В становлении и развитии торговли, как и других отраслей хозяйства, решающее значение имеют кадры. Еще в дореволюционной России, по мере развития промышленности, оживления торговли, появления торговых домов, фирм, стали предъявляться высокие требования к подготовке персонала. Это способствовало становлению специального торгового образования. Уже в 1901 году в России насчитывалось 49 коммерческих училищ, 36 торговых школ, 14 торговых классов, 20 постоянно действующих курсов. В 1907 году появились высшие учебные заведения, готовившие специалистов для торговли. К 1916 году в стране действовало 6 высших коммерческих учебных заведений, 610 коммерческих училищ и школ, 140 торговых классов и курсов коммерческих знаний с общим количеством учащихся около 110 тысяч человек.
В послереволюционной России уже с 1923 года подготовка квалифицированных кадров для торговли получила новое развитие. Для торговых организаций и предприятий были необходимы, прежде всего, экономисты, товароведы широкого профиля, специалисты в области бухгалтерского учета. Упорядочение профилей подготовки в торговых вузах и техникумах, а также создание новых высших учебных заведений имело большое значение для повышения качества обучения, укрепления кадрового потенциала торговли.
В 1930 году были основаны широко известные и пользующиеся большим авторитетом Московский государственный университет коммерции, Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, а также целый ряд техникумов в Курске, Владикавказе, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Иванове и других городах, которые и сегодня являются хорошей базой для подготовки специалистов торговли. В 1931 году в соответствии с Постановлением Правительства при Наркомвнешторге была создана Всероссийская академия внешней торговли для подготовки руководящих работников и специалистов в области внешней торговли. К 1935 году в системе Наркомата внутренней торговли имелось 5 торговых вузов, в которых обучалось 3600 студентов и 2000 человек получали образование на рабфаках, в 10 техникумах и 16 школах торгового ученичества. Для подготовки национальных кадров в республиках и вовлечения их в сферу торговли также создавалась сеть специализированных учебных заведений. Только в 1931-1932 годах открыли прием учащихся техникумы в Карельской, Чувашской, Удмуртской, Бурятской автономных республиках. Несколько позже созданы торговые техникумы и школы в союзных республиках Закавказья и других регионах страны.
В первые годы войны многие учебные заведения отрасли прекратили свою работу. Однако, в результате предпринятых усилий по их восстановлению, уже в октябре 1943 года в торговых вузах обучалось более трех тысяч человек, а к концу 1944 года численность студентов в них достигла довоенного уровня.
О масштабах подготовки кадров для отрасли в послевоенные годы можно судить хотя бы по тому, что с 1946 по 1957 годы в организации и предприятия системы внутренней и внешней торговли страны было распределено из торговых учебных заведений 11 тысяч специалистов с высшим и около 60 тысяч со средним специальным образованием.
В 1966 году в систему отраслевого образования входило 18 вузов, 99 техникумов, 201 училище. Все последующие годы укреплялась их материально-техническая база, строились новые учебные корпуса и общежития. К началу 80-х годов только в техникумах торгового профиля обучалось 76,3 тысячи человек, а 95% профтехучилищ располагали учебно-производственными базовыми предприятиями.
Однако в 1982 году, в соответствии с Постановлением Правительства, из системы Минторга было передано в ведение Госпрофобра России более 100 торговых и торгово-кулинарных училищ с хорошей материально-технической базой, что по существу лишило торговлю возможности готовить для себя кадры массовых профессий.
Передача профессионально-технических училищ отрасли в другое ведомство привела к перепрофилированию ряда училищ, к размыванию специфики торговой подготовки, к постепенному разрыву между необходимым уровнем подготовки кадров массовых профессий для отрасли и фактически полученным качеством. Была нарушена преемственность между профессиональными образовательными программами разных уровней, в результате чего возникла объективная необходимость возрождения подготовки рабочих массовых профессий в системе учебных заведений Минторга. Сейчас эта проблема решается путем открытия и реализации образовательных программ начального профессионального образования в средних специальных учебных заведениях отрасли.
В 90-е годы произошли коренные изменения в торговле, возросла ее роль в развитии экономики, возрос спрос на специалистов новой ориентации, способных решать проблемы отрасли в быстроменяющихся условиях рыночных отношений, что положило начало новому этапу в развитии системы торгового образования.
Значимость отраслевой образовательной системы в обучении, переподготовке и повышении квалификации кадров для торговли существенно возросла. Несмотря на известные финансово-экономические сложности и бесконечные реорганизации в отрасли, система торгового образования и единая структура учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для внешней и внутренней торговли, были сохранены.
Учебные заведения отрасли представлены тремя типами и семью уровнями. Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы) осуществляют подготовку и переподготовку специалистов на базовом (техникумы) и повышенном (колледжи) уровнях. Высшие учебные заведения осуществляют вузовскую подготовку на трех уровнях: бакалавры, специалисты, магистры, а также послевузовское обучение на двух уровнях - аспирантура, докторантура.
В настоящее время отраслевая образовательная система включает 6 государственных вузов с 22 филиалами, 18 колледжей, 30 техникумов с 17 филиалами. В них обучается около 100 тысяч студентов. В систему торгового образования входят и образовательные учреждения дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных и местных органов управления торговли, преподавателей учебных заведений. Министерство торговли стало учредителем целого ряда учебных заведений дополнительного профессионального образования таких, как Московский институт международного бизнеса, Высшая коммерческая школа, Высшие курсы иностранного языка, Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли. Кроме того, подобные структурные подразделения организованы в отраслевых вузах. Наиболее действенным из них и функционирующим в тесной взаимосвязи с Минторгом РФ, передовыми предприятиями отрасли является Институт бизнеса при Московском государственном университете коммерции.
В учебных заведениях отрасли работают более 4500 штатных преподавателя, в том числе около 1000 кандидатов наук, более 160 докторов наук или со званием профессора. Все учебные заведения министерства имеют лицензии и государственную аккредитацию.
В отраслевых учебных заведениях преподают ученые с международной известностью. Это академик А.Д. Урсул, профессора М.И. Баканов, В.Н. Красильников, Я.В. Соколов, Е.Н. Евстигнеев, В.В. Патров, Н.И. Ковалев, Н.П. Любушин и многие другие, которые возглавляют признанные в нашей стране и за рубежом научные школы. В отраслевых вузах действуют 10 диссертационных советов с правом рассмотрения кандидатских и докторских диссертаций. Благодаря их деятельности преподавательский корпус торговых вузов пополняется молодыми перспективными учеными, способными продолжить традиции своих научных школ.
Интерес к торговому образованию постоянно возрастает. В учебные заведения приходит инициативная и способная молодежь. Учебные заведения отрасли готовят специалистов в области коммерции, маркетинга, рекламы, менеджмента, товароведения, технологии общественного питания, коммерческого права, банковских, бухгалтерских, аудиторских и других операций, экономики и управления предприятиями внутренней и внешней торговли, общественного питания.
Как свидетельствуют отзывы основных потребителей - предприятий отрасли, выпускники вузов способны на высоком профессиональном уровне анализировать хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, принимать выгодные решения по вложениям средств, обеспечивать техническую реализацию всех этапов внешнеэкономической деятельности от переговоров с иностранными партнерами и заключения контрактов до таможенного декларирования товаров и их реализации на внутреннем и внешнем рынках.
По сути можно говорить о том, что учебные заведения отрасли готовят широкий спектр специалистов новой формации, отвечающих современным требованиям. В течение многих десятилетий основными специальностями в отраслевых вузах и техникумах были товароведение, экономика в торговле и общественном питании, мировая экономика, бухгалтерский учет, технология приготовления пищи, финансы и кредит. С развитием рыночной инфраструктуры отраслевые учебные заведения значительно расширили перечень специальностей. С учетом потребностей отрасли была открыта подготовка по новым специальностям: маркетинг, менеджмент, коммерция, реклама, юриспруденция и правоведение, антикризисное управление, управление персоналом.
Существенные изменения произошли и в учебно-методическом обеспечении подготовки специалистов. Все отраслевые образовательные учреждения уже несколько лет работают по Государственным образовательным стандартам (ГОС), устанавливающим государственные требования к минимуму знаний и умений по конкретной специальности, сроки обучения и виды профессиональной деятельности выпускника.
В разработке Государственных образовательных стандартов по торговым специальностям высшего профессионального образования принимали участие старейшие вузы торговой системы: Московский государственный университет коммерции и Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, а для среднего профессионального образования - Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли, функционирующий в структуре Минторга РФ. Именно Московский государственный университет коммерции является головным вузом в системе Минобразования РФ по подготовке специалистов для торговли. На его базе функционирует учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области коммерции. УМО разрабатывает основополагающие нормативные документы (ГОСы, примерные учебные планы, программы и т.д.), проводит необходимую экспертизу в связи с открытием подготовки, аттестацией и аккредитацией вузов, оказывает необходимую методическую помощь, координирует подготовку специалистов для торговли, что особенно важно, так как в настоящее время подготовку кадров для торговли осуществляют наряду с отраслевыми учебными заведениями множество непрофильных государственных и негосударственных вузов, не имеющих пока достаточного опыта для такой работы.
С помощью ГОС, разрабатываемых учебно-методическими объединениями при вузах Минторга РФ, решается проблема управления качеством подготовки выпускников по торговым специальностям как в государственных учебных заведениях Минторга, так и в государственных и негосударственных вузах других органов федерального управления. Необходимость усиления контроля качества обучения обусловлена и тем, что в современных условиях экономического спада торговля остается наиболее развивающейся отраслью и создающей новые рабочие места. Отсюда престиж и интерес к торговым специальностям. Поэтому многие непрофильные учебные заведения, в том числе и негосударственные, берутся за подготовку специалистов для торговли и общественного питания.
Например, подготовка специалистов коммерции открыта сейчас более чем в 200 непрофильных средних специальных учебных заведениях и более чем в 80 непрофильных государственных вузах, чью деятельность необходимо направлять и контролировать. Сейчас это делает УМО, добиваясь соответствия подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов.
Можно с удовлетворением отметить, что все отраслевые учебные заведения соблюдают требования Государственных образовательных стандартов. Поэтому большинство из них успешно прошли аттестацию и аккредитацию, подтвердили высокий уровень качества выпускников и имеют право выдавать государственные дипломы.
В современных условиях, наряду с управлением качеством образовательных услуг, особенно важно планировать и прогнозировать подготовку кадров. С этой целью в апреле 1999 года разработана с учетом изменений в образовании и отрасли, обсуждена, одобрена на Коллегии Министерства торговли и согласована с Минобразованием РФ "Концепция развития и дальнейшего совершенствования отраслевой системы образования". В Концепции определены основные направления, проблемы и перспективы дальнейшего развития и совершенствования отраслевых учебных заведений. Основополагающие положения Концепции строятся на базе Федеральной программы развития образования в России.
Таким образом в настоящее время в структуре отрасли функционирует хорошо сложившаяся система торгового образования с современной материально-технической базой, кадровым, учебно-методическим и информационным обеспечением, со своей историей, традициями, многолетним опытом подготовки специалистов. Учебные заведения отрасли успешно решают свою основную задачу - обеспечение торговли современными кадрами, знающими специфику отрасли и конкретных специальностей, способными на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед торговлей задачи.
Однако функционируют учебные заведения Минторга РФ в условиях весьма ограниченного бюджетного финансирования. Да и те средства выделяются в большинстве своем лишь по двум статьям: зарплата по ЕТС и стипендии.
Развитие материально-технической базы, текущие и капитальные ремонты, коммунальные услуги, техническое и информационное оснащение, сохранение научно-педагогических кадров и целый ряд других проблем решают сами образовательные учреждения.
Поэтому сегодня весьма важно сохранить систему торгового образования и обеспечить ее дальнейший рост и улучшение.
А.Н.Балыкин, руководитель
Департамента кадров и государственной
службы Министерства торговли РФ
|
|