Наступающий 2001 год для России и мира преисполнен особой символикой. Это - начало нового тысячелетия. Это - сорокалетие первого в мире полета человека в космическое пространство, которым стал советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Речь о событии, ставшем свидетельством высшего за десять веков писаной истории нашего государства взлета русской, советской цивилизации и ее абсолютного мирового триумфа. Каждому в то время было очевидно, что данный полет был невозможен без беспрецедентных успехов нашей страны практически во всех областях жизни - в образовании, фундаментальных и прикладных науках и инженерии, промышленности, военном деле...
И в то же время, 2001 год - это десятая годовщина самых черных дат в истории нашего Отечества - его распада, разгрома и начала невиданного доселе в мировой истории процесса - деиндустриализации, экономической, социальной и культурной деградации. В ходе агрессии НАТО против Югославии два года назад американцы в своих газетах открыто грозили этой стране "вбомбить ее в каменный век". В отношении России нашими геополитическими противниками фиксируется сегодня аналогичный по сути результат - без большой войны и без большой чумы мы отброшены в своем цивилизационном развитии, по качеству жизни да и просто по размерам занимаемой территории, количеству населения на десятилетия, если не на века.
Задача автора сводится к попытке оценить, что же мы потеряли и как наше прошлое влияет на настоящее и будущее страны, каждого из нас. Кто-то сочтет поставленную задачу слишком амбициозной. Однако уверен - если каждый из нас в отдельности и весь народ в целом не задумаются надо всем происходящим с нашей Родиной, и не попытается для себя определить ответы на главные вопросы, отвесное падение России в черную дыру истории продолжится, и все мы останемся в воспоминаниях потомков не только "потерянным поколением" (такое было в уходящем веке и в других странах), но и поколением, вообще потерявшим свою страну.
Я постоянно задумываюсь над нашей ответственностью перед стариками, которые пока с нами, за все, что происходит. Никого и ничего не идеализируя, надо признать: в огромном большинстве своем люди эти прожили трудную и порядочную жизнь. Им есть чем гордиться, чем поделиться с новыми поколениями, имея в виду переосмысленные пришедшей с годами мудростью уроки побед и поражений. Они оставляют потомкам и материальные, и духовные результаты этой жизни, сделавшие Советский Союз к 80-м годам одной из двух ведущих стран мира. Они имеют право на достойную в материальном отношении и заслуженную в смысле внимания общества старость. С библейских времен человечество императивом выработало уважение к старикам как первооснову нравственности общества, залог духовного здоровья молодежи. У нас это правило в последние гиблые 15 лет было подло, варварски нарушено. Результат налицо.
Я думаю и о нашей ответственности перед теми нашими соотечественниками, кого уже нет с нами на Земле - десятках поколений, сотнях и сотнях миллионов людей, на протяжении веков страдавших, погибавших и побеждавших за Россию, мечтавших, что их жизнь будет вкладом в ее великое и светлое будущее. Они передали нам Великое государство-цивилизацию на сохранение и преумножение - и чем мы им ответили?
Я думаю о нашем долге перед теми, кто только что родился и кому еще предстоит появиться на свет в России. Какую страну мы им оставим и как они потом помянут нас? Как поколение, которое все погубило, продало, предало, пропило и оставило им, потомкам, пустые недра, изувеченную природу, презрение соседей и представление о России и русских как об изгоях истории? Или же они будут помнить о нас как о людях, которые, оказавшись в эпицентре национальной трагедии, нашли в себе силы, опираясь на опыт и подвиги предков, хотя бы обозначить путь к возрождению?
Автор этих строк верит в это возрождение, абсолютно уверен в нем. Но лишь при одном условии. Если мы как нация и народ вооружимся исторической памятью, преодолеем разрыв российской истории и восстановим ее преемственность. Ведь в ней, в Отечественной истории, содержатся ответы на все главные вопросы - о том, когда Россия гибла и почему, когда и почему побеждала, кто ее друзья и кто враги. Они, враги, хорошо знают об этой мистической целительной силе русской истории. Они сделали все необходимые выводы из того, что наши великие предки - от Дмитрия Донского и Кутузова до Ленина и Сталина - побеждали в самых казалось безвыходных для дальнейшего существования России ситуациях, опираясь на опыт и дух своих выдающихся предшественников, народную память о подвигах предков. Поэтому ненавистники России погрузили и продолжают топить нас в историческом беспамятстве, невежестве, неверии. Они знают, что русские - это люди, для которых вера в Бога и в справедливость, в великое предназначение своей страны, в своих вожаков, гордость за Родину, уверенность в своих силах и общинная, всенародная спайка - слагаемые Победы. Поэтому все было брошено на изничтожение вышеозначенного. С сатанинской остервенелостью эти усилия продолжаются до сих пор.
Однако то же прошлое свидетельствует - и такое подлое время у нас уже было. И его мы умеем преодолевать. У Николая Михайловича Карамзина есть замечательные строки о том, как надо относиться к собственной истории, как ее изучать. Он писал о том, что в истории Руси было много страшного и кровавого, были поражения и преступления. Ничего из этого нельзя замалчивать, и говорить об этом русский человек должен с горечью и сожалением. Но когда речь идет о признанных наших победах, подвигах народных, великих полководцах, землепроходцах и государях, то поминать мы их должны с радостью и гордостью. Теперь вспомним, как "изучается" последние 10 лет отечественная история в школах и вузах, что о ней говорят или не говорят по радио и телевидению. Полное впечатление (но так оно и есть на самом деле), что говорят и пишут о нашей истории не исследователи, пытающиеся найти правду, а иступленные враги нашего Отечества, методология которых называется просто - ненависть к России.
Все это настолько важно, что хочется на этом остановиться поподробнее. Во-первых, если относиться к истории как к науке, то очевидно, что в основу ее должен быть положен критический подход как к самой истории, так и другим историкам и историческим школам. В этом смысле постоянное переосмысление истории, введение в нее новых источниковедческих фактов и находок абсолютно необходимы как для самой этой науки, так и для страны и народа, понимания того, кто мы и откуда. Это тем более необходимо тогда, когда по разного рода причинам в исторической науке воцаряются застой и заданность историков не на поиск истины, а на обслуживание правящей идеологии или класса бюрократов. В результате наука (а в ее основе всегда - критическое отношение к прежним истинам, поиск новых фактов и новое осмысление уже известного) подменяется метафизикой.
Например, сегодня нам позарез нужен ответ на вопрос о том, что и почему произошло с СССР, но если мы попытаемся найти истоки этой трагедии в официальных трудах и в учебниках эпохи позднего брежневизма, то потерпим неудачу. К сожалению, там больше было пропаганды, а не науки. А на некоторые важнейшие вопросы вообще было наложено табу. К примеру, в энциклопедиях отсутствовали статьи о Троцком, Зиновьеве, Каменеве, Бухарине и других деятелях левой и правой оппозиции. До этого - при "позднем" Хрущеве - Сталина полагалось лишь разоблачать, а затем имя и самого Хрущева оказалось под фактическим запретом даже в массовой печати. Было много и других глупостей (особенно в изучении советского периода), хотя историческая наука развивалась и тогда, публиковалось много интересных трудов.
Казалось бы, в годы перестройки и позднее, при настежь открытых архивах и отсутствии официальной цензуры, должен был произойти настоящий прорыв в исторической науке. Однако засилье откровенных конъюнктурщиков и перевертышей типа Волкогонова, А. Н. Яковлева, Радзинского и других, нацеленных на обслуживание правящего режима и коммерческий успех, привело к еще более губительным результатам. В исторической науке сегодня активно работают сохранившие верность Истине и Родине опытные исследователи (упомянем лишь имена Вадима Кожинова и Юрия Кукушкина), интереснейшая молодая поросль ученых. Но как искусственно заужен смехотворными тиражами монографий круг их читателей и влияние на массовое сознание в сравнении с русофобскими псевдоисторическими телеподелками Радзинского и Парфенова или соросовскими учебниками для средних школ!
Во-вторых, надо констатировать: если новаторский подход в истории необходим даже в стабильные, спокойные времена, то он становится по сути неминуем во времена революционных (или контрреволюционных) катаклизмов и перемен. Причем так происходило и в нашей стране, и во все мире. Стоит только почитать, что писали французы о предшествующей истории Франции во время и сразу после Великой революции и наоборот, что писали о ней после реставрации Бурбонов. Я многое из написанного в те и другие времена французами об их собственной стране прочитал. И могу засвидетельствовать диаметральную противоположность оценок "до, во время и после" Революции. Однако не было во всех этих трудах и публицистических эссе лишь одного - ненависти и презрения к Франции. Не было и не могло быть. Никому в голову не приходит и в сегодняшней Франции призывать копаться в парижском Пантеоне.
У нас после Великой революции октября 1917 года революционные историки, публицисты, поэты и писатели также коренным образом пересматривали историю России и отношение к ее правителям - и это было совершенно естественным процессом. Царская империя рухнула и надо было не только разобраться в причинах этого, но и обосновать неминуемость новой России. Возникла даже целая как теперь говорят "ревизионистская" (в отношении к истории от Татищева до Ключевского) историография - школа Покровского. Правда, довольно скоро стало очевидным, что у многих сторонников этого направления имелось коренное отличие от их французских коллег XYIII-XIX веков - те при всей полярности оценок были патриотами своего Отечества. Большая часть сторонников Покровского писала о дореволюционной России так, что возникало ощущение - авторы ненавидели и презирали "эту" страну. Образовалась величайшая из опасностей - прерывания преемственности русской истории, появления поколений Иванов, не помнящих родства. Такие люди не могли выиграть с неизбежностью наступавшую войну. Сталин это понял. В середине 30-х годов школа Покровского была осуждена. В школы, вузы и в культуру была возвращена великая русская история. Связь времен была восстановлена. Война выиграна.
Автор этих строк относит себя к поколению, получившему первоначальные (а потому решающе важные для формирования мировоззрения и душевного строя) представления о своей стране, ее истории и культуре именно под влиянием этого коренного поворота в нашей идеологии, закрепленного Великой Победой над фашизмом. Я говорю о 50-х - 60-х годах. Тогда возвращенные детям русские сказки и былины органично сливались в нашем сознании с рассказами о Ленине и Революции, гордость мировыми первопроходцами Поповым, Павловым или Менделеевым сочеталась у нас с восхищением советской наукой и техникой, мы в равной степени зачитывались Львом Толстым и Николаем Островским, и победы под Сталинградом и за Берлин были в одном ряду с эпическим Ледовым сражением и битвой под Бородиным... Музыка Чайковского и Рахманинова, русские народные мелодии были постоянным фоном детства, отрочества и юности нашего поколения. При этом никто не отгораживался от лучшего и в мировой культуре - в нашей стране знали и любили героев Шекспира и Бальзака, Джека Лондона и Хемингуэя не меньше, а иногда и больше, чем во Франции или в Штатах.
...В Интернете имеется сегодня такой интересный источник, как сайт Дэвида Джонсона, включающий в себя важнейшие публикуемые в мировом кибер-пространстве англоязычные статьи о России и дискуссии между читателями (в основном западными) о том, что и почему происходит в нашей стране. Все последнее время там ведется спор о русофобии (ненависти к России) как об основе почти всех западных представлений о ней. Последняя модификация того же подхода - школа "Забыть Россию" (мол, теперь, после того, как СССР в качестве важнейшего геополитического противника разгромлен, а посткоммунистическая Россия так и не смогла стать "прозападной демократией", на этой стране вообще можно поставить крест). Читая подобные материалы видишь, что основа русофобии - резко усилившейся за рубежом в последние 5 лет - осознание все большим числом западников того простого факта, что Революция, большевики, НЭП, коллективизация, репрессии, "застой", "реформы" и нынешний развал - все это под другими обстоятельствами и названиями уже было в русской истории и переварено ею, все это - непрерывный исторический поток, имеющий свою внутреннюю логику и преемственность, основанный на географии, климате, религии, особенностях национальной культуры и психологии, не меняющихся веками. И таким образом, многое, что так не нравилось им в нашей стране, не возникло с рождением СССР и никуда не делось после его исчезновения.
Осознание это приводит сейчас западных ученых и политиков к разочарованию и пессимизму. Ведь не удалась очередная попытка, по выражению Александра Зиновьева, "западизации" нашего народа и государства, которая и не могла удастся, о чем Западу, и прежде всего США следовало бы знать заранее, если бы не два мешающих этому взаимосвязанных обстоятельства: а) нарциссизм, самовлюбленность, арагантность тех же американцев, считающих себя пупом земли и венцом творения; б) традиционное невежество в части, касающейся русской истории и культуры.
Если бы они внимательно читали того же Карамзина или Пушкина с Достоевским; вникли в отличия православия от католичества; как исторический, а не только литературный источник, изучили "Тихий дон" Шолохова, а заодно "Очерки русской смуты" Деникина или "Истоки русского коммунизма" Бердяева; постарались бы осознать, почему слово "грозный" применительно к царю Ивану IY у русских совсем не носит того отрицательного смысла, который вложен в заведомо неправильный английский перевод Ivan The Terrible (Иван Ужасный) и почему Сталина до сих пор большинство россиян считают самым великим государственным деятелем своей страны в ХХ веке, а Горбачева (обожаемого на Западе) презирают и ненавидят, то поняли бы, что не советский период был "ошибкой истории", как это утверждал Рональд Рейган (искренне считавший, что Ленина звали Николаем). Такой ошибкой, зигзагом, или как выражался Ельцин, "загогулиной", был как раз установленный им при горячем содействии Запада, но не имеющий никаких национальных корней режим, обреченный на самоуничтожение.
А ведь такие заблуждения и провалы в отношении России у Запада были уже не раз, вот только выводов никаких из этого не делается. Вспомним историю с попыткой воцарения в Москве на польских штыках Лжедмитрия, заявлявшего о желании сделать Россию "частью Запада", а на самом деле занимавшегося грабежом и мародерством. Или сотни веков спустя одиссею Временного правительства и Александра Керенского. Конгресс США горячо приветствовал Февральскую революцию, "душка" Керенский был не только любимец дам, но и западных послов, и сегодня во всех американских учебниках горячо сожалеют о том, что такой распрекрасный демократический режим, как при Временном правительстве, не сохранился в России навсегда. Его крах объясняется исключительно действиями ненавистных "азиатов -большевиков", хотя и здесь опять-таки сказывается неучет того простого факта географии, что большая часть России относится как раз к Азиатскому континенту... А много ли людей на Западе читали "Скифов" или "Двенадцать" Блока?
Недавно новый нобелевский лауреат и создатель основ Интернета (по мнению сторонников глобализации - инструмента полной ликвидации каких-либо национальных отличий на базе западной идеологии) Жорес Алферов еще раз попытался объяснить, что Россия - это не Запад и не Восток, а мост между двумя континентами, совершенно самостоятельная великая цивилизация. Казалось бы, уж кто-кто, а американцы должны это понять. Они с вполне обоснованной гордостью любят говорить, что их страна - это тигль, плавильный котел, в котором в ходе истории органично сплавились разнообразные цивилизационные потоки из Англии, Ирландии, Италии, Африки, Латинской Америки, что и придает США нынешнее неповторимое своеобразие (хотя решающее влияние на экономику, политику и культуры этой страны, разумеется, оказали французское Просвещение и английское Право). Но нет, Quod Heet Jovi, non Heet bovi (что дозволено Юпитеру, не положено быку). Нам в праве на своеобразие и тем более на независимость в выборе пути всегда отказывают.
Этим летом я встретился со старинным знакомым из Штатов, сохранившим все свои связи в верхах американского истеблишмента и поделившимся со мной глубоким чувством disillusion (разочарования, в буквальном переводе - утери иллюзий) по поводу нынешней России. Ведь так многообещающе все выглядело в 1986-97... И кто бы мог подумать, что бросив на это триллионы долларов и в конце концов избавившись от коммунистов, мы получим к Кремле кэгэбэшника, - сетовал он. Заметив, что по моему убеждению, оснований для надежд на "западистскую" Россию у США в 1991 году было не больше, чем в феврале 1917, я задал ему долго мучивший меня вопрос о том, почему, к примеру, политика коммунистического Китая огорчает американцев куда как меньше, чем положение в антикоммунистической России; почему от нас как свидетельство приверженности "правам человека" требуют отказа от смертной казни, а также введения полной частной собственности на СМИ, в то время как чемпионом по казням является штат самого популярного в Америке кандидата в президенты, Би-би-си является государственной компанией, а применительно к такому образцовому стратегическому союзнику США, как Саудовская Аравия, само слово "демократия" неприменимо по определению... Ответ был, примерно, таким: "но вы же внешне похожи на европейцев... А кроме того, китайцев у нас традиционно любят, а русских - нет".
Впрочем, было бы совершенно неправильным утверждать, что на Западе нет людей, не понимающих того, что вестернизация России невозможна в принципе, что Советская власть, став сплавом социализма и общинности, была возрождением погибшей, как казалось в 1917 году, российской государственности, и что преодолев ельцинщину, наша страна опять в той или иной форме неизбежно и неотвратимо вернется на свой, географией и Господом Богом предопределенный путь развития. Одним из таких людей, без сомнения, является Збигнев Бжезинский. Никаких иллюзий в отношении России у него не было и нет. И поэтому он яростно атакует Путина, видимо понимая, что несмотря на либеральные потуги последнего, тяжелый маятник русской истории со скрипом и скрежетом, неотвратимо попер прочь от Лондона и Вашингтона... И поэтому он чуть не ежемесячно публикует планы и сценарии расчленения России на бандустаны, пока не поздно.
Но, как говаривали французы в XY веке, revenons a nos moutons (вернемся к нашим баранам) - отечественным западистам. Их план по свержению Советской власти, как все помнят, под руководством А.Н. Яковлева начался в 1996 году именно с тщательно скоординированных в СМИ нападок на отечественную историю. Начинали со Сталина, продолжили Лениным, закончили тем, что как написано в одном из учебников для российских школ (!) "Петр I был, как известно, сифилитиком...". Круг замкнулся. В начале века либералы, а в 20-х гг. троцкисты и участники "школы Покровского" представляли всю русскую историю (до их, разумеется, прихода к власти) похабным анекдотом. Теперь таким анекдотом называется уже и почти весь русский ХХ век (до, разумеется, воцарения гайдаров, кохов, фридманов и других наших "спасителей"). Недовольны нынешней жизнью? Так ведь она - результат "пережитков проклятого прошлого" (см. выше).
С прихода перестройщиков и ельцинистов к власти прошли уже полтора десятка лет. Миллионы тонн бумаги и часов радио-и телевещания были изведены на антисоветчину и русофобию за это время. Целое поколение выросло, не имея почти никакого реального представления об истории государства, гражданами которого они являются - вернее, зная плохое, и почти ничего хорошего. Ельцина уже нет, и президент Путин говорит о патриотизме и необходимости возрождения Отечества Как он собирается добиться этой цели, не изменив коренным образом политику СМИ и не поменяв антирусские учебники в школах и вузах, остается загадкой. Ведь захватившая телевидение и прессу космополитическая группа продолжает всю ту же разрушительную кампанию. Дня не проходит, чтобы по различным телеканалам (при особо рьяной роли государственного РТР!) не прошла очередная доза антисоветской псевдоистории, густо приправленная русофобией. Последний пример - отмечаемый 30 октября день памяти жертв политических репрессий, не случайно вставленный в календарь дат все тем же Яковлевым именно накануне празднования очередных годовщин Октябрьской Революции. Говорят, что объектом нападок особо шумного сборища на Лубянке в 2000 году, стали уже не Ленин, Дзержинский и Сталин, а Путин...
Новый президент России, накануне годовщины Октября посетив Париж и отдав дань уважения похороненным на чужбине белоэмигрантам, включая Ивана Бунина и Александра Деникина, призвал к примирению и согласию во имя спасения России. Благая цель. Но почему, в ее осуществление, Владимир Путин до сих пор ни разу не посетил пантеон героев у Кремлевской стены, где похоронены самые выдающиеся люди России ХХ века? Почему государственный телеканал РТР отметил "День примирения и согласия" (так по указу Ельцина называется теперь 7 ноября) очередным залпом злобной антисоветчины, опять сведя всю историю Советской власти к истории Гулага? В чем же здесь согласие, в чем примирение, когда согласно последним опросам, в России более половины взрослого населения считают Великий Октябрь самым выдающимся положительным событием века? (см. газету "Труд" от 9 ноября 2000 г.). Политические и духовные запросы всех этих людей нынешним режимом полностью игнорируются.
Кстати, к вопросу о репрессиях. На самом деле, это тяжкий и трагический вопрос, который не может не быть и всегда будет предметом пристального внимания историков и деятелей культуры. Другое дело, что исходя из заветов Карамзина, заниматься этой темой надо с чистыми руками и благородными помыслами, не политиканствуя и не выполняя роль недругов своей собственной Родины (а именно это мы и видим каждый день на телеэкранах).
В истории почти любой страны мира имеются, как говорят англичане, "скелеты в шкафу". И как правило, занимаются там этими "скелетами" с предельной ответственностью и осторожностью. Вызывает глубокое уважение, с какой к обеим сторонам самой кровопролитной в истории США - Гражданской войны, относятся американские историки и граждане. Для них - и те, и другие - герои и жертвы, отдавшие жизни за свое понимание блага для Родины, на именах командующих армиями Южан и Северян воспитываются поколения школьников, и тем, и другим стоят памятники в американских городах, хотя события тех далеких лет до сих пор предмет ожесточенных споров историков и нередких политических коллизий.
Каждый год 14 июля - в день взятия Бастилии - на Елисейских полях в Париже проводится военный парад (это - главный национальный праздник страны). Президент принимает его под звуки "Марсельезы" - гимна Французской революции (это к вопросу о нашем гимне!), и все это принимают как должное. А ведь история этой революции была неслыханно кровавой - в огне террора погиб почти каждый четвертый француз (!), причем среди них были не только монархисты, но и сами революционеры, не только солдаты, но и крестьяне, ремесленники, женщины, старики, дети... Гильотина работала без остановки, людей топили целыми баржами... История, видимо, распорядилась так, что ее поворотные события не обходятся без массовых жертв, в том числе и невинных. Изучая события того времени, Маркс сделал знаменитый вывод о том, что революции пожирают своих детей. Во Франции так до сих пор и не осуществлены до конца знаменитые лозунги "Свобода, Равенство, Братство", за революцией последовали термидор и реставрация монархии, новые революции, и все равно французы справедливо гордятся событиями, начавшимися в 1789 году.
Какими же ненавистниками своего Отечества и ничтожествами надо быть, чтобы не изучать, не критиковать, не переосмысливать историю нашей Великой революции 1917 года, перевернувшей судьбу России и всего мира, а издеваться, фиглярствовать, замалчивать. В той же Франции проигравший самую важную войну в своей жизни и пустивший русских в Париж, сдавший власть, покончивший с республикой, а затем потерявший и собственную свободу Наполеон Бонапарт - национальный герой, а у нас дважды спасшие Россию после первой и в огне второй мировой войны абсолютные победители - гений мирового значения Ленин и великий полководец Сталин, при котором Красная Армия взяла Берлин - объявлены "демократами" преступниками...
В кабинете почти любого нашего начальника теперь вместо образа Ленина портрет или бюст Петра I. И им отнюдь не мешает то, что в царствование этого действительно великого человека кровь, в том числе сотен тысяч невинных жертв его реформ, лилась рекой... Невинные жертвы - их было много, мучительно много - страдали и гибли и в годы военного коммунизма, Гражданской войны, и при Сталине как главе партии и государства. Никакие его огромные заслуги перед народом и страной не могут снять с него и руководства того времени ответственности и вины за это. Но когда какие-то радзиховские и киселевы рассуждают о 40 (а некоторые даже о 100) миллионах "жертв террора"...
Вопрос о репрессиях уже давно превращен у нас в сплошную бесстыжую фальсификацию. Вдумаемся: что, в годы военного коммунизма, Гражданской войны, массовой национализации, индустриализации и коллективизации, наряду со случайными и невинными жертвами не было настоящих контрреволюционеров, террористов и саботажников? Тогда какая же это революция, если у нее не было врагов? Среди репрессированных их, разумеется, было большинство. Или радзиховские в 40 миллионов включают и уголовников - насильников, бандитов, воров и убийц? Множество раз перечитывал я издание Наркомата юстиции 1938 года со стенограммой процесса т. н. правотроцистского блока. Непостижимо для меня было то, что в попытках расчленения СССР (Украину - Германии, Азербайджан - Турции и т.п.) признавались на процессе высшие руководители партии и страны. Мистерия кончилась для меня только в последнее десятилетие, когда выяснилось, кто такие Ельцин, Кравчук, Алиев и другие (последний в недавнем интервью - и совсем даже не под пытками, а с гордостью - прямо заявил, что многие годы, будучи первым секретарем ЦК Компартии Азербайджана, а затем членом Политбюро ЦК КПСС и первым заместителем председателя Совмина СССР, готовил уход своей республики из Союза).
Значит ли это, что руководители нашей страны в 30-е годы действительно были виновны в попытках осуществления подобного? Нет, не значит. Не знаю. Но поверили бы вы, читатель, в 70-е годы, что когда-нибудь будете читать подобные откровения Алиева, прямо тянущего теперь свою страну к НАТО, к Турции, прочь от России, превратившего свою вотчину в типичную банановую республику (правда, без бананов).
Не так давно был опубликован ранее совершенно секретный документ - докладная записка министра внутренних дел СССР С. Круглова. В ней Сталину сообщалось, что по состоянию на 1 января 1948 года в лагерях и колониях страны содержалось 2 199 535 заключенных (см. "Властелины Кремля", М., 1996, стр. 204). Много, очень много. Теперь мы знаем, что были среди них и безвинные политические. Но подумаем о том времени. Только что закончилась страшная война, а ведь это прежде всего социальное бедствие, во всех странах всегда приводившее к резкому росту уголовщины и других правонарушений. Так было и у нас, о чем очень хорошо известно, в том числе из фильмов о том времени. Значит, в тюрьмах и лагерях должен был содержаться прежде всего этот элемент. А пленные немцы, итальянцы, румыны и т.д. и т.п.? А власовцы, полицаи, другие предатели, националисты, сотрудничавшие с фашистами - бандеровцы, "лесные братья" и тому подобный сброд (в 80-е годы мне удалось выяснить - в лагерях смерти на Украине и в Прибалтике миллионы людей редко убивали сами немцы - это были в основном служившие у них местные националисты). А перебрасывавшиеся к нам в массовом количестве до, во время и после войны (уже западными центрами) шпионы и диверсанты, завербованные ими и разоблаченные агенты?
Итак, на весь Советский Союз и при подобных обстоятельствах - чуть более 2 млн. заключенных. Все равно излишне много. Но вот статистика сегодняшних дней - в тюрьмах и лагерях "демократической" России (лишь одной из 15 бывших советских республик) сегодня, через 55 лет после окончания войны, сидит около одного миллиона людей. Думайте сами, считайте сами. Или опять будем ссылаться на пережитки "проклятого прошлого"?
У Соловецкого камня на Лубянской площади 30 октября 2000 года собрались пожилые родственники жертв былых политических репрессий (надо надеяться, невинных). Но почему же никто из выступавших не вспомнил о десятках и десятках миллионов жертв т. н. демократической революции Горбачева-Ельцина - убитых в межнациональных войнах, бежавших куда глядят из насиженных родовых мест, лишенных Родины, гордости за свою страну, дома, работы, куска хлеба и надежды на завтра, умерших раньше срока от нищеты и отчаяния? Это что, не жертвы политических репрессий? Ведь все это стало прямым результатом продуманного развала Союза и Советской власти.
В октябре этого же года президент В.В. Путин нашел время и счел необходимым во время визита в Казахстан посетить и там памятник жертвам политических репрессий. Отдавать должное памяти безвинных жертв - это правильно, сколько бы десятилетий не утекло с тех пор. Но вот что конкретно наш президент собирается делать с жертвами живыми - 3 миллионами русских душ, вынужденных в последние десять лет бежать от назарбаевской "демократии" из-за националистического прессинга и политических преследований, полной нищеты? Нету ответа.
А что делать с беженцами из Чечни, с теми ее жителями, которые сегодня под обстрелами снайперов и между минных растяжек продолжают выживать в самой этой республике на не разворованные остатки от "гуманитарной помощи"? Сколько же было вылито на Сталина за последние 45 лет за выселение чеченцев, на которых он "обрушил свой верховный гнев" (правда, не без оснований - факты сотрудничества с нацистами во время оккупации многих - не всех, конечно - представителей этой нации опровергнуть невозможно). И только затем, чтобы сегодня голодные и холодные старики-чеченцы с экранов телевизора вспоминали, как в то время переселенным выделялись горячее питание, стройматериалы на жилье, скот на разведение, создавались рабочие места, дети отправлялись учиться в школы, а молодежи, поступавшей в вузы, давались скидки на обучение (после войны высшее образование в СССР было платным).
Разумеется, все это говорится совсем не для того, чтобы оправдывать былые жестокости и преступления российской власти (от Ивана Грозного до Иосифа Сталина) и идеализировать прошлое. Речь об объективной оценке истории собственной страны. Интегральным оценочным показателем деятельности любого политика являются отнюдь не его объявленные намерения, а конечный результат. Мы можем и должны говорить об избыточной, подчас неслыханно высокой человеческой цене наших прошлых побед. Гитлер прошел через Францию за считанные дни как горячий нож сквозь масло, половина страны после этого вообще оказалась под властью коллаборационистского режима Петэна, но самих французов погибло относительно мало, их города и села, промышленная база почти не пострадали и в конечном счете страна была освобождена высадкой западных союзников в Нормандии (хотя мы, разумеется, помним и о движении Сопротивления). За нашу Победу нам пришлось заплатить 28 миллионами жизней, тысячами и тысячами разрушенных городов и сел, уничтоженных предприятий, безвозвратными потерями культурных ценностей. Но честь России была спасена, и мы освободили себя сами (никто другой нас освобождать не собирался).
В числе оказавшихся во время войны на подвластной немцам французской территории, был страдавший и голодавший, но отказавшийся сотрудничать с фашистами и предателями нобелевский лауреат по литературе, писатель и белоэмигрант Иван Бунин, автор "Окаянных дней" - самого яростного антисоветского свидетельства о гражданской войне в России. Но вот напрочь забытый сегодня эпизод из его биографии, о котором в свое время рассказал поэт Александр Твардовский. Освобожденный послевоенный Париж. На праздничном представлении в одном из театров на почетных местах рядом оказываются Бунин и сотрудник советской военной миссии во Франции. Заметив соседа, Иван Алексеевич встает и произносит: "Кажется, я имею честь сидеть рядом с офицером Красной Армии?" На что наш вскочивший офицер не менее взволнованно ответствует: "А я имею честь говорить с великим русским писателем Буниным?".
С тех пор утекло много лет. Но и через десятилетия великие предшественники дают нам пример того, как можно и должно любить свою страну, преодолевать в себе самые казалось бы непреодолимые политические и классовые чувства и убеждения, если на карту поставлены жизнь или смерть России, ее достоинство и ее честь. Дай-то Бог, чтобы этот пример и сейчас стал для нас спасительным.
Л.Н. Доброхотов
Доктор философских наук, профессор
октябрь 2000 года
|