Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Л.Н. Толстой

Роман-эпопея "Война и мир" - самое монументальное произведение Льва Толстого, плод его многолетнего труда и глубоких раздумий над жизнью. Толстой так рассказывал о становлении своего замысла: "...Я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя,.. и оставил начатое... Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года". Торжество России в 1812 году над Наполеоном было необходимо писателю как недавно происшедший реальный исторический факт счастливого разрешения острейших противоречий и всеобщего неблагополучия. Обретенное тогда людьми внутреннее согласие с собою и друг с другом утверждалось в его глазах как пример и урок эпохе 60-х годов XIX века, раздираемой противоречиями. Обдумывая причины неудач крестьянской реформы, Толстой искал верные дороги, ведущие к единству дворян с народом. В истории он открывал ценности общенациональные и общечеловеческие. По мере работы над книгой временные рамки произведения сузились, действие остановилось на 1824 году, на первых тайных обществах декабристов.

Роман имел небывалый успех. Все критики в один голос говорили о необычайности жанра книги, сопоставляя ее с произведениями Шекспира и Гомера. Сам Толстой, ощущая определенное сходство "Войны и мира" с героическим эпосом прошлого, настаивал на принципиальном их отличии. Писателя интересовали не только результаты проявления героического начала в поступках людей, но и сам таинственный процесс рождения его в повседневной жизни. Толстой разрушает традиционное деление жизни на "частную" и "историческую". Писатель считал, что историческая жизнь - лишь часть того огромного материка, который мы называем жизнью человеческой. Толстой решительно изменил привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор "Войны и мира" смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является той первоосновой, из которой и вырастает историческая реальность. История оживает в любом обычном, частном человеке своего времени.

Цепь ярких "картин жизни" (бал Наташи, охота, Бородинское сражение и др.) связана в единое художественное полотно. Эта внутренняя связь, составляющая "основу сцепления", по мнению литературоведа С.Г. Бочарова, заключается в "ситуации кризиса", "распадения прежних условий жизни", в процессе которого человек освобождается от всего случайного... и обретает способность остро чувствовать основные ценности жизни, которые пребывают вечно и оберегают целостность национального бытия. Хранителями этих основ являются народ и родственная ему по духу часть русского дворянства. "Простота, добро и правда" пробуждаются в героях в минуты душевных катаклизмов. В этой триаде и заключена "мысль народная", составляющая зерно романа-эпопеи.

Мирная картина охоты в "Войне и мире" сопоставима с ситуацией Отечественной войны 1812 года. Охота помогает людям преодолеть разобщенность, объединив их целью и азартом некоей "игры". В привычной жизни граф Ростов всегда господин, а его крепостной Данила - послушный слуга своего хозяина. Но страсть к охоте объединяет их друг с другом, заставляя забыть о своих социальных "ролях".

Отечественная война так же переместит ценности жизни. Государь вынужден будет покинуть армию, а на смену ему придет нелюбимый царем, но близкий русскому народному сердцу Кутузов. Война обнаружит несостоятельность "верхов". Настоящим хозяином положения в стране окажется народ, а подлинно творческой силой истории - народная сила.

Толстой спорит в "Войне и мире" с теорией культа выдающейся личности. По мнению писателя, не исключительная личность, а народная жизнь в целом оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического движения. Предназначение великого человека - прислушаться к воле большинства, к народной жизни. Толстой отказывает в величии Наполеону, поскольку "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Писатель создает два антагонистических характера, два нравственных полюса романа - тщеславный Наполеон и демократичный Кутузов. Простая, скромная. и потому истинно величественная фигура Кутузова не укладывается "в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история".

В критической литературе долгое время существовало мнение, что Кутузов в романе представлен неким "мудрым фаталистом". Позиция Толстого по этому вопросу неоднозначна. Автор стремится привлечь внимание читателей к простым солдатам, от коллективных усилий которых зависит исход сражений. Автор решительно отрицает сверхчеловеческие способности выдающихся личностей решать исторические проблемы произвольно, своевольно. Для изучения истинных, а не мнимых законов истории следует оставить в покое "сильных мира сего" и обратиться к изучению бесконечно малых элементов, руководящих массами, обратить внимание на ту "неуловимую силу", которая называется "дух войска". Ценность человеческой личности по Толстому определяется полнотою "сопряжения" связей человека с окружающим миром, его близостью к народу. Да, Кутузов зачастую старчески дрябл, он дремлет на военном совете в Филях, в ходе Бородинского сражения лишь одобряет или порицает то, что уже сделано. Но инертность полководца - всего лишь своеобразный вызов тем персонажам, которые мнет себя героями и считают себя вправе что-то изменить в ходе "колеса истории". Мудрость Кутузова в том, что "он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.., а главное, почему веришь ему, - это то, что он русский..." Неслучайно, когда народная, освободительная война угасает, сходит со сцены и Кутузов, он не желает участвовать в состязании честолюбивых, далеких от народа генералов за право открыть ворота Парижа. Осуждение войны, как "противного человеческому разуму события", связано у Толстого с развенчанием Наполеона, который предстает перед нами ничтожным и слабым в своем эгоистическом величии.

"Война" и "мир" - это два yниверсальных состояния человеческого бытия. В ситуации "войны" люди теряют историческую память, общество распадается на атомы и жизнью правит эгоистический произвол. Такова Россия придворных кругов и светских салонов. Великосветская толпа - это царство интриги, погони за личными благами, ориентация на "флюгер царской милости". Семья Курагиных несет несчастья в мирный быт Ростовых и Болконских. В то же время "маленькие наполеоны" в генеральских эполетах приводят Россию к поражению на поле Аустерлица, занятые борьбой лишь собственных честолюбий.

Мучительно переживают состояние всеобщего хаоса и эгоистического распада лучшие герои романа. Женитьба на Элен и бессмысленная дуэль с Долоховым приводят Пьера к тяжелейшему духовному кризису. "Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным". В ситуации "мира" жизнь обнаруживает скрытый смысл и разумную целесообразность. Личный интерес гармонично соизмерим с общими интересами всех людей. Именно такой "мир" возникает в ходе войны

1812 года, ядром его окажется народная жизнь, в которую войдут лучшие представители дворянства. И те вопросы, которые не мог разрешить Пьер в Торжке, в день Бородинского сражения находят ясные и простые ответы. Он не только понимает законность народного мироощущения, но и принимает его в себя, роднится душою с простыми солдатами. Атмосфера "семьи" возникает на батарее Раевского, вызывая у Пьера желание быть таким же солдатом, до конца твердым и спокойным. "Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими", - думал Пьер. Довершают духовное перерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым. Пожар Москвы и расстрел ни в чем не повинных русских людей уничтожают в душе Пьера "веру и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти". И вновь на пути Пьера появляется простой русский солдат, олицетворение "всего русского, доброго, круглого". Его покоряет любовное отношение Каратаева к миру. Этот русский человек способен выдержать любое испытание, не утратив веры в жизнь и бескорыстной любви ко всему земному. Пьеру открывается тайна христианской любви к миру и человеку. Каратаев сливается с миром, как капля с океаном жизни во сне Пьера. Это полное слияние с жизнью и вносит успокоение в душу Пьера. Пройдя через лишения плена, приняв в себя каратаевский взгляд на мир, Пьер приходит к выводу, "что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка". В "излишек" входит не только материальный переизбыток, но и обремененность человека из "господ" духовными излишествами современной цивилизации. Интеллектуал, пытающийся логически анализировать жизнь, теряет непосредственное ощущение радости бытия.

Наташа Ростова, в отличие от Пьера и Андрея, никогда не задумывается над смыслом жизни, она сама и есть этот смысл. Наташа живет непосредственной, "живой жизнью", но все ее дела изнутри согреты теплотою нравственного чувства, которое она впитала из атмосферы "родового гнезда". Народное начало проявляется в ней легко и непринужденно, как в сцене русской пляски в имении дядюшки. Она жаждет открытых, простых, добрых отношений, но ее стихийная сила жизненности сталкивается с бесчувственным эгоизмом Анатоля Курагина. Драматичен избыток интеллекта, приглушающий в душе человека родники жизни, но столь же драматична и стихия жизни, не контролируемая сознанием и нравственным инстинктом. Наташа стихийно ищет равновесия, единства чувственных и духовных начал в любви. Из стремления сочетать эти две крайности и вырастает желание Наташи совместить любовь к Анатолю и князю Андрею в одно чувство.

Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своем горе. Любовь ее к людям и полное забвение своего "я" проявляется и в Мытищах, где Наташа ухаживает за князем Андреем, и в Москве, где Наташа распоряжается отдать подводы раненым. Эпилог романа, превращающий тонкую, подвижную Наташу в сильную, красивую "самку", явно полемичен. Он направлен против вульгарно понятых идей эмансипации. Этот образ - вызов людям, "которые в браке видят одно удовольствие, получаемое супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его значение, состоящее в семье". Люди, признающие лишь чувственное удовольствие в браке, не могут по достоинству оценить красоту материнства. Предаются поруганию духовные основы любви. Толстой видел в материнстве высшее призвание и назначение женщины. И его Наташа и в зрелом возрасте сохраняет свою естественность и силу любви, только теперь эта любовь обращена к детям и мужу. Думающему, постоянно ищущему смысл жизни Пьеру как воздух необходима Наташа, с ее обостренной женской интуицией, любовью, умением радоваться "живой жизни".

Эпилог "Войны и мира" - это гимн Толстого духовным основам семейственности как высшей форме единения всех людей. Семья объединяет такие разные личности, как Пьер и Наташа, княжна Марья и Николай Ростов. "Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое", - пишет Толстой.

И вновь мечтает о славе юный Николенька Болконский, и вновь мучительно ищет смысл жизни Пьер, уходя от каратаевского понимания жизни к гордым мечтам, сомнениям и тревогам. Все возвращается на круги своя.

Художественное совершенство романа следует рассматривать в следующих основных аспектах:

  • жанровое своеобразие (черты эпопеи, исторического повествования, "романное начало", публицистические и историко-философские рассуждения);
  • особенности раскрытия внутреннего мира человека, "психологизм" духовной эволюции героев, "диалектика души";
  • специфика художественной индивидуализации человеческих характеров (роль портрета и портретной детали, индивидуализация речи, рече-жестовое поведение и др.);
  • использование сравнений (салон Шерер - прядильная мастерская; Москва - опустевший улей и др.);
  • прием контраста (война и мир; высший свет и народная Россия; Наполеон и Кутузов и др.);
  • своеобразие пейзажа и его роль в произведении.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого. "Воина и мир". М., 1978.
  2. Громов П.П.О стиле Л.Толстого:"Диалектика души" в "Войне и мире".Л., 1977.
  3. Долинина Н. Г: По страницам "Войны и мира". Л., 1973.
  4. Кяндиев Б.И. Роман-эпопея Л. Толстого "Воина и мир": Комментарий. М., 1967.
  5. Лев Толстой и современность. М., 1981.
  6. Леушева С.И. Роман Л. Толстого "Война и мир". М., 1957.
  7. Сливицкая О.В. "Война и мир" Л. Толстого: Проблемы человеческого общения. Л., 1988.

avtor

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки