Активная промышленная политика государства, ориентированная на достижение социально-экономического прогресса, является основой развития экономики. Ее реализация предполагает своеобразную подготовку или наличие научно-технологической, материально-технической, ресурсной базы, достаточно развитой инфраструктуры и квалифицированных кадров, способных к дальнейшему совершенствованию профессионального мастерства и компетенции в соответствии с возникающими потребностями в ограниченные по продолжительности отрезки времени. Кроме того, для достижения социально значимых результатов реализации промышленной политики важное значение имеет выбранная стратегия социально-экономического развития и традиции использования производством результатов современных научных разработок.
Все разработчики особое внимание уделяют развитию кадрового потенциала как основной движущей силе реформ. В частности, член-корреспондент РАН В.И. Маевский отмечает, что "для успешного продвижения по пути прогресса ... требуются глубокие качественные изменения в отраслевой и технологической структуре производства, вызывающие адекватные перемены в трудовом потенциале ... российского общества".
Анализ разработок по прогнозированию социально-экономического развития России до 2015 года показывает, что совершенствование технической базы производства должно быть завершено к 2009-2010 году. Это позволит осуществить намеченный переход на производство продукции новых свойств и высокого качества, которая будет конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим, мероприятиям по техническому совершенствованию производства должна предшествовать опережающая подготовка персонала. В соответствии с этим":
представляется необходимым, во-первых, оценить перспективную потребность народного хозяйства в дополнительном образовании; во-вторых, распределить сферы ответственности между работодателями за развитие кадрового потенциала и, в-третьих, разработать методику расчета времени опережения обучения по сравнению с началом действия хозяйственных решений.
Оценка потребности в дополнительном образовании кадров осуществляется на основе анализа выше указанных прогнозов социально-экономического развития России до 2015 года. В соответствии с задачей завершить техническое совершенствование отраслей народного хозяйства до конца 2010 года, основные задачи системы дополнительного образования должны быть выполнены в 2009 году. С учетом специфики решаемых технических задач период 2001-2010 годов может быть условно разделен на 2 этапа:
1) 2001-2004 годы - рост потребности в дополнительном экономическом образовании экономически активного населения с целью мотивации его рыночного поведения и в дополнительном профессиональном образовании работающих, обусловленный необходимостью максимально использовать резервные и недогруженные мощности предприятий реального сектора экономики и осуществлять переподготовку персонала для работы на вновь вводимых мощностях взамен выбывающих;
2) 2005-2010 годы - дальнейший рост потребности в дополнительном профессиональном образовании работающих, обусловленный необходимость осуществлять переподготовку персонала в связи со значительным вводом новых мощностей взамен выбывающих, модернизацией производств во всех отраслях реальной экономики, необходимостью производства продукции и услуг конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках; необходимостью осуществления дополнительного экономического образования экономически активного населения с целью пополнения и углубления знаний.
На основании анализа перспектив социально-экономического развития, выполненных Минэкономикой РФ, Институтами экономики и предпринимательства РАН, нормативно-правовых и методических документов Минобразования РФ, статистических данных Госкомстата России, отечественного и зарубежного опыта организации и осуществления дополнительного образования была определена ориентировочная потребность экономики народного хозяйства России в дополнительном образовании на период до 2010 года.
Необходимость незамедлительного, в течение 3-4 лет, осуществления массового образования экономически активного населения в рамках его рыночной ориентации (изучения основ рыночной экономики и рыночного поведения) необходима в связи с ростом производительных отраслей страны. Необходимо отметить, что с учетом осуществления организационных работ контингент обучающихся по этой тематике в 2001 году не превысит 10 млн. человек. В последующем он возрастет с тем, чтобы за 3-4 года обучить основам рыночной экономики практически все экономически активное население. В 2001-2002 годах состав слушателей по этому направлению должен быть сформирован, прежде всего, из работников отраслей промышленности и строительства интенсифицирующих производство продукции, безработных и незанятого населения. В 2003-2004 годах - из занятых в экономике, безработных и незанятого экономически активного населения. Обучение безработных и незанятого населения позволяет подготовить основу для развития малого и среднего предпринимательства, создания в этой сфере, в соответствии с Концепцией социально-экономического развития России, за 2005-2010 годы 15-20 миллионов рабочих мест. После осуществления рыночной ориентации должна осуществляться переподготовка безработных. Это повысит их компетентность и заинтересованность в организации собственного предприятия. Пропорциональность формирования контингента из числа безработных по годам первого этапа обусловлена невозможностью организации их одномоментного обучения. Начиная с 2005 года осуществление рыночной ориентации должно осуществляться в режиме совершенствования знаний по основам рыночной экономики исходя из эмпирически определенного для отраслей с незначительной динамикой норматива старения знаний, составляющего 10 лет. Продолжительность изучения курса основ рыночной экономики, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 610, может быть принята в размере 72-100 часов, а продолжительность переподготовки безработных - от 500 часов.
Дополнительное профессиональное образование занятых в экономике в 2001-2004 годах осуществляется с установленной Правительством периодичностью - не реже чем один раз в 5 лет. Вместе с тем, за пределами 2004 года в связи с необходимостью постоянно повышать конкурентоспособность продукции и услуг, широким техническим совершенствованием производства возможно сокращение периодичности дополнительного профессионального обучения до 3-х лет. Можно предположить, что численность занятых существенно не изменится. Это связано с тем, что, во-первых, при увеличении объемов производства продукции в ближайшие 4 года предприятия используют имеющийся персонал, примерно 10% которого работают в режиме неполной занятости, и, во-вторых, оживление производства, необходимость поддерживать основные фонды в работоспособном состоянии, а также подготовка к вводу новых и модернизации части действующих мощностей явится фактором поддержания стабильности численности занятых. С 2002 г}&да все занятые в экономике получают возможность осуществлять дополнительное экономическое образование в рамках тематических (проблемных) семинаров по рыночной экономике. Таким образом, бюджет их учебного времени составит 144-200 часов в 5 лет.
В связи с краткосрочностью восстановительного периода дополнительное профессиональное образование занятых в промышленности и строительстве должно быть осуществлено в течение 2001-2002 годов. Численность обучающихся на этот период определяется исходя из количества работающих в этих отраслях с учетом концентрации производства продукции примерно на 65-70% мощностей в связи с возможностью их эффективной эксплуатации. Таким образом, в этот период ежегодно должны проходить обучение примерно по 6,5 млн. человек по программам, предусматривающим освоение основ рыночной экономики (рыночная ориентация), текущего повышения профессиональной квалификации и программе освоения опыта интенсивного использования устаревшего оборудование в условиях необходимости повышения качества продукции (всего 216-300 учебных часов). В 2003-2004 годах, в условиях начала незначительной по объему замены изношенных производственных мощностей вновь вводимыми (примерно, 3% в год), ежегодно для 0,6 млн. человек работающих в этих отраслях, необходима профессиональная переподготовка по программам стандартной 500-часовой продолжительности.
За пределами 2004 года замена изношенных мощностей новыми и модернизация действующих примет масштабный характер во всех отраслях реального сектора экономики. В связи с этим потребность промышленности и строительство учтена в общей потребности реального сектора. То есть, в период 2005-2009 годов; потребуется профессиональная переподготовка всего персонала отраслей реального сектора (с учетом 1,2 млн. человек, занятых в промышленности, строительстве и на транспорте и переподготовки в 2ООЗ-2004 годах), которая будет предшествовать замене или модернизации оборудования и должна закончиться в 2009 году. С 2010 года персонал этих отраслей осуществляет совершенствование профессионального мастерства по программам краткосрочного дополнительного профессионального и экономического образования.
Общая потребность в дополнительном образовании кадров по годам анализируемого периода наиболее значительна в 2001-2004 годы, а с 2005 года стабилизируется на уровне 11-12 млн. человек. Широта диапазона численности обучающихся объясняется тем, что именно в первые годы необходимо осуществить качественную подготовку кадров к будущим изменениям.
Необходимым условием успешности выполнения является распределение ответственности: В данном случае ответственности между работодателями за своевременную и качественную подготовку, позволяющую персоналу эффективно решать поставленные задачи. Экономическое состояние российского общества больше не позволяет следовать курсом пассивной промышленной политики. Задачи этапа 2001-2004 года в области социально-экономического развития должны быть выполнены.
Ожидаемый в этот период экономический рост определяется не только как предварительный штат структурных изменений, но прежде всего основывается на росте производительности труда. Именно этим определяется мера ответственности работодателей перед обществом.
Анализ структуры промышленного и строительного производства по формам собственности показывает следующее:
в промышленности государственной собственностью является 5,1% предприятий, на которых работает 15,6% промышленно-производственного персонала;
в строительстве, соответственно, 2,8% и 10,4 %.
В целом удельный вес занятых на государственных предприятиях в промышленности и строительстве соответствует 14,2%. Исходя из принципа пропорциональности распределяется и ответственность за организацию и финансирование подготовки и развития кадров между работодателями. Таким образом, владельцы негосударственных предприятий несут ответственность за 18,5% занятых в промышленности и строительстве, а за безработных -государство. Значительные потребности в дополнительном образовании на ближайшие 8-9 лет, особенно в 2001-2004 годах, актуализируют такие работы, как исследования по совершенствованию планирования и организации учебного процесса, подготовка резерва руководящих кадров и специалистов, совершенствование деятельности самой системы дополнительного образования и его финансирования.
Зам. директора Учебно-исследовательского Центра
переподготовки и повышения квалификации кадров
промышленности Государственного университета
Высшей школы экономики к.т.н.,
проф.Царегородцев Ю.Н.
Май 2000 г.
|
|