Ключевые слова: здоровье, оздоровительная физическая культура, эффективность, здоровьесохра няющая среда, темпы развития, динамика подготовленности, свободное время, интересы.
30-летний опыт исследования нами физической культуры и спорта позволил сформировать систему взглядов на решение одной из важных проблем - повышения эффективности физического воспитания детей и подростков с целью укрепления их здоровья и полноценного физического и интеллектуаль ного развития. Различные аспекты концептуальных основ исследуемой проблемы освещены в опубликованных работах [4, 9, 10, 11].
В обобщенном варианте их можно представить в следующем виде:
1. Фундамент здоровья ребенка закладывается в период внутриутробного развития и в значительной степени зависит от здоровья родителей.
В подготовке будущей матери к рождению ребенка решающее значение имеет оздоровительное, общеукрепляющее и специально-направленное воздействие разнообразных средств физической культуры. Их использование должно носить системный характер и обеспечить физическое и психическое благополучие матери в период вынашивания ребенка, его родов и в послеродовой период. При этом конечной целью должно стать рождение здорового ребенка.
2. Появившийся на свет ребенок обследуется на предмет наличия у него отклонений от нормы в физическом, психическом и функциональном поведении. Однако до 99% опрошенных матерей подробной информации о состоянии своего ребенка не получают. Это приводит к тому, что на ранних этапах его жизни родители не располагают объективной информацией о его физическом, психическом и функциональном статусе и не могут принять эффективных мер к устранению отклонений.
Практика показывает, что родители должны владеть педагогическими технологиями контроля за физическим состоянием ребенка на последующих после рождения этапах жизни. Они должны быть доступны для понимания родителей, достоверно отражать соответствующие уровни развития ребенка, выполнимы в домашних условиях. Родители должны располагать необходимым объемом знаний для укрепления здоровья своего ребенка через наиболее эффективные средства окружающей среды, сил природы, гигиенические факторы и физические упражнения. Это тем более важно, что существенным фактором, обеспечивающим глубокие преобразования организма ребенка с самых ранних периодов его возрастного развития, является мышечная деятельность. Исследования научной школы И.А. Аршавского [1] показали исключительную роль двигатель ной деятельности ребенка для его биологического развития, на основе которого впоследствии и возникает все разнообразие социального поведения. Есть основания полагать, пишут В.С. Бойко и И.В. Муравов (1983), что главной из потерь, которые несет человечество в связи с упущениями в организации физического воспитания детей, является отсутствие ощутимой во все возрастные периоды потребности в двигательной активности. Кинезофилия свойственна только детскому возрасту.
3. Переход ребенка в систему общественного воспитания на преддошколь ном этапе жизни сопровождается усилением влияния социальных институтов на его развитие. Период детства следует рассматривать как оптимальное условие реализации потенциальных возможностей. Оздоровительное воздействие физической культуры в этот период наиболее значимо. Однако далеко не все задачи, стоящие на этом этапе, решаются успешно. В силу ряда причин акцент делается на усиленной физической подготовке, зачастую подавляющей естествен ную двигательную активность ребенка, в то время как развитие движений, в том числе и основных, отстает. Это обедняет двигательный опыт ребенка, что не позволяет ему решать все необходимые в этом возрасте двигательные задачи. Развитие движений, накопление двигательного опыта, качество двигательного навыка позволят ребенку на этом этапе жизни получить достаточную индивидуальную нагрузку для совершенс твования физических качеств в соответствии с сенситивными периодами их развития.
Дошкольный этап жизни ребенка - начало воспитания у него спортивной ментальности. Основная задача этого направления работы семьи и ДДУ заключается в том, чтобы заложить в сознание ребенка основы постоянного стремления к здоровью через духовное и физическое совершенство.
4. Общеобразовательная школа является антигуманным общественным институтом для тех детей, у которых показатели здоровья в процессе обучения в ней ухудшаются. Статистика и научные исследования показывают, что у большинства детей, обучающихся в школе, здоровье не улучшается. В ряду причин - целый комплекс разнообраз ных факторов, преодолеть которые возможно на базе комплексных целевых программ здоровьесохраняющей среды ребенка конкретно в каждой школе. Их основу составляют проекты "Здоровье ребенка", "Физическая культура для всех", "Школьный спорт", "Кадровое и научно-методическое обеспечение здоровьесохраняющей среды в школе" и "Материально-техническая база школы".
5. Важнейшим положением оздоровительной физической культуры ребенка на всех этапах жизни в семье, ДДУ и школе должны стать прогрессирующее здоровье и постоянное соответствие физической подготовленности физическому развитию, поддерживаемое мотивированной необходимостью в движении.
Нормативный подход к оценке физических кондиций детей и подростков, используемый в качестве основного критерия эффективности физического воспитания, устарел. На определенных этапах функционирования физического воспитания как целостной системы специальных педагогических воздействий на ребенка он может играть позитивную роль. Однако в сложившихся условиях значитель ного снижения уровня здоровья детей обнаруживается их полная неготовность достичь усредненных нормативно-расчет ных результатов, заложенных в программные документы. Вместе с тем сам норматив, выраженный в определенном результате, зачастую усложняет механизм его достижения своей недосягаемостью или, наоборот, слишком низким уровнем, что создает иллюзию возможности его достижения без систематической подготовки. Главным недостатком нормативного подхода следует считать невозможность дифференцированной оценки физического состояния детей одной половозрастной группы. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Именно этот постулат и положен в основу концепции прогресси рующего физического развития и подготовленности детей и подростков. Ее суть заключается в создании такого механизма обеспечения прогрессирующего результата физической подготовки ребенка, который бы постоянно соответствовал его физическому развитию на каждом возрастном этапе жизни.
6. Оздоровительное воздействие физической культуры рассматривается нами в контексте не только соматического, физического здоровья ребенка, но, что не менее важно в современных условиях, как важный фактор охраны психического и нравственного здоровья детей и подростков.
Рост числа детей с криминальным поведением, вызванным отрицательным воздействием социальной среды, снижается, как показали наши исследова ния, под влиянием спортивной ментальности, выработанной в процессе реализации в семье, ДДУ и школе программ олимпийского образования, направленных на воспитание мотивированной необходимости в движениях.
Некоторые результаты эксперимен тальной работы. В 1990 -1992 гг. 21 будущей маме было предложено ознакомиться с разработанной нами системой педагогического контроля за физическим развитием и подготовленностью детей начиная с 5- месячного возраста [8]. Каждой из них были объяснены суть и назначение каждого теста, порядок его выполнения, методика подготовки ребенка к выполнению опорных упражнений, основные формы работы с ребенком дома и основная содержательная часть занятий с детьми этого возраста. Наряду с этим будущая мама получала рекомендации по использованию физических упражнений в период беременности. Ставилась задача через систематическое использование физических упражнений, выполняемых ребенком в условиях семьи, добиться к 5- месячному возрасту выполнения опорных упражнений, характеризующих соответствие физической подготовленности его физическому развитию. Результаты этого локального эксперимента показали огромную роль элементарных знаний родителей и их практического использования в условиях семьи, повышающих эффективность самых простых физических упражнений, выполняемых систематически.
Из трех основных движений, присущих этому возрасту, одно упражнение, причем самое трудное (ползание не менее 1 м), выполняли все дети. Удержание головы лежа на предплечьях - 95%, переворот со спины на живот и обратно - 86% детей. За первые пять месяцев наблюдения за этими детьми у них не было отмечено простудных заболеваний. При этом естественные темпы основных параметров физического развития составили: роста - 8,9%, веса - 20,3%, окружности грудной клетки - 6,0%, которые хотя и недостоверно, но все же опережают расчетные среднестатистические показатели.
Важным этапом жизни ребенка является его пребывание в детском саду. Эффективность общественной системы воспитания детей прослеживается еще с времен Древней Греции, когда стали складываться определенные воспитательные системы. К настоящему времени наука о воспитании и развитии детей дошкольного возраста накопила богатый опыт. Однако, следуя законам общественного развития, рано или поздно любая система (а это в первую очередь относится к социально замкнутым системам, какой была отечествен ная образовательно-воспитательная система) начинает изживать себя и, если ее вовремя не реформировать, она снижает свою эффективность. Подобное снижение эффективности отечественной системы физического воспитания наблюдается прежде всего в ухудшении состояния здоровья всех слоев населения, в том числе и детей дошкольного возраста, автоматически не позволяющее повысить уровень их физических кондиций на каждом новом этапе жизни. Главными, на наш взгляд, причинами снижения эффективности общественной системы физического воспитания детей и подростков стали устаревший нормативный подход к оценке основных параметров подготовленнос ти, неадекватные истинному физическому состоянию ребенка нагрузки и некомплексный, несистемный подход всей образовательно-воспитательной концепции развития ребенка.
