В 1898 году в Лейпциге была создана Высшая школа торговли (ЛВШТ). В настоящее время этот вуз играет важную роль в подготовке специалистов для новых федеральных земель (т.е. для территории бывшей ГДР).
Конечно, сегодня, спустя 100 лет со дня создания ЛВШТ, облик этого учебного заведения кардинально изменился.
И понятно почему. Принципиально изменились экономические отношения в стране и в мире в целом. Конкуренция и образование приобрели глобальный интернациональный характер, возникли острые экономические проблемы. Сформировался мощный информационно-коммуникационный сектор. Естественно, все это должно быть отражено в структуре предприятий, в стратегии их деятельности и, конечно же, в системе подготовки специалистов.
Хорошие стартовые условия ЛВШТ обеспечила ее тесная связь с предпринимательскими кругами, в первую очередь, с Торгово-промышленной палатой.
Какие задачи ставит перед собой ЛВШТ?
Прежде всего подготовка специалистов широкого профиля, я бы сказал, - универсальных специалистов. Высокая динамика технологического и экономического развития, наряду с "узкими" специалистами, требует людей с универсальными знаниями, умеющих ориентироваться в бурном потоке информации, способных принимать перспективные стратегические решения.
1. В этой связи мы большое внимание уделяем такой комплексной теме, как "интегрированный менеджмент". В частности, лекции по менеджменту окружающей среды и ресурсов состоят из одинаковых по объему разделов Народного хозяйства и Организации производства. Важное значение мы придаем также ролевым играм, в ходе которых слушатели учатся ориентироваться в так называемых "нестандартных" ситуациях. Обязательны также дискуссии по широкому кругу вопросов народнохозяйственного развития. Исследовательские проекты мы также формируем на межкафедральной основе.
2. Обучение в ЛВШТ основывается на тесной связи теории и практики. Практические проекты, которые осуществляются во время обучения на первых семестрах (преимущественно в небольших группах) базируются на тщательно разработанной теоретической основе. То же самое относится и к индивидуальной практике, которую студенты проходят в первые семестровые каникулы. Здесь необходимо написать отчет о практике, целью которого является систематизация полученного опыта. Студенты должны наряду с постановкой общей задачи практики обосновать методы достижения цели, а также обсудить возможные препятствия, возникшие при решении проблемы.
3. Растущая глобализация экономических структур также должна, по нашему мнению, отражаться в подготовке торгово-экономических кадров. Выпускники вузов, не изучавшие международный опыт, уже не имеют шансов занять ответственные руководящие посты. Исходя из этого, ЛВШТ рассматривает интернационализацию как важнейший фактор подготовки специалистов. В этой связи мы обязательно планируем интегрированный семестр за границей, причем, наши студенты могут сделать выбор среди целого ряда известных зарубежных вузов. В сущности интернационализация начинается уже в стенах самой ЛВШТ. Наш коллектив представлен студентами различных национальностей, которые общаются друг с другом как на занятиях в маленьких группах, так и проводят вместе свое свободное время.
Также и преподаватели в ЛВШТ располагают разносторонним международным опытом, среди них немало зарубежных специалистов. И наконец, интернационализация обучения проявляется и в большом количестве языковых курсов, которые предлагаются нашим студентам.
4. Одним из существенных недостатков выпускников вузов является их недостаточная социальная компетенция. Это объясняется тем, что многие вузы ориентированы на чистое сообщение знаний. Мы же в ЛВШТ большое значение придаем целесообразному развитию социальной компетенции будущих специалистов. На практике это выражается в создании многочисленных малых групп, в которых студенты, несмотря на личные симпатии и антипатии, вынуждены организованно работать над общей целью. Этот опыт развивает взаимное уважение и способствует приобретению управленческих способностей. Для поддержания обучения социальной компетенции и управленческого поведения в ЛВШТ предлагаются семинары, на которых целенаправленно обучают технике общения и поведению в группах. В конце концов следует указать и на студенческую жизнь в целом как существенный элемент выработки социальной компетенции. Опыт студенческой жизни приносит не только непосредственное удовлетворение, но также вносит важный вклад в развитие личности студента.
А сейчас остановлюсь более подробно на концепции обучения в ЛВШТ.
Исходя из целостности научного образования, закрепленного в уставе ЛВШТ, мы начинаем с систематической регистрации факторов, влияющих на менеджмент, и заканчиваем фазами процесса менеджмента, что служит более глубокому пониманию интегрированного менеджмента на уровне микро- и макроэкономики.
С точки зрения макроэкономических системно-теоретических познаний предприятие в концепции ЛВШТ рассматривается как открытая система. Оно постоянно находится во взаимодействии с окружающим миром. Рынок в данном случае также вид взаимодействия предприятия с окружающим его миром. Сюда относятся также и контакт с общественной, технологической, экологической и интернациональной окружающей средой.
Причем влияние макроэкономики на предприятие отнюдь не является только косвенным. Напротив поскольку макроэкономические воздействия долговременны, постольку предприятие должно обязательно их учитывать в рамках своего стратегического планирования. При разработки стратегии на будущее только те предприятия будут успешно работать, которые внимательно следили за макроэкономическим аспектом, не ограждались от общественных, технологических, экологических и международных тенденций.
Разумеется, непосредственным полем деятельности предпринимателя-управленца являются рынки. Не только рынки сбыта, но также рынки ресурсов, рынки финансов и труда. При этом нашей целью является развитие способностей студентов ориентироваться на различных рынках. Они должны при этом знать, что каждый рынок имеет совершенно специфические правила и обычаи и чтобы успешно работать на самых различных рынках, наряду со знаниями методов и техники, требуется еще высокая степень интуиции.
Важно также в процессе обучения научить студентов взаимодействовать с клиентами и поставщиками, сотрудниками и акционерами предприятий. Для управления очень важно, чтобы представители этих групп идентифицировали себя с предприятием; без этого просто невозможно проводить единый курс и гарантировать потребности клиентов.
В конечном счете управление предприятиями в равной степени должно быть ориентировано как на потребности рынка сбыта, ресурсов, финансов и труда, так и на ситуацию внутри предприятия. Менеджер - не технократ, он должен учитывать всю систему производственных и социальных отношений; он должен быть психологом - уметь устанавливать уважительные деловые отношения между работниками предприятия.
В концепции ЛВШТ предусмотрено интенсивное развитие у студентов инновационного мышления. В современных условиях без инноваций предприниматель не может добиться успеха. При разработке исследовательских проектов мы высоко оцениваем творческий подход студентов, побуждаем их вопреки традиционным способам решения той или иной задачи искать новые, оригинальные, новаторские пути.
Особое значение мы придаем индивидуальному подходу к студенту. Главное звено в учебном процессе: студент - преподаватель. Подобный подход позволяет более широко и глубоко раскрыть творческие возможности будущего менеджера, а также дает шанс на установление длительных контактов между студентом и преподавателем, даже и после завершения учебы в ЛВШТ.
В завершение - некоторые краткие данные о ЛВШТ:
ЛВШТ основана в 1898 году как первая высшая школа организации производства и экономики предприятия в Европе, в настоящее время - первый и единственный частный университет менеджмента в Восточной Германии (основан на концепции McKinsey), под патронажем Торгово-промышленной палаты.
ЛВШТ аккредитована в Министерстве науки и культуры Свободной земли Саксонии в качестве учреждения университетского типа. Ее правовая форма: открытое ООО.
В ЛВШТ предлагаются следующие программы:
- 8 академических дисциплин (экономика предприятия, стратегический менеджмент и организация производства; бухучет на предприятии и контроллинг, финансовый менеджмент и банковское дело; производственный менеджмент; менеджмент и маркетинг; народное хозяйство; макроэкономика и микроэкономика);
- совместные предприятия с организацией INSEAD для повышения квалификации.
Кроме того в ЛВШТ предлагаются также программы:
а) профилирующий предмет: экономика предприятия (предпосылки: диплом об изучении экономики предприятия GMAT, TOEFL, знание двух иностранных языков, практический опыт);
б) МВА (предпосылки: первое высшее образование GMAT, TOEFL, практический опыт);
в) программы для профессуры (Dr.Rer.oec.; Dr.habil.eoc.);
г) повышение квалификации.
- В общей сложности 200 студентов, количественное отношение профессоров к студентам 1:5.
- Средняя численность групп: 23 студента, средний возраст студента - 25 лет,
- Первые места среди немецких программ по экономике предприятия,
- Библиотека: 10000 экземпляров, дополнительно система ProQuest к Online Recherche,
- Компьютерное оснащение: один полностью укомплектованный РС на каждые 3 студента, возможность подключения для студенческих Laptops в семинарских аудиториях и библиотеке.
- Компьютерные залы, библиотека и комнаты для занятий в распоряжении студентов 24 часа в сутки.
- Свыше 60 университетов - партнеров для обмена студентами, несколько программ обучения по двойному диплому, специальные программы для студентов, обучающихся в рамках программ по обмену,
- Международное членство в AACSB, efmd, EAIE.
Франк Хофман,
проректор по международным связям
Лейпцигской высшей школы торговли
Май, 2000 г.
|
|