Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Международный опыт

О возможности применения американского опыта образования в России

(представлено с сокращениями)

Причины американского благополучия часто связывают с умением американцев прагматично подходить к определению ключевых направлений развития и энергично добиваться намеченных целей.

Уместно ли такое объяснение в качестве универсального, всегда ли и везде успех, удача определяются лишь целеустремленностью и напором - мы судить не беремся. Но, как нам представляется, ряд очевидно высоких показателей, характеризующих американскую систему образования, своим появлением обязан специфическому американскому менталитету и сложившейся в американском обществе системе ценностей.

Еще двести лет назад, при создании США, в общественном сознание имела популярность идея о просвещенности всех граждан страны, которые должны иметь возможность получать образование и добиваться личного успеха. В реальности, правда, не все получалось гладко. Даже уже почти в середине нашего столетия американские университеты были элитными, в них учились представители белого мужского населения.

Но после Второй мировой войны правительство США и представители деловых кругов на практике начали рассматривать расходы на образование как чрезвычайно выгодное капиталовложение, гарантирующее огромную отдачу. Только воспроизводя высококвалифицированную рабочую силу можно обеспечить качественные изменения в экономическом развитии, гарантировать высокий уровень национальной безопасности. Экономическое состояние США позволило не жалеть расходов на развитие системы образования и результаты, естественно, оправдали ожидания.

Пятьдесят лет назад 20% американских рабочих были специалистами высокого уровня, 20% - квалифицированными рабочими, 60% - разнорабочими. Сегодня ситуация изменилась. Доля неквалифицированных рабочих от общего числа составляет 20%, в то время как квалифицированных рабочих достигла 60%.

В начавшемся периоде человеческой истории, связанным со вступлением в постиндустриальную цивилизацию, роль знания, не только профессионально- прикладного, но и академического теоретического, неизмеримо возросла. Соответственно увеличилось и количество студентов высшей школы США, за последние пятьдесят лет - в десять раз. Сегодня 15 миллионов американцев обучаются в колледжах и университетах. Граждане США воспринимают получение высшего образования как надежный способ определения будущей судьбы в соответствии со своими представлениями о желаемом социальном статусе и уровне экономической жизни.

Массовость высшего образования, как и все в жизни, имеет две стороны. Одна из них - отрицательного свойства - неуклонное, в течение 25 лет снижение среднего показателя интеллектуальности у американского студента. Это явление вызывает споры в среде американских педагогов и чиновников соответствующей области, хотя, видимо, нечто подобное при продвижении к массовости можно было ожидать и априори. Но в то же время можно уверенно утверждать, что, если минусы и существуют, то плюсы их явно перекрывают: чем больше людей получают шанс для интеллектуального роста, тем больших позитивных "находок и подвижек" следует ожидать. Видимо, экстенсивный путь в интеллектуальном воспроизводстве благодаря его высокой рентабельности вполне оправдан на данном этапе человеческого развития.

Можно полагать, что вполне уместно искать решение названной проблемы не в сокращении числа студентов высшей школы, а в повышении стандартов среднего образования. Этот подход практически реализовывался в 80-е годы в рамках движения "за повышения уровня обучения". По поручению министра образования США был подготовлен доклад "Нация в опасности". Именно такое название-предостережение должно было убедить американское общество в том, что снижение стандартов школьного образования достигло критической отметки.

В движении "за повышение уровня обучения" наглядно проявилась развитость американского гражданского общества. Родительский контроль за качеством обучения, пожалуй, является самой действенной мерой в недопущении его снижения. Американцы сумели использовать этот шанс.

В большинстве своем родители сегодняшних российских школьников очень заняты своими повседневными проблемами и часто вынуждены довольствоваться тем, что их ребенок одет, обут, не голоден и не замечен в употреблении наркотиков. Роль родительских комитетов в основном формальна, часто одной из важнейших их задач является сбор денег на поддержание школьного хозяйства. Организованного родительского контроля за качеством обучения детей в таких условиях ожидать сложно.

Облик американской "хорошей школы" нарисовал Стив Вулф, корреспондент журнала "Тайм" (27 октября 1997 г.): "Хорошая школа - это содружество родителей, учителей и школьников. У хорошей школы, как и у хорошего класса, есть хороший руководитель, обладающий широтой видения, страстно влюбленный в свое дело и отзывчивый. В хорошей школе есть учителя, любящие эту трудную работу не зависимо от своего возраста или опыта. Хорошая школа готовит учеников не только к успешной сдаче стандартных тестов при поступлении в колледжи, но и к жизни в обществе".

Российский "Стив Вулф" (пусть - Степан Волков) должен был бы написать, что хороший учитель любит свою работу несмотря на унизительное безденежье и пренебрежительное отношение со стороны властей к сверхтяжелому учительскому труду. В среде российских учителей из-за длительных невыплат заработной платы были случаи суицида. Может ли такой учитель научить "жизни в обществе", тем более своим примером?

Америка в ближайшее время не пропадет. Ее планы ясны: "…Мы не сможем в XXI веке стать единой Америкой, если не обеспечим равного доступа к образованию и высокого качества системы образования. Нам необходимо предоставить каждому американцу доступ к лучшим в мире учебным заведениям, лучшим учителям и самому лучшему образованию. А это означает, что у нас должны быть высокие стандарты, большие надежды и высокий уровень ответственности всех тех из нас, кто связан с образовательной сферой" (из выступления президента Билла Клинтона перед членами Национальной ассоциации афро-американских журналистов 17 июля 1997 года в Чикаго). А что ждет Россию?

Клинтон поставил задачу перед американской системой образования добиваться того, чтобы каждый восьмилетний американец научился читать, каждый двенадцатилетний - приобрел навыки работы в Интернете, восемнадцатилетний - поступил в колледж. Какие из названных задач актуальны и разрешимы в России?

С первой из них, благодаря сложившимся за годы Советской власти подходам к образованию, у нас пока нет особых проблем. (Но и тут о гарантиях на будущее говорить тяжело). А как быть с Интернетом и колледжами?

Видимо, без глубоко продуманной и целенаправленно и неуклонно претворяемой в жизнь единой государственно-общественной программы образования ничего путного у нас в России не выйдет. Одолеем ли?

С.Стреляев
25.10.2000 г.
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья