Электронная коммерция (ЭК) подразумевает способность проведения трансакций и обмена деловой информацией внутри и между предприятиями, различными группами и отдельными людьми с использованием электронных методологий. Взрывной рост глобальной компьютерной сети Интернет привел к возникновению огромного интереса к развитию ЭК. Не остается сомнений в том, что этот процесс сильно отразится на операциях, системах и эффективности бизнеса, производственных предприятий и правительств развитых стран в начале XXI века. Организации всех масштабов будут вынуждены применять инструментарий электронной коммерции не только для "освежения" своего подхода к делу, но во многих случаях для выживания всей структуры в условиях динамичного рынка.
Огромный потенциал в данной области порождает потребность в специалистах, которые смогли бы развивать новые бизнес-модели в рамках ЭК, имея четкое представление о ключевых тенденциях в эволюции компьютерных технологий. Ведущие образовательные центры уже приступили к подготовке таких специалистов. В середине 1990-х годов на Западе стали появляться курсы, слушатели которых в течение нескольких дней или недель конспектировали лекции пионеров - практиков, получивших опыт работы на самых первых электронных предприятиях. За пару - тройку лет краткосрочные семинары перестали вмещать все возраставший объем знаний в области ЭК, что побудило к созданию специализированных факультетов при вузах. Зачастую они формировались на базе информационных кафедр, в программах которых основной упор делался на обучение компьютерным технологиям.
Оперативнее всех на нехватку квалифицированных специалистов, как обычно, отреагировали центры послевузовской подготовки уровня Master of Business Administration (МВА) - магистров делового администрирования. Бизнесмены, владеющие степенью МВА, очень высоко котируются на рынке труда, поскольку обладают широкими знаниями и самыми последними методиками управления компанией в условиях жесткой конкуренции. На сегодняшний день практически все основные школы МВА (в первую очередь американские) предлагают обучение по направлению ЭК. Причем с различным уклоном: от технических аспектов защиты прав на информационные продукты до проведения маркетинговых исследований в "цифровой экономике".
Студенты одной из самых престижных бизнес-школ в мире, школы Уортон при Пенсильванском университете, обучающиеся по программе "Управление электронной коммерцией", наравне с обязательными курсами вольны выбирать дополнительные с учетом собственных интересов. Особенность ЭК заключается в том, что на виртуальном рынке предпринимателям необходимы знания не только традиционных предметов, таких, как учет, менеджмент и право, но и новых, прежде не существовавших. Уортонская программа разработана на стыке нескольких направлений, включающих рекламу и коммуникации, электронную розничную торговлю, информационные структуры крупных организаций, ценообразование, дизайн продуктов и услуг, управление поставками. В рамках двухгодичной программы студенты могут выбрать один из пяти специализированных блоков:
операции по схеме "предприятие - предприятие";
электронные медиа и маркетинг; предпринимательство;
управление сетью поставок;
информационно обоснованная стратегия и эКономикс (в оригинале "eConomics - от английского "electronic economics").
Будущим специалистам в области ЭК читают лекции преподаватели факультетов менеджмента, маркетинга, управления операциями и информацией и др. 35 тем учебной программы учитывают различные аспекты бизнеса нового поколения:
предпринимательство в области высоких технологий;
поведение потребителей;
технологии на глобальных рынках;
компьютерные сети: технология, протоколы, практика;
инновации, изменение, предпринимательство;
маркетинг и электронная коммерция.
Популярность идеи ЭК среди студентов МВА настолько велика, что на соревновании на лучший бизнес-план, проведенном в конце 1999 года в Гарвардской бизнес-школе, из 50 поданных проектов 40 имели непосредственное отношение к Интернету. Глобальная компьютерная сеть вообще играет особую роль в жизни нового поколения. Современная учащаяся молодежь пользуется Интернетом не только для развлечений и поиска полезной информации. Например, по опросам американских студентов, этим летом 82% выпускников колледжей искали себе работу в Интернете. И многие ее нашли.
Вслед за более чувствительными к изменению конъюнктуры бизнес-школами программы ЭК ввели многие вузы. Причем не только в Северной Америке и Европе, но и в Юго-Восточной Азии. Страны ЮВА (в первую очередь Сингапур и Малайзия) отдают приоритет развитию электронных технологий, рассматривая их как основной фактор экономического роста. В этом регионе появляются даже специализированные институты, готовящие кадры только для "цифрового хозяйства".
В январе 1999 года в австралийском университете Монаш открылась школа электронной коммерции с бакалаврской программой. Она появилась благодаря совместной работе двух факультетов университета - информационных технологий и бизнеса и экономики. С этого года в школе начали готовить и магистров. Вот примерная структура курсов, которые читаются студентам.
