Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью
По Неве или против теченья,
Только прочь от своих могил...
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл, -
так А. Ахматова охарактеризовала период, который получил название
"серебряного века". Долгое время эту прекрасную литературу объявляли идеологически
вредной, ибо говорила она не о классовой борьбе и грядущей мировой революции,
а о вечных духовных ценностях, о красоте, любви, о добре. Она обращалась к душе,
к внутреннему миру человека. Но само явление "серебряного века" несводимо лишь
к литературе. Россия на рубеже XIX-XX вв. переживала необычайный взлет в экономике,
науке, в культурной жизни. В живописи художники "Мира искусства" во главе с А.
Бенуа, в театре - К.С. Станиславский и В.Ф. Комиссаржевская, А. Павлова и Ф. Шаляпин.
В Париже С. Дягилев устраивает знаменитые Русские сезоны. Необычайный подъем переживает
русская философская мысль, в отличие от пушкинского золотого века", серебряный
век проходил под знаком Луны (современники о Пушкине отзывались как о "солнце
русской поэзии". Луна, месяц - в мифологии символизировали умирание, ущерб, поэтому
культура начала века как бы улавливала подспудные "зовы" эпохи "неслыханных мятежей"
и невиданных "перемен". Эта двойственность "серебряного века", отмечаемая целым
рядом исследователей, сказалась и на развитии поэзии данного периода. Начало "серебряного
века" относят к 90 гг. XIX в. Достигая наивысшего взлета в 10-х годах XX в., этот
период подарил русской литературе А. Ахматову, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И.
Анненского, И. Северянина, М. Цветаеву, В. Хлебникова, В. Пастернака, Н. Клюева,
С. Есенина, В. Маяковского. Спорным является вопрос о том, когда закончился "серебряный
век". Некоторые ученые называют 1917 год, другие -1921, год трагического ухода
из жизни А. Блока и Н.Гумилева. Смерть их, почти совпавшая по времени (август
1921), окончательно развеяла иллюзии.и надежды на позитивные перемены и стала
для многих толчком к эмиграции.
Наиболее крупным литературным направлением начала XX в. был
символизм, пришедший в Россию из Франции. По времени возникновения и по философской
основе идей выделялись два поколения символистов. К старшему поколению относились
К. Бальмонт, В. Брюсов, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
В своих идеях они опирались на философию Ницше. В манифестах
(Н. Минский "При свете совести", Д. Мережковский "О причинах упадка и о новых
течениях современной русской литературы", К. Бальмонт "Элементарные слова о символической
поэзии", В. Брюсов "Ключи тайн") "старшие" символисты выступали против реализма
с его культом "маленького человека". Представление о непознаваемости, об обреченности
объективного мира соседствовало с мыслью о сверхчеловеке", способном переступить
человеческие законы. Истинно только чувство любви человека к самому себе, следовательно,
мечта о равенстве несовместима с природой человека. Основу подлинного искусства
символисты видели в вечном религиозном мистическом чувстве. Цель символизма В.
Брюсов видел в том, чтобы "рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать
читателя, вызвать в нем ответное чувство". Сравнивая реалистов и символистов,
К. Бальмонт писал: "Реалисты являются простыми наблюдателями, символисты - всегда
мыслители. Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не
видят ничего; символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней
только свою мечту..." Красота объявляется центром всей системы ценностей, но чтобы
донести красоту, необходимо искать новые художественные формы:
И невозможно нам предвидеть и понять,
В какие формы Дух оденется опять.
(Н. Минский)
Основным в поэтике символистов становится символ, а не реалистический
художественный образ. Символ наряду с первоначальным, предполагал и потусторонний
смысл. Причудливо-таинственную природу рождения символа отразила 3. Гиппиус в
своем стихотворении "Швея":
На всех явленьях лежит печать,
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно - стараюсь угадать
За ним другое, - то, что скрыто.
И этот шелк мне кажется - Огнем,
И вот уж не Огнем - а Кровью,
А кровь - лишь знак того, что мы зовем
На бедном языке любовью.
"Младосимволисты" опирались на учение Вл. Соловьёва, углубившего
идею Платона о "двоемирии". Соловьев предсказывал конец мира, когда погрязшее
в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным
началом - "Мировой Душой" (она же "Вечная Женственность"). К "младшим" символистам
принадлежали А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.
Другое направление русской поэзии - акмеизм (от греч. акмэ
- вершина, высшая степень развития чего-либо) - возник в 1910г. В 1911 г. был
создан "Цех поэтов", в который входили Н. Гумилёв, С. Городецкий, объявившие себя
"мастерами"-синдиками, и "ученики" - А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут и
др.
Акмеисты считали себя пришедшими на смену символистам. Они
не имели философского учения, как символисты. Главные идеи акметизма изложены
в статьях Н. Гумилёва "Наследие символизма и акмеизм" и С. Городецкого "Некоторые
течения в современной русской поэзии", вышедших в 1913г. Критикуя символизм за
связь с мистикой, оккультизмом, теософией, акмеисты мечтали вернуть миру его подлинные
краски, реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов
должны быть заменены четкими словесными образами. Слово должно приобрести свой
изначальный смысл. С. Городецкий считал, что "символизм..., заполнив мир "соответствиями",
обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает
иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала
хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми
подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще". Акмеисты считали возможным
совершенствование в области поэтического творчества. Любовная лирика А. Ахматовой,
с изящной печалью, нелживостью и бесхитростностью чувства, и мужественные строчки
"любовника, зверобоя, солдата с рыцарской манерой" Н. Гумилёва воплощали как бы
женское и мужское начало в поэзии.
Представители другого поэтического течения - футуризма - отрицая
искусство прошлого, смело заявляли о своей попытке создать искусство будущего.
В альманахе "Пощечина общественному вкусу" (1918 г.) футуристы заявляли о своем
неприятии русской классики и призывали "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого
и прочее с парохода современности". В реальной жизни В. Маяковский, Д. Бурлюк,
А. Крученых, В. Каменский стремились противопоставить себя толпе, привлекая внимание
публики эпатирующими выходками (знаменитая "желтая кофта" Маяковского, разрисованные
лица, деревянные ложки в петлицах, скандальные выходки во время выступлений).
Футуристы стремились к созданию новых форм стиха, образов, слов. Особое значение
придавали они словотворчеству, "самовитому слову". А. Крученых дал образец иного
звуко- и словосочетания:
дыр бур щил
убещур
скум
вы со бу
рлэз,
утверждая, что "в этом пятистишии больше русского национального,
чем во всей поэзии Пушкина".
В русской поэзии начала века появлялись и те, кто развивал
традиции крестьянской поэзии. Это Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин,
С. Есенин. В 1915г. они создали группу "Краса", ставившую своей целью способствовать
выявлению талантов из народа и объединению интеллигенции и народа. Любовь к малой
Родине, поэтизация крестьянского быта, сельской природы стали основными темами
их стихов. Довольно часто поэты обращались к фольклорным мотивам и образам. Вековые
обычаи, нравы, песни, хороводы, нехитрые крестьянские ремесла воскресают в стихах
новокрестьянских поэтов. "Избяной космос" воспроизводит Н. Клюев, писавший:
На развалинах строек, созвучий
Каркнет ворон - мое перо,
И прольется из трубной тучи
Живописных рифм серебро.
Поэзия Н. Клюева тесно связана с религиозной символикой. Христианские
мифы, осложненные языческими верованиями, должны были защитить крестьянина от
суровых сил природы. Во главе крестьянского Олимпа у Клюева не случайно поставлена
"Богородица наша Землица". Почти все молитвенные стихи Клюева имитируют обычные
крестьянские заклинания: "Ставьте ж свечи Мужицкому Спасу". В лирике поэта широко
представлена идея материнства. Но если у символистов культ женщины приобретал
мистический ореол: "Жена, облеченная солнцем" (А. Белый), то у Клюева - это прежде
всего "баба-хозяйка"; олицетворение власти земли:
Вижу тебя не женой, одетой в солнце,
Не схимницей, возлюбившей гроб и шорохи часов безмолвия,
Но бабой-хозяйкой, домовитой и яснозубой,
С бедрами как суслон овсяный,
С льняным ароматом от одежды.
Клюев пытался приблизить достижение "берестяного рая" на земле,
воспевая ценности живой, человеческой души. Следование народнопоэтической традиции
присуще всем новокрестьянским поэтам. Воспевание Родины, осознание судеб деревни
помогало им найти свой путь к воспроизведению поэтического духа нации.
Поэты "серебряного века" до конца испили чашу страданий: некоторые
из них эмигрировали и прожили остаток жизни, мечтая вернуться на родину; те, кто
остался в России, были уничтожены тоталитарным режимом или же отторгнуты от литературы
и наказаны прижизненным молчанием. Но их имена возвращаются к читателю, возвращаются
их стихи, звучащие свежо, по-новому. Изгнанные из России, они помнили и думали
о ней:
Я предпочел средь всяких стран
Одну - где все мы кровью верим.
Весна в ней - яркий сарафан,
А осень - многоцветный терем.
(К. Бальмонт)
avtor
|