Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
А. Блок

А. Блок - один из талантливейших русских лириков, в творчестве которого отразились мучительные искания и раздумья русской интеллигенции, предчувствия исторических потрясений и стремление понять великое будущее России. А. Блок родился 16 ноября 1880 г. в либеральной дворянской семье. Его дедом со стороны матери был известный ботаник, ректор Петербургского университета Бекетов. В семье царили гуманитарные интересы. Увлечение театром и литературой захватили юношу. Ранняя лирика Блока полна неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. По собственному признанию он стал замечать в природе, в действительности какие-то непонятные ему, но тревожащие душу "знаки". Громадное впечатление на молодого человека произвели философские сочинения Вл. Соловьёва. Впоследствии Блок так охарактеризовал свои тогдашние переживания: "Он ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся события были для него только образами развертывающегося хаоса". В конце 1904 г. вышла в свет первая книга Блока - "Стихи о Прекрасной Даме". Эти стихи говорят о любви поэта к Л.Д. Менделеевой. Поэт творит некий миф о Прекрасной даме, в которой реальные, земные черты его возлюбленной приобретают божественный ореол. Тема любви органично сливается с темой тоски, одиночества, непостижимости счастья. Мир поэзии Блока - это мир прекрасной мечты, где сосуществуют таинственная Незнакомка и серый, будничный мещанский быт - "переулочная пыль", "пьяные окрики", "женский визг". Любовная лирика Блока сопоставима с пушкинскими шедеврами ("Я вас любил", "Я помню чудное мгновенье"). "Только влюбленный имеет право на звание человека", - замечает Блок. Но любовь не существует в безмерном пространстве, человек погружен в "страшный мир" житейской пошлости, разврата, беспробудного мещанства.

На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне, - призывает поэт.

"Страшный мир" с его безысходностью представлен в цикле "Пляски смерти". Замкнутость жизненного круга подчеркивается композицией одного из наиболее известных стихотворений цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека".

Не менее страшен и мир, который существует внутри поэта, поэт не может найти "уют" и "покой". Ханжескому миру "сытых" ("Фабрика", "Сытые") поэт противопоставляет свой спасительный идеал - образ России. Блок осознает нерасторжимость судеб своей и России:

Русь моя, жизнь моя,
Вместе ль нам маяться?

В одном из первых стихотворений, посвященных теме Родины, - "Русь" (1906 г.) Блок воссоздает сказочно прекрасную колдовскую и дремучую страну:

Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
Русь напоминает "спящую красавицу", погруженную в непробудный
сон.

Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение "Россия" (1908 г.). Чувство родины - это та обретенная ценность, которая не подвластна гибели в "страшном мире". Облик Руси ассоциируется с женским образом, с памятью о первой любви:

Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.

Все стихотворение проникнуто литературными ассоциациями: вспоминается и гоголевская птица-тройка, и лермонтовский "проселочный путь" с "дрожащими огнями печальных деревень". "Нищая Россия" с ее серыми избами и расхлябанными колеями вызывает у поэта веру в нетленную красоту родины, в ее стойкость, молодую силу:

Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.

Трагические предощущения звучат во многих стихах Блока, особенно усиливаются они с началом первой мировой войны ("Петроградское небо мутилось дождем", "Коршун" и др.). Блок обращается к символическим событиям русской истории. Одним из таких событий является Куликовская битва. Блок пишет в цикле "На поле Куликовом":

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Обращение Блока к своей стране свидетельствует о высшей степени единения лирического "я" поэта с Россией. Следует учитывать и смысловое звучание образа "величавой и вечной жены" в символистской поэзии.

Стихотворение начинается плавно, ритмично ("Река раскинулась. Течет, грустит лениво..."), затем темп динамично нарастает, возникает мотив неостановимого движения ("Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль... Мелькают версты, кручи..."). Взволнованный темп речи подчеркивается краткими синтаксическими конструкциями, наличием восклицательных предложений.

Вслед за Гоголем поэт мог бы повторить: "Если только возлюбит русский Россию - возлюбит и все, что ни есть в России". В полной мере эти слова можно отнести к блоковскому восприятию революции. Написанная в январе 1918 г. поэма "Двенадцать" прозвучала резким диссонансом в слаженном хоре голосов русской интеллигенции, посылающей проклятия Октябрьскому перевороту. Призыв Блока "всем сердцем, всем сознанием" слушать музыку революции не нашел отклика. В черновике поэмы "Анна Снегина" С. Есенин писал:

Возмездье достигло срока,
Рассыпались звенья кольца,
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
"Двенадцать" вовсю гремело...

В трагедийные минуты жизни, когда, кажется, миром правит "неведомая сила", к Блоку приходило ощущение слитности природного, социального и личного. Русская революция - мировой циклон, пробудивший народ и интеллигенцию. Стихии природные и социальные рождают, переплетаясь, "музыку революции". Природные катаклизмы противостоят "уюту и покою" старого мира, именно поэтому их и приемлет поэт. Поэма поражает многоголосием: в ней слышится и ритм марша, и старинный романс, и революционная песня, и частушка. Стихийна в поэме и сила любви, это роковая страсть с неминуемой изменой и гибелью "зазнобушки". Убийство Катьки не вызывает у двенадцати раскаяния, даже Петруха быстро избавляется от страданий потревоженной совести. Любой из двенадцати способен "позабавиться" - затеять "грабежи", "почесать темячко", но автор не пытается судить своих героев. Блок сердцем чувствовал, откуда исходило желание пустить буржую кровушку, он рассматривал это как акт возмездия, веками копившегося в народном сознании. Потребуется пройти огромный, может быть, не имеющий конца путь, прежде чем человек переродится и выйдет к свету. Россия неминуемо преодолеет эти "круги ада" - и неслучайно в финале поэмы появляется Христос. Образ Христа трактовали весьма разнообразно. Сам Блок прекрасно понимал "небезупречность" Христа: "Что Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его", а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ?" Не найдя "Другого", поэт соглашается с Христом, стремясь подчеркнуть грандиозный смысл исторического сдвига, происшедшего в России, прибегая к образу "сына человеческого", издавна служившего символом равенства, свободы и социальной справедливости. Образ Христа, идущего впереди двенадцати "апостолов революции", подсказан и антитезой с образом "старого мира", принявшего символический облик "голодного пса", который преследует красногвардейцев. Мифологически образ пса восходит к дьяволу, бесу (ср. с "Фаустом" Гете), поэтому и получается вполне справедливый контраст: сзади - Дьявол, впереди - Христос. Контрастно уже само начало поэмы: "Черный вечер. Белый снег". Следует сказать, что символика цвета в произведениях символистов четко устойчива. Так, "белое" и "светлое" означает чистое, гармоничное, совершенное, обычно находящееся на земле, рядом; "синее" - звездное, высокое, часто недостижимое; "черное - катастрофическое, тревожное, гибельное; "красное", "пурпурное" - цвет полнокровной жизни, страсти, манящей и горячей; "желтое" - увядание, умирание, тление. Контраст черного и белого не только вводит читателя в атмосферу зимнего вечера, но подчеркивает вселенский смысл революции; в одной из статей Блок напишет, что "революция, как все великие события, всегда подчеркивает черноту. Как человека необычайной совестливости Блока мучила и одновременно спасала мысль о несправедливом мироустройстве. Он мечтал о преобразовании хаоса в космос. Точнее всех это отметила Марина Цветаева, написав:

Как нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства - грех...
И как нежнее всех - ту, глубже всех
В ночь канувшую - на дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия...
Предстало нам - всей площади широкой -
Святое сердце Александра Блока.
("Как слабый луч сквозь черный морок адов...")

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки