1. Высшая школа в современном российском обществе
К концу 80-х - началу 90-х годов в тенденциях международного развития все зримее стала проявляться закономерность: место той или иной страны в международном разделении труда, ее конкуретные позиции на мировых рынках продукции обрабатывающей промышленности и передовых технологий все более становятся зависимыми от двух взаимоопределяющих факторов - качества подготовки специалистов и условий, которые та или иная страна или экономическая система создает для раскрытия и использования потенциальных возможностей и способностей специалистов в процессе трудовой деятельности.
Стратегическая доктрина прогресса передовых стран мира базируется на концепции всемерного развития человеческого потенциала. Положение стран в современном мире определяется ныне не столько военным и экономическим потенциалом, сколько интеллектуальным, и ключ к благополучию и процветанию государств, к укреплению их роли на мировом рынке лежит в системе образования. За счет системы образования развитые страны мира получают до 40% прироста валового национального продукта.
Послевоенный опыт Японии, Южной Кореи и других быстроразвивающихся стран Восточной Азии показывает, что за счет концентрации ресурсов в систему образования можно всего за 10-15 лет подняться до уровня, сравнимого с показателями развитых стран.
Главный вывод истории послевоенного развития стран мира состоит в том, что приоритетное положение образования является не следствием благосостояния государств (как это сегодня "доказывают" в России), а его причиной.
С экономической точки зрения признано, что инвестиции в развитие образования являются вложениями средств в наиболее быстро окупаемую сферу. По оценкам американских экспертов, 1 доллар затрат в систему образования позволяет получить 3-б долларов прибыли.
Отечественная образовательная система, по признанию видных ученых мира, формально превосходит уровни образования США, Японии и многих европейских стран. Половина инженеров в мире работает в странах СНГ. Однако реальная отдача от инвестиций в образование вызывает жестокое разочарование у многих членов нашего общества. Из всех развитых стран население СНГ имеет самый низкий жизненный уровень, что полностью не соответствует в целом высокой его образованности.
Социально-экономический кризис нашего общества во многом обусловлен его хроническим невниманием к вопросам образования, при котором образовательно-культурная сфера рассматривалась как второстепенная.
Начиная с 1965 г. наблюдается значительный рост численности студентов высших учебных заведений во всех промышленно развитых странах мира. К 1985 г. численность студентов высшей школы по сравнению с 1965 г. выросла: США - на 65%; Великобритания - на 78%; Япония - на 94%; Франция - на 24 %; ФРГ - на 58%; СССР - на 33 %.
В 1990 г. в США насчитывалось более 7,0 млн. чел. студентов, в СССР - 5,2 млн. чел.
Статистическое управление США показало, что к марту 1987 г. 75,5% американцев окончили среднюю школу, а 19,9% - колледжи. Это значит, свыше 3/4 американцев имеют сейчас за плечами не менее 12 лет образования, а почти каждый пятый - 16 лет.
Динамика роста образовательного уровня занятого населения в годах обучения в США:
1960 г. - 10,6 лет; 1970 - 12,1 лет; 1980 г. - 12,5 лет; 1986 - 12,6 лет; 1990г.-14 лет.
Динамика роста образовательного уровня населения в годах обучения в СССР:
1959г.-7,4 лет; 1970г.-9,4 лет; 1979г. - 10,0 лет; 1986-10,4 лет. Образовательный уровень занятого населения в СССР:
1979г.-10,2 лет; 1989 г.-11,0 лет.
За последние тридцать лет своего существования СССР достиг значительного развития системы образования. С очень короткими перерывами практически шел непрестанный рост числа учебных заведений всех уровней образования от начальной школы до учебных заведений системы переподготовки кадров. Десятилетие 60-70-х годов можно назвать годами количественного роста среднеспециального и высшего образования. За это время численность учащихся и студентов в средних специальных и высших учебных заведениях СССР удвоилась. В течение последующих (70-80-е годы) лет система обучения новым профессиям и переподготовки кадров увеличилась более чем в два раза.
Однако в 80-90-е годы произошли весьма важные сдвиги. За эти годы количество учащихся в средних специальных учебных заведениях сократилось на 340 тыс. человек, достигнув 3891 тыс. человек. Уменьшился на 57 тыс. человек и контингент студентов высших учебных заведений, достигнув численности в 5,2 млн. студентов. При этом произошло количественное перераспределение в формах высшего образования. Значительно увеличилась доля студентов заочного отделения. Только 57,5% студентов обучались на дневных отделениях высших учебных заведений, т.е. чуть больше половины студентов имели возможность получить качественное образование.
Бесспорно, за послереволюционный период Россия прошла путь огромный: в 1917 г. уровень образованности трудоспособного населения равнялся 1 году, в 1941 г. - 4 годам, в 1960 г. - 6 годам, в 1990 г. составил 10,5 лет (в США около 14 лет). Если учесть, что сегодня каждый двадцатый американец является студентом различного уровня после средних учебных заведений, а в России только каждый тридцатый россиянин учится в вузе или в среднем специальном учебном заведении, то, очевидно, что разрыв в образовательном уровне США и России будет увеличиваться.
Между тем мы глубоко убеждены, что разрешение противоречия между формальным уровнем образования и экономическими результатами деятельности общества является первоочередной задачей. Современная экономика, зависящая от передовой технологии, невозможна без высококвалифицированных кадров. Поэтому интенсификация в экономической сфере должна опираться на реформирование системы образования, тогда деятельность учебных заведений всех уровней станет более эффективной, отвечающей нуждам экономического и технического развития общества.
Своеобразие реформ в России состоит в двуединой задаче: общественные реформы должны стимулировать реформы высшей школы, а реформы высшей школы должны стимулировать общественные преобразования. В этой неразделимой паре задач приоритетным являются реформы системы образования в целом и высшей школы, в частности.
2. Направления развития высшей школы
Высшие учебные заведения России представляют сейчас одну из самых мощных систем высшего образования в мире. В то же время эта мощная и одна из лучших в мире систем образования переживает глубочайший духовный и материальный кризис. По сути дела, идет процесс усиливающейся деградации высшей школы, когда не только свертываются, но и полностью исчезают ее целые направления.
В числе вузов России 129 университетов (общих - 41, технических и технологических - 56, аграрных и агроинженерных - 8, педагогических - 4, медицинских - 2, гуманитарных - 3, других профилей - 5); 28 академий (инженерно-технического и технологического профиля - 15, экономического и финансового - 4, гуманитарного - 5, сельскохозяйственного и ветеринарного - 2, медицинская - 1, еврейская - 1); 378 институтов по 49 профилям обучения. Сложившаяся структура отражает отраслевое построение экономики: 197 вузов имеют промышленный профиль.
Государственному комитету РФ по высшему образованию подчинены 220 вузов. Министерству образования - 96, Министерству сельского хозяйства - 62, Министерству культуры - 41, Министерству здравоохранения - 47, другим министерствам и ведомствам - 69 вузов.
Кроме того, на территории России функционируют 16 военных академий, 3 военных института, 7 военных факультетов при гражданских вузах, 4 военно-медицинских, 83 высших и 6 средних военных училищ, подчиненных Министерству обороны. Около 40% военных академий, институтов и высших училищ сосредоточено в Москве (18) и Санкт-Петербурге (22).
Наряду с государственными в России созданы 200 негосударственных образовательных учреждений разного уровня профессионального образования, из которых 141 учреждение прошло экспертизу и получило лицензию.
Лицензированные негосударственные образовательные учреждения составляют 26,3% от числа государственных вузов. Основная часть негосударственных образовательных учреждений (около 80%) расположена в Москве и Московской области.
В 1993 г. в ведение Комитета по высшему образованию передано управление системой среднего профессионального образования, в которой насчитывается 2609 государственных средних специальных учебных заведений, в том числе 432 колледжа, дающих повышенный уровень образования. Кроме того, на территории России действуют сейчас 947 межотраслевых, региональных, отраслевых и специализированных образовательных учреждений и подразделений государственной системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Опасное неравномерное распределение потенциала высшей школы привело к дисбалансу обеспечения регионов специалистами и размещения в них вузов, миграции специалистов.
В системе высшего образования доминируют исторические центры-Москва (87 государственных вузов) и Санкт-Петербург (42 государственных вуза), в Центральном и Северо-Западном экономических районах находится 183 государственных вуза, т.е. третья их часть. Наименьшее число вузов находится на территории Северного района (15 вузов), Волго-Вятского района (22 вуза), Черноземного района (26 вузов). В целом, в 15 городах России (из 122 вузовских городов) расположено 49% всех вузов Федерации.
Размещение вузов по экономическим регионам России приведено в табл.23. Структура вузовской системы с неплохими университетами в Поволжье, на Северном Кавказе, на Урале и в Западной Сибири более рациональна, чем в Центральном (Москва) и Северо-Западном (Санкт-Петербург) регионах, в которых почти половина вузов - промышленно-транспортного профиля.
Таблица
Размещение высших учебных заведений по экономическим регионам России
Регионы | Число ВУЗов |
Численность студентов, тыс.чел. |
1990/91
уч.год |
1991/92
уч.год |
1992/93
уч.год |
Рроссийская Федерация
(в целом) | 535 |
2824,5 |
2762,8 |
2638,0 |
Северный |
15 |
57,8 |
59,0 |
58,11 |
Северо-Западный |
47 |
266,1 |
255,5 |
238,8 |
Центральный |
136 |
794,4 |
765,0 |
724,1 |
Волго-Вятский |
22 |
133,8 |
131,8 |
127,4 |
Центрально-Черноземный |
26 |
123,9 |
123,0 |
119,8 |
Поволжский |
59 |
300,7 |
297,5 |
286,1 |
Северо-Кавказский |
51 |
250,5 |
249,2 |
241,3 |
Уральский |
57 |
303,7 |
298,1 |
288,5 |
Западно-Сибирский |
55 |
287,7 |
284,5 |
270,6 |
Восточно-Сибирский |
32 |
164,7 |
161,6 |
155,4 |
Дальневосточный |
32 |
122,4 |
122,4 |
115,8 |
Калининградская область |
3 |
15,8 |
15,2 |
12,1 |
3. Подготовка специалистов
Контингент студентов в вузах Российской Федерации в 1992/93 уч. году составил 2638 тыс. человек, что составляет 95% от контингента 1991/92 уч. года. Состояние системы высшего образования является отражением общего положения в государстве и обществе. Начиная с 1983 г. происходит постоянное сокращение общей численности студентов; в 1988 г. она сократилась до уровня 1974 г.; с 1981 г. сокращается показатель числа студентов в расчете на 10 тыс. человек населения. Сейчас Россия по числу студентов б и 7 уровней обучения (программы высшего образования) на 10 тыс. населения занимает 20-е место в мире.
Между тем мировой опыт свидетельствует о том, что быстрее и успешнее выходили из экономического и социального кризиса те страны, в которых правительства в трудное время первостепенное значение придавали образованию, оказывая необходимую финансовую и материальную поддержку высшим учебным заведениям.
Структура обучения студентов России по различным направлениям характеризуется преобладанием специальностей отраслевого инженерного профиля. По сравнению с западными странами в вузах России низка доля студентов, обучающихся по экономическим специальностям - 8% (США- 24%, Япония - 10%, ФРГ - 9%) и некоторым специальностям гуманитарного профиля (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Доля студентов университетов и приравненных к ним вузов, изучающих инженерные и естественные науки в странах мира
%
Страны | Доля студентов, изучающих |
Доля инженеров в совокупной рабочей силе |
инженерные науки | естественные науки |
Бельгия |
11,4 |
10,3 |
2,0 |
Германия |
14,1 |
18,1 |
2,2 |
Дания |
20,1 |
9,8 |
1,4 |
Испания |
10,5 |
11,5 |
|
Франция |
7,1 |
12,1 |
1,2 |
Греция |
16,1 |
15,1 |
|
Италия |
18,3 |
12,9 |
0,4 |
Ирландия |
17,1 |
14,3 |
|
Нидерланды |
16,3 |
12,0 |
1,8 |
Португалия |
18,5 |
7,0 |
|
Великобритания |
16,7 |
22,8 |
1,0 |
Усредненные данные |
15,0 |
13,0 |
1,4 |
США |
5,9 |
11,6 |
1,4 |
Япония |
21,6 |
3,2 |
2,5 |
РОССИЯ |
43,8 |
9,0 |
5,2 |
Доля инженеров в общем числе занятого населения в США составляет 1,4%, во Франции - 1,2%, Германии - 2,2%, Англии - 1,0%, Японии - 2,5%, а в России - 5,2 %. На 10 специалистов инженерного профиля, занятых в экономике Российской Федерации, приходится 14 специалистов нетехнического профиля, а в США - 114, в Германии - 39, во Франции - 32 специалиста. На долю одного инженера у нас приходится произведенного национального дохода в 10 раз меньше, чем в расчете на американского.
В 1989 г. в сельском хозяйстве на 1000 занятых у нас приходилось 128 специалистов (в США - 42), в капитальном строительстве у нас работает 260 специалистов (в США - 43).
Переход на рыночную экономику выявил низкий уровень и недостаточные объемы подготовки экономистов и юристов. Каждый третий экономист и бухгалтер не имеет даже среднего специального образования. Специальное высшее образование имеют только 30% экономистов и 11 % бухгалтеров.
Таким образом, дело упирается в качество подготавливаемых специалистов, их плохое использование, низкую квалификацию рабочих кадров. Очевидно, что опережающее развитие высшей школы относительно других отраслей является условием развития этих отраслей.
Таблица 2
Абсолютные показатели и структура выпуска специалистов из высших учебных заведений по направлениям подготовки
тыс чел, %
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ | РОССИЯ | США | ЯПОНИЯ | ФРГ |
Выпуск, всего |
401,1 |
1047,9 |
372,2 |
134,7 |
Удельный вес |
100 |
100 |
100 |
100 |
Инженерно-технические специальности |
163,3 |
187,3 |
70,5 |
29,1 |
Удельный вес |
40,7 |
17,9 |
18,9 |
21,6 |
Сельское хозяйство |
36,0 |
15,0 |
13,8 |
4,8 |
Удельный вес |
4,0 |
1,4 |
3,7 |
3,5 |
Экономика и право |
38,3 |
306,4 |
157,9 |
42,7 |
Удельный вес |
9,5 |
29,2 |
42,4 |
31,7 |
Естественные науки |
35,9 |
74,5 |
122 |
16,4 |
Удельный вес |
9,0 |
7,1 |
3,3 |
12,2 |
Гуманитарные науки |
48,8 |
237,0 |
54,2 |
23,7 |
Удельный вес |
12,2 |
22,6 |
14,6 |
17,6 |
Образование |
47,0 |
87,1 |
31,3 |
|
Удельный вес |
11,7 |
8,3 |
8,4 |
|
Здравоохранение |
27,7 |
83,6 |
20,4 |
11,8 |
Удельный вес |
6,9 |
8,0 |
5,5 |
8,8 |
Искусство |
4,1 |
40,3 |
10,1 |
6,2 |
Удельный вес |
1,0 |
3,9 |
7,7 |
4,6 |
Прочие специальности |
|
16,7 |
1,8 |
|
Удельный вес |
|
1,6 |
0,5 |
|
Под специалистами с высшим образованием в зарубежных странах подразумевается в США - бакалавры (для юристов и медиков - специалисты, имеющие профессиональную степень, в Японии - бакалавры, в ФРГ - дипломированные специалисты. Это приблизительно соответствует уровню подготовки выпускников ВУЗов России.
Значительный дисбаланс имеется в профилях подготовки специалистов. Так, доля студентов, обучающихся по техническим специальностям, включая строительство и транспорт, составляет 40,7%. Имеется "перепроизводство" кадров для некоторых отраслей строительства и машиностроения и "недопроизводство" для отраслей, связанных с электроникой, кибернетикой. В ряде публикаций можно встретить высказывания о нехватке врачей. Однако страны СНГ имеют высокий показатель количества врачей всех специальностей на 10000 человек населения - 43,8 (США - 27,2, Великобритания - 18,2, Франция - 24,8, Япония - 20,7; данные 1988 г.). Количество выпускаемых сегодня педагогическими высшими учебными заведениями специалистов для школ таково, что привело их к избытку и ухудшению ситуации с трудоустройством.
Новые проблемы и задачи встают перед системой образования вследствие демографического спада населения в России. Изменилось соотношение сельского и городского населения (в 1990г. доля городского населения составляла около 70%).
Численность учащихся в возрасте старше 16 лет (т.е. получающих высшее и среднее специальное образование) в России непрерывно снижается с 1977г. и составила в 1990 г. всего 7,6% от занятости в народном хозяйстве. Как следствие - ухудшается качественная квалификационная структура рабочей силы.
Вторая особенность состоит в стабильности и консервативности структуры занятости населения. В 80-х годах практически не менялось соотношение "занятые в производственных отраслях" - "занятые в отраслях услуг". В 1990 г. занятость в секторе услуг составила 37%. Однако произвели они лишь 33% ВНП России, использовав при этом 40% от общей стоимости основных фондов. Для сравнения в США 61% занятых в сфере услуг производят более 50% ВНП, используя всего 38% основного капитала. В ближайшее время отрасли этой сферы будут наиболее привлекательны для предпринимателей. Кроме того, сектор услуг может стать своего рода амортизатором, смягчающим безработицу в России.
Соответственно должна измениться и структура специальностей, по которым ведется подготовка кадров. Так, по оценкам западных ученых, в 2000 г. доля профессий, которые будут требовать знаний в области информационных технологий, будет составлять 40%.
Следует признать, что реконструкция высшего и среди его специального образования, начатая 7 лет назад, внесла значительные изменения в жизнь высшей школы, начиная от приема в институт, когда были отменены многочисленные льготы и установлен приоритет знаний, организации принципиально новой структуры учебно-методической работы, основанной на организованных объединениях высших учебных заведений по профилю подготовки специалистов, создания нового поколения учебно-методической документации и средств обучения, обеспечения условий для заключения контрактов на целевую подготовку специалистов до фактической отмены обязательного распределения.
Однако весьма заметные достижения, имеющиеся в лучших университетах и институтах крупнейших вузовских центров страны, резко контрастируют на фоне значительной части вузов, продолжающих работать в тяжелых материально-технических условиях и при наличии слабого преподавательского состава.
Подготовку специалистов в таких вузах с точки зрения удовлетворения потребностей реформируемого общества, экономики и производства, развития интеллектуальных и духовных потребностей личности нельзя признать удовлетворительной.
Привлекательность высшей школы в глазах молодежи снижается. В 1990 г. выпуск специалистов сократился по сравнению с 1989 г. на 8% (по дневной форме обучения на 10,5%). Если в 1987 г. 41 % старшеклассников намеревались поступить в вуз, то в 1991 г. уже только 28 % старшеклассников собирались продолжить обучение в вузе. С 1980 по 1992 г. общая численность студентов уменьшилась на 409 тыс. чел., или примерно на 13%.
Необходимо учитывать опыт стран Запада, который свидетельствует о том, что экономическим спадам далеко не всегда сопутствует свертывание высшего образования. Высшая школа в этих ситуациях должна, во-первых, формировать кадры для будущего состояния экономики с ее структурными технологическими, социальными и иными новациями, во-вторых, служить как бы социальным амортизатором для нарастающей безработицы молодежи", в-третьих, выполнять функцию сохранения культурно-образовательного и научного потенциала нации.
Уменьшение численности студентов, особенно в сельскохозяйственных, экономических и юридических вузах, нельзя считать адекватным процессам, происходящим в экономике, поскольку демонополизация предприятий, создание мелких и средних предприятий должно вызывать спрос на специалистов. Особые опасения вызывает снижение численности студентов в государственных вузах экономики и права - почти на 23%.
С 1989 г. стал увеличиваться конкурс при поступлении в ВУЗ. В среднем он вырос в 1,5 раза, потому что стали сказываться реформы экономики, реальностью стала безработица для необученной молодежи.
Традиционно низким остается конкурс на инженерные специальности (1,8 - 1,7 заявление на место), увеличился конкурс на обучение экономике (с 2,2 в 1985 г. до 2,6 в 1992 г.) и праву (с 3,4 в 1985 г. до 3,9 в 1992 г.).
Тревогу вызывают и складывающиеся негативные тенденции в получении высшего образования молодыми женщинами. Так, факты свидетельствуют о резком снижении доли женщин в составе студентов вузов: с 56% в 1985/86 уч. году до 50% в 1991/92 уч. году. Особенно резко снизился состав женщин среди студентов дневных отделений. Здесь доля женщин сократилась за этот же период с 58 до 47%. Снижение доли женщин в составе студентов не компенсируется другими видами образования. Так, хоть и менее резкое, но уменьшение контингента женщин имеет место и в средних специальных, и профессионально-технических учебных заведениях: значительная часть молодых специалистов в течение длительного времени остается нетрудоустроенной или используется на рабочих местах и в коммерческих структурах не по специальности.
Так, по ВУЗам Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в 1992 г. трудоустроено 55% выпуска специалистов дневной формы обучения. Наиболее благополучными по трудоустройству являются специальности в области здравоохранения - 78%, разработки полезных ископаемых - 69%, машиностроения и металлообработки - 69%, авиационной техники - 73%, судостроения - 67%.
В наиболее неблагополучном состоянии по трудоустройству оказались социальная сфера и специальности культуры и искусства (17%), общеэкономические (42%) и инженерно-экономические (37%). Однако многие выпускники экономических вузов легко трудоустраиваются сами ввиду большого спроса на специалистов данного профиля на рынке труда. Культура и искусство относятся к бюджетным отраслям, имеющим в настоящее время низкую заработную плату, в связи с чем выпускники вузов избегают работы в этих учреждениях.
По мере развития процессов демократизации и гуманизации общества, общей тенденцией будет развитие гуманитарных профилей образования (экономика, право, социология), научно-технических в области новейших технологий, общеинженерных. Поскольку подобные направления обучения требуют фундаментальной подготовки, должно произойти значительное усиление университетского и академического вузовского сектора. Одновременно следует ожидать постепенного снижения контингента обучающихся по ряду существующих отраслевых профессий высшего образования, особенно промышленного профиля, что повлечет необходимость перепрофилирования соответствующих вузов.
Изменения в структуре подготовки специалистов должны увязываться с приоритетами в развитии экономики России. Значительное воздействие на структурные сдвиги рассматриваемого вида окажут процессы "конверсии" высшей школы, которая приведет к частичной или полной переориентации деятельности вузов с военных на гражданские нужды. В связи с этим должно произойти значительное развитие обучения по гражданским специальностям в военных вузах и сокращение подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских вузах.
Возрастут контингенты обучающихся в рамках основного уровня высшего образования - базового, с продолжительностью обучения 4-5 лет, поскольку этот уровень должен принять основной прирост желающих получить высшее образование.
Произойдет дифференциация контингентов на уровнях научно-педагогической подготовки, поскольку здесь наряду с традиционными аспирантурой и докторантурой постепенно будет развиваться и новый уровень - магистратура.
Формирование новой многоуровневой структуры обучения должно сопровождаться четкими нормативно-правовыми положениями в части репрезентативности получаемых выпускниками вузов документов об образовании, их идентификации.
"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994
|