Министерство образования Российской Федерации в своей деятельности в сфере общего среднего образования строго придерживается положений Закона Российской Федерации "Об образовании", в том числе принципа раздельности светского и религиозного образования. Политика министерства по этому вопросу изложена территориальным органам управления образованием в информационном Письме Министерства образования от 19.09.93 г. № 47/20-11 "О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации" и Приказе Министерства образования РФ "О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации" № 47 от 05.02.96 г.
В целом ряде областей, краев, республик органы правления образованием издали свои приказы и распоряжения, в которых предупредили директоров образовательных учреждений о персональной ответственности за нарушения принципов светского образования.
Государственная инспекция при Министерстве образования Российской Федерации, осуществляющая контроль за исполнением законодательства в системе образования, усилила внимание к вопросам соблюдения принципа раздельности светского и религиозного образования в государственных и муниципальных учреждениях. Чаще всего отмечаются следующие нарушения:
- преподавание вероучения в качестве обязательного предмета, включенного в расписание;
- привлечение к преподаванию религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин представителей духовенства;
- изучение под видом религиоведческих курсов предмета "Закон Божий", сопровождающееся совершением религиозных обрядов;
- распространение обряда освящения духовенством образовательных учреждений.
Изучение обстоятельств того или иного нарушения законодательства, как правило, выявляло личную инициативу директора образовательного учреждения или конкретного педагога, а также низкую правовую грамотность и личностную ориентацию педагогического работника.
В ряде случаев министерство непосредственно обращалось к руководителям органов образования регионов с указанием о недопустимости нарушения принципа светского образования (Свердловская область, Краснодарский край и т. д.).
Демократизация и гуманизация образования позволили актуализировать вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. С учетом того, что в обществе растет интерес к религии как важнейшему культурологическому феномену, неотъемлемой части национальной культуры, министерство рекомендует религиоведческие и религиозно-философские курсы, факультативы. Они способствуют нравственному становлению и самоопределению личности, утверждению толерантности в обществе, преодолению и ненависти, устранению опасности насилия, экстремизма и дискриминации по религиозным основаниям. Переосмысление нашего и мирового исторического прошлого, событий сегодняшнего дня с позиций общечеловеческих ценностей требует объективного взгляда на религию.
Вопросы, касающиеся преподавания религиоведческих курсов, регламентируются, в том числе и местными органами управления образованием, зафиксированы в региональных программах развития образования.
На федеральном уровне разработаны и изданы программы факультативных курсов по религиоведению в полной средней школе: "Религия и ее памятники", "Из истории религий", "Мировые религии", "История религий и атеизма"; пособия для учащихся: А. Е. Кулаков. История религий; Н. В. Шабуров и др. Религии мира; Г. А. Елисеев. История религий. Министерство четко сформулировало свою позицию по вопросу о светском характере образования в общеобразовательной школе, и в новых учебных пособиях по религиоведению, истории и обществознанию прослеживаются и раскрываются вопросы мировоззренческого характера:
- научная информация об истории возникновения и развития религий в контексте мировой истории, истории цивилизации;
- роль религии и церкви в истории государств и народов;
- многообразие культурных традиций и религий в прошлом и в современном мире;
- многообразие форм мировоззрения и форм религиозного сознания как условие формирования системы духовных ценностей;
- право на свободу совести и ее гарантии;
- гуманистический смысл религии;
- знакомство с ролью различных религий, философий, мировоззрений в развитии культуры и нравственности, воспитание толерантности и уважения к людям, имеющим различные религиозные, атеистические или иные мировоззренческие убеждения.
В соответствии с принципом раздельности светского и религиозного образования в государственных и муниципальных учреждениях учебные планы школ не содержат курсы религиозно-обрядового, церковного содержания, а значит, не ведется и преподавание религии.
Вместе с тем отмечаем, что в России религиозное обучение и воспитание осуществляются в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях, частным образом на дому или при конфессиональном религиозном объединении.
Одновременно нужно иметь ввиду, что каждый гражданин в нашей стране самостоятельно определяет и выражает свое отношение к религии.
Государственная инспекция при Минобразования России отмечает попытки представителей иностранных христианских миссий вести миссионерскую работу в школах и летних оздоровительных лагерях. В связи с этим органы управления образованием субъектов Российской Федерации вносят предложения в проекты региональных законов о свободе вероисповеданий, о миссионерской деятельности, по регламентации деятельности иностранных миссионеров. Объективно ситуация складывается так, что субъекты Федерации были вынуждены издавать собственные законы о свободе вероисповеданий, не дожидаясь принятия соответствующего федерального закона. На сегодняшний день таковых насчитывается 28. Они преследуют цель защитить инфраструктуру региона (и государственную систему образования, в том числе) от чрезмерной активности миссионерских организаций, деятельность которых нередко представляет угрозу здоровью, личности и правам российских граждан. Эти организации зачастую не регистрируются как религиозные или проникают в государственную систему образования под видом оказания образовательным учреждениям спонсорской помощи. Новый Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (принят Государственной Думой 19 сентября 1997г.) в преамбуле подчеркивает роль и значение в становлении российской государственности так называемых традиционных религий, но четко разграничивает компетенцию государства и церкви, акцентируя внимание на том, что Российская Федерация является светским государством. Вместе с тем закон закрепляет понятие "религиозное образование" и подчеркивает, что в соответствии с конституционным правом каждый человек может получить его по своему выбору индивидуально или совместно с другими людьми. В ст. 5 указанного закона говорится о том, что администрация государственных и муниципальных образовательных учреждений на просьбы родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, обязана предоставить обучающимся возможность для реализации их права на получение религиозного образования вне рамок образовательной программы.
За последние годы при содействии Минобразования России разработано около 40 экспериментальных религиозных программ для системы дополнительного образования детей, созданы конфессиональные центры, а том числе центры христианской культуры. Каждый центр избрал свое направление, пытается обрести собственную неповторимость, выработать свою систему духовнонравственного воспитания. Среди них Владимирский центр, который специализируется на церковном краеведении, Новгородский центр, развивающий народные ремесла и духовное пение, Вологодский центр, избравший театральную ориентацию, ставящий пьесы на библейские мотивы и т. д. Опыт этих центров используется при организации профильного лагеря христианской культуры.
Минобразования России выступило в защиту прав ребенка. Дети, включенные в систему религиозного воспитания, защищены законом от остракизма в государственной школе, а лица, окончившие негосударственные религиозные школы, получили равные права с выпускниками государственных школ.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" руководители образовательных учреждений получили право предоставлять помещения в свободное от занятий время религиозным организациям под воскресные школы, для проведения детских утренников, новогодних, рождественских и других мероприятий на арендных и прочих условиях. Вместе с тем не допускается в государственной школе преподавание специальных религиозных предметов представителями сект и культовых организаций, проповедующих принципы, далекие от общечеловеческих ценностей.
В педагогических вузах стали открывать кафедры религиоведения, идет переориентация системы повышения квалификации педагогов на получение ими необходимых знаний в области религиоведения. Приказ № 47 Минобразования России оказался недостаточно эффективным, поскольку не получил подкрепления на государственном уровне ни юридически, ни материально. Администрация регионов в данном вопросе соблюдает представленный суверенитет, действуя в рамках принятых соглашений, и не всегда считает нужным признавать приоритет федеральных законов в вопросах свободы вероисповеданий и деятельности религиозных организаций. В региональных органах управления образованием создаются научнометодические советы по религиоведению, используются собственные программы факультативных курсов по истории религий, а документация федерального министерства носит исключительно рекомендательный характер.
Т. И. Тюляева,
20.02.2000
|