Предлагаемое пособие предназначено для поступающих в высшие
учебные заведения и призвано помочь абитуриенту организовать систематическую и
целенаправленную работу по подготовке к конкурсным экзаменам по русской литературе.
В пособии рассматриваются произведения, созданные в первой половине 19-го века.
Мы не даём всестороннего освещения историко-литературного процесса
указанного периода во всём его объёме и не можем претендовать на исчерпывающее
изложение всех вопросов программы. Главное внимание мы сосредоточили на анализе
тех произведений, которые являются обязательными для абитуриентов.
Приступая к работе над историей русской литературы, тщательно
изучите программу для поступающих в вузы, в которой указан основной материал и
приведён список произведений и литературно-критических статей, обязательных для
прочтения.
Затем необходимо обратиться к самим художественным текстам,
глубокое усвоение которых составляет одну из главных задач занятий по литературе.
Абитуриент должен уметь чётко определять специфику идейного
содержания и художественной формы произведений, уметь охарактеризовать идейно-образный
мир и жанровую систему писателя, своеобразие эволюции его мировоззрения, метода
и стиля, принадлежность к литературному направлению.
При анализе художественного произведения следует различать
идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание включает:
- тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры
в их взаимодействии;
- проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны характеров
литературных героев, выделенные и усиленные писателем в художественном изображении;
- пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображаемым
социальным характерам (героика, трагизм, драматургия, сатира, юмор, романтика).
Литературное произведение можно анализировать в следующей последовательности
(ориентировочная схема):
- История создания.
- Тема.
- Проблематика.
- Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Основные художественные образы в их системе и взаимосвязи.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности построения конфликта.
- Пейзаж, портрет, речь персонажей, интерьер.
- Авторские отступления, описания, рассуждения и их роль в произведении.
- Место произведения в творчестве писателя, в истории русской и мировой литературе.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА
1. Место персонажа в системе образов.
2. Своеобразие мировоззрения героя произведения, определяемое
его социальным статусом:
- характер деятельности и основные жизненные установки;
- влияние на окружающих персонажей.
3. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в авторской характеристике;
- через характеристику других действующих лиц;
- с помощью предыстории или биографии;
- в рече-жестовом поведении персонажа;
- при помощи интерьера.
4. Типичность данного образа, если есть его литературные предшественники.
ПЛАН РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
1. Дата написания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Идейное содержание.
5. Структура стихотворения:
- сопоставление и развитие основных словесных образов;
- основные изобразительные средства, используемые автором: эпитет, метафора,
сравнение, аллегория, гипербола, гротеск;
- речевые особенности: повтор, инверсия, параллелизм, риторический вопрос,
восклицание и обращение;
- основные особенности ритмики: стихотворный размер, рифма и способы рифмовки,
строфика, звукопись (аллитерация, ассонанс).
Следует заметить, что для литературоведения характерно разнообразие
концепций, дающих осмысление художественного произведения в определённом ключе.
Поэтому вовсе не обязательно соглашаться со всеми трактовками, изложенными в данном
пособии. Литература предполагает осуществление разных точек зрения на одно и то
же произведение; единственное условие - Вы должны уметь аргументировано обосновать
и защитить свои позиции.
В конце пособия мы приводим список контрольных вопросов, которые
помогут Вам проверить, насколько глубоко и полно освоен материал. Хотелось бы
порекомендовать Вам познакомиться с учебной, критической и мемуарной литературой,
указанной после изложения конкретной монографической темы.
Мы надеемся, что наше пособие поможет Вам сформировать свою
точку зрения на литературный процесс первой половины 19-го века.
Помощь в получении необходимых сведений по истории и теории
литературы Вам окажут следующие книги:
- Русские писатели: Биобиблиографический словарь. В 2 т. М., 1990.
- Русская литература XIX в.: Первая половина: Хрестоматия критических материалов.
М., 1964.
- Русская литература XIX в.: Первая половина: Хрестоматия литературно-критических,
мемуарных и эпистолярных материалов. Сост. И.Е. Каллан, П.Г. Пустовойг. М., 1987.
- Смирнов А.А. Пособие по русской литературе. Для поступающих в вузы. Изд-во
МГУ, М., 1993.
- Фогельсон И.А. Литература учит. Книга для учащихся. М., "Просвещение", 1990.
- Квятковский А.В. Поэтический словарь. М., 1966.
- Словарь литературоведческих терминов.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕШНЫХ ЭКЗАМЕНОВ!
Данное учебное пособие написано кандидатом педагогических наук,
доцентом кафедры литературы Волгоградского госпедуниверситета, Савиной Л.Н.
В пособии даны ответы на экзаменационные вопросы, составленные
на основе типовой программы Министерства образования Российской Федерации.
В данном пособии рассматриваются вопросы по произведениям литературы
первой половины XIX века
Целью этого учебного пособия является оказание помощи абитуриентам
при подготовке к устному экзамену по русской литературе.
© Составитель Савина Л.Н., Волгоград, 1997 © Издательство “Братья
Гринины”, Волгоград, 1997
|