Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Книги, литература на актуальные темы
Размышления о культуре мира

Научный доклад Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой. Если исчезнет культура, то человек перестанет быть человеком. "Мы живем в мире культуры. Более того, мы находимся в ее толще, внутри нее и только так мы можем продолжать свое существование", – писал Юрий Лотман. Вернемся еще раз к нему, перечтем мысли о Николае Карамзине: "Среди привлекательных для Карамзина идей ХVIII в. следует отметить мысль о братском единении людей всего мира, которая истолковывалась как союз народов против раздирающих их невежества, суеверий и деспотизма. На этой почве вырастали идеи, вроде проектов "вечного мира" (В.Пенн, Б.Сен-Пьер, Ж.-Ж.Руссо, И.Бентам, В.Малиновский, А.Гудар), широко распространялись пацифистские настроения, возникали идеи общечеловеческого гражданства... В июле 1790 г. в Лондоне он провозгласил тост за "вечный мир"... В начале 1792 г. Карамзин использовал заключение мира с Турцией для того, чтобы выразить эти идеи в "Песни мира", написанной под очень сильным влиянием "Оды к радости" захваченного аналогичными настроениями Шиллера".

Надежды на постепенное возвышение человечества к будущей гармонии то меркнут, то оживают. Однако мечта "о вечном мире" на Земле никогда не умирала. Все свидетельствует о том, что наступает время новых доктрин, коллективных и демократических решений. Одно из них предлагает ЮНЕСКО в своих документах о культуре мира.

Воззвание к совести мира

52 сессия Генеральной Ассамблеи ООН на пленарном заседании 20 ноября 1997 г. провозгласила 2000 год – Международным годом Культуры мира.

Таким образом, трансдисциплинарный проект "На пути к культуре мира", разработанный ЮНЕСКО в 1992-1995 гг. и в документах последних лет, обретает глобальное значение всемирной акции. Перед Объединенными Нациями стоит задача удвоить усилия и ресурсы для достижения своей главной цели – избавить грядущие поколения от бедствий войны,

Идея культуры мира была выдвинута Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором в 1989 г. в Ямусукро (Республика Берег Слоновой Кости) на организованном ЮНЕСКО Международном конгрессе "Мир в умах людей",

На 140-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО в 1992 г. было решено разработать Программу действий Организации в рамках "Повестки дня для мира", разработанной ООН.

В 1992-1995 гг. созданная в Секретариате ЮНЕСКО группа экспертов разработала основные принципы концепции культуры мира и организационных основ этой Программы.

В резолюции Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 г, о стратегии организации на 1996-2001 гг. подчеркнуто: "... Над международной безопасностью сегодня нависли угрозы, имя которым ужасающее неравенство между народами, так и внутри общества, этнические конфликты, бедность, безработица, социальная несправедливость, упадок сельских районов и нищета городов, массовая миграция, ухудшение состояния окружающей среды, новые пандемические заболевания, а также торговля оружием и наркотиками, мир и международная безопасность могут сегодня быть обеспеченными лишь в условиях развития, обретающего общемировые масштабы, когда благосостояние общества будет основываться на полноценном использовании людских ресурсов и содействовать расцвету возможностей каждого без каких бы то ни было различий".

Первостепенная цель ООН и ее специализированных организаций – создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Однако в 1995 г. через 50 лет после окончания второй мировой войны было зарегистрировано в мире 30 вооруженных конфликтов. За послевоенные годы войны и вооруженные конфликты унесли жизни 20 млн. человек.

Международные отношения не стабилизированы. Мир по-прежнему нуждается в более надежных основаниях, их анализирует ЮНЕСКО в документах о культуре мира, в книге Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора "ЮНЕСКО: идеал в действии"(1995 г.). В книге Дэвида Адамса "ЮНЕСКО и культура мира: за всемирное движение" (ЮНЕСКО, 1995 г.); во многих других документах и изданиях.

"Если мы хотим заложить фундамент этики будущего, – пишет Игнасио Рамоне, директор "Монд дипломатик", – Организация объединенных наций должна претворить в жизнь проект вечного мира". Хавьер Перес де Куэльяр, бывший генеральный секретарь ООН, со своей стороны, говорит: "То, что раньше казалось гласом вопиющего в пустыне, приобретает вес и резонанс, которых ранее не было..."

Да, конечно! Может и не будет мировой войны, подобной двум прошедшим. Вероятно, на закате "холодная война". Но в условиях распространения ядерного оружия, насилия и терроризма в качестве средств якобы для устранения неравенства, мир может оказаться в состоянии войны с кровожадными экстремистами.

В этой связи отметим, что за последнее время некоторые страны, в прошлом колониальные, на территории которых расположены важнейшие источники сырья и энергии, будучи экономически отсталыми, оказывают на политику влияние, превышающее их собственное значение.

В то же время неуемные и ненасытные индустриально-развитые потребители их сырья и энергии увеличивают вероятность и болезненность происходящих конфликтов. Беспокойство в мире подогревается религиозно-политическими, националистическими и расовыми факторами.

Острое беспокойство за судьбу "планеты Земля" и ее обитателей звучит на каждой странице юнесковских документов о культуре мира. Слушайте: "гражданский мир и безопасность находятся под угрозой в результате совокупного воздействия различных форм насилия и конфликтов между этническими, религиозными, языковыми и другими группами, роста ксенофобии и агрессивного национализма, разного рода фанатизма и фундаментализма, терроризма и организованной преступности, отторжения и дискриминации уязвимых групп внутри общества, которые основаны на принципах культуры насилия и войны". Эти слова повторяются неоднократно. Весь текст юнесковской декларации выдержан в тревожных тонах. Однако вас захватывает интерес к тому, что нового внесли авторы декларации в самый показ будущего, на чем поставили главный акцент. Прямо скажем: много нового, забытого, еще незнакомого.

О синтезе культуры и политики

Но как ни важно окунуться в море этих проблем, надо иметь в виду главные цели проекта о культуре мира.

Первая – избавить грядущие поколения от бедствий войны. Но если до сих пор вопросы предотвращения войн связывались главным образом с политикой, то ныне в качестве действующего лица выступает культура, вернее, синтез культуры и политики.

Вторая – раскрыть новую роль культуры в политической жизни современного общества. Политика зачастую давит на общество, разобщает людей, ожесточает страсти человеческие, тогда как культура представляется явлением сверхиндивидуального единства, коллективным разумом, обладающим исключительной гибкостью и динамичностью. Специфической чертой культуры в современном обществе является возрастание общенаучного значения гуманитарных знаний. Наконец-то мы начинаем осознавать, что политика без культуры оставляет после себя зону пустыни, соединить политику и культуру – значит сберечь жизнь.

Третья черта заключается в том, что читатель, знакомясь с данным проектом, попадает как бы в "западню" из-за двух культур. Авторы и составители документа признают наличие как "культуры мира", так и "культуры насилия и войны". В этом парадоксальном симбиозе нет, однако, ничего нарочитого, поскольку речь идет об острой и сложной форме социальной борьбы, касающейся сферы культуры. Не секрет, что эпохи исторического регресса (наиболее яркий пример – нацистские государственные постулаты XX века, да и другие "творения" тоталитарного типа), навязывая народам крайне мифологизированные схемы политики и культуры, требовали забвения многих важных событий и великих прозрений человеческого гения в различных областях культуры, не помещавшихся в прокрустово ложе официальных канонов. Две вышеназванные и неравнозначные культуры находятся в состоянии антагонизма и дипломатичные гуманитарии ЮНЕСКО, как видно, хотели бы эволюционным путем произвести коренные преобразования, ведущие к отказу от культуры насилия и войны во имя культуры мира. В этом гуманитарная специфика позиции авторов чрезвычайно тонкого и одновременно фундаментального по значению документа ЮНЕСКО.

Четвертая черта "культуры мира": она исходит из реализуемости того, чего пока еще нет на самом деле. Иными словами, следует содействовать всемерно проявлению такой коллективной воли к нравственному обновлению, которая положила бы конец старым политическим недугам: войнам и преступлениям, ненависти и недоверию, страху и попыткам обмануть партнера во время и после переговоров. Нужна распространяющаяся культура мира. С ее помощью новый интеллектуально-нравственный порядок проложит себе дорогу в отношениях между государствами.

Практика разбивала надежды на гуманизацию политики, но сторонники ее соединения с культурой преодолевают натиск противоречивых обстоятельств, упорно защищая идею их синтеза.

Такое отношение к синтезу политики и культуры ознаменовывает принципиальную границу между взаимопониманием и произволом, разумом и агрессивностью, между приближением к истине всеобщего мира и зоологическим представлением о человеческих отношениях.

О культуре в союзе с политикой говорят не так уж часто. Обычно представление о том, что культура есть культура, а политика есть политика и они никогда не сойдутся. На смену поистине киплинговой философии идет более раскованная, более диалектическая, более человечная позиция ЮНЕСКО. Но эту позицию следует сделать достоянием мировой общественности, используя для этой цели телевидение, радио, кино, книги, музыку, живопись, декоративные искусства, архитектуру, школу, высшие учебные заведения.

Здоровый дидактизм является пятой важной особенностью юнесковского проекта о культуре мира. "Одной из давних и непрерывно расширяющихся программ в данной области стала система ассоциированных школ ЮНЕСКО, которая на 1 сентября 1997 г. насчитывала 4220 учебных заведений (77 из них в России) – главным образом начальных и средних школ и педагогических учебных заведений в 137 странах, – отмечает С.А.Тангян. – Ассоциированные школы сотрудничают с ЮНЕСКО и между собой с целью распространения среди детей и юношества идей и ценностей мира, прав человека, взаимопонимания и толерантности. В качестве другого примера можно упомянуть начатую несколько лет назад, но также быстро развивающуюся программу кафедр ЮНЕСКО. В 25 странах такие кафедры ведут исследования, учебную и информационную деятельность по вопросам мира, прав человека и демократии. Они имеются и в России, многие исследовательские институты и высшие учебные заведения которой проявляют большой интерес к проблематике культуры мира".

В декабре 1997 г. в России прошла первая крупная международная конференция: "От стереотипов войны к идеалу мира через культуру и образование".

Экономия на образовании парализует культуру

Авторитет реформаторов у нас, в России, сильно подорван политикой низкой оплаты труда ученых и преподавателей, что стало причиной "бегства умов" и перехода многочисленных кадров в сферы коммерческой и иной деятельности.

Лишь несколько процентов населения получают настоящее образование, тогда как остальные оказываются за бортом культуры.

В то время как обычные школы обходятся самым примитивным учебным инвентарем, в частных колледжах и высших учебных заведениях, доступных за высокую плату, используются передовые, современные методы обучения с применением электронного информативного оборудования.

К сожалению, у нас имеют место реформы со знаком минус, вызвавшие затяжной спад производства, массовую безработицу, расхищение национальных богатств, бегство капиталов за границу. Отсюда сокращение ассигнований на здравоохранение, науку, культуру и образование. Между тем, именно образование предстает в документах ЮНЕСКО в качестве "главного требования сегодняшнего дня" и ассоциируется "с социальной справедливостью", являясь основным средством содействия культуре мира. Много, много раз на страницах проекта о путях к культуре мира звучит призыв "научиться жить вместе". Такова цель образования.

В странах, озабоченных своим будущим, денег на образование не жалеют – так, в большинстве стран, входящих в Организацию по сотрудничеству и экономическому развитию, общая сумма расходов на образование составляет от 5% до 8% валового внутреннего продукта.

1000 миллиардов долларов, – такова ежегодная сумма расходов на образование в странах, входящих в эту организацию, обеспечивающая:

4 млн. преподавателей

80 млн. учащихся и студентов

320 тыс. учебных заведений, в т.ч.

5000 университетов и высших учебных заведений Евросоюза. Без такого рода капиталовложений – на образование, развитие науки, культуры – общество рискует обречь себя на новое "крепостничество" в социальных отношениях, и, мечта о "европейском будущем" увязнет в болоте пресловутого "азиатского способа производства" и насилии.

Насилие не повитуха, а могильщик истории

Все, чему содействует культура мира, нередко воспринимается как нечто давно открытое, но подавляемое невежеством, в т.ч. политическим. Взять хотя бы такой абсурд. Ведь в истории большей частью бывает такое: поиск мирного пути вторичен, а первичным является вступление или вмешательство в конфликт. Конфликт в разгаре и только потом начинается его урегулирование. Нормально ли такое положение вещей? Нет, конечно. Культура мира предлагает иное: "Вместо того, чтобы вмешиваться в конфликты, связанные с насилием уже после того, как они произойдут, а затем заниматься поисками мирного решения, было бы более гуманно и эффективно предотвращать такое насилие, в первую очередь путем искоренения его причин, – подчеркивается в документах о культуре мира. – Именно в этом и состоит сущность подхода, основанного на принципах культуры мира".

ЮНЕСКО готовит сейчас многотомную серию книг по истории развития человечества. История эта не только битвы и завоевания. Юнесковская серия ревизует сложившиеся в политическом сознании стереотипы истории, в том числе представление о том, что насилие является повитухой истории. В наше время насилие может превратиться из повитухи в могильщика истории.

Вовлечь как можно больше людей, особенно молодежь и женщин, в творческое строительство культуры мира, раскрыть перед ними перспективы смелого свободного мышления, освободить их от вечного страха войны – такова, думается, главная политическая тенденция, заявляющая о себе в каждом разделе документа ЮНЕСКО: "Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира. Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов, он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества".

В этой связи с пронзительной силой напоминает о себе извечное противоречие между государственной политикой (например, массовым уничтожением людей в двух мировых войнах и в период "холодной войны") и нравственностью культуры мира.

Еще Петр Кропоткин, в трудах по этике, подобно Джону Локку, установил знак равенства между математической истиной и этическими категориями, которые, как он говорил, не может изменить даже божественная воля... Политический иррационализм П.Кропоткин связывал с жадностью, чванством, жаждой власти, угнетением одного класса другим.

Зоологическая стадия капитализма и угроза культуре мира

Известно, что основой культурологического мифа в конце 80-х была вера в то, что завершается период зла и насилия в нашей коммунистической истории. Казалось, что уродливые порождения террора и идеологического фанатизма рассеются и исчезнут под лучами солнца свободы, наступит эра, когда благородная сущность угнетенного человека проявится во всем своем блеске. Дурное прошлое объявляли результатом тоталитарно-бюрократической деятельности убогих вождей. И мы стали дорожить старыми дореволюционными традициями. Начался религиозный ренессанс. Великое и выстраданное преображение ожидалось со дня на день.

Для многих из нас это определенным образом связывалось с попыткой смоделировать на русской почве европейский, американский подход к экономике, политике и даже культуре. Мыслить по- современному, означало мыслить и действовать так, как мыслят и действуют в офисах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Бонна.

Однако, "все смешалось в доме Облонских", российская действительность и российское прожектерство оказались зажатыми в тиски номенклатурно-мафиозных структур, организованной преступности, бандитизма и коррупции... Это сказалось на характере происходящих в России перемен, привело к конфликтным ситуациям в межнациональных и межэтнических отношениях, напряженному диалогу между Центром и субъектами Федерации.

Конфликты такого рода вызывают тревогу не только в России и странах СНГ, но и во всем мировом сообществе.

К своим доморощенным традициям мы добавили "новинки" западного образца. Возник чудовищный гибрид, приводящий в содрогание даже видавших виды западных писателей и публицистов. Так, известный швейцарский политолог и журналист Жан Зиглер, в книге "Сеньоры преступления", посвященной международному размаху преступности, пишет, что "по оценкам Интерпола преступные каратели Российской Федерации все вместе располагали в 1995 году 40 с лишним процентами Валового Национального Продукта. Этим картелям в одной Москве принадлежит 152 казино (вдвое больше, чем в Лас-Вегасе), они содержат частные армии. Убийцы, нередко завербованные среди элиты бывших советских спецслужб, устраняют неугодных лиц с неслыханной жестокостью и совершенно безнаказанно. Только в 1994-1996 гг. ими были убиты 63 русских журналиста, в т.ч. Генеральный директор Государственного телевидения.”

Рэкет, массовое сутенерство, торговля людьми, наркотиками, оружием, финансовые мошенничества. Все хорошо, что приносит большие деньги.

"Капитализм проявляет свою суть в организованной преступности, точнее говоря, – констатирует Жак Зиглер: – организованная преступность является параксистической фазой в развитии капиталистического способа производства и капиталистической идеологии".

Зоологический капитализм, вырвавшийся на свободу в богатой культурными и гуманистическими традициями России, несовместим, находится в абсолютном противоречии с подлинной культурой, принципами и благородными целями Международной программы, посвященной Культуре мира.

Концепция культуры мира: основные принципы

Культура мира включает в себя ценности, подходы и поведенческие нормы, основанные на ненасилии и уважении к фундаментальным правам и свободам человека, как они были определены в 1948 году во Всемирной Декларации прав человека. В культуре мира сила исходит из принципа взаимодействия, диалога и сотрудничества, поощряет создание такого общества, которое бы защищало права человека, в т.ч. права слабых: детей, инвалидов, престарелых и социально бесправных (обиженных).

Цель культуры мира – построение такого мира, в котором все богатое разнообразие культур сосуществовало бы в атмосфере взаимопонимания, терпимости и солидарности. Понятие народ приобретает таким образом всеобъемлющий, глобальный характер, не подменяя, а опираясь на другие понятия – индивидуум, семья, сообщество, этническая группа, национальность и т.д.

Культура мира может расцвести только в обстановке, когда война как средство решения споров устранена, а ее функции заменены позитивными альтернативами. Утверждение такой культуры является огромным проектом, многоцелевым и всемирным по своим параметрам. Он тесно связан с экономической безопасностью и развитием; политической безопасностью и демократией; военной безопасностью и разоружением; подъемом экономической эффективности и перестройкой экономики; развитием глобальной солидарности.

Экономическая безопасность и развитие являются основополагающими. Любые инициативы по развитию культуры мира должны быть самым тесным образом связаны с эндогенным, справедливым устойчивым развитием. Если развитие не является эндогенным, оно рискует подорвать культурные и экономические устои жизни народа. Если оно не является справедливым, оно может провоцировать дальнейшее развитие несправедливости, что будет вести к насильственным конфликтам. Если оно не является устойчивым, оно подорвет человеческие и природные ресурсы или даже будет способствовать неограниченному росту населения при снижении производственных возможностей.

В прошлом политическая безопасность обеспечивалась через государственную монополию на насилие, В условиях развития культуры мира политическая безопасность все больше будет обеспечиваться системой представительной демократии, в условиях которой конфликт будет разрешаться через участие, диалог и компромисс.

С развитием культуры мира международные и региональные организации, обеспечивая диалог между обществами и посредничество между нациями и народами, создают возможность свести до минимума опору на военную мощь, позволяя предпринять шаги к разоружению.

Конверсия от военного к гражданскому производству и торговле может обеспечить базу для программ развития человеческих ресурсов, которые являются залогом успеха строительства экономической и политической безопасности.

Культура мира является одновременно философией и процессом, а также огромным проектом, имеющим многочисленные параметры, глобальные по своей сути, который связан самым тесным образом с развитием позитивных альтернатив тем функциям, которые прежде были присущи войне и милитаризму. Такова суть концепций Дэвида Адамса о культуре мира.

Установление и восстановление животворных связей между народами по линии науки, общественной мысли, богатого разнообразия культур, составляющих величайшее творение человечества – мировую культуру, имеет приоритетное значение, представляет важный практический интерес, ибо народы учатся друг у друга.

До недавнего времени само понятие "нравственная атмосфера" рассматривалась некоторыми учеными как явление архаичное и устарелое. Обаяние и прелесть этой установки человеческого разума принижались. Но взгляд на историю, как безликий автоматический процесс, действующий с фатальной детерминацией химической реакции, устарел в большей степени, а вопросы моральной ответственности человека и нравственного смысла культуры мира становятся определяющими не только для сегодняшнего дня, но и для будущего тысячелетия.

У политики и морали общее огромное поле деятельности: работа по укреплению взаимопонимания и сближению народов во имя торжества доброй воли и чувства дружбы на благо добрососедства.

Ну, а если назревает конфликт – выход искать в русле разумного, а не иррационального. В нынешней ситуации, перенасыщенной вооружениями и средствами разрушения, все в равной степени должны понимать, что для того, чтобы выжить человечеству придется в ближайшее время изменить образ своего мышления в гораздо большей степени, чем за предшествующие тысячелетия. Нередко приходится слышать, что в ядерный век политическим деятелям не до рассуждений этического характера, поскольку они обязаны успеть вовремя отреагировать на действия противника, обладающего арсеналами средств массового уничтожения.

Этика и политика

Со времен Сократа и Аристотеля люди пытаются соотнести, соединить политику и мораль. В спорах и дискуссиях стало совершенно очевидным, что нравственная сторона деятельности человека ближе и понятнее людям, чем умозрительные и жесткие политические доктрины, да еще и утверждающие, что для достижения политической цели все средства хороши,

Вопреки такому макиавеллизму моралисты упорно проповедуют, – и это хорошо видно на примере доктрины о культуре мира – этикогуманистическое начало в природе человеческих отношении.

Сегодня, когда общегуманистические ценности обретают поистине судьбоносное значение, видятся залогом выживания человеческого рода, моралистика предстает в необычайно привлекательном свете. Она тождественна интересам не одного, пусть даже многочисленного слоя людей, а всего народа, мирового сообщества, т.е. единого и взаимозависимого мира.

И нет таких различий, которые не сгладятся, если народы по- настоящему узнают друг друга. Сознание и подсознание многих людей с давних времен предощущает великое значение общечеловеческого родства.

Доктрина ЮНЕСКО о культуре мира, с ее энциклопедиями, историями, атласами, учебниками по воспитанию в духе мира и прав человека, имеет неоспоримое методологическое значение.

Для нового тысячелетия, когда к знанию потянутся новые сотни миллионов людей, говорящих на разных языках, задача создания компендиума знаний, учитывающего особенности развития народов разных стран, сжато и связано охватывающего все, что создано человечеством во всех областях культуры, становится важнейшей задачей.

С окончанием "холодной войны" не исчез страх перед воображаемым противником. Но это только подтверждает, что у политики и этики огромное поле деятельности. Только в атмосфере доверия, а это категория этического порядка, возможно довести до удовлетворительного результата процесс сближения вчерашних противников, отказавшихся от конфронтации.

Крупный источник социальной энергии

А не утопия ли это "Платоновой республики мудрецов" и не останется ли она вечнопрекрасной мечтой, в которую мало кто верит? Мир полон честолюбцами, порочными сердцами, преступниками, неудачниками, мечтателями... Да и что нового в этой юнесковской концепции о культуре мира, в этом комплексе этических и демократических элементов? Но человек культуры не сдается, и вместе с этим роль этического разума возрастет в еще большей степени в XXI столетии.

Вспомним Виктора Гюго: "Утопия это правда завтрашнего дня". Вспомним и Ламартина: "Утопия это всего лишь правда, родившаяся раньше времени".

Человечество вступает в новый культурно-технологический, информативно-технотронный цикл с далеко неясными еще, но многообещающими виртуальными возможностями.

Состояние мировых ресурсов и экологическая обстановка, транснациональные экономические, политические, культурные связи и отношения будут качественно иными в XXI столетии, но вместе с тем долго еще будут оставаться в силе разительные экономические и социальные контрасты, на преодоление которых человечеству понадобится много сил, терпения, здравомыслия, основанного на надежном культурном потенциале.

Несомненно, что ориентация на принципы культуры мира может стать крупным источником социальной энергии в процессах развития и обновления общественной жизни в мире.

Скептики относительно культуры мира и возможности иного гуманистического типа развития истории нередко упрекают своих оппонентов за то, что они не видят "прекраснодушия" и "донкихотства" в движении за претворение в жизнь принципов и требований культуры мира.

Но донкихотовский замысел, столь наивный и чуть ли не детский, идет через века. И строители мечты о культуре мира испытывают сейчас совсем другое чувство – таинственную силу "донкихотства", обретающую, наконец, твердую почву под ногами, то, что мы привыкли именовать "объективным процессом", сочетающимся к тому же с движением совестливой воли человека.

"Культура мира" принадлежит не одной ЮНЕСКО. Это трансдисциплинарный философский проект, и это значит, что он принадлежит всей культуре в целом.

Сторонники культуры мира принимают на себя тяжелое бремя. Сознают ли они сколь тяжелым оно окажется, и пронесут ли они и их последователи олимпийский факел мира и культуры через ХХ1-е столетие, не оскорбляясь высказываниями скептиков и циников, а также не прельщаясь дифирамбами их антиподов.


Список литературы
1. Акты Генеральной конференции ЮНЕСКО. 28-я сессия. – Париж, 1995 г. Резолюция ЮНЕСКО. – 1996 Г. – С.15.
2. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин, 1992. – Т. 1. – с. 9; Т. II, – с.171.
3. Тангян С.А. Культура и педагогика мира // Педагогика. – М., № 6. – 1997.
4. Кропоткин П.А. Этика. – М., 1991, – С.138, 129.
5. Участие Генерального директора ЮНЕСКО в подготовке доклада Генерального секретаря ООН о трандисциплинарном проекте "На пути к культуре мира" (ЮНЕСКО, Исполнительный Совет, 152-я сессия. Париж, 26 августа 1997 г.).
6. Организация объединенных наций: во имя мира и безопасности. 1945-1995, стр. 1.
7. Le Monde diplomatique. – P., 1998. – mai. – P. 9; juin – P. 14-15.
r>

Кучко Валентин Кузьмич – кандидат исторических
наук, ведущий научный сотрудник Института политологии РАН
Меликян Ованес Нахапетович – кандидат исторических
наук, ведущий научный сотрудник Института политологии РАН
Россия и современный мир выпуск 4(21), 1998


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  


     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки