Современная реформа образования в России осуществляется в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений, сложного системного перехода от одной фазы общественного развития к другой.
Каждый новый перелом в политическом развитии нашей страны всегда сопровождается радикальным реформированием системы исторического и обществоведческого образования. Вызвано это сменой ориентиров общего движения страны, изменением целей и задач общественного развития. История как базовая наука и как школьный предмет всегда отражает эти перемены.
К настоящему времени общество еще не сумело консолидироваться, выработать национальную доктрину (идеологию). В этих условиях ученые историки пока не могут предложить единые методологические подходы и концепцию школьного исторического образования. Вместе с тем школа не может функционировать в ожидании выработки национальной доктрины, новой идеологии в сфере общественных наук. Поэтому с особой остротой встала задача выработки основных направлений, ориентиров развития школьного исторического и обществоведческого образования.
Разработанная на переходный период стратегия развития исторического образования (Решение коллегии Минобразования России от 28 декабря 1994 г.) предполагала: - осуществление перехода от линейной (5-11 кл.) к концентрической (5-9 и 10-11 кл.) структуре исторического и обществоведческого образования в связи с введением обязательного основного образования (Закон Российской Федерации "Об образовании");
- отказ от монополии единственной государственной идеологии в сфере преподавания гуманитарных дисциплин, многообразие концептуальных подходов к изучению исторического процесса;
- обновление содержания исторического образования;
- создание нового поколения учебников для вариативной системы обучения.
В процессе реализации данной стратегии полностью обновилось содержание курсов по истории России и всеобщей истории (особенно по истории XX в.) и обществознанию для основной и полной средней школы;
появились пропедевтические курсы истории России в начальной школе, курсы по выбору и факультативные курсы по общественным дисциплинам; сложилась система гражданско-правового образования с 1 по 11 класс, включающая политико-правовые, нравственно-этические и другие вопросы, которая должна обеспечить гражданское и патриотическое воспитание, формирование устойчивого правосознания, высоких нравственных качеств личности.
С начала 90-х гг. происходит создание нового поко-ления учебников для концентрической структуры обра-зования, оперативная замена политизированных и социологизированных учебников, их деидеологизация, заполнение "белых пятен", отказ от примитивно пони-маемого классового подхода к анализу исторических яв-лений.
За последние годы выпущено в свет значительное количество учебных книг, изданных как в центре, так и на местах. Федеральный комплект сегодня включает в себя свыше 40 названий учебников по истории. Среди них преобладают пособия по отечественной истории, особенно по истории XIX-XX столетий. Разработаны новые учебники по обществознанию, представляющие как интегрированные курсы обществознания, так и учебные курсы по отдельным социальным дисциплинам (более 30 пособий для учащихся). Созданные учебники полностью обеспечивают переход от линейной к концентрической структуре исторического образования. (См. приложение перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ.)
Произошел отход от моноучебников и моноидеологии, возник рынок вариативных пособий. В условиях идейного плюрализма в школе появились учебники, базирующиеся на различных идеологических подходах (государственно-патриотических, либеральных и социалистических и др.). На смену советским учебникам, созданным на основе единственной марксистской (формационной) парадигмы, пришли учебники, разработанные на различных концептуальных основах (цивилизационной, культурологической и др.), каждый из которых акцентировал внимание на отдельных сторонах исторического процесса.
Однако отсутствие государственных стандартов по истории не позволяло авторам учебников определить оптимальное содержание и объем материала. Быстрое обновление содержания, выпуск большого количества вариативных учебников также сказались на их качестве.
Несмотря на наметившиеся позитивные изменения в содержании и структуре школьных учебников по истории, многие проблемы учебника остались до сих пор нерешенными. Среди них можно отметить:
- деидеологизация учебников снизила их воспитательный потенциал;
- в ряде учебников "перестроечного" и "постперестроечного" периодов сохраняется политическая ангажированность и публицистическая манера изложения;
- наблюдается механическая замена, зеркальное перевертывание прежних оценок событий, явлений, процессов (например, таких тем, как революция 1917 г., Гражданская война, военный коммунизм и т. д.);
- особое внимание авторы многих учебников по-прежнему уделяют экономической и социально-политической истории; в них не находит достаточного отражения человек в истории, духовная жизнь общества, изменения в быту, общественные настроения; - в учебниках недостаточно отражаются национальные отношения в СССР и России, история народов России;
- непреодолена традиция изолированного рассмотрения отечественной истории вне контекста всемирной истории;
- обновление исторического и обществоведческого образования в средней школе не в полной мере обеспечило решение крайне важной проблемы преемственности исторического образования в школе и вузе;
- оперативное обновление содержания исторического образования в учебниках не сопровождалось качественным методическим обеспечением, методический аппарат учебников вызывает серьезные нарекания учащихся и учителей;
- практически отсутствует методическая литература для учителей.
Появление широкого спектра учебников вызвало неоднозначное отношение к ним со стороны различных общественно-политических движений и социальных групп, в том числе и значительной части учителей. Лишившись традиционной системы координат и не имея соответствующей подготовки, привыкшие к механическому воспроизведению канонического материала, оказались в сложной для них ситуации, качественно отличающейся от той, в которой они находились ранее, и потребовавшей быстрого переосмысления всего исторического материала.
Новые учебники вызвали диаметрально противоположные критические оценки, в ряде случаев критика носит тенденциозный и конъюнктурный характер. Однако учитывая конструктивный характер многих замечаний и предложений (Государственной Думы, региональных органов государственной власти, советов ветеранов войны, ученых, учителей, школьников и т. д.). Министерство образования требует от авторов и издателей доработки учебников и повторного представления их на рассмотрение Экспертного совета при переиздании.
Однако критические замечания, касающиеся конкретных исторических фактов и их оценок в учебниках, не всегда воспринимаются и принимаются авторами,
так как часто профессиональные историки придерживаются прямо противоположных точек зрения на исторический процесс. Мы считаем, что спорные проблемы прошлой и настоящей истории должны решаться на уровне научных дискуссий, в профессиональном сообществе ученых, а не в директивном порядке органами законодательной и исполнительной власти или другими общественно-политическими организациями.
В условиях идейного плюрализма критические замечания в адрес учебников не могут быть также основанием для их запрета или ограничения в использовании. В соответствии с п. 4 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора в использовании методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.
Сегодня первоочередной задачей является разработка второго поколения учебников, в содержание новых включается обязательный минимум содержания по истории и обществознанию для основной и средней полной школы, а также учебных пособий для школ и классов гуманитарного профиля.
Однако их созданию по-прежнему мешает отсутствие общегосударственной национальной доктрины. До ее формирования концепция современного учебника истории может быть создана только на основе консенсуса различных политических сил. В школе не должны появляться консервативно-монархические, право- и леворадикальные учебники, а в учебниках - сюжеты, болезненно затрагивающие идеалы и ценности различных социальных групп.
В сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников. Их содержание должно быть нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувства национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира.
Департамент общего среднего образования предпринимает усилия по поиску новых авторов, способных создать учебники с учетом достижений современной науки, на основе исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологического подходов.
Следует завершить создание концептуально однородных и совместимых по вертикали (5-9 кл., 10-11 кл.) учебно-методических комплексов. Эти учебные книги могут быть написаны на основе разных концепций, но очень важно, чтобы учащиеся были обеспечены целостными учебными комплектами, построенными на основе единой методологии.
Министерство образования при подготовке нового поколения учебников по школьному историческому и обществоведческому образованию особое внимание уделяет их соответствию обязательному минимуму содержания основного общего образования (утвержден приказом министра № 1236 от 19.05.98 г.) и обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования (утвержден приказом министра № 56 от 30.06.99 г.). В связи с этим ведется серьезная работа по улучшению работы Федерального экспертного совета по общему образованию, расширению его состава за счет представителей различных научных школ и широкой общественности. Разработаны более жесткие требования и критерии оценки качества учебной книги по истории и обществознанию, осуществляется новый порядок представления материалов в Экспертный совет.
Т. И. Тюляева,
29.02.2000
|