1. Реформа 90-х годов в торговле и кадры.
2. Структурные изменения в кадровом обеспечении торговли.
3. Финансовые проблемы подготовки, переподготовки и повышение квалификации торговых кадров.
К моменту начала реформ в начале 90-х годов положение торговли было катастрофическим. В условиях жесточайшего товарного дефицита, вызванного разрывом между платежным спросом и товарным предложением, торговля разучилась "торговать".
Проблему на потребительском рынке было решено решить через:
1) приватизацию торговых предприятий
2) свободное ценообразование
3) привлечение в торговлю новых кадров.
Первым шагом стал Указ Президента РФ от 25 декабря 1991 г. N 232 "О коммерциализации деятельности торговли в РСФСР". В соответствии с этим Указом каждое торговое предприятие получало возможность выделится из состава торга, треста, ОРСа и др. торгового объединения и получить статус юридического лица. Правовая и хозяйственная самостоятельность новых торговых предприятий потребовала от кадров принципиально новых знаний и умений. Обучение шло стихийно, методом проб и ошибок. Кадровый состав государственной торговли был не готов к этой новой экономической ситуации. Органы управления торговлей практически устранились от вопросов связанных с переподготовкой торговых курсов. Практически одновременно в СМИ началась компания по дискредитации тех, кто работал в торговле. Хотя проблема заключалась в том, что условия в которых работала торговля до 1991 года принципиально отличалась от тех, в которых ей предстояло работать. Магазины, не имея юридической и хозяйственной самостоятельности, не занимались заключением договоров, определением цен, контролем качества, работой с банком. Всему этому пришлось учиться практически "за одну ночь".
Далее последовал Указ Президента России от 29.01.92 г. N 65 "О свободе торговле", который предоставлял право торговать всем и везде. Торговать можно было с рук, с лотка, с машины. После этого Указа создавалось впечатление, что торговать стала вся страна. Торговцами стали учителя, врачи, инженеры, радиофизики и т.д. Казалось, что для того,чтобы торговать уже не нужно никаких специальных знаний, а тем более образования. Десятилетиями сдерживаемый экономический инстинкт советского человека вышел наружу. Это бесспорно способствовало стихийному выяснению предпринимательских способностей у людей. Но предпринимательские способности, это только одно условие успеха. Закон от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" создал условия для смены собственности в торговле. Предприятия торговли и общественного питания в нем значились под номером один. К 1996 г. 80% предприятий розничной торговли и общественного питания, 83% оптовой торговли сменили форму собственности. Новые собственники отказывались брать в свои предприятия людей, имеющих опыт работы или специальное торговое образование. В итоги торговля стала терять даже то хорошее, что было в ней накоплено до момента приватизации. Практически ликвидировалась такая форма торговли как самообслуживание. Хранение товаров, прием по качеству, изучение спроса, заказ производителю ушли в прошлое.
Но насыщение рынка товарной массой, конкуренция и борьба за покупателя, т.е. уже чисто рыночные механизмы, стали менять лицо торговли. Новому собственнику стало ясно, что торговля тоже требует профессиональных знаний. При найме на работу стал требоваться в начале опыт работы в торговле, а затем специальное образование.
П. Торговля получила свободу от административного ведомственного подчинения, юридическую, финансовую независимость от централизованного управления. Вместе с тем были ликвидирована централизованная система распределения товарных ресурсов, заказов, лимитов, закрепления поставщиков, централизованного завоза товаров и т.д. Более 90% торговых предприятий стали негосударственным сектором экономики, при этом количество предприятий торговли увеличилось почти в 2 раза. Все изменения происходящие в торговле выдвигали и новые требования к кадрам занятым в торговле. В проблеме подготовки кадров для торговли можно выделить несколько направлений:
- совершенствования перечня специальностей, которые требуются торговли
- повышение качества подготовки специалистов
- определение государственной политики в области требований к торговым кадрам
- разработки системы переподготовки и повышения квалификации торговых кадров.
Попытка совершенствования состава и наименований специальностей заложена в проект нового перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, предлагаемого Министерством образования России. На сегодняшний день трудно понять идеологию, которая вложена в него в отношении специальностей для торговли.
Если исходить из того, что торговые предприятия в рыночной экономике ни чем не отличаются по принципам организационно правовой деятельности от предприятий и организаций других отраслей, то специалисты работающие в торговом предприятии те же, что с в промышленности.
Можно определить следующие группы специалистов необходимые любому предприятия. Это прежде всего:
- специалисты в области управления
- специалисты в области экономики, анализа и учета
- специалисты в области финансов
- специалисты в области права
- специалисты в области сбыта и снабжения
- специалисты в области технологии и организации производства.
Далее возникает проблема: широта подготовки не зависимо от отрасли увеличивает возможность трудоустройства, но требует дополнительной подготовки в конкретной сфере. С другой стороны ориентация на конкретную отрасль сокращает спектр для трудоустройства, но требует меньше затрат на обучение в конкретной сфере. Все это не может быть отнесено к специалисту в области технологии и организации производства. Это самая дорогая сфера подготовки кадров, потому что требует колоссальных затрат на материально-техническую базу. Причем технология машиностроения отличается от технологии строительства, технология торговли отличается от технологии приготовления пищи.
Особенностью после реформенной подготовки кадров является и то, что теперь образование работает на неизвестный рынок. Если до 1991 года существовало государственное распределение и трудоустройство подготовленных кадров, то настоящее время государство ограничивает свою роль только контрольной цифрой приема, которая ни как не связана с последующим трудоустройством. Практически образовательное учреждение теперь должно не только подготовить (произвести) специалиста, но и обеспечить его трудоустройство (продать). Поэтому образовательные учреждения действуют в условиях рыночной экономики практически как любое предприятие. Единственное отличие на сегодняшний день состоит в том, что в конкуренции между образовательными учебными заведениями вопрос о трудоустройстве выпускников на сегодняшний день не занимает первое место. Но чем сильнее конкуренция на рынке образовательных услуг, тем ближе к первому месту в вопросе выбора образовательного учреждения будет стоять вопрос о трудоустройстве.
В этом смысле, специалисты в области торговли (кроме технологов) наиболее трудоустраиваемые на сегодняшний день.
Это связано, прежде всего, с тем, что все предприятия не зависимо от отрасли должны продать свою продукцию. Кроме этого в торговле большое количество малых и средних предприятий, то есть торговля отрасль, которая всегда потребляет большое количество кадров, разного уровня подготовки.
Все выше сказанное свидетельствует о том, что прежде, чем говорить о перечне специальностей, необходимо определиться с идеологией, которая в него будет заложена. Идеология должна быть лишена ведомственных подходов, она должна отражать требования экономики и подкрепляться финансовыми возможностями государства и населения на данный момент.
На наш взгляд специальность должна обеспечивать широту трудоустройства, а специализация давать более глубокие знания в конкретной сфере. Так, например, специалисты в области снабжения и сбыта предприятия (сегодня это специальность называется коммерция) должны иметь полный объем знаний, умений и навыков для организации этих процессов. За счет специализации они могут углублять свои знания, умения и навыки в конкретном направлении:
- снабжения сырьем ( с учетом специфики отрасли);
- снабжением оборудованием (с учетом специфики отрасли);
- сбыт товаров народного потребления;
- сбыт средств производства (с учетом специфики отрасли);
- сбыт сырья .
Причем сырье в условиях рыночной экономики во многом является биржевым товаром и требует специальных знаний.
Все это свидетельствует о том, что в идеологию перечня специальностей должна быть заложена, с одной стороны, общенациональная идея развития экономики в целом, а с другой стороны, она должна обеспечивать кадрам маневренность в условиях динамично развевающейся рыночной экономики и сократить расходы на переподготовку кадров в результате структурных изменений происходящих в экономике.
Повышения качества подготовки неразрывно связано с совершенствованием государственных образовательных стандартов и образовательных технологий. В сегодняшних проектах стандартов сделаны попытки учесть накопленный опыт, но все-таки они далеки от совершенства. Можно указать лишь некоторые недостатки, так, например, в стандартах нет четкой разницы в подготовки специалистов и бакалавров. Хотя, отличие в подготовке по специальностям и направлениям должно быть более глубоким и не ограничиваться сроком. Академическое образование должно быть обеспечено и другой, отличной от подготовки специалистов, образовательной технологией. Необходимо, на наш взгляд, более четко определить направления, в которых вообще будет востребовано академическое образование.
Практически в стандартах слабо раскрыты навыки и умения, которые должны быть получены специалистом в итоге обучения. Наибольший уклон в стандартах сделан в сторону перечня дисциплин и объема знаний по ним, которые обязан усвоить студент. Хотя, на наш взгляд, важнее в стандарте перечислить конкретные знания, умения и навыки, которые необходимы специалисту, а определить перечень дисциплин, с помощью которых учебное заведение этого добивается, предоставить ему самому.
Требует совершенствования и система контроля за качеством подготовки. На наш взгляд, учебно-методические объединения по специальностям должны разработать систему тестов для контроля знаний, учитывающую требования стандартов. Причем тесты должны обеспечивать, как текущий контроль за знаниями, так и итоговый контроль. Для итогового контроля необходимо разработать практические ситуации, разрешение которых позволило бы показать студенту всю полноту знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения. Необходимо перейти к письменным формам контроля качеством подготовки, что позволило бы унифицировать уровень подготовки в различных учебных заведениях.
Особый вопрос подготовки специалистов - это вопрос организации практики студентов. Для решения этого вопроса нужна государственная поддержка. Должна быть экономическая заинтересованность предприятий в организации практики. Государство может регулировать этот процесс или через финансирование практики через государственный бюджет, или через систему налоговых льгот. Самим образовательным учреждением решить этот вопрос на должном уровне практически не возможно.
Особого подхода требует организация практики-стажировки. На сегодняшний день такая практика плохо разработана и теоретически, и практически.
Особый аспект качества подготовки связан с качеством преподавания. Педагогические кадры в последнее десятилетие тоже были предоставлены сами себе. Разрушена государственная система повышения квалификации преподавателей, а взамен ей не создана новая. Практически все формы повышения квалификации стали платными. Причем источник оплаты повышения квалификации не определен. Бюджет просто не выделяет средств, у преподавателя при его доходах их нет. Хотя сегодняшние интеграционные процессы в экономике требуют от преподавателя знания и опыта других стран, работы с учеными ведущих западных школ и центров. ВУЗ в одиночку не может решить все эти вопросы.
Необходимо отметить, что в повышение квалификации преподавателя в условиях рыночной экономики требует стажировки в конкретных предприятиях. Но в настоящее время образовательное учреждение не имеет финансовых возможностей для организации такой стажировки в течение длительного времени (например, 1 год). Причем такая стажировка, необходима не только для молодых преподавателей, но она должна быть обязательны и повторяться один раз в пять лет для всех, иначе преподаватель теряет связь с практикой и не может обеспечить квалифицированное преподавание.
Важнейшее место в вопросе о том, кого и как готовить для торговли в ХХ1 веке занимает вопрос о государственной политике в области торговли. Так, например, пока государство не определит: где? Как? В какой степени? оно будет контролировать качество товаров, образование не может решить вопрос нужен товаровед -эксперт или нет? Если государство не закрепит требования к тому, кто может торговать и организовывать торговлю, значит, собственники будут нанимать людей, не имеющих специальных знаний, умений и навыков, а страдать будет потребитель товара или услуги. Конечно, рыночная экономика с усилением конкуренции в конечном итоге отрегулирует и эти перекосы, но, на наш взгляд, государство должно проявить здесь свою регулирующую роль, чтобы защитить потребителя от рыночной стихии. Поэтому, чтобы определиться с кадрами, которые будут необходимы торговле в ХХ! в., нужно принять Закон о том, какой государство хочет видеть торговлю. В этом законе должна быть отражена и роль государства в вопросах регулирования подготовки кадров для торговли. Вопрос же кадровой политики государства в сфере торговли - это важнейшая часть данного закона.
Последнее направление в структурных изменениях в вопросе подготовки кадров для торговли, на котором хотелось бы остановиться, - это разработка системы переподготовки и повышения квалификации торговых кадров.
