На рубеже веков и тысячелетий во всем мире значительно увеличилось количество публикаций по проблемам, связанным с определением перспектив развития человеческой цивилизации. В особенно нелегком положении оказались отечественные ученые, вынужденные в обстановке жесткой политической и идеологической борьбы различных партий, движений и группировок, претендующих на выражение интересов и воли всего народа, подвергать глубокому анализу и серьёзной переоценке многое из того, что определяло развитие России на протяжении всей её истории.
Социологические исследования, проведенные в последние годы в нашей стране, свидетельствуют, что массовое сознание окончательно дезориентировано, большинство людей практически полностью разуверилось в способности правящей верхушки предложить народу научно обоснованную и достаточно привлекательную концепцию преображения Отечества. А ведь, кажется, еще совсем недавно "теоретики обновления", перевоплотившиеся в застрельщиков реставрации в России общественных порядков начала двадцатого века, рьяно отстаивали заведомо ложный тезис о перехода ради спасения страны от государственного регулирования экономики к стихии рынка (якобы "иного не дано) под предлогом необходимости вхождения в "единый европейский дом", "мировую цивилизацию" и восприятия "общечеловеческих ценностей".
Ныне происходит мучительная ломка мистифицированных "демократами" представлений о возможностях и средствах реализации человеческих идеалов в российских условиях, поскольку в результате беспощадного "эксперимента на выживание", проведенного над гражданами великой державы, достигшей своего наивысшего в истории уровня развития, наше Отечество оказалось отброшенным далеко назад по всем показателям: геополитическим, оборонным, демографическим, экономическим, социальным, культурным и нравственным.
Опросы общественного мнения показывают, что в период так называемых "реформ", прошедших под знаком "смены вех" во всех сферах жизни ( когда явно игнорировалась национальная и культурная самобытность России) оказались серьезно дискредитированными реализуемые на государственном уровне и господствующие в официальной пропаганде приоритеты и ценности (капитализация, приватизация, фермеризация, суверенизация, демократизация, права человека, свобода слова и другие). Поэтому не удивительно, что большинство народа нашей страны отторгает навязываемый выбор перспектив развития, ограниченный рамками иллюзорной дилеммы "хороший капитализм - плохой социализм", "передовой Запад - отсталый Восток" и т.п., как неадекватный современному уровню мироощущения и мировоззрения, основанному на осмыслении общецивилизационных закономерностей, практики всех развитых стран и многовекового исторического опыта Отечества.
Предпринимаемая в последнее десятилетие попытка реанимации "диких", криминальных способов обмена товаров и услуг, прикрываемая демагогией о необходимости перехода к рынку, неизбежно ведет не только к социально-экономической обездоленности, политической угнетенности и духовной опустошенности индивидов, но и к "атомизации" общества, разъединению людей, дегуманизации социума, что встречает все возрастающий отпор прозревающего народа, вызывает усиливающуюся ностальгию по утраченным социальным гарантиям, типу взаимоотношений и формам общения граждан в дореформенные годы.
В связи с этим становится все более очевидным, что при разработке концепции развития России в ХХ1 веке требуется прежде всего определить и удержать на достигнутом уровне цивилизованности новую качественную меру единства, синтеза противоположностей, противоречивое взаимодействие которых выступает источником исторического движения. При этом важно исходить из отсутствия непроницаемых границ между различными типами функционирующих обществ, их неразрывной взаимосвязи, возрастающем взаимопроникновении и сближении, нецелесообразности абсолютизации развития одних возможностей и недооценке вероятности проявления других, утверждения гуманистических принципов социального развития.
В преддверии третьего тысячелетия уже нельзя не учитывать, что существование в каждой сфере человеческих отношений взаимно отрицающих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляет сущность диалектического развития. Упразднение любой из сторон (которая может восприниматься как вредная, дурная, бесполезная) сразу кладет конец диалектическому движению. С этой точки зрения и необходимо рассматривать каждый аспект современной ситуации в мире.
Отметим, прежде всего, что с развитием цивилизации, наряду с уменьшением зависимости социума от стихийных сил природы, неизменно увеличивается воздействие человечества на географическую среду. Возрастание роли антропогенного фактора заставляет мировое сообщество все большее внимание уделять гносеологическим проблемам дальнейшего развития цивилизации, что связано с необходимостью продвижения по пути правильного понимания законов природы и познания не только ближайших, но и более отдаленных последствий активного вмешательства социума в её естественный ход.
Значительная дифференциация населения планеты по уровню благосостоянию отдельных регионов неизбежно отражается на выработке аксиологических подходов к действительности, нередко порождая противоположные ценностные ориентации при рассмотрении вопроса о том, как общество может регулировать свой обмен веществ с окружающей средой, чтобы поставить его под общий контроль и совершать его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных человеческой природы и адекватных ей.
В последние годы, когда общий порог стабильности биосферы значительно превышен, каждый человек развитой части мира потребляет в среднем в 20 раз больше ресурсов, чем представители государств "третьего" мира. На долю трех четвертей населения Земли приходится одна седьмая часть мирового дохода. Так называемые "развитые страны", имея чуть больше десятой части населения планеты, потребляют примерно 80% ресурсов и производят 80% вредных отходов, подавляющую часть которых "сбрасывают" в "третий" мир, минерально-сырьевое и финансово-экономическое ограбление которого дополняется интеллектуальным истощением посредством вывоза наиболее одаренных специалистов.
Поскольку темпы исчерпания невозобновляемых ресурсов, разрушения природной среды и роста народонаселения приближаются к рискованной черте, возникает угроза не только глобальной междуусобицы вследствие нарушения баланса интересов богатых и бедных стран, но и гибели цивилизации из-за экологической или радиационной катастрофы. В этих обстоятельствах неизбежно утрачивается тенденция устойчивого развития немногих преуспевающих государств, обостряется необходимость объединения усилий несправедливо обделенных регионов планеты с целью воздействия на правительства тех стран, которые пока не готовы к проведению разумной политики самоограничения материальных притязаний, расширенного применения ресурсосберегающих (упрощающих) технологий и выбора в качестве общественных приоритетов духовных потребностей, которые характеризуются отсутствием границ возвышения.
В связи с высказанным важно особо подчеркнуть, что внедряемая ныне в массовое сознание иллюзорная идеологема "устойчивое развитие" является, по нашему мнению, искусно замаскированной попыткой интеллектуальной "элиты", обслуживающей узкоэгоистические интересы меньшинства человечества, навязать всему мировому сообществу такой вариант практического решения действительно актуальных проблем современности, который позволит странам "золотого миллиарда" в перспективе не только сохранить, но и повысить уровень собственного благополучия за счет социально-экономической обездоленности, политической угнетенности и духовной опустошенности большинства населения Земли.
Подлинно же научная концепция диалектического взаимодействия природы и человечества обязательно должна строиться на основе гуманистических ценностей с учетом сложного переплетения интересов всех народов, которым важно не столько теоретически определить, сколько реально обеспечить действительно равные возможности для культурного (в самом широком смысле этого слова) процветания.
Важно особо подчеркнуть, что человеческие ресурсы являются важнейшим стратегическим фактором, который определит судьбу России в будущем. А в настоящем наибольшую значимость для выхода нашей страны из системного кризиса приобретает возрождение отечественной экономики, поскольку за годы "реформ" доля России в мировом производстве уменьшилась примерно в три раза, а среднедушевой доход жителя нашей страны снизился с 32 до 12% от американского. Оказались полностью безработными (большинство из которых - лица с высшим и средним профессиональным образованием) 12% трудоспособного населения (а по данным МОТ - около 20%), что во многом связано с приватизацией (нередко незаконной) и реструктуризацией предприятий.
По прогнозам экспертов, тенденция к снижению доли занятого населения может сохраниться или даже усилиться, если не будут предприняты эффективные меры для преодоления негативных атрибутов рыночного хозяйства ( которые в короткий срок фактически "уполовинили" внутренний валовой продукт России, отодвинув её на последнее место в списке "весомых" стран, производящих не менее одного процента мирового ВВП) и усиления роли государственного регулирования экономики. (Здесь следует отметить, что, если по абсолютным объемам ВВП Россия в 1997 г. опустилась на 14 место в мире, а по величине ВВП на душу населения - на 102 место из 209 стран мира, то Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея и Таиланд, предпочитающие государственное экономическое планирование, значительно улучшили свои позиции).
Расчеты специалистов показывают, что для нашей страны наиболее оптимальным соотношением государственных и рыночных механизмов регулирования экономики является 75% к 25 %. Серьезные промахи властвующей "элиты" в практическом определении этой пропорции свидетельствуют, как теперь стало почти всем "совершенно понятно", что раздуваемые ею слухи о собственном профессионализме были "сильно преувеличены".
Между тем, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, даже не талантом народа, а эффективностью управления. При этом решающим фактором результативности хозяйствования, как свидетельствует практика, является не форма собственности, а способ её реализации. Весьма показательно, однако, что, по оценкам экономистов, в целом итоги работы приватизированных (т.е. управляемых нынешними "колупаевыми и разуваевыми") предприятий в современной России на 25 % хуже, чем государственных.
Концептуальная слабость и политическая ангажированность правящей верхушки проявляется и в понимании диалектики цели и средств её достижения. Прокламируемая правительством цель реформ - создать рынок и класс собственников (как опору власти) - на самом деле представляет лишь средство построения эффективной экономики, предназначенной, в конечном итоге, для повышения уровня и качества жизни всех граждан, а не только небольшой кучки нуворишей (около 1,5 %) и их обслуги, так называемого "среднего класса", который после финансового обвала 17 августа 1998 года не превышает, по западным меркам, 3%.
Большинство народа очень тревожит не только растущая концентрация собственности в руках тех немногих, "кому живется весело, вольготно на Руси" (на средства, добытые посредством организованного при содействии "властей предержащих" расхищения общенационального достояния, созданного тяжким трудом нескольких поколений нашего народа), но и резко усилившееся имущественное расслоение граждан. Так, в Москве, этой "цитадели демократии и свободы", доходы десяти процентов самых богатых отличаются от доходов десяти процентов самых бедных в сто раз. Огромная социально-экономическая поляризация общества чревата взрывоопасным нарастанием протестного потенциала "униженных и оскорбленных" результатами реформ.
Идеализм и утопизм теоретических правящего слоя особенно наглядно проявляется при выборе движущих сил общественного развития. Первоначальные надежды "реформаторов" на то, что "предприниматели спасут Россию", разделяет ныне лишь крайне незначительное меньшинство населения. Смена знака политической ориентации "властей предержащих" с одной социальной группы (пролетариат) на другую (буржуазия) только подчеркивает неспособность российской правящей "элиты" гармонично сочетать противоположности в управленческой деятельности. Качания маятника при определении политических приоритетов приводят лишь к растущей дестабилизации общества, усилению авторитарных тенденций, ностальгию по "сильной руке", что вызывает немалое беспокойство здравомыслящей части народа.
Опыт наиболее развитых стран свидетельствует, что важной предпосылкой перехода к новой стадии развития ( часто именуемой постиндустриальным обществом, в котором наука становится главной производительной силой) является не только высокий уровень образования народа, прежде всего молодежи, но и характер и направленность изменений ценностных ориентаций вступающего в жизнь поколения как субъекта истории, исключительно важного фактора перемен, носителя новых идей и программ.
Выход России из нынешнего кризиса и положения сырьевого придатка мировой экономики возможен лишь при существенном обновлении качества обучения и воспитания юношей и девушек. Для этого требуется не только достижение высокого уровня всеобщего среднего образования, но и создание эффективной системы профессионального образования.
Материалы исследований показывают, что одновременно с преобразованием структуры занятости по формам собственности и сферам экономики произошли серьёзные изменения в профессиональном составе рабочей силы, сформировались два различных кадровых слоя: работники "традиционных" специальностей и работники новых, так называемых "рыночных" профессий. Если для первого из этих слоев уже существовала определенная система подготовки и переподготовки, которую следовало лишь совершенствовать и адаптировать к новым условиям, то для второго слоя её необходимо еще создать.
Ныне около 70% трудоспособного населения занято в обрабатывающих отраслях материального производства в качестве рабочих массовых профессий, вместе с тем усиливается межсекторальное перераспределение рабочей силы: сократилась доля работников в машиностроении, лесной и деревообрабатывающей промышленности, науке и увеличилось число занятых в топливно-энергетическом комплексе, строительстве, налоговых органах, юридических службах, банковских и страховых учреждениях и т.д.
В связи с этими изменениями возрастают требования к качеству персонала. Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях смешанной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Однако система отечественного образования переживает серьезный кризис и не отвечает потребностям возрождения хозяйственного комплекса России. Так, по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий - кандидатов в банкроты - подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях.
Одной из важнейших причин снижения качества обучения и воспитания специалистов является существенное сокращение ассигнований на образование: в 1970 г. они составляли 20,3% расходов госбюджета, в 1980 г. - 11,1%, а в 1998 г. - 3,45% (фактически же еще меньше, так как бюджет был выполнен лишь на 82,9%). Между тем в Японии эта доля в 1994 г. была равна 13,8%, а в США - 13,6%. По уровню финансирования образования Россия с первых мест опустилась за 70-ю строку.
В ряде стран мира, развивающихся самыми быстрыми темпами, послесреднее образование получают от 70 до 89% молодежи, у нас - около 40%. В России учится в вузе или техникуме каждый тридцатый житель, а в США - каждый двадцатый, между тем уже в 1940 г. мы были на первом месте в мире по числу студентов и учащихся техникумов, однако лишь за последние десять лет их численность уменьшилась на 14% в расчете на 10 тыс. человек населения.
Ныне Россия отстает от развитых стран мира в сроках подготовки кадров для последующей работы в различных сферах экономики: у нас этот срок составляет 10,5 лет, в передовых странах Азии - 12-13 лет, а в США - 14 лет. По показателю интеллектуализации молодежи наша страна в 50-е годы делила с Канадой второе-третье место в мире (первое место было у США), в 80-е годы мы откатились на 42-е место, а ныне опустились на 67-ю строку. Между тем подсчитано, что в целом каждый рубль, вложенный в образование, возвращает обществу 15-20 рублей. Специалист же производит ценности, в среднем в 11 раз превышающие затраты на его образование. Не случайно, видимо, производительность труда в России в пять раз ниже, чем в США.
Разумеется, решение проблемы повышения интеллектуализации молодежи нецелесообразно связывать только с увеличением расходов на образование. Гораздо более важным представляется поиск интенсивных методов обучения; повышение качества преподаваемых знаний на основе разработки новых теорий, прежде всего экономических, позволяющих более глубоко проникнуть в сущность мироздания; усиление значимости гуманистической функции образования, которая рассматривает процесс получения знаний как самоцель и благо само по себе, способствует формированию таких ценностных ориентаций личности, которые помогают жить в согласии с природой, обществом и самим собой, способствуют утверждению уважительных, доброжелательных отношений между людьми.
При этом следует иметь ввиду, что личность должна обладать социальными возможностями реализации собственных способностей в профессиональной деятельности и получать полноценное вознаграждение за свой труд, позволяющее удовлетворять не столько витальные потребности человека, сколько его высокие духовные запросы (в полноценном досуге, произведениях культуры и искусства и т.д.).
Образование призвано не только обеспечить каждому человеку понимание его места в обществе (статусных позиций, социально-профессиональной роли и т.п.), но и содействовать реализации его творческого потенциала, в определенной мере компенсируя нередко дегуманизирующее влияние рыночных отношений на духовный мир личности.
Низкая эффективность воспитательной деятельности большинства общеобразовательных учреждений нашей страны во многом связана с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности, что обусловлено неопределенностью ценностных ориентаций всего общества, неразработанностью программы преобразования России на ближнюю и дальнюю перспективу. Ухудшилось не только качество образования, но и сократился (абсолютно и относительно) контингент учащихся и преподавателей, уменьшились объемы подготовки специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук), особенно мужчин.
Происходит неуклонное старение кадров педагогов вследствие массового ухода молодежи (прежде всего по экономическим причинам) из образовательных учреждений. Увеличилось число студентов, подрабатывающих в учебное время, что весьма негативно отражается как на уровне получаемого ими образования, так и на их нравственных характеристиках, о чем можно судить по факту сильно возросшего (более, чем в 13 раз) количества уголовных преступлений среди студентов. Духовная деградация вузовской молодежи находит определенное выражение и в её половой распущенности, наркомании, воровстве и других пороках.
Ослабление государственного регулирования взаимоотношений профессионального образования и профессиональной деятельности привело к рассогласованию спроса и предложения человеческих ресурсов по объему, структуре и качеству, деградации кадрового потенциала страны, снижению престижа компетентности и интеллигентности. Среди нерешенных вопросов отечественного образования на первое место выходит социальная незащищенность учащихся (студентов) и педагогов.
Обострение проблемы рационального использования человеческих ресурсов как в масштабе всего общества, так и в личностном плане связано также с недостаточной психологической готовностью работников к деятельности в условиях усилившейся конкуренции и угрозы безработицы. Исследования показывают, что у большинства (до 80%) выпускников общеобразовательной и профессиональной школы нередко отсутствует четкая жизненная перспектива, более 30% из них страдают от стресса, связанного с неопределенностью трудоустройства, многие нуждаются в специальном профессиональном консультировании и психологической помощи.
В общественном мнении обнаруживается большой разрыв между оценками основных идей образовательной реформы и мероприятий по их осуществлению. Вместе с тем и некоторые идеи, положенные в основу перестройки системы образования, требуют переосмысления, а практика управления этой системой - существенных корректив. Такой важный принцип, как дифференциация типов и видов образовательных учреждений, методов обучения и учебных пособий, был выдвинут при проведении "реформ" в противовес идее унификации всех упомянутых элементов системы образования. Между тем оба этих принципа диалектически взаимосвязаны.
В каждой стране по-своему решается вопрос о том, как их сочетать, чтобы при соблюдении обязательного образовательного стандарта обеспечить многообразие видов учебных заведений и программ обучения. Это решение в главном определяется соотношением в данном обществе реального социального равенства и социального неравенства работников, которое распространяется на членов их семей и, тем самым, на подрастающее поколение: его подготовку к жизни, обучение в образовательных учреждениях и за их пределами.
Коммерциализация образования, с одной стороны, позволяет более оперативно реагировать на запросы рынка труда в квалифицированных специалистах, полнее удовлетворять потребности молодежи, а с другой стороны, снижает доступность профессиональных знаний для большинства юношей и девушек (особенно из малоимущих слоев населения), желающими стать квалифицированными специалистами.
Известный перекос в сторону унификации образования до "перестройки" и "реформ" был определен целями социальной политики, в том числе ради обеспечения всем гражданам права на бесплатное образование за счет общественных фондов потребления при постепенном повышении планки обязательного уровня образования для подрастающего поколения. При этом привилегии номенклатуры и других хорошо обеспеченных слоев населения (таких, как верхушка интеллигенции и дельцы "теневой" экономики) существовали и в сфере образования их потомства, начиная от элитных детских садов и кончая престижными вузами, куда без "блата" поступить было практически невозможно. Но если тогда эти привилегии пытались стыдливо прикрывать хотя бы на словах, то ныне они многократно возросли и получают официальную поддержку. Унификация образования необходима, но она содержит в себе опасность уравниловки. Дифференциация образования столь же необходима, но она несет опасность его элитарности.
В обстановке быстро растущего имущественного расслоения общества одностороннее увлечение дифференциацией в сфере образования стало, в свою очередь, фактором ускорения и углубления социальной дифференциации в целом, которая стала, по существу, средством отлучения от образования значительной части подрастающего поколения из терпящих бедствие слоев населения. Так, по последним сведениям, в России из 28 млн. детей и подростков школьного возраста 6 млн. не посещают образовательные учреждения.
Согласно прогнозам специалистов, в ближайшей перспективе, если не переломить существующую тенденцию, каждое новое поколение по сравнению с предыдущим будет все менее охватываться всеми видами обучения, что ухудшит качественную структуру человеческого ресурса. В связи с этим все более важное значение приобретает результативность государственного управления и поддержки качества кадрового потенциала, что успешно демонстрируют многие европейские государства, а также Япония и Южная Корея, где осуществлены крупные инвестиции в образование с ориентацией на новейшие технологии. Это обеспечило высокую сбалансированность рынков образовательных услуг и труда. Практика показывает: чем выше уровень технического развития, тем больше требуется затрат на профессиональное обучение кадров, особенно безработных и незанятого населения.
С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе необходимо, видимо, выстроить комплексную многоуровневую систему рационального использования кадрового потенциала, обеспечивающую основные элементы высокого качества человеческих ресурсов: профессиональную подготовку, нравственную и социально-психологическую готовность и условия эффективной занятости.
Соответствие профессиональной подготовки заданному уровню (стандарту или требованиям потребителя) обеспечивается содержанием программ обучения и воспитания, использованием новейших образовательных технологий, качеством преподавательского состава и научно обоснованной системой критериев оценки объема и глубины знаний, умений и навыков выпускника образовательного учреждения.
Нравственная и социально-психологическая готовность определяется индивидуальным потенциалом формирования и реализации качеств личности и предполагает развитие моральных свойств, профессионально-деловой направленности, познавательной активности, ценностно-мотивационной ориентации, коммуникативной общительности и социальной компетентности.
Сбалансированность отмеченных элементов обеспечивается оптимизацией образования и трудоустройства, взаимодействием индивидуального потенциала активности работника на рынке труда и возможностями государственного регулирования в этой сфере, что предполагает знание запросов потребителей и фактических показателей качества подготовки работников, определение способов достижения заданного уровня подготовки кадров и методов контроля и анализа качества человеческих ресурсов.
В настоящее время существует широкая вариативность форм подготовки работников: непосредственно на производстве (внутрифирменное обучение), в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, что требует внедрения единых образовательных стандартов. При этом важно повсеместно ориентировать содержание подготовки на качества личности работника, совершенствуя не только его профессиональные свойства, но и духовные компоненты, социальную компетентность, способности к профессиональной и социальной мобильности в течение всей трудовой жизни.
На коллегии Министерства образования России, обсудившей 28 сентября 1999 г. вопрос "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования", отмечалось, что у молодежи растет интерес к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению. Это свидетельствует о том, что стремление подрастающего поколения к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения профессиональными знаниями и навыками. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании и освоении широкого круга социального опыта, поскольку при осуществляющемся переходе к новому типу социокультурных связей целесообразно сохранять духовные традиции, изменяя лишь институты культуры, в первую очередь системы образования, воспитания и обучения молодежи, создавая тем самым обеспечение любых реформ.
Каждая смута в истории России неизбежно заканчивалась выработкой новой парадигмы и можно предполагать, что в начале третьего тысячелетия, т.е. с интервалом в 25 лет, равным периоду смены поколений, страна непременно вступит в качественно иное состояние, когда снимутся крайности прежних противоположностей и полностью разовьются на новом витке спирали пока еще хрупкие ростки более глубоких представлений об истинных нравственных ценностях, цели и смысле жизни, предназначении человека на земле.
Ценностные ориентиры "цивилизации ХХI века" определяются сегодня в острых столкновениях оппонентов, но эти поиски не пропадут даром, а станут предпосылкой гуманизации взаимоотношений людей в третьем тысячелетии, когда Россия посредством отрицания заемного индивидуализма возродит и приумножит самобытные традиции национальной жизни, высокой духовности и общинных нравов, основанные на универсальных принципах организации экономики, общественно-политической системы и т.п.
При этом важно учитывать, что у большинства молодых людей пока еще преобладает направленность нравственного сознания на гуманистические идеалы, которые, однако, уже подвергаются существенной деформации под воздействием всеобщего кризиса, связанного, прежде всего, с внедрением рыночных отношений и сменой политического строя. Начинается активная перегруппировка элементов в системе ценностей, изменяется иерархия предпочтений, происходит замещение утративших актуальность экстравертных приоритетов интровертными, которые приобретают возрастающую значимость для самореализации личности, что обусловлено расширением возможностей проявления инициативы и самостоятельности молодых людей, способных быстрее адаптироваться к реформам.
Изменяются представления юношей и девушек о главных целях жизни и основных средствах их достижения. Это прежде всего обнаруживается в дегуманизации связей между людьми: другой человек все чаще рассматривается лишь как средство достижения меркантильных целей. Коммерциализация взаимоотношений членов общества, размывание коллективистских норм поведения серьезно дезориентирует молодых людей в системе приоритетов, девальвирует социальное значение высококвалифицированного труда, который из разряда "терминальных" ценностей (цели жизни) постепенно переходит в категорию "инструментальных", то есть средств достижения потребительских благ.
В сознании значительной части молодых людей утвердилось понимание того, что в современной действительности трудно преуспеть, если придерживаться нравственных норм, применяемых в отношениях цивилизованных людей между собой. Вместе с тем уже "пошел процесс" переосмысления молодежью представлений о возможностях и средствах реализации собственных интересов и потребностей. Многие юноши и девушки приходят к выводу, что наметившийся откат от идеалов справедливости, равенства, братства и человеческой солидарности нередко оборачивается лишением самых фундаментальных прав и свобод личности.
Отмечая противоречивость характера нравственных ориентаций подрастающего поколения, важно иметь в виду. что именно это единство разнополюсных потенциалов, взаимодействие и взаимосвязь противоположных по направленности ценностных предпочтений и является источником самодвижения, формирования, функционирования и развития морального сознания молодежи. Возможность преодоления негативных тенденций во многом определяется тем обстоятельством, насколько удастся в практике образования оптимально сочетать противоположности: с одной стороны, не только укрепить, но и расширить границы гуманистической константы в ценностных ориентациях молодежи, а с другой стороны - способствовать развитию индивидуальной свободы, творческих задатков и способностей каждой личности, не вступая в противоречие с нравственными принципами. Можно лишь верить в то, что наше подрастающее поколение правильно ответит на вызов третьего тысячелетия, поскольку от этого во многом будет зависеть судьба не только России, но и всего мира.
Потапов В.П.
Кандидат философских наук, доцент
Октябрь 2000 г.
|