Роман-эпопея "Война и мир" - самое монументальное произведение
Льва Толстого, плод его многолетнего труда и глубоких раздумий над жизнью. Толстой
так рассказывал о становлении своего замысла: "...Я начал писать повесть с известным
направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством
в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий
моего героя,.. и оставил начатое... Чтобы понять его, мне нужно было перенестись
к его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
Торжество России в 1812 году над Наполеоном было необходимо писателю как недавно
происшедший реальный исторический факт счастливого разрешения острейших противоречий
и всеобщего неблагополучия. Обретенное тогда людьми внутреннее согласие с собою
и друг с другом утверждалось в его глазах как пример и урок эпохе 60-х годов XIX
века, раздираемой противоречиями. Обдумывая причины неудач крестьянской реформы,
Толстой искал верные дороги, ведущие к единству дворян с народом. В истории он
открывал ценности общенациональные и общечеловеческие. По мере работы над книгой
временные рамки произведения сузились, действие остановилось на 1824 году, на
первых тайных обществах декабристов.
Роман имел небывалый успех. Все критики в один голос говорили
о необычайности жанра книги, сопоставляя ее с произведениями Шекспира и Гомера.
Сам Толстой, ощущая определенное сходство "Войны и мира" с героическим эпосом
прошлого, настаивал на принципиальном их отличии. Писателя интересовали не только
результаты проявления героического начала в поступках людей, но и сам таинственный
процесс рождения его в повседневной жизни. Толстой разрушает традиционное деление
жизни на "частную" и "историческую". Писатель считал, что историческая жизнь -
лишь часть того огромного материка, который мы называем жизнью человеческой. Толстой
решительно изменил привычный угол зрения на историю. Если его современники утверждали
примат исторического над частным и смотрели на частную жизнь сверху вниз, то автор
"Войны и мира" смотрит на историю снизу вверх, полагая, что мирная повседневная
жизнь людей, во-первых, шире и богаче жизни исторической, а во-вторых, она является
той первоосновой, из которой и вырастает историческая реальность. История оживает
в любом обычном, частном человеке своего времени.
Цепь ярких "картин жизни" (бал Наташи, охота, Бородинское сражение
и др.) связана в единое художественное полотно. Эта внутренняя связь, составляющая
"основу сцепления", по мнению литературоведа С.Г. Бочарова, заключается в "ситуации
кризиса", "распадения прежних условий жизни", в процессе которого человек освобождается
от всего случайного... и обретает способность остро чувствовать основные ценности
жизни, которые пребывают вечно и оберегают целостность национального бытия. Хранителями
этих основ являются народ и родственная ему по духу часть русского дворянства.
"Простота, добро и правда" пробуждаются в героях в минуты душевных катаклизмов.
В этой триаде и заключена "мысль народная", составляющая зерно романа-эпопеи.
Мирная картина охоты в "Войне и мире" сопоставима с ситуацией
Отечественной войны 1812 года. Охота помогает людям преодолеть разобщенность,
объединив их целью и азартом некоей "игры". В привычной жизни граф Ростов всегда
господин, а его крепостной Данила - послушный слуга своего хозяина. Но страсть
к охоте объединяет их друг с другом, заставляя забыть о своих социальных "ролях".
Отечественная война так же переместит ценности жизни. Государь
вынужден будет покинуть армию, а на смену ему придет нелюбимый царем, но близкий
русскому народному сердцу Кутузов. Война обнаружит несостоятельность "верхов".
Настоящим хозяином положения в стране окажется народ, а подлинно творческой силой
истории - народная сила.
Толстой спорит в "Войне и мире" с теорией культа выдающейся
личности. По мнению писателя, не исключительная личность, а народная жизнь в целом
оказывается наиболее чутким организмом, откликающимся на скрытый смысл исторического
движения. Предназначение великого человека - прислушаться к воле большинства,
к народной жизни. Толстой отказывает в величии Наполеону, поскольку "нет величия
там, где нет простоты, добра и правды". Писатель создает два антагонистических
характера, два нравственных полюса романа - тщеславный Наполеон и демократичный
Кутузов. Простая, скромная. и потому истинно величественная фигура Кутузова не
укладывается "в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми,
которую придумала история".
В критической литературе долгое время существовало мнение,
что Кутузов в романе представлен неким "мудрым фаталистом". Позиция Толстого по
этому вопросу неоднозначна. Автор стремится привлечь внимание читателей к простым
солдатам, от коллективных усилий которых зависит исход сражений. Автор решительно
отрицает сверхчеловеческие способности выдающихся личностей решать исторические
проблемы произвольно, своевольно. Для изучения истинных, а не мнимых законов истории
следует оставить в покое "сильных мира сего" и обратиться к изучению бесконечно
малых элементов, руководящих массами, обратить внимание на ту "неуловимую силу",
которая называется "дух войска". Ценность человеческой личности по Толстому определяется
полнотою "сопряжения" связей человека с окружающим миром, его близостью к народу.
Да, Кутузов зачастую старчески дрябл, он дремлет на военном совете в Филях, в
ходе Бородинского сражения лишь одобряет или порицает то, что уже сделано. Но
инертность полководца - всего лишь своеобразный вызов тем персонажам, которые
мнет себя героями и считают себя вправе что-то изменить в ходе "колеса истории".
Мудрость Кутузова в том, что "он все выслушает, все запомнит, все поставит на
свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит.., а главное,
почему веришь ему, - это то, что он русский..." Неслучайно, когда народная, освободительная
война угасает, сходит со сцены и Кутузов, он не желает участвовать в состязании
честолюбивых, далеких от народа генералов за право открыть ворота Парижа. Осуждение
войны, как "противного человеческому разуму события", связано у Толстого с развенчанием
Наполеона, который предстает перед нами ничтожным и слабым в своем эгоистическом
величии.
"Война" и "мир" - это два yниверсальных состояния человеческого
бытия. В ситуации "войны" люди теряют историческую память, общество распадается
на атомы и жизнью правит эгоистический произвол. Такова Россия придворных кругов
и светских салонов. Великосветская толпа - это царство интриги, погони за личными
благами, ориентация на "флюгер царской милости". Семья Курагиных несет несчастья
в мирный быт Ростовых и Болконских. В то же время "маленькие наполеоны" в генеральских
эполетах приводят Россию к поражению на поле Аустерлица, занятые борьбой лишь
собственных честолюбий.
Мучительно переживают состояние всеобщего хаоса и эгоистического
распада лучшие герои романа. Женитьба на Элен и бессмысленная дуэль с Долоховым
приводят Пьера к тяжелейшему духовному кризису. "Все в нем самом и вокруг него
представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным". В ситуации "мира"
жизнь обнаруживает скрытый смысл и разумную целесообразность. Личный интерес гармонично
соизмерим с общими интересами всех людей. Именно такой "мир" возникает в ходе
войны
1812 года, ядром его окажется народная жизнь, в которую войдут
лучшие представители дворянства. И те вопросы, которые не мог разрешить Пьер в
Торжке, в день Бородинского сражения находят ясные и простые ответы. Он не только
понимает законность народного мироощущения, но и принимает его в себя, роднится
душою с простыми солдатами. Атмосфера "семьи" возникает на батарее Раевского,
вызывая у Пьера желание быть таким же солдатом, до конца твердым и спокойным.
"Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими",
- думал Пьер. Довершают духовное перерождение Пьера плен и встреча с Платоном
Каратаевым. Пожар Москвы и расстрел ни в чем не повинных русских людей уничтожают
в душе Пьера "веру и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу,
и в Бога... Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины.
Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти". И вновь на
пути Пьера появляется простой русский солдат, олицетворение "всего русского, доброго,
круглого". Его покоряет любовное отношение Каратаева к миру. Этот русский человек
способен выдержать любое испытание, не утратив веры в жизнь и бескорыстной любви
ко всему земному. Пьеру открывается тайна христианской любви к миру и человеку.
Каратаев сливается с миром, как капля с океаном жизни во сне Пьера. Это полное
слияние с жизнью и вносит успокоение в душу Пьера. Пройдя через лишения плена,
приняв в себя каратаевский взгляд на мир, Пьер приходит к выводу, "что все несчастье
происходит не от недостатка, а от излишка". В "излишек" входит не только материальный
переизбыток, но и обремененность человека из "господ" духовными излишествами современной
цивилизации. Интеллектуал, пытающийся логически анализировать жизнь, теряет непосредственное
ощущение радости бытия.
Наташа Ростова, в отличие от Пьера и Андрея, никогда не задумывается
над смыслом жизни, она сама и есть этот смысл. Наташа живет непосредственной,
"живой жизнью", но все ее дела изнутри согреты теплотою нравственного чувства,
которое она впитала из атмосферы "родового гнезда". Народное начало проявляется
в ней легко и непринужденно, как в сцене русской пляски в имении дядюшки. Она
жаждет открытых, простых, добрых отношений, но ее стихийная сила жизненности сталкивается
с бесчувственным эгоизмом Анатоля Курагина. Драматичен избыток интеллекта, приглушающий
в душе человека родники жизни, но столь же драматична и стихия жизни, не контролируемая
сознанием и нравственным инстинктом. Наташа стихийно ищет равновесия, единства
чувственных и духовных начал в любви. Из стремления сочетать эти две крайности
и вырастает желание Наташи совместить любовь к Анатолю и князю Андрею в одно чувство.
Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своем горе.
Любовь ее к людям и полное забвение своего "я" проявляется и в Мытищах, где Наташа
ухаживает за князем Андреем, и в Москве, где Наташа распоряжается отдать подводы
раненым. Эпилог романа, превращающий тонкую, подвижную Наташу в сильную, красивую
"самку", явно полемичен. Он направлен против вульгарно понятых идей эмансипации.
Этот образ - вызов людям, "которые в браке видят одно удовольствие, получаемое
супругами друг от друга, то есть одно начало брака, а не все его значение, состоящее
в семье". Люди, признающие лишь чувственное удовольствие в браке, не могут по
достоинству оценить красоту материнства. Предаются поруганию духовные основы любви.
Толстой видел в материнстве высшее призвание и назначение женщины. И его Наташа
и в зрелом возрасте сохраняет свою естественность и силу любви, только теперь
эта любовь обращена к детям и мужу. Думающему, постоянно ищущему смысл жизни Пьеру
как воздух необходима Наташа, с ее обостренной женской интуицией, любовью, умением
радоваться "живой жизни".
Эпилог "Войны и мира" - это гимн Толстого духовным основам
семейственности как высшей форме единения всех людей. Семья объединяет такие разные
личности, как Пьер и Наташа, княжна Марья и Николай Ростов. "Как в каждой настоящей
семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые,
каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно
гармоническое целое", - пишет Толстой.
И вновь мечтает о славе юный Николенька Болконский, и вновь
мучительно ищет смысл жизни Пьер, уходя от каратаевского понимания жизни к гордым
мечтам, сомнениям и тревогам. Все возвращается на круги своя.
Художественное совершенство романа следует рассматривать в
следующих основных аспектах:
- жанровое своеобразие (черты эпопеи, исторического повествования, "романное
начало", публицистические и историко-философские рассуждения);
- особенности раскрытия внутреннего мира человека, "психологизм" духовной эволюции
героев, "диалектика души";
- специфика художественной индивидуализации человеческих характеров (роль портрета
и портретной детали, индивидуализация речи, рече-жестовое поведение и др.);
- использование сравнений (салон Шерер - прядильная мастерская; Москва - опустевший
улей и др.);
- прием контраста (война и мир; высший свет и народная Россия; Наполеон и Кутузов
и др.);
- своеобразие пейзажа и его роль в произведении.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого. "Воина и мир". М., 1978.
- Громов П.П.О стиле Л.Толстого:"Диалектика души" в "Войне и мире".Л., 1977.
- Долинина Н. Г: По страницам "Войны и мира". Л., 1973.
- Кяндиев Б.И. Роман-эпопея Л. Толстого "Воина и мир": Комментарий. М., 1967.
- Лев Толстой и современность. М., 1981.
- Леушева С.И. Роман Л. Толстого "Война и мир". М., 1957.
- Сливицкая О.В. "Война и мир" Л. Толстого: Проблемы человеческого общения.
Л., 1988.
avtor
|