Серьезный кризис переживает и вузовская наука. Экономический, социальный и культурный кризис в обществе создал реальную угрозу невосполнимого разрушения научно-технического потенциала. Резко сократился и без того небольшой спрос производства на научно-техническую продукцию. Из-за неготовности рыночных структур к разработке, освоению и использованию высоких технологий производственный аппарат подвергается "технологической инфляции", которая сопровождается снижением технического уровня производства вследствие ориентации только на простейшие и коммерчески беспроигрышные технологии. Падает престиж традиционных сфер науки и образования, растет интерес только к тому, что необходимо для утилитарного применения в рыночных структурах в ближайшей перспективе.
Ухудшилось обновление материальной и приборной базы науки и образования. Большая часть научных подразделений вузов имеет слабую опытно-экспериментальную базу, а более 80% вузов вообще не располагают таковой. Потребность в научных приборах удовлетворяется на 20-25%. В страну попадает меньше трети мировой научно-технической информации. С 1992 г. централизованные закупки иностранной научной литературы практически прекратились.
Либерализация цен вызвала резкий рост материальных затрат, стоимости энергоносителей и т.д., что привело к многократному росту накладных расходов.
Пагубное влияние оказывает отсутствие стабильного финансирования науки. Поквартальное выделение ассигнований на науку не дает возможности спланировать и провести исследования.
Массовый характер начинает принимать выход опытных производств из состава научно-исследовательских подразделений вузов ради коммерческой выгоды, что ведет к разрушению технологического цикла исследований и в итоге к фактическому сворачиванию работ.
Акцент на обучение как основной сферы деятельности вуза привел к застою вузовской науки и снижению качества подготовки специалистов. Разделение науки на академическую, отраслевую и вузовскую вызвало, во-первых, значительное недоиспользование потенциала научных и научно-исследовательских кадров, во-вторых, разрыв органических связей научного и учебного процесса и как следствие - снижение качественного уровня преподавательского состава и подготовки специалистов, выключенных из сферы научного процесса.
Основная сфера исследований в зарубежных вузах - фундаментальные проблемы. На эти исследования у нас в вузы инвестируется во много раз меньше средств, чем в США. Показательно, что стоимость оборудования на одного исследователя составила (в ценах 1988 г.) в академическом секторе науки 27,5 тыс. руб., в отраслевом - 20 тыс. руб. и в вузовском - 5 тыс. руб.
Традиционно существующий в нашей стране разрыв между фундаментальными исследованиями и высшей школой препятствует внедрению в образование, в создание нового поколения инженеров достижений науки и высокой научной культуры. По существу, высшую школу следует рассматривать как важнейший канал внедрения достижений фундаментальной науки в практику. Поэтому первоочередной стратегической задачей следует считать укрепление связи между высшей школой и наукой.
Ключевое место в вузовском секторе науки занимают вопросы концентрации весьма ограниченных средств государстве иного бюджета на важнейших направлениях развития фундаментальных исследований с использованием программно-целевых методов планирования исследований, развитие системы конкурсов проектов и программ, распределение средств на грантовой основе, обеспечение гибкого сочетания финансирования исследований как из средств государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов.
Повышение роли вузовской науки в реформировании России требует целого комплекса мероприятий по интеграции науки и образования, науки и производства, создания экономического механизма, стимулирующего конечную результативность научной деятельности.
Серьезной проблемой является состояние кадрового состава высшей школы и его потенциала. В вузах, колледжах и техникумах системы высшего образования России занято около 700 тыс. чел., в том числе около 350 тыс. преподавателей, около 50 тыс. научных работников, около 300 тыс. работников учебно-вспомогательного и управленческого персонала. В состав профессорско-преподавательского корпуса высшей школы входят около 15 тыс. профессоров и около 77 тыс. доцентов. Научно-педагогические и научные кадры высшей школы составляют более 40% от общей численности докторов и кандидатов наук России.
Основными кадровыми проблемами высшей школы в современных сложных экономических условиях являются:
- массовый уход из образовательных учреждений в коммерческие структуры и эмиграция молодых (в возрасте до 40 лет), квалифицированных и способных преподавателей (в среднем более 40% от их общей численности), что обусловливает процесс постоянного старения преподавательских кадров высшей школы;
- резкое сокращение количества молодых специалистов, поступающих в аспирантуру и желающих посвятить себя преподавательской работе (особенно среди мужчин);
- значительное снижение количества аспирантов, защищающих диссертации в срок (менее 20% от их общей численности); общее количество защищаемых в вузах России за год диссертаций - менее 3 тыс. (в США степень доктора философии, эквивалентную степени кандидата наук в России, ежегодно получают около 40 тыс. чел.);
- "скрытая миграция" ысококвалифицированных преподавателей высшей школы, которые вынуждены из-за экономических трудностей заниматься другими работами, не связанными с учебным процессом, что приводит к потере ими квалификации, снижению интереса к преподавательской работе и ответственности за результаты своего труда, самым негативным образом сказывается на качестве подготовки специалистов - выпускников высшей школы.
Таким образом, около 40% профессорско-преподавательского состава и научных работников высшей школы России не имеют ученых степеней и званий. Особо тяжелое положение с высококвалифицированными кадрами на кафедрах, "обслуживающих" младшие курсы, там, где закладывается фундамент знаний высшей школы, и это положение связано в первую очередь с низким престижем работы преподавателя на младших курсах.
Происходит старение преподавательских кадров в вузах. Средний возраст докторов наук, работающих в вузах России, с 1985 по 1993 г. увеличился более чем на 1 год и достиг предпенсионного - 58,2 года.
Несмотря на отмену норм времени, затрачиваемого преподавателем на тот или иной вид работы, в большинстве высших учебных заведений расчет штатов кафедр ведется на базе собственных стандартов, в основе которых лежит почасовая нагрузка. Устаревший количественный подход затрудняет реализацию творческого начала в работе преподавателя по развитию и поддержанию активности студентов и не стимулируют кафедры на качественное улучшение работы.
Пресловутая "борьба" за качество подготовки специалистов при отсутствии механизма стимулирования интеллектуального труда, а следовательно, и мотивации к обучению у студентов, поддерживает уже отжившее администрирование в организации учебного процесса.
Система конкурсного избрания преподавателей с жестко обусловленной заработной платой, зависящей от ученой степени и звания, без должного учета качества ежедневной работы, не стимулирует их профессионального роста.
В последние годы престижность интеллектуального тру да в России падает. В 1991 г. 46% преподавателей и научных работников высшей школы намеревались уйти из вуза (в 1989 г. таких было 18%). Только за 1990 г. из вузов Комитета по высшей школе уволилось свыше 2 тыс. преподавателей, в основном молодого и среднего возраста. В 1991 г., по оценкам социологов, 36% медиков и экономистов, 40% преподавателей технических дисциплин (как правило, кандидатов наук в возрасте до 40 лет) намерены были уйти из вуза в негосударственные организации. Последствия такой тенденции могут стать губительными для высшей школы России. Среди экономических причин этого процесса - неоправданно низкая оплата труда работников высшей школы.
Основным источником пополнения высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров является аспирантура. Через нее по различным специальностям проходит от 50 до 70% соискателей ученой степени кандидата наук. В России общая численность аспирантов составляет около 60 тыс. человек. Ежегодно аспирантуру заканчивает около 17 тыс. человек. В аспирантуре высших учебных заведений республики обучаются 60% всего контингента аспирантов России.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению численности аспирантов и выпуска из аспирантуры. Так, если за период 1960-1970 гг. численность аспирантов увеличилась в 2,7 раза, то за последние 20 лет она остается практически неизменной. За это время рост научных и научно-педагогических кадров составил 65%. Это привело к тому, что в России на 1000 работников вузов в 1970 г. приходилось 107 аспирантов, а в 1989 г. - 66. Численность аспирантов за период 1985-1990 гг. сократилась на 4,5%, а выпуск из аспирантуры - на 11,7%. Через 10 лет при такой тенденции численность докторов и соответственно профессоров уменьшится на 10-15%. В 1990 г. уровень защит кандидатских диссертаций снизился в вузах Российской Федерации на 13%. Конкурса желающих обучаться в аспирантуре и докторантуре фактически нет. Дальнейшее снижение престижа интеллектуального труда ведет к деградации нации.
При условии, что 25% выпуска аспирантов будет ежегодно целевым образом направляться на преподавательскую работу в вузы <в настоящее время этого нет), то нужно за 10 лет увеличить прием в аспирантуру примерно в 2,7 раза.
Жизненный уровень семей вузовских работников низок. Для большинства семей (72%) заработная плата является основным и единственным источником существования, и ее хватает только на покрытие текущих расходов (питание, коммунальные услуги). По оценке экспертов, в условиях либерализации цен 75-85% семей работников высшей школы оказались за чертой бедности. Более 40% преподавателей нуждаются в улучшении жилищных условий, 10% семей сотрудников высшей школы стоят в очереди на получение жилья.
Как показали проведенные исследования, основной причиной указанных кадровых проблем высшей школы является низкая заработная плата преподавателей, реальный размер которой даже после ее последнего увеличения (включая доплату за ученую степень) по сравнению с 1990 г. снижена более чем в 2 раза. В настоящее время заработная плата профессора вуза России существенно ниже заработной платы квалифицированного рабочего (табл. 26-29).
В 1990 г. среднемесячная зарплата работников высших учебных заведений равнялась 236 руб., средних специальных учебных заведений - 221 руб., что составляет от среднемесячной зарплаты в отраслях экономики соответственно 79,7 и 74,7%.
Таблица 1
Динамика изменения заработной платы
ГОД |
Средняя зарплата, руб. |
Отношение ЗП(п)/ЗП(с)
|
рабочих и служащих по отраслям н/х ЗП(с) |
профессорско-преподавательского состава вузов ЗП(п) |
1970 |
122,0 |
205,4 |
1,68 |
1975 |
145,8 |
236,4 |
1,62 |
1979 |
163,3 |
245,1 |
13 |
1989 |
240,4 |
260,8 |
1,08 |
1992 (март) |
2940 |
1526 |
0,52 |
1994 (апрель) |
175272
* |
130787 |
0,75 |
Таблица 2
Заработная плата заведующего кафедрой профессора, доктора наук
руб.
ГОДЫ |
Стаж, лет |
до 5 |
5-10 |
10 |
15 |
1946-1957 |
400 |
500 |
600 |
|
1957-1987 |
400 |
450 |
500 |
|
1987-1990 |
425 |
450-500 |
500-550 |
550-600 |
1994 (апрель) |
261216 |
261216 |
261216 |
261216 |
Таблица 3
Соотношение заработной платы заведующего кафедрой, профессора, доктора наук со стажем более 10-15 лет к средней заработной плате в стране
ГОДЫ |
Заработная плата, руб. |
Соотношение, раз |
1946 |
600:48,1 |
12,4 |
1955 |
600:71,8 |
8,4 |
1960 |
500:80,6 |
6,2 |
1965 |
500:96,5 |
5,2 |
1970 |
500:122,0 |
4,1 |
1975 |
500:145,8 |
3,4 |
1980 |
500:168,9 |
2,9 |
1985 |
500:190,1 |
2,6 |
1988 |
575:219,8 |
2,6 |
1989 |
575:240,4 |
2,4 |
1994 (апрель) |
261216:175272
* |
1,42 |
* Средняя зарплата в отраслях промышленности.
Характерно, что в 1985 г. аналогичные показатели равнялись 90,9 и 84,3%. За последние восемь лет это несоответствие не только не было ликвидировано, но и четко обозначилась тенденция к ухудшению материального положения научно-педагогических кадров вузов. В случае, если в самое ближайшее время не будут приняты решительные меры по нормализации ситуации, сложившейся в области оплаты труда преподавателей, это может привести к ликвидации кадров вузов.
Политика зарубежных стран в области оплаты труда преподавательского состава направлена на поддержание высокого престижа этой категории работников и на расширение воспроизводства интеллектуального потенциала страны. Например, в США заработная плата профессорско-преподавательского состава равняется в среднем 3,5 тыс. долл., профессоров - 4,5 тыс. долл., что в 2-2,5 раза превышает зарплату квалифицированного рабочего.
Еще одна причина оттока квалифицированных кадров - глубокая неудовлетворенность своей работой. В 1989 г. только каждый десятый кандидат и каждый пятый доктор наук, работающие в вузах, сказали, что им удалось реализовать свои способности. Опрос службы Харриса в США в это же время показал, что на десятом году после окончания после среднего профессионального учебного заведения три четверти американских специалистов заявили, что они состоялись как профессионалы и имеют высокий уровень благосостояния.
В последнее время резко увеличилось число высококвалифицированных специалистов, покидающих Отечество. По оценкам социологов, каждый пятый специалист и четверть выпускников вуза намерены выехать за границу. Потенциальные масштабы эмиграции лиц в трудоспособном возрасте оцениваются в 300-400 тыс. человек. В их числе физики, математики, биологи, программисты, ученые всех специальностей, творческая интеллигенция. Масштаб их эмиграции оценивается в 200-250 тыс. человек, что равно 30 % ежегодного выпуска специалистов. Удельный вес высококлассных специалистов оценивается в 25-30% от всех отъезжающих специалистов (60-80 тыс. человек), немалая часть (около 20-30 тыс. человек) придется на долю признанных в мире специалистов, потеря которых ощутима для страны и будет иметь долговременные последствия. Ожидается, что к 2000 г. страну покинут около 1.5 млн. специалистов, т.е. происходит потеря самого главного потенциала Отечества.
"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994
|