Практически перестройка экономики, начатая в начале 90-х годов, разрушила сложившуюся систему повышения квалификации и переподготовки специалистов существовавшую до этого периода во всех отраслях народного хозяйства. На сегодня только Министерство финансов имеет хоть какую-то стратегию в этом вопросе. Так, например, подготовка и аттестация профессионального бухгалтера, аудиторов с выдачей сертификата Министерства финансов и с необходимостью проходить переобучение и переаттестацию. Эта система ставит под контроль государства качество кадров. Вся остальная система практически разрушена и требует возрождения с учетом новых требований, которые выдвигает экономика. Все направления повышения квалификации и переподготовки специалистов для торговли, должны быть заложены в законе о государственном регулировании торговли, тем более что определенный опыт в этом направлении накоплен есть и у нас, и за рубежом. Должны быть созданы центры аттестации торговых кадров. Они могут существовать как при учебных заведениях, так и при крупных торговых предприятиях. Они должны быть лицензированы, аттестованы и аккредитованы. В этом случае Министерство торговли может предоставить им право выдавать сертификат Министерства торговли, определяющий уровень квалификации, т.е. им должно быть предоставлено право определять уровень квалификации торговых кадров и осуществлять их обучение. Далее необходимо определить срок в течение, которого будет действовать данный сертификат, не требуя переподготовки. Практика показывает, что оптимальным в этом случае является пятилетний срок. Кроме этого необходимо разработать направления и программы, по которым будет осуществляться система повышения квалификации и переподготовки специалистов. Данные направления и программы должны раз в пять лет обновляться, чтобы наиболее полно отражать изменения происходящие в экономике.
Все выше сказанное, свидетельствует о том, что настало время более детального, научно-обоснованного и комплексного подхода к кадровой политике в сфере торговли.
Ш. Все стремления совершенствовать или создать систему
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров остаются "розовой мечтой", если не будут определены источники финансирования. Причем традиции России в этом вопросе, свидетельствуют, что финансирование подготовки кадров осуществляется по остаточному принципу. Хотя мировой опыт, и наши сегодняшние проблемы в экономики, говорят об обратном. Без квалифицированных кадров добиться успеха в условиях конкуренции практически невозможно. Однако, при сегодняшнем состоянии экономики, дефицитном бюджете изыскание дополнительных средств кажется проблематичным. На наш взгляд, все-таки есть возможность получения необходимых средств для финансирования программы подготовки, переподготовки и повышения кадров. Источники известны. К ним относятся средства бюджета различных уровней, налоговые льготы, прибыль предприятий и собственные средства граждан. Все эти средства могут концентрироваться в специальных фондах и распределяться на конкурсной основе, а могут двигаться как бы за желанием самих кадров, т.е. поступить в те образовательные центры, которые выбирает сам потребитель образовательных услуг. Проблема же, на наш взгляд, сегодня находится не столько в сфере экономики, сколько в сфере идеологии. В обществе лозунг "кадры решают все", не стал доминирующим. Общество еще не осознало, что ни какое современное оборудование не может приносить доход само по себе. Поэтому инвестиции в человеческий капитал - это путь к успеху. Причем получить готовые кадры, не вкладывая в их подготовку средства, практически невозможно. Обучение же на конкретном рабочем месте, без предварительной подготовки, дело дорогостоящее.
В повышение квалификации должен быть заинтересован и работодатель, и работник. Чем выше квалификация работника, тем более конкурентоспособен он на рынке труда. Заинтересованность работника в повышении собственной квалификации потребует развития образовательных кредитов. Наш взгляд, такое кредитование может осуществляться не только через банковскую систему, но и непосредственно на самих предприятиях. В этом случае предприятие создает образовательный фонд для кредитования повышения квалификации своих работников. Средства фонда должны быть отнесены к инвестиционным программам и иметь государственную поддержку. Эта поддержка может выражаться в следующем:
- в налоговых льготах, как для предприятия, так и для пользователей кредитом
- определением срока возврата образовательного кредита
- установлением предельного % за пользование образовательным кредитом.
Поэтому, проблему финансирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров можно решить при условии признания проблемы наличия квалифицированных кадров первостепенной в достижении успеха.
В этой статье сделана попытка определить не только проблемы, существующие в подготовке кадров, но, и определить основные направления решения этих проблем. Хотя для создания целостной концепции подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров нужна разработка комплексной программы, в которой бы нашли свое отражение интересы государства, предприятия (фирмы) и самого работника. Тем более удивительно, что в концепции развития внутренней торговли представленной правительством РФ нет раздела, касающегося кадровой политики.
Н.В.Сумцова - к.э.н., профессор
ректор Нижегородского коммерческого института
|
|