Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Образование

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ БИЗНЕСА В САРАТОВСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) МГУК

Саратовский институт МГУК - молодой ВУЗ. Не только потому, что без малого 40 лет для ВУЗа - это совсем немного, но и потому, сто первые выпуски очной формы обучения состоялись лишь пять лет назад. Раньше мы были филиалом Всесоюзного заочного института советской торговли. Поэтому можно сказать, что становление очного образования в институте совпало со становлением рыночной экономики в России. Поскольку институт традиционно ориентировался на торговлю, а именно торговля первой и достаточно быстро перешла на рыночные отношения, потребности этой отрасли народного хозяйства в первую очередь формировали учебный процесс.
В начале девяностых годов именно торговля без лишнего шума провела компьютерную революцию в России и создала глобальную компьютерную сеть, о которой лет двадцать говорили на каждом съезде КПСС. До сих пор торговля является безусловным лидером во внедрении передовых технологий управления предприятием. Наверное, спорным является утверждение о том, что компьютерная система управления современным супермаркетом сложнее и совершеннее, чем система управления зенитной ракетной дивизией, но тот факт, что иногда такие утверждения высказываются, достаточно характерен. Поэтому, если бы институт не потратил в последние несколько лет на развитие компьютерных технологий большие, по своим масштабам, деньги, вряд ли можно было бы всерьез говорить о подготовке специалистов, ориентированных на торговлю. К сожалению, в этой области сейчас отчетливо заметно отставание официальной науки от практики бизнеса.
Сейчас в Саратовском институте пять факультетов: учетно-финансовый, коммерческий , менеджмента, ВЭД, факультет ускоренной подготовки. Пожалуй, в наибольшей степени положительные тенденции развития учебного процесса в институте проявились на учетно-финансовом факультете. Может быть, боясь "сглазить", о них до сих пор громко не говорили.
А именно, оказалось, что для выпускников факультета практически не стоит проблема трудоустройства. Особенно интересно это и потому, что руководство института не ведет какой-либо специальной деятельности в этом направлении. Отдельные студенты получают неофициальные рекомендации на работу отдельных преподавателей или руководителей института в том случае, когда руководители практического бизнеса обращаются к ним с просьбой порекомендовать толкового выпускника. Гем не менее, дать такую рекомендацию через три-четыре месяца после выпуска оказывается нелегко. Неработающими по специальности остаются или выпускницы, ждущие ребенка, или помогающие родителям в собственном бизнесе, или совсем уж нерадивые студенты, которые учились только ради диплома. Они тоже есть, их 15-20 %, и на наш взгляд, это нормально. Если попытаться принудительно подтянуть их до общего уровня, это может только значительно понизить последний.
Отрадно для нас и то, что ряд выпускников прямо со студенческой скамьи или через самое короткое время становятся главными бухгалтерами. То обстоятельство, что этот главный бухгалтер чаще всего и единственный или с помощником, не порождает пониженных требований к его квалификации -знать и уметь он должен все. Некоторые выпускники сменили уже насколько должностей главных бухгалтеров, последовательно переходя на более крупные предприятия. К числу таких выпускников относятся: Вишнякова П.С ., гл. бухгалтер холдинга "Информстрой", Мартышева О.В., гл. бухгалтер 000 "Евротара-плюс", Антонова НА ., гл. бухгалтер научно-производственной фирмы "Автоматика-М", и многие другие. Даже среди выпускников 1999г. есть гл. бухгалтер 000 "Губернский рынок-Энгельс" Антончева Я.П. и гл. бухгалтер 000 "Русские колбасы" Цибулина Н. . Достаточно много выпускников работают заместителями главного бухгалтера. Например, О.НЛровозина, дипломная работа которой по уровню приближалась к кандидатской диссертации, работала зам. гл. бухгалтера крупного железнодорожного комбината общественного питания. Некоторые выпускники, такие как Халеева О. ., Усачева О. ., работают в фирмах, занимающихся внедрением компьютерных технологий бухгалтерского учета - а эта работа требует не меньшей квалификации, чем у главного бухгалтера. Начальником отдела бухгалтерских технологий НШС "Аэроинформатика" работает ЛААбушаева.

К сожалению, нет пока среди выпускников последних лет специалистов, защитивших кандидатские диссертации. Как это ни покажется странным, а причина здесь, вероятно, та же, что помогает нашим выпускникам свободно устраиваться на работу. Сейчас перед лучшими выпускниками две дороги - на преподавательскую работу и в последующем в аспирантуру МГУк, или - в практический бизнес. Первая дорога - длинная и малооплачиваемая. На второй можно сразу получать доцентскую зарплату. А если учесть вышеупомянутое опережение практическим бизнесом официальной науки, то вторая дорога в ряде случаев оказывается и попросту интереснее, в том числе и в научном отношении.
Поэтому очень заманчивой кажется перспектива совмещения работы в практическом бизнесе с научными исследованиями. Если не большинство, то значительное количество руководителей и владельцев предприятий осознает необходимость таких исследований. Например, нередки случаи, когда предприятие затрачивает на компьютеризацию своей учетной системы 200-300 тыс. рублей, и из-за неподходящей структуры учетных технологий или неправильного выбора программной системы эти деньги оказываются выброшенными на ветер. В то же время, исчерпывающее предварительное исследование и разработка проекта учетной системы оказываются ненамного дешевле. В силу этих обстоятельств вариант, когда молодой главный бухгалтер торговой или производственной фирмы освобождается на один день в неделю от служебных обязанностей, учится на платной основе в аспирантуре нашего института, и выполняет в составе научного коллектива работу по экспериментальным исследованиям бухгалтерских или иных управленческих технологий, может в финансовом отношении оказаться для его руководства достаточно привлекательным. Другое дело, что финансировать работу такого коллектива исследователей управленческих технологий только на коммерческой основе было бы затруднительно. По большому счету, результаты исследований нужны всем, но организовать финансирование их на паях коммерческими структурами практически нереально. Вероятно, здесь как раз тот случай, когда коммерсанты могут спросить, на какие цели они платят налоги, и не пора ли малую их часть вернуть, путем, например, финансирования комитетом по потребительскому рынку научно-исследовательской лаборатории экспериментальных исследований бухгалтерских технологий в нашем институте.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно, пожалуй, осторожно констатировать, что мы в какой-то мере научились готовить главных бухгалтеров малых и средних предприятий. К сожалению, пока мы не совсем определились, какую нишу на рынке труда должны занять выпускники коммерческого факультета. Скорее всего, это должны быть специалисты по технологиям оптовых и розничных продаж. Технологии торгового и складского учета в оптовой торговле сейчас неплохо освоены на учетно-финансовом факультете. Компьютерные технологии розничной торговли активно осваиваются. По-видимому, они и должны стать тем "каркасом", на который монтируются другие знания и умения будущих коммерсантов. В том, что касается выпускников факультетов менеджмента и внешнеэкономической деятельности, видимо, еще требуется изучение, насколько проблема трудоустройства для них актуальна. Зачастую на этих факультетах проходят обучение студенты, уже ориентированные на конкретные функции в конкретном бизнесе.
Если учетно-финансовый факультет нашего института претендует на то, что дает лучшую подготовку студентам, чем на-других факультетах, или в V других ВУЗах Саратова на аналогичных специальностях, было бы интересно посмотреть, чем отличается обучение бухгалтерскому учету на факультете. На наш взгляд, таких отличий два. Во-первых, прослеживается отчетливое разделение традиционного обучения предмету и развитие навыков практической деятельности главного бухгалтера. По крайней мере пять раз студенты моделируют полный квартальный цикл работы предприятия и готовят баланс и другую отчетную документацию. Вторая характерная особенность обучения - широкое, систематическое и неформальное применение в учебном процессе компьютерных технологий бухгалтерского, складского, торгового и оперативного учета. По существу, в курсах "Компьютерные технологии" и "АРМ специалиста" продолжается изучение бухгалтерского учета, но акцент делается на его практической реализации в рамках конкретной компьютерной системы. Вообще, вероятно, одна из самых больших сложностей в обучении практическому бухучету, состоит в том, что все реальные задачи являются достаточно трудоемкими в реализации, поэтому показать студенту полный цикл работы предприятия при ручном ведении учета очень непросто. Применение компьютеров позволяет сократить этот процесс до 10 - 12 учебных часов, так как студент избавляется от ряда рутинных операций.
Практическое моделирование работы малого предприятия начинается в курсе "Компьютерные технологии". Для этих целей была подготовлена и многократно опробована модель хозяйственной деятельности малого предприятия, в которой эта деятельность минимизирована настолько, насколько это возможно, чтобы не нарушить целостность квартального рабочего цикла. У нас это - одна торговая операция, из дохода по которой выплачивается зарплата и налоги. Иными словами, из всего многообразия деятельности главного бухгалтера малого предприятия удалось вычленить некое "ядро" - действия, абсолютно необходимые в каждом предприятии.
Эта модель в курсе "Компьютерные технологии" воспроизводится три или четыре раза (в зависимости от работоспособности конкретной группы) на разных программных системах бухгалтерского учета. Обычно это - БЭСТ-2+, "1С:Предприятие", КомТех+, и какая-либо из новых или значительно модернизированных систем. Практически все производители, за исключением фирмы "1С", имеют и охотно дают ВУЗам демонстрационные версии своих программных продуктов, на которых практически беспрепятственно возможна реализация модели. В учебном процессе мы обычно используем версии не более чем шестимесячной давности. Кроме неплохого знакомства с компьютерными системами бухгалтерского учета, практически все студенты, три или четыре раза подготовив баланс малого предприятия, очень твердо усваивают то, без чего не может обойтись ни один гл. бухгалтер.
В конце третьего курса кафедра бухгалтерского учета проводит важнейшее звено всего процесса подготовки специалиста. Условно его называют учебно-ознакомительной практикой, а по существу это - то же моделирование квартального цикла работы малого предприятия, дополненное подготовкой учредительных документов, но без применения компьютерных технологий. Деятельность малого предприятия теперь несколько побольше, чем в курсе "Компьютерные технологии". Моделирование происходит в форме деловой игры, когда в течение двух недель студенты ходят в институт, как на работу. Может быть, эту учебно-ознакомительную практику имело бы смысл проводить пораньше, до знакомства с компьютерными технологиями. Сейчас кафедре приходится пресекать попытки студентов реализовать бухгалтерские операции в рамках практики на компьютере, на том основании, что уметь вести ручной учет нужно тоже.
Следующий этап освоения практического учета реализуется в курсе "АРМ специалиста". Практические занятия по этому курсу проходят также в виде деловой игры, но в течение целого семестра. В рамках курса используется локальная сеть на 10 - 12 рабочих мест, в которой развернута сетевая версия программной системы БЭСТ-4. На начальном этапе работы студенты получают элементы навыков по конфигурированию корпоративной программной системы предприятия, а затем переходят к собственно моделированию хозяйственной деятельности. В качестве моделируемого предприятия выбирается теперь крупная коммерческая структура типа торгового дома, которая имеет центральную бухгалтерию, оптовые склады, торговый отдел и подразделения, ведущие розничную торговлю. Технология и методики ведения отдельных участков учета используются уже близкие к реальным в нашем регионе, с учетом регионального законодательства (в частности, областного закона о налоге с продаж). Используются также некоторые оправдавшие себя в ряде торговых предприятий методы оптимизации налогообложения. На первых занятиях распределяются роли генерального директора, главного бухгалтера и его заместителя, начальника отдела продаж, заведующего розничным магазином, бухгалтеров, менеджеров по торговле, продавца-кассира. Обычно роли распределяются с учетом индивидуальных способностей и в дальнейшем не меняются, хотя все студенты выполняют отдельные поручения из самых разных областей учета. При этом, чтобы обеспечить минимальный уровень овладения всеми видами учета, считается, что кроме большого торгового дома, каждый студент по совместительству работает главным бухгалтером в небольшом торговом предприятии. База данных этого предприятия находится на его рабочей станции, регулярно копируется на дискету, и может быть использована на экзамене. Обычно операции, которые нужно объяснить всем, сначала делаются в локальных предприятиях.
Особая роль отводится розничной торговле, поскольку мы отчетливо понимаем, что российскую торговлю в ближайшие годы ожидает техническая революция, связанная с широким внедрением компьютерных систем оперативного учета и технологий штрихового кодирования. Собственно, этот процесс уже должен был бы быть в разгаре; его несколько приостановил август 1998г. Хотя специалистов по оперативному учету розничных продаж или оптовому торговому учету весьма условно можно отнести к бухгалтерам, но, поскольку пока кафедр по этим видам учета нет, указанным торговым технологиям приходится учить на учетно-финансовом факультете. В подключении к компьютерной системе кассовых аппаратов много технических и программных проблем. Они нами решаются, но пока приходится моделировать кассовый аппарат на одном из компьютеров локальной сети. В курсе "АРМ специалиста" достаточно подробно моделируется формирование справочника товаров и текущих цен для кассовых аппаратов, передача их на кассу, выполнение нескольких розничных продаж с печатью чеков, формирование отчета о дневных продажах, передача его в центральную бухгалтерию, получение товарного отчета продавца-кассира, и формирование соответствующих ему проводок.
В рамках курса "АРМ специалиста" в течение примерно 2,5 месяцев ведутся оптовые закупки и продажи, закупаются и распределяются материалы и МБП для собственного использования, розничная торговля, начисляется и выплачивается зарплата, перечисляются налоги и платежи во внебюджетные фонды, то есть имитируется обычная работа крупного торгового предприятия. Студенты к четвертому курсу становятся достаточно самостоятельными, так что им можно кратко давать достаточно крупные задания, например, начислить зарплату и выплатить зарплату. При этом нет необходимости пояснять, что нужно подготовить документы для получения наличных в банке, платежи во внебюджетные фонды, оприходовать наличные в кассу, сформировать необходимые проводки и т.д. Преподаватель получает возможность достаточно много времени тратить на решение действительно непростых вопросов, и реализации новых элементов учета, появившихся после прошлогоднего курса. Это разделение, а теперь слияние подоходных налогов, новые порядки сдачи данных на магнитных носителях в налоговую инспекцию и пенсионный фонд, раздельное ведение учета по товарам облагаемым и необлагаемым налогом с продаж, и т.д. и т.п. Легко принять постановление, и очень непросто разработать под него учетную технологию, а уж изучать ее приходится буквально "с колес".
В процессе моделирования хозяйственной деятельности торгового дома мы особенно не заботимся о том, чтобы учет велся всеми студентами безошибочно. При этом исходим из того, что бухгалтерии без ошибок не бывает, и главный бухгалтер должен уметь диагностировать бухгалтерскую систему, знать основные причины, по которым его баланс может не сходиться, и иметь навык нахождения ошибок в компьютерной бухгалтерии. Кроме того, студент, претендующий на квалификацию главного бухгалтера, должен представлять основные методики, по которым его будут проверять инспектора по различным налогам и платежам во внебюджетные фонды. Именно их глазами нужно посмотреть на свои отчеты.
Баланс и другую отчетную документацию мы начинаем формировать примерно за месяц до окончания семестра. Обычно к этому времени накапливается достаточно большая база данных, в которой имеются ошибки практически в каждом участке учета. Поиску их и посвящается заключительная часть курса "АРМ специалиста". На наш взгляд, на занятиях в институте сформировалась неплохая система диагностики бухгалтерской системы, которая теперь иной раз применяется и на конкретных предприятиях.
Далее возникает ряд естественных вопросов. Прежде всего, преподаватель, который обучает компьютерному учету, должен иметь достаточно большой опыт практической бухгалтерии, причем на самых разных предприятиях. Как заполучить ему этот опыт? А если получит, то где гарантия, что завтра не уйдет сам работать главным бухгалтером или финансовым директором на зарплату, в несколько раз превышающую доцентскую? Кроме того, знания и опыт, полученные в этой области быстро устаревают, и, по крайней мере, раз в четыре-пять лет должны обновляться полностью. Спрашивается, что заставит преподавателя постоянно обновлять квалификацию при его нынешней зарплате? Тем более, что знания в области компьютерной бухгалтерии пока практически невозможно получить из книг, а только из практической работы.
Наверное, в нынешних непростых условиях существования российской высшей школы самым приемлемым является вариант, когда преподаватель имеет свой бизнес по своей науке. Тогда уровень его оплаты в ВУЗе отходит на второй план, а определяющей становится возможность самореализации в учебном процессе, создание своей научной школы и т.д. Да и с точки зрения бизнеса вряд ли можно преподавание в ВУЗе отнести к совсем уж бесполезной потере времени, а значит, и денег. По крайней мере, у предпринимателя, преподающего в ВУЗе, нет проблем с подбором кадров, и меньше с их подготовкой. Кроме того, бизнес приобретает некоторый академический лоск, который тоже не следует сбрасывать со счета. А поскольку в последние годы немало активных преподавателей ВУЗов и ученых ушло в бизнес, может быть, имеет смысл подумать и о том, как привлечь их обратно? Достаточно много здесь просматривается перспектив и с точки зрения трудоустройства и организации практики.
В нашем институте стихийно складываются какие-то элементы системы взаимодействия экономического образования и практического бизнеса. Кафедры бухгалтерского учета и компьютерных технологий сотрудничают с небольшой внедренческой фирмой - НПК "Аэроинформатика", которая имеет достаточно большой - порядка сотни - объем внедренных компьютерных систем. Все преподаватели компьютерного учета и некоторые студенты работают в этой фирме по совместительству. Так что деловую игру по курсу "АРМ специалиста" ведут преподаватели, имеющие неплохой опыт внедрения компьютерных технологий в самых разных предприятиях и организациях. А кроме того, обычно в каждой группе есть 1-2 студента, которые тоже имеют такой опыт, и на занятиях есть кому сравнивать различные системы учета, технологические особенности организации учетного процесса, да и просто уровень бухгалтерского учета в разных предприятиях Саратовского региона.
Организация производственной практики в этой системе также претерпевает значительные изменения. Если НПК "Аэроинформатика" и не имеет возможности взять на практику более 15-20% студентов учетно-финансового факультета, наличие у фирмы многочисленной клиентуры позволяет подобрать места практики еще для четверти студентов, причем в фирмах, где действительно есть чему поучиться, т.е. имеется не только компьютерная сеть, но и высокая культура бухгалтерского учета. Если добавить сюда студентов, проходящих практику в семейном бизнесе, что достаточно естественно, и традиционных партнеров института по производственной практике, можно сказать, что эта проблема на факультете решена. Не только нет нехватки мест практики, но и есть определенный выбор. Особенно полезной представляется на практике работа по внедрению компьютерных технологий, в процессе которой студент не только детально знакомится практически со всеми участками учета, но и выполняет нужную н полезную предприятию работу. Обычно результатом такой работы становится сконструированная совместно с руководителем технологическая схема обработки учетной информации на предприятии, в форме, например, пооперационных инструкций для каждого участника этого процесса. Неслучайно выпускная квалификационная работа такого студента становится рабочим документом фирмы, как это было, например, на ГП "Михайловская птицефабрика", или ОАО "Губернский рынок". За последние годы несколько студентов представили на защите акты о внедрении своих выпускных работ.
Жаль только, что производственная практика одна, и слишком тесны ее рамки, как, впрочем, и курса "АРМ специалиста". В связи с этим в заключение пора сказать несколько слов о том, как нам видятся перспективы развития учебного процесса в связи с переходом на пятилетний срок обучения.
Прежде всего, следует отметить, что фактически, по крайней мере половина выпускников учетно-финансового факультета приобретают специальность, которую не совсем точно определять как "Бухгалтерский учет". Точнее было бы определение "Компьютерные технологии бухгалтерского учета". Поэтому, может быть, имеет смысл узаконить это положение в тех или иных организационных формах. Студенты, получающие образование по этой специальности, могли бы получать некоторые дополнительные знания по элементам программирования и настройки управленческих систем, а также по конфигурированию корпоративных компьютерных сетей.
Кроме того, насколько нам известно, пока ни один ВУЗ России не готовит специалистов, которые занимались бы организацией не бухгалтерского, а оперативного компьютерного учета в розничной торговле. Такой специалист должен владеть элементами технических знаний по вопросам совмещения компьютерных сетей, кассовых аппаратов, оборудования для поддержки технологий штрихового кодирования, фасовочного и весового оборудования. Он должен знать и уметь практически пользоваться программными продуктами для оперативного торгового учета, налаживать взаимодействие бухгалтерских и оперативных модулей торговой компьютерной системы. Естественно, что для него обязательны фундаментальные знания бухгалтерского учета и навыки ведения практической компьютерной бухгалтерии. Условно такую специальность можно было бы определить как "Компьютерные технологии торгового и оперативного учета". Думается, что с точки зрения профильности она была бы наиболее подходящей для учетно-финансового факультета нашего института. Принимая во внимание перспективы упомянутой технологической революции в торговле, имеющийся уже сейчас дефицит таких специалистов, должен снять проблемы их трудоустройства.
Независимо от открытия новых, или наполнения новым содержанием старых специальностей, в институте открываются достаточно серьезные перспективы просто в связи с увеличением срока обучения до пяти лет. Для учетно-финансового факультета они просматриваются по двум направлениям -производственная практика и учебные курсы.
Многие из нас завистливо вздыхали, читая мемуары инженеров, получивших образование в девятнадцатом веке. Там встречались ситуации, когда, например, приехавший на практику студент строил мост и уезжал доучиваться. Такая практика воспринималась как сказочная роскошь, совершенно недостижимая в наши дни. Наверное, если смотреть глобально, эти времена действительно ушли безвозвратно. Однако в компьютерных технологиях управления что-то похожее возможно и сейчас. Нечасто, но случается, что пришедший на предприятие подработать на последнем курсе студент оставляет после себя отлаженную компьютерную систему учета. Доказывать плодотворность такой практики - все равно, что ломиться в открытую дверь; важнее определить для нее оптимальные организационные формы. Думается, что лучшая практика для студента-выпускника - это практическая работа главным бухгалтером малого предприятия. Не так часто, как того хотелось бы, наши студенты получают предложения о подобной работе, но уж если получают, то поддержка института в этом начинании была бы им весьма кстати. Если предприятие состоит из нескольких человек и ведет небольшую деятельность, затраты времени на эту работу для студента вполне приемлемы, чтобы не страдал процесс получения им базового образования. Единственное, что нужно студенту -изредка не приходить в институт с утра, хотя бы потому, что он должен ходить в банк. В этом мог бы очень помочь один свободный день в неделю, выделяемый для самостоятельной работы студента. Одни студенты использовали бы его для практической работы, другие - для научных занятий, и все - для подготовки более серьезных, чем сейчас, курсовых работ. Кроме того, если уж у института появились определенные возможности выбора мест практики студентов, может быть, было бы рационально иметь не одну, а две производственных практики, на четвертом и на пятом курсе.
Опыт, полученный студентами на первой практике, мог бы активно использоваться в тех учебных курсах, которые читаются после нее. Если говорить о компьютерных технологиях управления, то таких курсов может быть по крайней мере два. Во-первых, это курс, аналогичный "АРМ специалиста", но посвященный производственному учету, и его "стыковке" с торговыми модулями и бухгалтерским учетом в торговле. Эти проблемы в настоящее время крайне актуальны, хотя и не решены до конца даже в теоретическом плане. Актуальность их связана с тем обстоятельством, что деятельность наиболее успешных и динамичных производственных фирм в нашем регионе имеет четко выраженную особенность - они имеют собственную сеть фирменной торговли. Это "Торэкс" и "Тайзер", "Карат-Плюс" и "Танпласт", ГП "Михайловская птицефабрика" и Горпищекомбинат "Энгельсский" и многие другие. Практически во всех этих предприятиях противоречивые требования к торговому и производственному учету порождают ряд технологических проблем в их учетных системах. С другой стороны, ряд предприятий оптово-розничной торговли обзаводятся производственными подразделениями, как минимум - по производству услуг. Таким образом, для успешной карьеры нашего выпускника в преуспевающей фирме, хорошего знания бухгалтерского учета в торговле, которое он имеет сейчас - мало. Необходимо практическое знакомство с организацией учета фактических затрат по видам выпускаемой продукции.
Второй курс связан с более отдаленными перспективами. Иногда в разговорах с директорами предприятий, где наши выпускники работают главными бухгалтерами, проскальзывают сетования на то, что хорошо бы им иметь еще и навыки вариантного планирования, моделирования перспектив развития предприятия, оценки финансовой устойчивости партнеров, и т.д. Приходится отвечать, что это иной уровень квалификации - уровень финансового директора, и что подготовка его в рамках дневного ВУЗа вряд ли возможна, необходимо сочетание и чередование практической работы в нескольких руководящих должностях и послевузовского образования (вот бы где была кстати аспирантура). Однако невозможность подготовки таких специалистов недоказана, и, как говорят большие руководители, "стремиться к этому надо". Одним из элементов такого стремления мог бы стать курс "Компьютерный аудит".
Для его организации, как нам представляется, необходимо провести определенную подготовительную работу, главным элементом которой является подбор коллекции из 4 - б квартальных баз данных достаточно крупных торговых и производственных предприятий. Создание и обновление такой коллекции представляет собой непростую, в том числе и этическую, задачу, хотя бы потому, что в базах может содержаться информация, содержащая коммерческую тайну предприятия. Однако, думается, проблему эту по согласованию с директорами предприятий можно решить. Допускаются же к врачебной тайне студенты-медики. Кстати, в медицине можно позаимствовать много полезного для организации нашего учебного процесса, в том числе и элементы обучения профессиональной этике, о которых мы начинаем говорить на лекциях. Курс компьютерного аудита мог бы включать в себя небольшую лекционную часть, практические занятия по ознакомлению с базами данных реальных предприятий на сети в 10-12 рабочих мест, и курсовую работу, которую выполняет бригада из 4-5 студентов. Результатом этой курсовой было бы учебное аудиторское заключение об учетной системе конкретного предприятия.
Приведенные здесь соображения позволяют с определенным оптимизмом смотреть в будущее. Есть определенные достижения неплохие перспективы развития. Кроме того, в последние 5-10 лет в российском (не московском) высшем образовании появилось, на наш взгляд, главное - совершенно другой студент. Если раньше он приходил за дипломом, иногда - красным, но все равно за бумагой, то теперь он понимает, что эту бумагу можно купить куда дешевле, и чаще всего хочет, особенно за свои деньги, действительных знаний. Если раньше, имея квалификацию главного бухгалтера, можно было не стать им всю жизнь, то теперь, как показывает опыт наших выпускников, они приобретают положение и зарплату, соответствующую их уровню, достаточно быстро.
Отсюда вывод - долго продолжавшийся в Советском Союзе период имитации образования, который прекрасно помнят все немолодые преподаватели, заканчивается. Под крики о гибели российской (не московской) высшей школы, последняя выздоравливает, образование в России наконец-то переворачивается с головы на ноги, и мы начинаем реально учить тех, кто в нас нуждается, тому, что им реально понадобится в практической деятельности.

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки