Интервью Татьяны Старостиной, студентки 5 курса факультета коммерции и маркетинга МГУК
- У вас за плечами опыт почти полных 5 лет обучения в одном из известных экономических вузов страны. Вы также посвятили несколько месяцев учебе за рубежом. Какие различия в подходах к высшему профессиональному образованию на Западе и в России бросаются в глаза студенту?
- В первую очередь больший профессионализм западных школ. Профессионализм в широком смысле этого слова. Профессионалы не только учат других, но также учатся сами, постоянно самосовершенствуются. Ведь что получается: в российских экономических школах разрабатываются неплохие программы по маркетингу, менеджменту, финансам, кредиту и т.д., однако сами учебные заведения этими знаниями не пользуются. Ну нет в наших вузах полноценных отделов маркетинга и рекламы, хотя об их необходимости для любой современной организации читаются многочасовые курсы. Нет грамотной, эффективной структуры управления учебным процессом и хозяйственной деятельности вуза в целом. Не оптимизируются финансовые потоки, не используются многие другие возможности, присущие субъектам свободного рынка.
- То есть, по вашему, вузы должны перенимать принципы работы коммерческих предприятий? Но что это им даст, и - главное - как это отразится на качестве обучения студентов?
- Первые реальные шаги к экономической гибкости колледжей и университетов были предприняты лет 20 назад в США, несколько позже в Европе. Вызвано это было обострением конкуренции на рынке образования в условиях ограниченности денежных ресурсов. С целью привлечения абитуриентов учебные заведения приглашали высококлассных преподавателей, модернизировали инфраструктуру учебных комплексов, устраивали широкомасштабные рекламные акции. Все это требовало проведения существенных капиталовложений. Исчерпав все возможные источники стороннего финансирования, было решено изыскать внутренние резервы. И тогда пригодились знания бизнес-технологий - теоретики впервые применили их на практике. Во многих школах были сформированы эффективно работающие маркетинговые и рекламные, финансовые и управляющие структуры, которые позволили резко снизить операционные расходы и получить дополнительную прибыль. Появившиеся деньги направили на реализацию перспективных проектов, повышение ставок оплаты труда преподавателей, обновление материально-технической базы, что в итоге привело к улучшению условий обучения. К тому же alma mater своим примером показывает студентам, как сегодня должна работать успешная компания.
- Чем же практически может помочь вузу тот же маркетинг?
- В задачи маркетингового отдела входит изучение рынка образования. К примеру, маркетологи, исследуя предпочтения абитуриентов, определяют популярные специальности, после чего администрация вуза рассматривает вопрос об увеличении количества мест в набираемых группах по наиболее востребованным направлениям.
- Вероятно, таким образом можно вовремя определять перенасыщение рынка труда по отдельным специальностям, чтобы не допустить "перепроизводство" кадров, как это произошло с "расплодившимися" в современной России юристами, финансистами и менеджерами.
- Да. И еще при поступлении давать консультации абитуриентам по выбору будущей специальности исходя из сложившегося положения на рынке и прогноза на ближайшие 5-7 лет. Вуз должен больше походить на агентство по найму. Ведь цель всей его деятельности подготовить не просто образованного человека, а специалиста, которого с радостью примет работодатель. Выгода очевидна для всех. С одной стороны, бывшие студенты не остаются без дела, быстро "оседают" в солидных компаниях и вскоре сами превращаются в работодателей. С другой - чем выше процент трудоустроившихся выпускников, тем выше престиж школы, больше желающих в ней учиться и соответственно за это платить.
- Хорошо, однако изменить подход к высшему образованию будет не так просто.
- Разумеется, но без перестройки вузы столкнутся с еще большими трудностями. Денег катастрофически не хватает, вокруг множество конкурентов, отбивающих абитуриентов, ждать помощи не от кого. Единственный способ выхода из сложившейся ситуации - мобилизовать собственные силы, знания и наладить эффективную систему управления учебным и хозяйственным процессами внутри организации.
На Западе не так давно появились и пользуются большой популярностью программы MEA (Master of Education Administration - магистр администрирования образованием), на которых готовят "продвинутых" менеджеров учебных заведений. Там убеждены, что руководитель вуза должен уметь применять бизнес-технологии в учебном процессе. Было бы неплохо, если бы и в нашей стране институты высшего образования вообще и экономического тем более доказали, что сильны не только в теории, но и на деле.
Трудоустройство студентов - дело рук самих студентов?
Интервью Юлии Шакировой, студентки 2 курса института коммерческого права МГУК
- Проблема трудоустройства студентов известна всем. Института распределения выпускников нет, свободных рабочих мест по экономическим специальностям не хватает даже для опытных специалистов, что уж говорить о молодых. Как же изменить сложившуюся ситуацию?
- Чтобы изменить ситуацию на рынке труда, необходимо изменить ситуацию в народном хозяйстве страны вообще. Понятно, если бы начался бурный рост экономики, увеличился бы и спрос на квалифицированные кадры. Однако пока это не так. И молодым людям приходится приспосабливаться к сложившимся условиям. Наиболее активные все равно умудряются найти вакантные места, совмещают работу и учебу. Кто не может совмещать налаживают отношения с потенциальными работодателями до выпуска из вуза и по его окончании идут на заранее подготовленные позиции. Зачастую подобным образом устраиваются по знакомству или по протекции родителей. Но таких везунчиков немного.
- А как быть остальным - менее удачливым в поиске работы?
- В нашем университете этот вопрос решать намерены сами студенты. В этом году группой учащихся (в том числе и при моем участии) была создана специальная служба - Центр карьеры МГУК. При содействии администрации университета мы намерены оказывать целый комплекс услуг, связанных с трудоустройством студентов.
- То есть студентам, желающим избавиться от статуса безработных, будут помогать их же товарищи?
- Верно. В Центре карьеры собрались студенты дневного отделения, обучающиеся на разных факультетах и курсах, но объединенные одной целью - порвать порочный круг, мешающий таким как они жить полноценной жизнью. Каждый имеет право на труд, но не каждому удается его реализовать. Это неправильно, и это можно изменить.
- Как именно?
- В программе нашего Центра осуществление различных видов деятельности. Во-первых, содействие студентам и выпускникам собственно в поиске работы. Для этого мы создаем банк данных из их резюме, которые будем отсылать напрямую потенциальным работодателям и кадровым агентствам. Сотрудничество с рекрутерами можно даже выделить в отдельный, второй, пункт. Мы собираемся не только поставлять им информацию о имеющихся у нас претендентах, но и проводить с их помощью консультации для студентов МГУК о том, как правильно составлять резюме, вести себя на собеседовании в отделе кадров и т.п. В-третьих, это очень важно, мы хотим рекламировать марку своего вуза и нашего центра в частности. Чем больше работодатели будут знать о нашем университете, тем больше шансов у выпускников быть замеченными при приеме на работу. Для этого мы планируем использовать различные способы, вплоть до размещения информации в Интернете.
Кроме того мы намерены организовывать в стенах нашей alma mater дни карьеры, для участия в которых будут приглашаться представители компаний, заинтересованных в приеме на работу студентов из МГУК - головного университета министерства торговли России. В планах также помочь всем желающим поближе познакомиться со спецификой работы в той или иной области экономической деятельности, получить информацию о компаниях, работающих на российском рынке, узнать о перспективах карьерного роста в избранной сфере бизнеса. Для этих целей мы задумали завести специальный архив - библиотеку карьеры.
- Планы у вас и впрямь грандиозные. Вы пионеры в этом деле или идете по уже проторенной кем-то дорожке?
- Мы не первые. Сама идея создания такой службы родилась у нас после участия в 1-й межрегиональной научно-практической конференции по проблемам трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, проходившей в начале этого года в МВТУ им. Баумана. Там мы познакомились с представителями ряда учебных заведений, в которых к тому времени уже были открыты студенческие кадровые центры. Кстати, сегодня в Москве около 30 вузов, имеющих такие центры. Мы многое узнали от коллег, занимающихся этим делом уже не один год, и решили, что и сами способны создать нечто похожее в МГУК.
- Проект обещает быть успешным?
- Мы проводили социологический опрос среди наших студентов. Выяснилось, что практически все 100% респондентов желали бы получить поддержку от университета в поиске работы. С целью помочь студентам администрация университета, в свою очередь, готова задействовать создающийся под боком Центр карьеры. Руководству понравилась наша идея, а довести ее до реально функционирующего механизма мы, надеюсь, сможем.
Образование менеджеров отстает от реальности
Интервью Зураба Зарнадзе,
- Насколько актуален вопрос о качестве менеджмента в России, ведь существуют и другие проблемы в становлении рыночной системы в нашей стране?
- Несомненно, это очень важный вопрос, тем более сейчас, когда Россия прилагает максимум усилий для интеграции в мировую экономику. Роль и значение менеджеров в настоящее время во всем мире чрезмерно повысились. Управленческая власть все в большей мере концентрируется в руках специалистов-менеджеров, которые юридически не имеют прямого отношения к собственности. Знания, интеллект, опыт этих людей на рынке труда котируются очень высоко и определяют перспективу развития крупнейших компаний, от благополучия которых во многом зависит устойчивость мировой экономики.
Как правильно отмечает известный специалист в области теории и практики менеджмента Питер Дракер, накопленные знания управленческого корпуса становятся важнейшим фактором формирования превосходства тех стран, которые уделяют достаточно внимания проблемам повышения образовательного уровня менеджеров. Однако в России, в которой хоть и существуют ряд институтов по подготовке менеджеров, уровень квалификации управленцев остается крайне низкий.
- Что же мешает нашим менеджерам стать профессионалами мирового уровня?
- На это есть субъективные и объективные причины. Сущность субъективных причин заключается в том, что существующая методическая литература по менеджменту, которая используется в процессе обучения, морально устарела. Она повторяет мысли 50-60-летней давности, когда процветали незрелые капиталистические отношения, когда только зарождались институты, защищающие интересы собственников, потребителей, производителей, специалистов, рабочих. А тем временем появилось профсоюзное и рабочее движение. Жесткая конкурентная борьба начала медленно, но систематически отодвигаться на задний план. Началось создание корпоративных структур. Иначе говоря, рыночная экономика стала принимать институциональное содержание.
После мирового кризиса 1930-х годов стало очевидным, что капитализм без ограничительных механизмов имеет разрушительное содержание. Планирование прочно вошло в систему внутрифирменного управления. Государство стало заниматься регулированием экономических и социальных процессов. Интересы государства стали превалировать над узкими интересами отдельных компаний в законном порядке. Не отменяя основные устои капитализма, институциональное управление проникает во все подсистемы экономики. Обуздание рыночной стихии государственным регулированием дело замечательные экономические результаты.
Стало быть, все высшие учебные заведения должны обратиться к передовому опыту западных стран и преподавать основы институциональной экономики. Внимание к этой теме должны проявить также и средства массовой информации. Однако, как ни парадоксально, вся пропагандистская машина нацелена не на реализацию установок оправдавшей себя на деле институциональной системы, а на стихийный конкурентный рынок, которого уже нет и в помине в развитых западных государствах.
- Суровое, но справедливое замечание. Что же, по-вашему, составляет объективные предпосылки низкого уровня менеджерской подготовки в вузах?
- Во-первых, из-за специфики реализации экономических преобразований в России практически невозможным является ведение частного бизнеса без обмана государства и партнеров. Во-вторых, грубое государственное вмешательство в дела экономики продолжается до сих пор. Особенно четко это вырисовывается в сфере кадровой политики, в которой процветает клановость, коррупция и прочие негативные явления. Да и сама экономическая система управления не располагает к деловому сотрудничеству субъектов рынка.
В процессе реформ в России образовался не рынок в хрестоматийном его понимании, а странный гибрид, который не подчиняется общепринятым закономерностям рыночной экономики. Так, например, практически низведена на нет роль и значение рынка капитала, процесса формирования нормы прибыли на капитал. Негативное следствие такого положения проявилось в депрессии инвестиционной и инновационной сфер деятельности. При этом мощная масса текущей прибыли от финансово-экономической деятельности систематически покидает страну в ущерб интересам отечественной экономики. В данных условиях в России сформировался "эгоистичный" тип менеджера, который своей целью видит умножение собственного богатства, невзирая на пагубные последствия собственных действий для страны.
- Другими словами, у нас доминирует своего рода "экстенсивный" тип хозяйствования, то есть мало производительный и мало полезный с государственной точки зрения.
- Да. Становится очевидным, что общественно-экономическая среда формирует психологию менеджеров - они являются отражением социально-экономических отношений, которые сформировались в обществе. Также очевидно, что необходимо развернуть политику государства в сторону роста национальной экономики, следствием которого должен стать рост доходов отдельных предприятий. Частный капитал следует поставить на службу национальной экономике, рост которой должен основываться на умножении доходов частного бизнеса.
Создание таких экономических отношений для реализации данной целевой установки является первоочередной задачей. Ее решение развернет современных менеджеров в сторону национальных интересов и избавит их психологию от деформации, вызванной сущностью квазирыночной экономики. В формировании психологии менеджеров основное значение имеет финансово-экономическая среда. Если она игнорирует интересы государства, а государство занимает позицию стороннего наблюдателя за процессами, происходящими в экономике, то значение образовательного уровня менеджеров становится минимальным.
- Выходит, профессионализм управленцев в нашей стране пока не востребован? Ведь, судя по вашим словам, его уровень зависит от состояния экономики?
- В частности так оно и есть. Анализ показывает, что для повышения эффективности работы менеджерского корпуса существует возможность и необходимость корректировки методологии проведения экономических реформ. Но этого недостаточно. Также необходимо провести широкую кампанию по повышению образовательного уровня менеджеров, работников министерств, ведомств, руководящего состава страны в целом. Такую работу, огромную по своим масштабам, предстоит осуществить и чем быстрее, тем лучше для экономики.
Первые скромные шаги в этом направлении были сделаны российским правительством более двух лет назад. Тогда начались стажировки "золотого резерва России" - молодых подающих надежду управленцев со всей страны, прошедших жесткий конкурсный отбор для участия в межгосударственной программе, - в крупных зарубежных компаниях. Однако менеджеров, которым посчастливилось поучиться у своих иностранных коллег и попасть в "золотой резерв", до сих пор очень мало. В одиночку им ситуацию в экономике не исправить. Но надежда на то, что в будущем число грамотных управленцев, способных вести бизнес на современном уровне, будет прибывать, остается.
Беседу вел Дмитрий Жарников,студент 5 курса факультета коммерции и маркетинга МГУК.
|
|