Краткие выдержки из материалов "круглого стола", проведенного в Московском государственном университете коммерции 5 апреля 2000 года по поводу 10-летнего юбилея со дня создания факультета Внешнеэкономической деятельности и выпускающей кафедры Мировой экономики.
На заседании "круглого стола" присутствовали гости - крупнейшие специалисты по мировой экономике из ведущих ВУЗов (Москвы): заведующий кафедрой Международных экономических отношений МГИМО (Университет) МИДа РФ д.э.н. профессор Ливенцев Н.Н., декан факультета Международных экономических отношений МГИМО (Университет) МИД РФ к.э.н. профессор Котов Г.Н., заведующий кафедрой Мировой экономики и международных валютно-крупных отношений Финансовой академии при Правительстве РФ д.э.н. профессор Смитиенко Б.М., декан факультета Международных экономических отношений Финансовой академии при Правительстве РФ к.э.н. профессор Поспелов В.К., заведующий кафедрой Мировой экономики Дипломатической академии МИДа РФ д.э.н. профессор Рыбалкин В.Е., профессор кафедры Мировой экономики Дипломатической академии МИД РФ д.э.н. Щетинин В.Д., профессор кафедры Мировой экономики Российской экономической академии Г.В. Плеханова к.э.н. профессор Окрут З.М., ректор Высшей коммерческой школы д.э.н. профессор Буренин В.А., заведующий кафедрой Внешнеэкономической деятельности Высшей коммерческой школы д.э.н. профессор Синецкий Б.И., а также организаторы "круглого стола" - проректор по научной работе Московского государственного университета коммерции д.э.н. профессор Пирогов С.В., декан факультета Внешнеэкономической деятельности МГУК д.э.н. профессор Михалкин В.А., зав. кафедрой Мировой экономики МГУК д.э.н. профессор Халевинская Е.Д., Канзеба Б.Н. - начальник отдела кадров и государственной службы Министерства торговли РФ, преподаватели, аспиранты, студенты МГУК.
Михалкин В.А. предложил участникам "круглого стола" воспользоваться уникальной возможностью общения и акцентировать внимание не только и не столько на юбилее факультета ВЭД и кафедры Мировой экономики МГУК, но обменяться мнениями по поводу насущных проблем подготовки кадров для скорейшей интеграции России в мировое хозяйство, а именно по специальности 060600 "Мировая экономика". Тот факт, что функционирование мирового хозяйства, особенно в современных условиях глобализации и интеграции, во многом отличаются от функционирования национальной экономики, очевиден. В том, что работа на внешних рынках во многом отличается от работы на внутренних рынках и требует специальных знаний, убедились даже самые самоуверенные практики. Потребность в специалистах огромна и будет увеличиваться по мере расширения внешнеэкономической деятельности, по мере улучшения мирохозяйственных связей, по мере вовлечения России в процесс глобализации и интеграции. Встает вопрос, как подготовить такого специалиста? Что он должен знать и уметь для того, чтобы чувствовать себя конкурентоспособным профессионалом на мировом рынке?
Поспелов В.К. подтвердил, что именно эти вопросы задавали себе разработчики государственного образовательного стандарта по специальности "Мировая экономика", который подписан в Министерстве образования РФ 17 марта 2000 года и уже вступил в действие. В новом стандарте сделана попытка создать модели специалиста XXI века, конкурентного на мирровом рынке, владеющего в равной степени теоретической подготовкой и практическими знаниями и навыками. Очертив общие рамки гуманитарных, естественных и профессиональных знаний специалиста, разработчики стандарта оставили значительную степень свободы ВУЗам, занимающимся подготовкой специалистов по Мировой экономике в надежде на то, что свободой воспользуются профессионалы. Разработчики стандарта, очертив круг специальных дисциплин, в который входит Мировая экономика, Международные экономические отношения, Международные валютно-кредитные отношения, полностью отдали на усмотрение ВУЗов, факультетов, выпускающих кафедр набор дисциплин специализации, надеясь, что ВУЗы сами смогут определить необходимый набор дисциплин для качественной подготовки специалиста по специальности "Мировая экономика". Именно из этих соображений исходили разработчики нового государственного стандарта в Учебно-методическом объединении при Финансовой академии при Правительстве РФ.
Халевинская Е.Д. высказала определенные сомнения в умении в равной степени использовать представленную свободу при определении перечня специальных дисциплин и дисциплин специализации в различных ВУЗах страны, (а программы подготовки по специальности "Мировая экономика" реализуется в настоящее время 380 Вузах страны), в то время как выпускники получают одинаковые дипломы. Вызывает также недоумение большое количество специализаций, а их сейчас 26, за регистрированных "Учебно-методическим объединением по "Мировой экономике". Нужно ли такое количество специализаций? Чем отличается специализация "Внешнеэкономическая деятельность предприятий" от "Внеэкономическая деятельность фирм"? Одинаково ли понимают термин "внешнеэкономическая деятельность" в различных ВУЗах? Судя по учебникам и учебным пособиям на книжном рынке, далеко не всегда. Может быть, разумней хотя бы очертить рамки специализаций, сократит их перечень, уточнит название, определить перечень дисциплин, необходимый для их реализации. Отданные ВУЗам 800 человек свободы на специализацию, а с учетом курсов по выбору и факультативов - 1450 часов, требуют очень высокой квалификации составителей учебных планов и преподавательского состава. И если в Москве вопросы с высококвалифицированными преподавателями решаются проще, то в регионах очень часто к работе на кафедрах мировой экономики и Международных экономических отношений привлекает политэкономов, инженеров, финансистов. Но это другие профессии! Очень часто перечень дисциплин зависит от кадрового состава ВУЗа, факультета, кафедры. Что знаем, тому учим. Безусловно, такой подход сказывается на качестве подготовки специалистов. Предложенная свобода дает развитие именно такому подходу. Не обеспечение необходимых знаний и навыков выпускников через дисциплины специализации, а обеспечение нагрузкой своих преподавателей. Сейчас многим ВУЗам нужна помощь в учебно-методическом объединении. Необходимость разработки модели специалиста по "Мировой экономике" с утверждением нового государственного образовательного стандарта только начинается.
Рыбалкин В.Е. поддержал высказанные опасения и подчеркнул, что решение этих проблем может быть найдено только при активном взаимодействии и сотрудничестве профильных кафедр ведущих ВУЗов. Между МГУК, Дипломатической академией МИД РФ, МГИМО (Университет) МИД РФ, Финансовой академией при Правительстве РФ, Высшей коммерческой школой давно установились творческие отношения, которые дают участвовать в совместной учебно-методической и научной работе, а в результате дает возможность готовить профессионалов для мирового хозяйства, а значит, для успешного развития российской экономики.
Буренин В.А. отметил, что подготовка преподавателей, то есть проводников знаний, на сегоднешний день является действительно серьезной проблемой.
Необходимость оперативно отслеживать конъюнктуру мировых рынков, использовать современные информационные технологии, знакомиться с научными и учебными разработками зарубежных коллег требует сегодня от преподавателей свободного владения 1-2 иностранными языками, современной компьютерной техникой. С другой стороны, практический опыт, практические знания, которые нельзя получить в библиотеке или аудитории. Не говоря уже о педагогическом таланте и владении методиками передачи знаний. Только при таком идеальном сочетании можно говорить о соответствующем кадровом обеспечении любого курса из блока специальных дисциплин или дисциплин специализации. К сожалению, ситуация с кадровым составом профильных кафедр не соответствует этому идеалу даже в Москве. Преподаватели старшего поколения постепенно уходят, а молодые кадры не стремятся на преподавательскую работу прежде всего из-за незначительной оплаты труда и потери престижа звания профессора. Сейчас остро стоит вопрос о подготовке кадров не только для мирового хозяйства, но и для себя т.е. для кафедр, факультетов. Иначе в скором времени некому будет входить в аудитории. Выход из этого положения представляется, во-первых, в активизации работы аспирантур и предоставлении определенных льгот тем аспирантам, которые выбирают преподавательскую деятельность, во-вторых, в обмене преподавателями между кафедрами, особенно это касается редких курсов, например, таких как "Международные перевозки", "Промышленный экспорт" и другие, в - третьих, в стажировках преподавателей на других кафедрах или в реальной экономике. Последнее предложение - это хорошо забытая старая практика, которая сейчас не используется не в силу своей ненужности, а не возможности ВУЗа оплатить стажировку преподавателей.
Ливенцев Н.Н. поддержал высказанную озабоченность о том, что необходимо готовить новое поколение преподавателей. К сожалению, действительно, очень небольшое число выпускников остается на кафедре и мечтает о преподавательской работе.
Халевинская Е.Д. рассказала, что на кафедре Мировой экономики МГУК ситуация с преподавательскими кадрами обстоит несколько лучше. Наряду с опытными преподавателями, авторами известных учебников и монографий, кафедра практически ежегодно пополняется молодыми кандидатами наук, доцентами, выросшими на кафедре. Некоторые даже являются выпускниками кафедры. Аспирантура постоянно пополняется. Интерес вызван, в основном, научной школой, которая находится в стадии становления, в возможности раскрыть свой научный потенциал, которой способствует творческая обстановка на кафедре. Многие диссертации ложатся в основу спецкурсов, которые стали визитной карточкой кафедры Мировой экономики МГУК. Речь идет и о курсе "Международные экономические организации", и "Международные расчеты и финансирование", и "Международный консалтинг". Сейчас в стадии становления курс "Международное страхование". А со стороны кафедра приглашает не только ведущих преподавателей МГИМО (Университет) МИД РФ, Экономического факультета МГУ, но и практиков из Министерства торговли РФ, учредителя МГУК, крупных экспортно-импортных компаний, экспортных предприятий. И многие идут не за деньгами, а поделиться накопленным опытом. Таких преподавателей кафедра встречает с энтузиазмом, и, прежде всего, от практиков учатся сами преподаватели. Да, аспирантура в МГУК платная, да зарплата преподавателя невелика, но возможность для дополнительного заработка профессионал всегда найдет. Хотелось бы, чтобы Министерство торговли, не в меньшей степени заинтересовалось в подготовке квалифицированных кадров, оплачивая 1-2 места в аспирантуре МГУК ежегодно. Деньги не большие, а постоянный приток кадров был бы обеспечен.
Щетинин В.Д. отметил, что кроме проблем подготовки кадров, существует серьезная проблема обеспеченности студентов и преподавателей качественными учебниками. При всем сегодняшнем наполнении рынка встал вопрос о качестве. Если 10 лет назад первые переводные учебники по экономике стали откровением, то сегодня очевидно, что многие из них не являются лучшими на западном рынке, их выбор переводчиками часто был субъективен. Более того, теория международных экономических отношений в условиях глобализации мирохозяйственных связей сама нуждается в переосмыслении. А учебники отечественных авторов до сих пор пишутся по образу и подобию западных учебников 70-х годов, т.е. тех, которые переводились в России в начале 90-х. Очень часто преподаватель, приходит в аудиторию и дает список литературы, которую не рекомендуется читать студенту. Хотя это спорная позиция. Знать надо различные точки зрения, другое дело, как к ним относиться. Еще одна проблема - это цена учебников. Они становятся все дороже. Студент во время обучения в ВУЗе прослушивает более 50 дисциплин. По каждой дисциплине список рекомендуемой литературы обширен. Ни студент, ни преподаватель купить всю необходимую литературу уже не в состоянии, тем более по дисциплинам международного профиля - они особенно дороги. Вузовские библиотеки также резко сократили закупки литературы. А без хороших учебников специалиста не подготовишь!
Михалкин В.А. рассказал о пополнении библиотечных фондов МГУК, подчеркнув при этом, что большое количество научных монографий и учебников подготовлено преподавателями МГУК. Только кафедра Мировой экономики подготовила 5 учебников и учебных пособий с грифом Минобразования и 8 научных монографий, которые активно используются в учебном процессе.
Окрут З.М. коснулась проблемы организации практики для выпускников по специальности "Мировая экономика". На сегоднешний день ВУЗы не в состоянии оплачивать производственную практику своих студентов. По учебному плану не менее 12 недель каждый студент должен поработать в реальном секторе экономике по профилю своей специализации. Организовать практику сложно, чужих на предприятие стараются не пускать. Практически вся информация, необходимая дипломнику, является коммерческой тайной. К ознакомлению с финансовыми потоками предприятий студентов близко не подпускают. С другой стороны, даже если предприятие берет на практику 10 дипломников, их предупреждают: на работу возьмем одного. Начинается конкуренция за рабочее место между однокурсниками. Это нормальный рыночный механизм, но он негативно сказывается на качестве выпускной работы. Студенты забывают об учебе, начинается гонка за деньгами, работой. Печально, но даже на самом последнем этапе обучения сталкиваемся с тем, что не можем допустить выпускника до Государственной аттестации, так как он не отчитался за практику и не успел написать дипломную работу. Представляется, что необходима специальная служба для организации практики выпускников и их последующего трудоустройства. А финансирование работы можно бы было организовать из первой зарплаты трудоустроенных выпускников.
Канзеба Б.Н. отметил заинтересованность Министерства торговли в специалистах с дипломом по специальности "Мировая экономика". Государственные структуры не в меньшей степени, чем ВУзы нуждаются в хорошо подготовленных кадрах. Да и проблемы с их привлечением схожи. Ежегодно около 10 выпускников МГУК проходят практику в различных департаментах Министерства, многие остаются работать. Однако отсутствие средств на переподготовку, повышение квалификации работников Министерства не позволяют реализовать концепцию непрерывного образования.
Халевинская Е.Д. подчеркнула, что рамки "круглого стола" не позволяют найти решение обозначенных проблем, но представительность участников и схожесть проблем в ведущих ВУЗах предполагают дальнейшее их обсуждение. Была высказана искренняя благодарность гостям факультета ВЭД и кафедры Мировой экономики за поздравления, за высокую оценку их деятельности, за предложение сотрудничества и обмена опытом.
Все участники "круглого стола" подтвердили необходимость регулярности таких встреч и выразить надежду на встречу в сентябре 2000 года в рамках празднования по случаю 70-летия Московского государственного университета коммерции.
Материал подготовлен зав. кафедрой Мировой экономики МГУК д.э.н. профессором Халевинской Е.Д.
|
|