Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Введение

Предлагаемое пособие предназначено для поступающих в высшие учебные заведения и призвано помочь абитуриенту организовать систематическую и целенаправленную работу по подготовке к конкурсным экзаменам по русской литературе. В пособии рассматриваются произведения, созданные в первой половине 19-го века.

Мы не даём всестороннего освещения историко-литературного процесса указанного периода во всём его объёме и не можем претендовать на исчерпывающее изложение всех вопросов программы. Главное внимание мы сосредоточили на анализе тех произведений, которые являются обязательными для абитуриентов.

Приступая к работе над историей русской литературы, тщательно изучите программу для поступающих в вузы, в которой указан основной материал и приведён список произведений и литературно-критических статей, обязательных для прочтения.

Затем необходимо обратиться к самим художественным текстам, глубокое усвоение которых составляет одну из главных задач занятий по литературе.

Абитуриент должен уметь чётко определять специфику идейного содержания и художественной формы произведений, уметь охарактеризовать идейно-образный мир и жанровую систему писателя, своеобразие эволюции его мировоззрения, метода и стиля, принадлежность к литературному направлению.

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание включает:

  1. тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
  2. проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны характеров литературных героев, выделенные и усиленные писателем в художественном изображении;
  3. пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображаемым социальным характерам (героика, трагизм, драматургия, сатира, юмор, романтика).

Литературное произведение можно анализировать в следующей последовательности (ориентировочная схема):

  1. История создания.
  2. Тема.
  3. Проблематика.
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и взаимосвязи.
  7. Центральные персонажи.
  8. Сюжет и особенности построения конфликта.
  9. Пейзаж, портрет, речь персонажей, интерьер.
  10. Авторские отступления, описания, рассуждения и их роль в произведении.
  11. Место произведения в творчестве писателя, в истории русской и мировой литературе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА

1. Место персонажа в системе образов.

2. Своеобразие мировоззрения героя произведения, определяемое его социальным статусом:

  • характер деятельности и основные жизненные установки;
  • влияние на окружающих персонажей.

3. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

  • с помощью портрета;
  • в авторской характеристике;
  • через характеристику других действующих лиц;
  • с помощью предыстории или биографии;
  • в рече-жестовом поведении персонажа;
  • при помощи интерьера.

4. Типичность данного образа, если есть его литературные предшественники.

ПЛАН РАЗБОРА ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Дата написания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание.

5. Структура стихотворения:

  • сопоставление и развитие основных словесных образов;
  • основные изобразительные средства, используемые автором: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола, гротеск;
  • речевые особенности: повтор, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение;
  • основные особенности ритмики: стихотворный размер, рифма и способы рифмовки, строфика, звукопись (аллитерация, ассонанс).

Следует заметить, что для литературоведения характерно разнообразие концепций, дающих осмысление художественного произведения в определённом ключе. Поэтому вовсе не обязательно соглашаться со всеми трактовками, изложенными в данном пособии. Литература предполагает осуществление разных точек зрения на одно и то же произведение; единственное условие - Вы должны уметь аргументировано обосновать и защитить свои позиции.

В конце пособия мы приводим список контрольных вопросов, которые помогут Вам проверить, насколько глубоко и полно освоен материал. Хотелось бы порекомендовать Вам познакомиться с учебной, критической и мемуарной литературой, указанной после изложения конкретной монографической темы.

Мы надеемся, что наше пособие поможет Вам сформировать свою точку зрения на литературный процесс первой половины 19-го века.

Помощь в получении необходимых сведений по истории и теории литературы Вам окажут следующие книги:

  1. Русские писатели: Биобиблиографический словарь. В 2 т. М., 1990.
  2. Русская литература XIX в.: Первая половина: Хрестоматия критических материалов. М., 1964.
  3. Русская литература XIX в.: Первая половина: Хрестоматия литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов. Сост. И.Е. Каллан, П.Г. Пустовойг. М., 1987.
  4. Смирнов А.А. Пособие по русской литературе. Для поступающих в вузы. Изд-во МГУ, М., 1993.
  5. Фогельсон И.А. Литература учит. Книга для учащихся. М., "Просвещение", 1990.
  6. Квятковский А.В. Поэтический словарь. М., 1966.
  7. Словарь литературоведческих терминов.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕШНЫХ ЭКЗАМЕНОВ!

Данное учебное пособие написано кандидатом педагогических наук,
доцентом кафедры литературы Волгоградского госпедуниверситета, Савиной Л.Н.
В пособии даны ответы на экзаменационные вопросы, составленные
на основе типовой программы Министерства образования Российской Федерации.
В данном пособии рассматриваются вопросы по произведениям литературы
первой половины XIX века
Целью этого учебного пособия является оказание помощи абитуриентам
при подготовке к устному экзамену по русской литературе.
© Составитель Савина Л.Н., Волгоград, 1997 © Издательство “Братья
Гринины”, Волгоград, 1997

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки