В 90 гг. XIX века в русскую литературу вошел новый, яркий писатель
- М. Горький. Уже в первых его произведениях можно было проследить две линии -
романтическую и реалистическую. Правда, романтизм раннего Горького не исключал
реализма, а реализм, в свою очередь, вобрал в себя в процессе развития некоторые
романтические тенденции. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием
социальной действительности, ненавистью к мещанству и житейской пошлости. Молодой
писатель мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в
окружающей действительности. В рассказе "Макар Чудра" Горький воссоздает образы
свободолюбивых цыган Лойко Зобара и красавицы Радды, предпочитающих смерть и волю
любовной страсти. Но их гибель не приобретает трагического звучания, она воспринимается
скорее как торжество жизни и воли. Молодой писатель мучительно искал ответы на
вопрос о смысле жизни и назначении человека. "Кто скажет, зачем он живет? А ты
можешь научиться сделать людей счастливыми?" - обращается к рассказчику Макар
Чудра. Ответа пока не знают ни автор, ни его герои. Вместе с тем в романтических
произведениях с особой силой звучит утверждение свободы и человеческого достоинства.
Вопрос о смысле жизни и назначении человека - ведущая тема рассказа "Старуха Изергиль".
В основе его сюжета лежат легенды о Ларре и Данко. Отвергнутый и изгнанный своими
соплеменниками Ларра лишен человечности, доброты, любви к людям. Он открыто нарушает
законы человеческой жизни, противопоставляя себя людям, за что и наказан вечным
одиночеством. Эгоизму и ничтожности Ларры Горький противопоставляет величие подвига
Данко, жертвующего жизнью ради спасения своего народа. Данко, вырвавший из своей
груди сердце, чтобы озарить путь людям - образ-символ вождя, написанный в лучших
романтических традициях. Он противостоит массе людей, слабых и безвольных: люди
похожи на зверей, на их лицах нет благородства.
Подвиг Данко воодушевляет людей, он увлекает их за собой. Но
как только цель достигнута, герой-одиночка перестает быть нужным, люди даже не
замечают его смерти, а один "осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое
сердце ногой". Последователи Горького не раз обращались к этой легенде, пытаясь
творчески переосмыслить ее, можно вспомнить отрывок из романа А. Фадеева "Разгром"
(глава 16), где Левинсон появляется, как Данко, с зажженным факелом и выводит
свой отряд из трясины.
Та же проблема смысла жизни ставится Горьким и в "Песне о Соколе",
и в "Песне о Буревестнике". Излюбленный прием Горького-романтика - антитеза (Данко
- Ларра, Сокол - Уж, гордый Буревестник - мир глупых Пингвинов, Гагар и др.).
Стиль произведений - приподнятый, патетичный, авторское настроение подчеркивает
пейзаж. Горький обращается к фольклорным жанрам - легенде, сказке, песне.
Наряду с попыткой создать мир романтических героев Горькому
приходится изображать "свинцовые мерзости" русской жизни, воссоздавая сложный
духовный облик "бывших людей" ("Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы", "Бывшие
люди"). Его босяки - не столько жертвы социальной несправедливости, сколько бунтари,
отвергающие привычные нормы жизни, не принимая ее обыденного содержания. Они способны
на поступок (Челкаш готов отдать деньги Гавриле, только что покушавшемуся на его
жизнь; Коновалов готов вернуть к жизни падшую девицу; Григорий Орлов самоотверженно
трудится в холерном бараке). Но поиски ими смысла жизни, как правило, безрезультатны;
понимая иллюзорность этих поисков, герои возвращаются к своему естественному состоянию
бунта и противостояния окружающей среде.
Тесно связана с проблематикой реалистических рассказов пьеса
М. Горького "На дне". В центре ее - не только изображение людей "дна" писателя
волнуют вопросы о смысле жизни, об истинном и ложном гуманизме, о правде и лжи.
Спор. о том, следует ли воспринимать жизнь такой, какая она есть - с безысходностью,
со страшной правдой, или же лучше довольствоваться иллюзиями, идет на протяжении
всего сценического действия. Вопрос о том, в чем правда жизни, - затрагивает судьбы
всех персонажей пьесы. Обитатели ночлежки жестоко разрушают мечты и надежды друг
друга. И вот в среде этих озлобившихся людей появляется странник Лука. Ночлежники
по-разному относятся к проповеди Луки: искренне поверил ему Актер, внимательно
прислушиваются к его словам Анна и Настя, а вот Клещ надеется на что-то более
реальное, чем "праведная земля". Не любит Луку Барон, которому в одинаковой степени
враждебны и правда, и ложь, мешающие ему жить по установившейся привычке. Лука
точно знает, что нужнее всего каждому из персонажей. Он не просто утешитель, он
своеобразный философ, считающий, что человек живет только мечтой, верой (см. притчу
о праведной земле). Лука обманывает не из желания прихвастнуть, он, жалея людей,
пытается творить добро: утешает умирающую Анну, советует Актеру воздержаться от
пьянства перед будущим лечением, призывает Пепла уйти с Наташей в Сибирь и начать
новую жизнь. Долгое время образ Луки вызывал негативную реакцию, его обвиняли
в том, что он искушает людей своей ложью. Даже само имя героя для одних ассоциировалось
с евангелистом - Лукой, для других - с бесовским, злым началом, с лукавым. Дело
в том, что сама постановка вопроса: "что лучше, истина или сострадание? что нужнее?"
- сформулированная Горьким, не может быть решена как некая альтернатива. Естественно,
если мы выберем истину, то тем самым отвергнем сострадание. Писатель выступает
не против сочувствия, но жалость к людям сама по себе не способна избавить человечество
от страданий, изменить жизнь. Характерно, что последние сценические постановки
в той или иной мере "реабилитируют" Луку и не стремятся превратить Сатина в абсолютного
прототипа Горького. Интересна трактовка Г. Товстоногова на сцене БДТ. Он увидел
в Луке и Сатине не идейных антагонистов, а скорее союзников: "Лука, как врач,
терпеливо и устало врачующий вывихнутые души. Сатин - прежде всего поэт, мечтатель,
наделенный даром смелой творческой мысли... Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик
на ниве людских страданий, а созерцатель. Люди в их действительных страданиях,
чаще всего и впрямь не несущих в себе ничего высокого, ему неинтересны. Ему интересна
только его собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки".
Мысль Горького о том, что нельзя жить вечно в плену иллюзий,
что примирение с жизнью, уход в мир грез только гибельны, ибо не способны что-либо
изменить, звучит в афоризме Сатина:
"Человек - вот правда! Человек - это звучит гордо!"
Говоря о новаторстве Горького-драматурга, следует отметить
создание им нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во
внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей.
Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и
философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других
людей.
Процесс освобождения от былых умолчаний, от полуправды о Горьком
коснулся прежде всего публицистики писателя. Речь идет о цикле статей, выходивших
с апреля 1917 по июль 1918г. под названием "Несвоевременные мысли". Ключевой мотив
"Несвоевременных мыслей" - защита нерасторжимого единства политики и нравственности.
Горький затрагивает широкий спектр проблем: русский народ и его историческая судьба.
Октябрьская революция и свобода личности, демократия и насилие, революция и культура,
интеллигенция и революция. Наследуя великую традицию русской литературы, которая
"никогда не пела хвалебных песен явлениям социальной жизни", писатель заявлял:
"В чьих бы руках ни была власть, за мною остается мое человеческое право отнестись
к ней критически". Горький болезненно переживал разъединение политики и нравственности,
попрание гуманистических идеалов революции: "Издохла совесть. Чувство справедливости
направлено на дело распределения материальных благ". Главную опасность писатель
видел в том, что жестокость и насилие становятся обыкновенным, бытовым явлением,
к нему начинают привыкать. Для него Октябрьская революция - "безумная авантюра",
"взрыв зоологических инстинктов", заранее обреченный на неудачу. Писатель пророчески
предвидел, что за неудачу этого эксперимента "русский народ заплатит озерами крови",
этот опыт "уничтожит лучшие силы рабочих и надолго остановит нормальное развитие
революции", за него пролетариат заплатит "жизнью и - что хуже всего - длительным
разочарованием в самом идеале социализма". О Ленине и его соратниках Горький писал,
не стесняясь в выражениях, как о слепых фанатиках и бессовестных авантюристах.
Подчеркивая гуманистические принципы революции, Горький с позиций приоритета общечеловеческих
ценностей по-новому взглянул на проблему "культура и революция". Он призывал к
объединению всех "интеллектуальных сил страны на почве культурной работы", считая,
что одной политикой не воспитаешь нового человека. С болью говорил писатель о
расхищении национального имущества в Зимнем и Гатчинском дворцах, о разгроме Малого
театра в Москве, о воровстве в сценической уборной М.Н. Ермоловой, о заключении
под стражу неизвестно за что Паниной и Сытина, много сделавших для просвещения
русского народа.
Статьи Горького вызвали резкую критику со стороны большевиков.
Период 1917-18 гг. был одним из самых драматичных в жизни писателя и не только
в смысле его разлада с большевиками, но и в плане поисков внутренней гармонии
в своей душе, поисков выхода из тех противоречий, которые он не мог, да и не хотел
примирить. Внутренняя драма писателя обострилась в 30 гг., в конце его творческого
пути: за компромисс с властями пришлось расплачиваться одиночеством, положением,
"узника в собственном доме". Не стоит задним числом упрекать Горького, важнее
понять, что произошло с великим писателем, а ответы на трудные вопросы лучше искать
в его произведениях.
avtor
|