Одна из важнейших особенностей высшей школы - ее ориентация на будущее страны. Тесная связь с перспективными научными исследованиями и нуждами хозяйственного развития способствуют своевременному определению потребности в специалистах того или иного профиля и разработке государственных образовательных стандартов. Решение этих задач приобретает особое значение на данном этапе рыночных реформ в России.
В последнее десятилетие практически все высшие учебные заведения нашей страны были заняты подготовкой кадров для рыночных институтов. Выпущено их немало. Определенное число дипломированных специалистов нашли применение на предприятиях рыночной инфраструктуры: в банках, на биржах, в страховых компаниях и т. п. Эта работа считалась престижной и обеспечивала высокий доход, что привлекало студентов на определенные факультеты. Однако еще несколько лет тому назад эксперты отмечали, что прием на эти факультеты заметно превышает потребность в "рыночниках", Для сбалансированного развития экономики страны необходимы специалисты разного профиля. Сейчас совершенно очевидна потребность в высококвалифицированных и хорошо образованных кадрах для наукоемких отраслей, растет спрос на инженеров и других специалистов. Если своевременно не внести соответствующие коррективы в планы приема вузов, вполне возможно, что через несколько лет для многих молодых специалистов возникнет проблема трудоустройства.
Подобные диспропорции вполне устранимы при наличии активной государственной политики в области профессионального высшего образования, которой и будут следовать Министерство образования, организации и учреждения, работающие в данной сфере. Значительную заинтересованность в реализации такой скоординированной политики должен проявить и большой бизнес, практически формирующий инвестиционную политику в различных отраслях экономики и призванный заботиться об их кадровом обеспечении в перспективе. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что корпорации, особенно крупные, вкладывают немалую долю своих прибылей именно в подготовку кадров для приоритетных направлений развития бизнеса.
Учитывая экономическую и социальную значимость эффективной кадровой политики, необходимо постоянно прогнозировать потребность в кадрах. Эта работа должна вестись на солидной исследовательской базе и учитывать многие факторы, в частности, непростую демографическую ситуацию в стране.
Вопрос отнюдь не новый. В прошлом такая работа активно велась по нескольким направлениям. Есть определенный опыт, методики как -отечественные, так и зарубежные. Этим проблемам придается большое значение в развитых странах. Еще лет тридцать назад при ЮНЕСКО был создан Институт планирования образования. Его разработки активно использовались и в нашей стране.
К сожалению, при скоротечных рыночных реформах многие вопросы планирования и прогнозирования в деятельности высшей школы стали недооцениваться. В частности, ослабло внимание к такой важной проблеме, как фундаментализация образования.
Мир вступил в эпоху быстрой глобализации экономики и ее интернетизации, и это, естественно, ставит перед системой высшего образования соответствующие задачи. Ведь современные информационные технологии, включающие средства обработки информации и новые способы коммуникации, значительно повысили темпы экономического роста, производительности труда, технологического обновления многих отраслей. В последнее десятилетие, согласно имеющимся оценкам, общий объем существующей в мире информации удваивается каждые полтора года.
Для работы в условиях столь быстрого обновления и качественного совершенствования информации требуются совсем иные, нежели в 80-90-е годы, кадры. Основываясь на анализе и прогнозе потребностей в них, необходимо заранее выстраивать рассчитанную на перспективу модель подготовки специалиста. Совершенно очевидно, что по качественным параметрам она должна быть ориентирована на базовый университетский уровень. Это хорошо понимают руководители и научно-педагогический персонал многих передовых вузов страны, стремящиеся учитывать требования времени уже в текущих учебных планах и заботящиеся о перспективах.
Переход к рыночной экономике внес существенные изменения в деятельность высшей школы. С появлением негосударственных учебных заведений на рынке образовательных услуг стала развиваться конкуренция, что явилось важным фактором стабилизации всей системы. На мой взгляд, нельзя противопоставлять государственные вузы частным - у каждого свои особенности, свои достоинства и недостатки. Я склонен рассматривать частные вузы как некоммерческие организации, так как для них главным является не извлечение прибыли само по себе, а увеличение доходов для расширения инвестиций в развитие самого процесса образования - укрепление материальной базы, достойная оплата труда научно-педагогического персонала и т.п. Крайне скудное бюджетное финансирование государственных вузов привело к тому, что многие их преподаватели вынуждены искать дополнительные заработки в негосударственных структурах, где за аналогичную работу платят куда больше.
Вместе с тем, определенные положительные условия для развития получили и государственные вузы, которым предоставлена некоторая финансово-экономическая самостоятельность. Это, прежде всего, возможность сдачи в аренду помещений, расширение приема студентов на договорной основе и т.п. Правда, эта их деятельность довольно строго регламентируется властями, так что о реальной свободе поведения этих учебных заведений на рынке образовательных услуг говорить пока рано. Однако даже имеющиеся ныне возможности являются значительным шагом вперед по сравнению с прежней крайней зарегламентированностью работы государственных высших учебных заведений.
Между тем у государственной системы высшего образования есть немало реальных возможностей упрочить финансовое положение. На мой взгляд, при их оценке следует исходить из того, что с учетом перспектив XXI века информатизации, вузы имеют немало шансов стать важнейшими центрами научных исследований, сосредоточив значительные инвестиции. Для этого иные университеты, институты и академии уже создают венчурные фирмы, шире привлекают к исследовательской работе преподавателей, аспирантов и студентов, ведут совместные разработки с -корпорациями. Такая деятельность - и это подтверждает мировой опыт позволяет учебно-научным центрам получать немалые доходы от реализации интеллектуального продукта.
С учетом реального положения отечественной экономики и возможностей государственного бюджета государственная политика по упрочению положения высшей школы должна, на мой взгляд, предусматривать многоканальное финансирование из внебюджетных источников. Помимо пассивных форм финансирования (расширение платных образовательных услуг, сдача помещений в аренду и т.п.), а также использования доходов от реализации интеллектуального продукта, нужно прибегать и к другим источникам. К примеру, благотворительным взносам корпораций, союзов предпринимателей и индивидуальных жертвователей. Правда, механизм осуществления подобных мер разработан недостаточно, что сдерживает финансовые возможности высшей школы. Очевидно, органы исполнительной и законодательной власти должны поработать для упорядочения дел в этой сфере.
Пока же положение оставляет желать лучшего. Государственные чиновники считают, что сфера высшего образования только потребляет ресурсы, а не производит их - отсюда столь распространенное явление "остаточного финансирования" образования и секвестирования даже выделяемых средств. А ведь вложения в научные исследования и подготовку кадров с фундаментальным образованием - это инвестиционная база экономического роста страны, перехода общества на более высокую ступень развития. "Человеческий капитал" - одно из базовых теоретических понятий, и высшая школа играет решающую роль в формировании этого капитала.
Не может не тревожить, что до сих пор при формировании государственного бюджета сохраняется негативная тенденция - сокращение ассигнований на нужды высшей школы. Не сулят увеличения ассигнований и составители самых последних проектов либеральных реформ. Более того, в "коридорах власти" высказываются мнения о сокращении объемов средств на высшую школу и на науку, предусмотренных федеральным законодательством. Если подобная точка зрения возобладает, нашей стране придется столкнуться с немалыми проблемами уже в ближайшем будущем.
Работники образовательной сферы хорошо помнят содержание указа № 1 первого президента России Б.Н. Ельцина, направленного на всемерное развитие образования в нашей стране. В частности, предполагалось, что заработная плата научно-педагогических кадров высшей школы будет выше, чем средняя зарплата в промышленности. Однако этот тезис до сих пор остается благим пожеланием.
Между тем многие вузы с каждым годом испытывают все большие трудности с побором перспективных молодых людей в аспирантуру, обучение в которой практически повсеместно осуществляется без бюджетного финансирования. Большая оплата трех лет обучения в аспирантуре и не высока, даже по нынешним меркам, зарплата преподавателей - отрицательные стимулы для привлечения наиболее способных студентов к научно-педагогической карьере.
Определенные меры по исправлению положения предусматриваются в Федеральной программе развития высшей школы. Однако для того, чтобы произошли реальные сдвиги и был обеспечен достаточный приток научно-педагогических кадров в вузы, следует разработать специальную целевую программу, профинансировать ее и таким образом обеспечить подготовку новой плеяды научно-педагогических работников, отвечающих перспективным требованиям высшей школы.
Е.Н. ЖИЛЬЦОВ, профессор,
доктор экономических наук,
заведующий кафедрой экономики
социальной сферы экономического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
академик МАН ВШ
|
|