В русскую литературу С. Есенин вошел как выдающийся поэт-лирик.
Уже его первые стихи привлекли внимание читателей своей искренностью, задушевностью.
В произведениях раннего периода отчетливо ощущается связь с народно-поэтическим
творчеством. Поэт широко использует народно-песенные образы и мотивы, фольклорные
поэтические приемы и средства (повторы, обращения, сравнения, эпитеты). Образность
Есенина восходит к народной загадке, превращающейся в поэтическую метафору. Так,
в стихотворении "Нивы сжаты, рощи голы" мы читаем:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Поэтика загадки здесь налицо: месяц - жеребенок. Но месяц может
оказаться и "бодливым теленком":
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
Месяц становится и всадником ("Покраснела рябина... " ), и
колобком ("То не тучи бродят за овином"), и рыжим гусем ("Опчарь"). Неизменно
поэтические метафоры восходят к миру родной природы. Описания природы у Есенина
всегда связаны с чувствами и переживаниями лирического героя, особенностями его
внутреннего мира, служат выражением его сокровенных мыслей. Природа, Родина и
деревня сливаются в единое целее - прекрасный и светлый мир, в котором господствуют
ликующее чувство любви к этой красоте и грусть, потому что красота эта скоротечна.
Родина для Есенина - это прежде всего родной край, то что называют "малой родиной".
Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство любви к родине:
Опять передо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик.
Часто поэт использует олицетворение, как бы очеловечивая природу:
Как метель, черемуха машет рукавом.
К Родине Есенин обращается как к близкому ему человеку:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - тревожат
душу поэта. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство
Родины - основное в моем творчестве", - писал поэт. Все, что происходит - и война,
и революция - находят отражение в творчестве Есенина. Революцию он принял по-своему,
"с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Новые мотивы звучат
в поэмах "Преображение", "Иорданская голубица", в стихотворении "Инония". Здесь
Есенин выражает надежда и чаяния крестьянства, ожидание светлых перемен.
Преображенная революцией Россия, рождающееся "вселенское братство
людей" воспринимается автором как идиллический крестьянский рай на земле. "Пророк
Есенин Сергей" объявил "иное пришествие":
Новый на кобыле
миру едет Спас.
Инония оказывается гармоничным союзом земли и неба, человека
и природы. Есенину казалось, что и в самом деле "земля поехала", сдвинулась со
своей оси, что "березки, сидящие в телеге земли, прощаются с нашей старой орбитой,
старым воздухом и старыми тучами". Послереволюционная действительность отрезвила
его.
Есенин провозглашает себя "последним поэтом деревни", по которому
скоро "прохрипят двенадцатый час деревянные часы" уходящей России. Глубоко символично
состязание жеребенка и поезда в "Сорокоусте". Жеребенок, воплощающий всю красоту
и беззащитность мира природы, побежден чугунной машиной на железных лапах. Облик
природы, прежде солнечный и многоцветный, становится в стихах Есенина начала 20-х
гг. мрачным, несущим знамение гибели. Березы кадят ему листвой на "прощальной
обедне", а собственная жизнь догорает свечой из "телесного воска", маска "шарлатана
и скандалиста" приоткрывает спрятанное за нею отчаяние, духовную драму несбывшихся
надежд, неосуществленного рая Инонии. "Конь стальной победил коня живого", - восклицает
поэт, говоря об обреченности Руси:
Се изб бревенчатый живот Трясет стальная лихорадка.
После посещения западной цивилизации Есенин понял, что "грязь
и вшивость" старой Руси должны быть преодолены. "С этого момента я разлюбил нищую
Россию... С того дня я еще больше влюбился в коммунистическое строительство",
- писал поэт. Есенин открыто декларирует свою близость новой действительности.
Но вместе с желанием все принять звучат и неожиданные признания:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам...
"Русь Советская"
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
"Спит ковыль"
Пытаясь разглядеть новый лик деревни, он пишет "Возвращение
на Родину". В стихотворении рисуется картина послереволюционной деревни: церковь
без креста, изба без икон, вы кинутых сестрами-комсомолками, пузатый том "Капитала"
на столе... В "Руси Советской" поэт замечает:
Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно
иностранец... Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь
не нужен. Пропасть между поэтом и действительностью оказывается незаполненной:
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во
мгле, - горько подытоживает он в декабре 1925 г.
Печальный символ ненужности прожитой жизни подчеркивается слитным
образом человека-дерева ("Отговорила роща золотая", "Клен ты мой опавший...").
Перед нами - символ скоротечности человеческой жизни, ее неповторимости:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник,-
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
...Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
От "черного человека" поэт пытается заслониться придуманной
Персией - страной любви и поэзии. Итоговая поэма Есенина "Анна Снегина" тоже о
том, как через жизненные неудачи и катастрофы, через смерть и чужбину пробивает
себе дорогу любовь. Сама же поэма отличается многоголосием, что отвечает духу
изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Есенин определил поэму как лиро-эпическую.
Но эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и главной героини.
Уже само название свидетельствует о том, что основное внимание сосредоточено на
отношениях поэта и Анны Снегиной. Само имя героини напоминает о чистоте белого
снега, перекликаясь с весенним цветением черемухи, напоминает об утраченной навсегда
юности. В основу поэмы положена история отношений Есенина с константиновской помещицей
Л. Кашиной. Но художественный образ несводим к конкретному персонажу. Так, Л.
Кашина никуда после революции не эмигрировала, а работала в Москве переводчицей
и стенографисткой. В 1937 г. она была похоронена на Ваганьковском кладбище, где
покоился и сам Есенин. Но то, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России
- симптоматично, это печальная закономерность, трагедия многих русских людей.
Тема родины и тема времени в поэме тесно связаны. За судьбой
одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Но поэта больше
волнует не хроника событий, а возможность выразить свой взгляд на мир, на то,
что остается незыблемым и вечным. Есенин был свидетелем истоков трагедии русского
крестьянства. Поэт не идеализирует своих земляков, он видит неоднородность крестьянства:
это и мельник со своей старухой, и Прон, и Лабутя, и мужик-возница... Положительное
начало, основа жизни - трудовое крестьянство, судьба которого трагична:
Сплошные мужицкие войны -
Дерутся селом на село.
Эти мужицкие войны - прообраз большой братоубийственной схватки,
от которой едва не "пропала Россия". Осуждение войны - и империалистической, и
гражданской - одна из главных тем поэмы:
Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
Изменения в облике русского мужика начинают раскрываться с
первых строк поэмы: возница, нахально требующий расчета, не видит никаких жизненные
ценностей, кроме как "выпить в шинке самогонки". Близок ему и Прон Оглоблин -
драчун, грубиян, озлобленный человек, к тому же "с утра по неделям пьян". Прон
является воплощением пугачевского начала. Он, как сам Пугачев, объявивший себя
царем, стоит над народом, иронически замечая:
"Крестьян еще нужно варить". "Тараканье отродье!" - так обращается
к народу Прон. Думая, что все делают для блага народа, такие люди готовы оправдать
интересами дела любые преступления. Характерно, что рядом с Проном оказывается
Лабутя, с "важной осанкой, как некий седой ветеран", он тоже "в Совете" и живет
"не мозоля рук". Но если судьба Прона приобретает трагическое звучание, то жизнь
Лабути - жалкий фарс. Именно Лабутя поехал первым описывать снегинский дом и арестовал
его хозяек, которых от скорого суда спас добрый мельник.
Мельник - воплощение доброты, близости к природе, милосердия.
Он постоянно в поэме соединяет людей, знаменательно и его присловье: "За милую
душу!" В финале поэмы звучит, как светлый аккорд, воспоминание о прекрасном прошлом.
Разлука с Анной Снегиной - это расставание поэта с самым чистым и светлым, что
бывает у человека на заре жизни. Но все светлое и святое продолжает жить в душе
героя, остается с ним навсегда, как свет далекой звезды, указывающий путь в ночи:
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас,
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, любили и нас.
Эпилог связывает прошлое и настоящее, показывая неотделимость судьбы человеческой
и судьбы народной.
avtor
|