1. Введение в электронную коммерцию. Знакомство с основами ЭК и обеспечивающими ее компьютерными технологиями: сеть WWW, электронная почта, система электронного обмена данными (EDI), штриховое кодирование, электронные каталоги, смарт-карты.
2. Надорганизационные системы. Бизнес-процессы на надорганизационном уровне, стратегии внедрения эффективных механизмов ведения глобального бизнеса посредством ЭК.
3. Коммерческие аспекты ЭК. Особенности ЭК как нового измерения системы мирового хозяйста. Общественные и правовые аспекты на национальном и международном уровнях. Жизненные циклы систем и их архитектура, вопросы безопасности и аутентификации, банковские операции в Интернете.
4. Управление переменами и ЭК. Применение управления переменами к ЭК. Изучение проблем внедрения теории в практику и извлечения теоретических знаний из практики на примере новых интернет-технологий.
5. Технологии и процессы обмена информацией. Концепция, стандарты и технологии ЭК. Принципы развития ЕВ1 и внедрения стандартов. Использование ЕВ1 посредством электронной почты и Интернета. Форматы данных, структурирование данных, работа в компьютерной сети, инфраструктура ЭК и информационных технологий. Планирование внедрения технологий ЭК, анализ экономии издержек.
6. Применение ЭК. Эффективность электронной торговли, управление поставками и отношения между поставщиком и покупателем. Соглашения в области ЭК. Использование ЭК в банковском деле, в частности, производство денег: виртуальная наличность и системы электронных расчетов.
7. Информационные системы и технологии в ЭК. Теория систем, жизненные циклы систем. Необходимость акцентирования внимания на конечном продукте. Потребность в ресурсах для внедрения системы. Стратегии безопасных трансакций.
8. Реинжиниринг электронных бизнес-процессов. Теория реинжиниринга, стратегическое управление. Методы стоимостной оценки результатов реинжиниринга.
9. Технологическое управление и организационное изменение. Значение перемен в организации. Внедрение новых технологий.
10. Исследования в области ЭК. Использование количественных и качественных исследований в бизнесе, в частности при внедрении систем ЭК. Цели и методологии исследований.
Некоторые зарубежные учебные центры проводят исследования ЭК. Как чисто с научной точки зрения, так и по заказам компаний, интересующихся "виртуальной экономикой". Например, в бизнес-школе Штерна при Нью-йоркском университете работает студенческая лаборатория е-Визтезз (от анлгийского "е1ес1гопю Ьизтезз" - электронный бизнес). Под руководством деканов обучающиеся по программе МВА студенты изучают новые экономические реалии. Вот некоторые темы исследований: "Сравнительная оценка исполнения заявок брокеров, работающих через Интернет и обычным образом", "Ценообразование информационных продуктов", "Потребительский поиск на электронных рынках", "Диффузия покупок в Интернете по типам домовладений".
Правительства развитых стран осознают важность развития электронной индустрии. Президент США в начале 2000 года озвучил принципиальные тезисы программы государственной поддержки информационных технологий. В первую очередь американские власти намерены повысить компьютерную грамотность населения. В проекте бюджета на 2001 финансовый год Белый дом заложил 2 млрд. долларов на налоговые компенсации частным компаниям, которые дарят компьютерную технику сотрудникам, оказывают спонсорскую поддержку общественным компьютерным центрам, проводят обучение сотрудников работе с передовыми технологиями. (Одним из первых этой льготой может воспользоваться корпорация "Форд", которая намерена уже в этом году предоставить на безвозмезднйо основе персональные компьютеры всем своим рабочим.) 150 млн. долларов для подготовки молодых школьных преподавателей эффективному применению технических средств в работе с учениками. 100 млн. для создания 1000 общественных компьютерных центров в бедных кварталах и сельских районах. 50 млн. долларов для программы льготного подключения наименее обеспеченных семей к сети Интернет.
Доля учебных классов, подключенных к Интернету, в американских школах с 4% в 1994 году увеличилась до 63% в 1999 году. Общий объем федеральных инвестиций в образование с 1993 года превысил 3 млрд.долларов. Учитывая что уже 1/3 роста ВВП Соединенных Штатов Америки обеспечивают компании, работающие в области информационных технологий и Интернета, ЭК ожидают большие перспективы и в других странах, где уровень развития "цифровой" экономики еще не столь высок. Важно не запоздать с развитием электронной коммерции и в России. Разумеется, для этого необходимо иметь квалифицированные кадры, которые смогут реализовать идеи электронной коммерции на практике. Платформой для их подготовки могут послужить экономические факультеты в технических вузах, располагающих надлежащей компьютерной базой. А также торговые и финансовые учебные учреждения, имеющие большой опыт преподавания в сфере "классической" экономики и готовые сделать следующий шаг. Шаг в XXI век, знаменующий начало новой жизни.
Дмитрий Жарников,
студент 5 курса Московского государственного университета коммерции
|
|