Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Образование

Рыночные горизонты высшей школы

Одна из важнейших особенностей высшей школы - ее ориентация на будущее страны. Тесная связь с перспективными научными исследованиями и нуждами хозяйственного развития способствуют своевременному определению потребности в специалистах того или иного профиля и разработке государственных образовательных стандартов. Решение этих задач приобретает особое значение на данном этапе рыночных реформ в России.
В последнее десятилетие практически все высшие учебные заведения нашей страны были заняты подготовкой кадров для рыночных институтов. Выпущено их немало. Определенное число дипломированных специалистов нашли применение на предприятиях рыночной инфраструктуры: в банках, на биржах, в страховых компаниях и т. п. Эта работа считалась престижной и обеспечивала высокий доход, что привлекало студентов на определенные факультеты. Однако еще несколько лет тому назад эксперты отмечали, что прием на эти факультеты заметно превышает потребность в "рыночниках", Для сбалансированного развития экономики страны необходимы специалисты разного профиля. Сейчас совершенно очевидна потребность в высококвалифицированных и хорошо образованных кадрах для наукоемких отраслей, растет спрос на инженеров и других специалистов. Если своевременно не внести соответствующие коррективы в планы приема вузов, вполне возможно, что через несколько лет для многих молодых специалистов возникнет проблема трудоустройства.
Подобные диспропорции вполне устранимы при наличии активной государственной политики в области профессионального высшего образования, которой и будут следовать Министерство образования, организации и учреждения, работающие в данной сфере. Значительную заинтересованность в реализации такой скоординированной политики должен проявить и большой бизнес, практически формирующий инвестиционную политику в различных отраслях экономики и призванный заботиться об их кадровом обеспечении в перспективе. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что корпорации, особенно крупные, вкладывают немалую долю своих прибылей именно в подготовку кадров для приоритетных направлений развития бизнеса.
Учитывая экономическую и социальную значимость эффективной кадровой политики, необходимо постоянно прогнозировать потребность в кадрах. Эта работа должна вестись на солидной исследовательской базе и учитывать многие факторы, в частности, непростую демографическую ситуацию в стране.
Вопрос отнюдь не новый. В прошлом такая работа активно велась по нескольким направлениям. Есть определенный опыт, методики как -отечественные, так и зарубежные. Этим проблемам придается большое значение в развитых странах. Еще лет тридцать назад при ЮНЕСКО был создан Институт планирования образования. Его разработки активно использовались и в нашей стране.

К сожалению, при скоротечных рыночных реформах многие вопросы планирования и прогнозирования в деятельности высшей школы стали недооцениваться. В частности, ослабло внимание к такой важной проблеме, как фундаментализация образования.
Мир вступил в эпоху быстрой глобализации экономики и ее интернетизации, и это, естественно, ставит перед системой высшего образования соответствующие задачи. Ведь современные информационные технологии, включающие средства обработки информации и новые способы коммуникации, значительно повысили темпы экономического роста, производительности труда, технологического обновления многих отраслей. В последнее десятилетие, согласно имеющимся оценкам, общий объем существующей в мире информации удваивается каждые полтора года.
Для работы в условиях столь быстрого обновления и качественного совершенствования информации требуются совсем иные, нежели в 80-90-е годы, кадры. Основываясь на анализе и прогнозе потребностей в них, необходимо заранее выстраивать рассчитанную на перспективу модель подготовки специалиста. Совершенно очевидно, что по качественным параметрам она должна быть ориентирована на базовый университетский уровень. Это хорошо понимают руководители и научно-педагогический персонал многих передовых вузов страны, стремящиеся учитывать требования времени уже в текущих учебных планах и заботящиеся о перспективах.
Переход к рыночной экономике внес существенные изменения в деятельность высшей школы. С появлением негосударственных учебных заведений на рынке образовательных услуг стала развиваться конкуренция, что явилось важным фактором стабилизации всей системы. На мой взгляд, нельзя противопоставлять государственные вузы частным - у каждого свои особенности, свои достоинства и недостатки. Я склонен рассматривать частные вузы как некоммерческие организации, так как для них главным является не извлечение прибыли само по себе, а увеличение доходов для расширения инвестиций в развитие самого процесса образования - укрепление материальной базы, достойная оплата труда научно-педагогического персонала и т.п. Крайне скудное бюджетное финансирование государственных вузов привело к тому, что многие их преподаватели вынуждены искать дополнительные заработки в негосударственных структурах, где за аналогичную работу платят куда больше.
Вместе с тем, определенные положительные условия для развития получили и государственные вузы, которым предоставлена некоторая финансово-экономическая самостоятельность. Это, прежде всего, возможность сдачи в аренду помещений, расширение приема студентов на договорной основе и т.п. Правда, эта их деятельность довольно строго регламентируется властями, так что о реальной свободе поведения этих учебных заведений на рынке образовательных услуг говорить пока рано. Однако даже имеющиеся ныне возможности являются значительным шагом вперед по сравнению с прежней крайней зарегламентированностью работы государственных высших учебных заведений.
Между тем у государственной системы высшего образования есть немало реальных возможностей упрочить финансовое положение. На мой взгляд, при их оценке следует исходить из того, что с учетом перспектив XXI века информатизации, вузы имеют немало шансов стать важнейшими центрами научных исследований, сосредоточив значительные инвестиции. Для этого иные университеты, институты и академии уже создают венчурные фирмы, шире привлекают к исследовательской работе преподавателей, аспирантов и студентов, ведут совместные разработки с -корпорациями. Такая деятельность - и это подтверждает мировой опыт позволяет учебно-научным центрам получать немалые доходы от реализации интеллектуального продукта.
С учетом реального положения отечественной экономики и возможностей государственного бюджета государственная политика по упрочению положения высшей школы должна, на мой взгляд, предусматривать многоканальное финансирование из внебюджетных источников. Помимо пассивных форм финансирования (расширение платных образовательных услуг, сдача помещений в аренду и т.п.), а также использования доходов от реализации интеллектуального продукта, нужно прибегать и к другим источникам. К примеру, благотворительным взносам корпораций, союзов предпринимателей и индивидуальных жертвователей. Правда, механизм осуществления подобных мер разработан недостаточно, что сдерживает финансовые возможности высшей школы. Очевидно, органы исполнительной и законодательной власти должны поработать для упорядочения дел в этой сфере.
Пока же положение оставляет желать лучшего. Государственные чиновники считают, что сфера высшего образования только потребляет ресурсы, а не производит их - отсюда столь распространенное явление "остаточного финансирования" образования и секвестирования даже выделяемых средств. А ведь вложения в научные исследования и подготовку кадров с фундаментальным образованием - это инвестиционная база экономического роста страны, перехода общества на более высокую ступень развития. "Человеческий капитал" - одно из базовых теоретических понятий, и высшая школа играет решающую роль в формировании этого капитала.
Не может не тревожить, что до сих пор при формировании государственного бюджета сохраняется негативная тенденция - сокращение ассигнований на нужды высшей школы. Не сулят увеличения ассигнований и составители самых последних проектов либеральных реформ. Более того, в "коридорах власти" высказываются мнения о сокращении объемов средств на высшую школу и на науку, предусмотренных федеральным законодательством. Если подобная точка зрения возобладает, нашей стране придется столкнуться с немалыми проблемами уже в ближайшем будущем.
Работники образовательной сферы хорошо помнят содержание указа № 1 первого президента России Б.Н. Ельцина, направленного на всемерное развитие образования в нашей стране. В частности, предполагалось, что заработная плата научно-педагогических кадров высшей школы будет выше, чем средняя зарплата в промышленности. Однако этот тезис до сих пор остается благим пожеланием.
Между тем многие вузы с каждым годом испытывают все большие трудности с побором перспективных молодых людей в аспирантуру, обучение в которой практически повсеместно осуществляется без бюджетного финансирования. Большая оплата трех лет обучения в аспирантуре и не высока, даже по нынешним меркам, зарплата преподавателей - отрицательные стимулы для привлечения наиболее способных студентов к научно-педагогической карьере.
Определенные меры по исправлению положения предусматриваются в Федеральной программе развития высшей школы. Однако для того, чтобы произошли реальные сдвиги и был обеспечен достаточный приток научно-педагогических кадров в вузы, следует разработать специальную целевую программу, профинансировать ее и таким образом обеспечить подготовку новой плеяды научно-педагогических работников, отвечающих перспективным требованиям высшей школы.

Е.Н. ЖИЛЬЦОВ, профессор,
доктор экономических наук,
заведующий кафедрой экономики
социальной сферы экономического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
академик МАН ВШ


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки