен ему
только своим душевным состоянием, быстро проходящим со временем. В каком направлении
мог развиваться Ленский?
Две возможные дороги жизни намечены автором: одна - путь великого
поэта, другая - обыкновенный удел помещика маниловского типа. Обе ведут к гибели:
первая - к физической, вторая - к моральной. Вот как объясняет А.И. Герцен неизбежность
трагической гибели Ленского: "Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского,
другую жертву русской жизни, оборотную сторону Онегина. Это - острое страдание
рядом с хроническим. Это - одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не
могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь, они больше
ничего не могут принять от нечистой почвы, разве только смерть".
Другая параллель: Татьяна - Онегин. Что же общего между ними?
Самобытность Татьяны - "неподражательная странность" Онегина; ее мечтательность
- его "мечтам невольная преданность"; она скучает в обществе - он нелюдим и разрывает
связи с соседями... Не менее важно и то, что отличает их друг от друга: близость
Татьяны к народным основам жизни - оторванность Онегина от народных корней; простота,
доверчивость Татьяны - умудренность жизненным опытом Онегина.
Татьяна один раз увидела Онегина и полюбила его, и этому первому
чувству она осталась верна на всю жизнь. Мечтательная Татьяна, наделенная пылким
воображением, с первого взгляда узнала в Онегине тот идеал, который она составила
по сентиментальным романам. Потом, когда Онегин уедет из деревни, Татьяна познакомится
с его книгами и поймет, что он совсем не такой, каким она его представляла. Но,
разгадав Онегина, она не смогла разлюбить его. Сколько душевных мук испытала Татьяна,
прежде чем послала письмо Онегину! В ответ она услышала чистосердечное признание
в том, что он не хочет ограничить жизнь свою домашним кругом, и пожелание научиться
"властвовать собою", ибо "к беде неопытность ведет". Отповедь Онегина Татьяне
- завязка их своеобразного романа. Повествователь назвал поступок Онегина благородным,
подчеркивая, что "не в первый раз он тут явил души прямое благородство". Онегин
не понял, что Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые любят только
раз.
Описание зимы, преданий простонародной старины, святочных гаданий
помогает понять русскую душу Татьяны. Сон Татьяны свидетельствует, что Онегин
продолжает жить в ее воображении, хотя прошло полгода со дня их последней встречи.
За эти полгода Онегин ни разу у Лариных не был, поэтому появление
его на именинах - для Татьяны неожиданность. Сон Татьяны подтверждает и как бы
предсказывает ее судьбу:
так, приснившийся медведь, по народным поверьям, предвещает
неожиданность; переход по мостику через реку или ручей - скорое замужество. Во
сне ее счастью с Онегиным препятствуют Ольга и Ленский: в реальной жизни дуэль
двух бывших друзей и последующая смерть Ленского убили надежды Татьяны на любовь
и семейное счастье.
Почему же состоялась эта дуэль? Дело в том, что несчастный
Ленский воспринимает жизнь гиперболически: легкий флирт Онегина с Ольгой превращается
в его сознании в хитрое кокетство, женское вероломство, а позднее, оправдав Ольгу,
Ленский видит в Онегине коварного искусителя, сокрушающего младое сердце его невесты.
Мог ли поэт-романтик допустить, "чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек"?
Онегин, живо раскаивающийся в своем легкомысленном поступке, понимал: он "был
неправ, что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно". Но в дело
вмешался старый дуэлянт, злой сплетник, умеющий "друзей поссорить молодых и на
барьер поставить их". Онегин, презирая шепот и хохотню глупцов, все же оказывается
заложником общественного мненья:
ведь на карту поставлена его честь, отказ от дуэли могут счесть
трусостью!
"Окровавленная тень" Ленского тревожит совесть Онегина. Он
уезжает из деревни, с его отъездом заканчивается развитие параллельной линии Ольга
- Ленский: Ленский убит, Ольга выходит замуж и исчезает со страниц романа.
Тоскующая Татьяна неожиданно заходит в опустевший господский
дом, где все живо напоминает об Онегине. Татьяна "просит позволенья пустынный
замок навещать, чтоб книжки здесь одной читать". В результате знакомства с библиотекой
Онегина, с пометками, которые он делал на страницах любимых книг, перед Татьяной
раскрывается внутренний мир Евгения. Как считал В. Г. Белинский, "посещение дома
Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки
в светскую даму".
Со страхом Татьяна воспринимает решение матери отправиться
зимой "на ярмарку невест". Поэт незримо сопровождает свою героиню: вместе с ней
он тащится в возке по плохим дорогам, въезжает в Москву, вместе с Татьяной войдет
в московский свет. Повествователь поздравит с победой милую Татьяну и вновь вернется
к ней через два года, когда она станет важной светской дамой. В это же время Онегин,
стремясь развеять тоску, отправляется в путешествие. Глава, описывающая странствия
героя, не сохранилась, но по уцелевшим отрывкам можно восстановить его маршрут:
из Петербурга он едет в Москву (это радищевское путешествие), затем герой посещает
Нижний, отчизну Минина, плывет вниз по Волге, посещает Кавказ и Крьм, где встречается
с Повествователем. И вновь "Онегин, очень охлажденный и тем, что видел, насыщенный,
пустился к невским берегам". Отбор мест и городов в изложении его маршрута связан
с историческими и патриотическими воспоминаниями, это русская история от Новгородского
века до современности, когда идет борьба за Кавказ. Возможно, что, путешествуя,
Евгений видел военные поселения.
Возвратившись в высший свет, Онегин попадает в те же жизненные
ситуации, что и в начале романа. Но если в первой главе общество благосклонно
принимает героя, то теперь его считают чудаком, чужим. Как и в начале романа,
Онегин показан в отношении к женщине. Но тогда любовь была для него "наукой страсти
нежной", теперь же Онегин любит горячо, искренне, страстно. Повествователь с иронией
замечает, что, явись перед ним Татьяна такой же влюбленной, простой и смиренной,
как раньше, Онегин бы опять только "живо тронут был: "О люди! все похожи вы на
прародительницу Эву". Онегин поражен, как изменилась Татьяна! Герой еще не понял,
что в основе характера Татьяны - простота, естественность, отсутствие того, что
"зовется vulgar". Онегин страдает, "за ней он гонится как тень". Его письмо искренно,
это страстное признание в любви. Что же он слышит в ответ? Онегин ожидал всего:
и "горькое презренье", какое взгляд ее изобразит, и "злобное веселье", которому
он подал повод... Но он не ждал нового признания в любви с решительным отрицанием
возможности этого союза: "Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана;
я буду век ему верна". Онегин впервые открыл для себя Татьяну, увидев силу ее
нравственного чувства. Она не ответила на его любовь и потому, что у нее возвышенное
понимание супружеского долга, и потому, что она дорожит своим чувством к Онегину,
- это самая большая ценность в ее жизни, и она не хочет ее потерять. Онегин же,
осуществись его любовные мечты, не пережил бы никакого нравственного потрясения,
никакой "бури ощущений". Он из этой "бури ощущений", возможно, вынесет резкое
самоосуждение за поверхностный взгляд на жизнь, и как один из возможных вариантов
его дальнейшего развития - приобщение к деятельности декабристов. В прежнем направлении
жизнь его продолжаться не может, ему надо возродиться к какой-то новой деятельности.
Но в художественную задачу Пушкина не входило изобразить возродившегося героя:
он хотел показать трагизм человека, не сумевшего найти себе места в жизни. По
комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" мы знаем, что дворянская молодежь после
Отечественной войны 1812 года пошла двумя путями. Один - путь служения людям,
путь декабристов и тех, кто был близок им по убеждениям, другие выбрали путь личного
преуспеяния. Но в среде дворянской молодежи были и такие, которые, по словам А.И.
Герцена, в силу своей честности не хотели стать на сторону правительства, а из-за
отсутствия ясно осознанной общественной цели не умели стать на сторону народа.
Трагизм положения людей этого типа Пушкин и раскрыл в образе Онегина.
Сам поэт указал на три признака художественной формы романа:
"собранье пестрых глав", противоречия, стихотворная "онегинская строфа". В письме
к П.А. Вяземскому Пушкин признавался: "Я пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская
разница". По конкретно-предметному содержанию роман, действительно, является "собраньем
пестрых глав": здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь поэта; здесь все его чувства,
понятия, идеалы...
В лирических отступлениях Пушкин говорит о взаимоотношении
разных поколений, о русских национальных основах жизни, об обычаях простонародной
старины, а развитии русской литературы и эволюции собственного творчества.
Поэт ставит множество моральных, эстетических, философских
и социально-политических проблем: любовь и дружба, "добро и зло", "плоды наук",
человек в его отношениях к другим людям, к природе, к родине.
Лирические отступления в романе выполняют многочисленные функции:
обозначают границы романного времени, дают авторские комментарии к событиям, мотивируют
переключение от одной ситуации к другой, с их помощью автор ведет диалог с читателем,
вступает в литературную полемику. Всего в окончательном тексте романа 27 лирических
отступлений и 50 разнотипных лирических вставок. После "Евгения Онегина" использование
лирических отступлений стало традицией русской литературы. Историческое значение
творчества Пушкина глубоко раскрыл В.Г. Белинский: "Пушкин принадлежит к числу
тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего,
приготовляют будущее и потому не могут принадлежать только одному прошедшему".
Он же сумел найти проникновенные слова о художественном совершенстве поэзии Пушкина:
Пушкин "был представителем новой, дотоле небывалой поэзии. И что же это за стих!
Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обязательною игрою романтической
рифмы; все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в .удивительной
полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола,
ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна,
крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря".
ЛИТЕРАТУРА
- "А.С. Пушкин в воспоминаниях современников" В 2 т. М., 1985.
- Кулешов В.И. Жизнь и творчество Пушкина. М., 1987.
- Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1987.
- Бонда С.М. О Пушкине. М., 1983.
- Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.
- Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. М., 1982.
- Смирнов А.А. Лирика Пушкина. М., 1988.
- Долинина Н.Г. Прочитаем Онегина вместе. Л., 1971.
- Лотман Ю.М. Роман Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1983.
- Шаталов С.Е. Герои романа Пушкина "Евгений Онегин". М., 1986.
- Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть Пушкина "Капитанская дочка". Комментарий.
М. Л., 1977.
avtor
|