А. Блок - один из талантливейших русских лириков, в творчестве
которого отразились мучительные искания и раздумья русской интеллигенции, предчувствия
исторических потрясений и стремление понять великое будущее России. А. Блок родился
16 ноября 1880 г. в либеральной дворянской семье. Его дедом со стороны матери
был известный ботаник, ректор Петербургского университета Бекетов. В семье царили
гуманитарные интересы. Увлечение театром и литературой захватили юношу. Ранняя
лирика Блока полна неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. По
собственному признанию он стал замечать в природе, в действительности какие-то
непонятные ему, но тревожащие душу "знаки". Громадное впечатление на молодого
человека произвели философские сочинения Вл. Соловьёва. Впоследствии Блок так
охарактеризовал свои тогдашние переживания: "Он ко всему относился как поэт, был
мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира. Все разрастающиеся
события были для него только образами развертывающегося хаоса". В конце 1904 г.
вышла в свет первая книга Блока - "Стихи о Прекрасной Даме". Эти стихи говорят
о любви поэта к Л.Д. Менделеевой. Поэт творит некий миф о Прекрасной даме, в которой
реальные, земные черты его возлюбленной приобретают божественный ореол. Тема любви
органично сливается с темой тоски, одиночества, непостижимости счастья. Мир поэзии
Блока - это мир прекрасной мечты, где сосуществуют таинственная Незнакомка и серый,
будничный мещанский быт - "переулочная пыль", "пьяные окрики", "женский визг".
Любовная лирика Блока сопоставима с пушкинскими шедеврами ("Я вас любил", "Я помню
чудное мгновенье"). "Только влюбленный имеет право на звание человека", - замечает
Блок. Но любовь не существует в безмерном пространстве, человек погружен в "страшный
мир" житейской пошлости, разврата, беспробудного мещанства.
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне, - призывает поэт.
"Страшный мир" с его безысходностью представлен в цикле "Пляски
смерти". Замкнутость жизненного круга подчеркивается композицией одного из наиболее
известных стихотворений цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека".
Не менее страшен и мир, который существует внутри поэта, поэт
не может найти "уют" и "покой". Ханжескому миру "сытых" ("Фабрика", "Сытые") поэт
противопоставляет свой спасительный идеал - образ России. Блок осознает нерасторжимость
судеб своей и России:
Русь моя, жизнь моя,
Вместе ль нам маяться?
В одном из первых стихотворений, посвященных теме Родины, -
"Русь" (1906 г.) Блок воссоздает сказочно прекрасную колдовскую и дремучую страну:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...
Русь напоминает "спящую красавицу", погруженную в непробудный
сон.
Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение
"Россия" (1908 г.). Чувство родины - это та обретенная ценность, которая не подвластна
гибели в "страшном мире". Облик Руси ассоциируется с женским образом, с памятью
о первой любви:
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Все стихотворение проникнуто литературными ассоциациями: вспоминается
и гоголевская птица-тройка, и лермонтовский "проселочный путь" с "дрожащими огнями
печальных деревень". "Нищая Россия" с ее серыми избами и расхлябанными колеями
вызывает у поэта веру в нетленную красоту родины, в ее стойкость, молодую силу:
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Трагические предощущения звучат во многих стихах Блока, особенно
усиливаются они с началом первой мировой войны ("Петроградское небо мутилось дождем",
"Коршун" и др.). Блок обращается к символическим событиям русской истории. Одним
из таких событий является Куликовская битва. Блок пишет в цикле "На поле Куликовом":
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Обращение Блока к своей стране свидетельствует о высшей степени
единения лирического "я" поэта с Россией. Следует учитывать и смысловое звучание
образа "величавой и вечной жены" в символистской поэзии.
Стихотворение начинается плавно, ритмично ("Река раскинулась.
Течет, грустит лениво..."), затем темп динамично нарастает, возникает мотив неостановимого
движения ("Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль... Мелькают версты, кручи...").
Взволнованный темп речи подчеркивается краткими синтаксическими конструкциями,
наличием восклицательных предложений.
Вслед за Гоголем поэт мог бы повторить: "Если только возлюбит
русский Россию - возлюбит и все, что ни есть в России". В полной мере эти слова
можно отнести к блоковскому восприятию революции. Написанная в январе 1918 г.
поэма "Двенадцать" прозвучала резким диссонансом в слаженном хоре голосов русской
интеллигенции, посылающей проклятия Октябрьскому перевороту. Призыв Блока "всем
сердцем, всем сознанием" слушать музыку революции не нашел отклика. В черновике
поэмы "Анна Снегина" С. Есенин писал:
Возмездье достигло срока,
Рассыпались звенья кольца,
Тогда Мережковские Блока
Считали за подлеца.
"Двенадцать" вовсю гремело...
В трагедийные минуты жизни, когда, кажется, миром правит "неведомая
сила", к Блоку приходило ощущение слитности природного, социального и личного.
Русская революция - мировой циклон, пробудивший народ и интеллигенцию. Стихии
природные и социальные рождают, переплетаясь, "музыку революции". Природные катаклизмы
противостоят "уюту и покою" старого мира, именно поэтому их и приемлет поэт. Поэма
поражает многоголосием: в ней слышится и ритм марша, и старинный романс, и революционная
песня, и частушка. Стихийна в поэме и сила любви, это роковая страсть с неминуемой
изменой и гибелью "зазнобушки". Убийство Катьки не вызывает у двенадцати раскаяния,
даже Петруха быстро избавляется от страданий потревоженной совести. Любой из двенадцати
способен "позабавиться" - затеять "грабежи", "почесать темячко", но автор не пытается
судить своих героев. Блок сердцем чувствовал, откуда исходило желание пустить
буржую кровушку, он рассматривал это как акт возмездия, веками копившегося в народном
сознании. Потребуется пройти огромный, может быть, не имеющий конца путь, прежде
чем человек переродится и выйдет к свету. Россия неминуемо преодолеет эти "круги
ада" - и неслучайно в финале поэмы появляется Христос. Образ Христа трактовали
весьма разнообразно. Сам Блок прекрасно понимал "небезупречность" Христа: "Что
Христос идет перед ними - несомненно. Дело не в том, достойны ли они его", а страшно
то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ?" Не найдя "Другого",
поэт соглашается с Христом, стремясь подчеркнуть грандиозный смысл исторического
сдвига, происшедшего в России, прибегая к образу "сына человеческого", издавна
служившего символом равенства, свободы и социальной справедливости. Образ Христа,
идущего впереди двенадцати "апостолов революции", подсказан и антитезой с образом
"старого мира", принявшего символический облик "голодного пса", который преследует
красногвардейцев. Мифологически образ пса восходит к дьяволу, бесу (ср. с "Фаустом"
Гете), поэтому и получается вполне справедливый контраст: сзади - Дьявол, впереди
- Христос. Контрастно уже само начало поэмы: "Черный вечер. Белый снег". Следует
сказать, что символика цвета в произведениях символистов четко устойчива. Так,
"белое" и "светлое" означает чистое, гармоничное, совершенное, обычно находящееся
на земле, рядом; "синее" - звездное, высокое, часто недостижимое; "черное - катастрофическое,
тревожное, гибельное; "красное", "пурпурное" - цвет полнокровной жизни, страсти,
манящей и горячей; "желтое" - увядание, умирание, тление. Контраст черного и белого
не только вводит читателя в атмосферу зимнего вечера, но подчеркивает вселенский
смысл революции; в одной из статей Блок напишет, что "революция, как все великие
события, всегда подчеркивает черноту. Как человека необычайной совестливости Блока
мучила и одновременно спасала мысль о несправедливом мироустройстве. Он мечтал
о преобразовании хаоса в космос. Точнее всех это отметила Марина Цветаева, написав:
Как нас любил, слепых и безымянных,
За синий плащ, за вероломства - грех...
И как нежнее всех - ту, глубже всех
В ночь канувшую - на дела лихие!
И как не разлюбил тебя, Россия...
Предстало нам - всей площади широкой -
Святое сердце Александра Блока.
("Как слабый луч сквозь черный морок адов...")
avtor
|