Устранить отмеченные недостатки призвана разработанная нами комплексная целевая программа здоровьесох раняющей среды ребенка в условиях семьи, детского сада, школы. Программа представляет собой комплекс проектов, создающих необходимые условия для полноценного и всестороннего развития личности ребенка, сохраняя при этом здоровье и повышая его уровень в соответствии с индивидуальными задатками, заложенными в ребенке природой.
Важность такого подхода к повышению эффективности физического воспитания детей в детском саду обусловлена их предстоящей школьной жизнью, где физические, психические и интеллектуальные нагрузки выдерживают далеко не все.
Программа внедрена в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида № 312 Красноярска.
Выбор детского сада для внедрения программы был сделан не случайно. ДОУ № 312 посещают дети с туберкулезной инфекцией в стадии ремиссии - все группы, а одна (подготовительная № 2) еще и с речевой патологией. В период ремиссии применялась компенсаторная технология, органично входящая в проект "Здоровье ребенка". Ее временные параметры зависят от степени восстановления ребенка после тубинфекции и занимают в среднем от 4 до 6 месяцев.
Для оценки эффективности комплексной целевой программы разработан компьютерный мониторинг основных показателей, характеризующих физическое развитие, функциональную и интеллектуальную подготовленность каждого ребенка за период его пребывания в ДОУ. По каждому исследуемому параметру в однородной половозрастной группе детей рассчитан весь вариационный ряд, а по каждому ребенку индивидуальные темпы прироста в процентах по формуле S. Brody.
Анализ результатов позволяет сделать ряд заключений. Первое: перенесенная детьми всех групп туберкулезная инфекция не позволяет в период ремиссии выйти на уровень естественных темпов прироста показателей физического развития, характерных для здоровых детей. Вместе с тем отставание темпов прироста достоверно значимо лишь по показателям веса тела. При этом во всех группах отмечена положительная динамика приростов основных показателей физического развития. Второе: установлено значитель ное улучшение функционального и интеллектуального состояния детей всех групп. Наиболее значимы изменения в интеллектуальной сфере. Выполнение простого интеллектуального теста улучшилось с 35,8% в средней группе до 97,8% - в старшей. Сложный интеллектуальный тест дети выполняли лучше на 19,2% в подготовительной группе №1, на 23,3% - в подготовительной группе №2, на 37,0% - в средней и на 55,3% - в старшей. Подвижность нервных процессов, определяемая теппинг-тестом, улучшилась с 3,8% в подготовительной группе №1 до 20,3% - в старшей. Третье - по сравнению с показателями интеллектуальной сферы менее выраженными оказались темпы улучшения зрительно-моторной и слуховой реакции, особенно в подготовительных группах. Однако фактические результаты при этом приблизились к уровню, показываемому здоровыми детьми этого возраста. Четвертое: отмечены низкие коэффициенты вариации и темпы прироста показателей функции внешнего дыхания (за исключением показателя ЖЕЛ у девочек средней группы).
Очевидно, это следует связывать с предшествующим интенсивным медикамен тозным лечением и ограничением в этот период двигательной активности циклического характера. Вместе с тем для периода ремиссии полученные приросты можно считать положительными. Пятое - положительная динамика исследуемых параметров развития детей, полученная лишь за небольшой период действия компенсаторной программы в совокупности с комплексным обеспечени ем здоровьесохраняющей среды ребенка в ДОУ характеризует их оздоровитель ное и развивающее воздействие как эффективное.
На высокую эффективность комплексного системного оздоровительного воздействия физической культуры в процессе образования указывает проведенное сравнительное исследование динамики физической подготовленности учащихся 9-11-х классов 130 школ Красноярска в период с 1990 по 1997 г. Ежегодно обследовались по 1500 учащихся 11-х и по 4000 учащихся 9-х классов. Физическая подготовленность оценивалась по результатам тестирования в беге на короткие дистанции (60 м - 9-е классы, 100 м - 11-е), длинные (соответственно 2000 и 3000 м): и подтягивание на перекладине. Сравнительный анализ проведен между двумя контрольными, № 106 и № 62, школами и одной экспериментальной школой № 42, работающей по комплексной целевой программе здоровьесохраняю щей среды в условиях образовательно го процесса.
Контрольные школы были выбраны не случайно. В школе №106 в 1990 г. был начат эксперимент по усиленному комплексному развитию физических качеств у детей начальных классов, которые в 1996/97 учебном году попали в число тестируемых девятиклассников. По утверждению организаторов этого эксперимента, усиленная физическая подготовка должна была не только сыграть позитивную роль в повышении уровня физических кондиций, но и автоматически сформировать мотивированную потребность заниматься спортом в дальнейшем. В школе № 62, которая в 1990 г. занимала ведущие позиции по уровню физической подготовленности, был сделан акцент на подготовке команд по видам спорта с целью победы школы на соревнованиях в районе и городе.
Школа № 42, выбранная в качестве экспериментальной, занимала по исследуемым показателям в 1990 г. 71-е место среди 11-х классов и 72-е место среди 9-х классов из всех 130 школ города.
Полученные данные позволяют утверждать, что "натаскивание" на высокие результаты в раннем возрасте не только автоматически не формирует мотивированную потребность заниматься физической культурой и спортом в будущем, но и не несет в себе кумулятивного эффекта.
На это указывает снижение среднего балла по всем тестам у девятиклассни ков школы №106. Так, средний балл по всем тестам у них в 1990/91 учебном году составлял 3,36, а в 1996/97 снизился до 3,31. Повышение общего места школы с 61-го на 41-е свидетельствует не об улучшении уровня физической подготовленности учащихся этого возраста в этой школе, а об ухудшении физической подготовленности у большего числа учащихся еще в 20 школах города.
Иная картина сложилась в другой контрольной школе - № 62. К 1995/96 учебному году школа последовательно выигрывала все соревнования в районе, городе и крае, а в 1997 г. стала победителем Всероссийских финальных соревнований "Шиповка юных". При этом общие результаты физической подготовленности учащихся 9-х классов снизились с 4,32 балла в 1990 г. до 3,07 в 1997, 11-х классов, соответствен но, с 4,23 до 3,56. Общее место школы по этим показателям у девятиклассни ков понизилось с 1-го по 60-е, а у 11-классников с 14-го по 38-е. Эти данные подтверждают уже известную истину, что высокие места отдельных спортсменов или команд школы еще не означают, что в этой школе все благополучно со здоровьем и хорошей физической подготовленностью остальных.
Экспериментальная школа №42 реализацию комплексной целевой программы здоровьесохраняющей среды начала с определения трех стратегических направлений:
1. Создание благоприятного психологического климата среди учителей, учащихся и родителей, направленного на достижение главной цели – сохранить здоровье учащихся и учителей в условиях образовательного процесса.
2. Внедрение современных эффективных образовательных и воспитательных здоровьесохраняющих технологий.
3. Укрепление и развитие материально-технической базы, кадров и традиций школы.
Последовательно внедряя отмеченные в концепции основные проекты программы к 1997 г., школа вышла на принципиально новый путь формирования у школьников мотивированной потребности заниматься физической культурой систематически, используя при этом концепцию олимпийского образования, широчайший диапазон видов спорта, новые формы организации, прогрессивные методы контроля, что и подтверждает высокую эффективность оздоровительного воздействия физической культуры, применяемой системно и комплексно.
Библиография
1. Аршавский И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей. // Физиология человека № 5, 1979.
2. Бака М.М., В.С. Бойко, С.С. Гурвич и др. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Киев: Здоровье, 1983, с. 103.
3. Иванов Е.С., Л.М. Шипицина. Дети с проблемами (расстройствами) в развитии и общество: Тез. докл. и сообщ. III Междунар. конф. "Ребенок в современном мире". СПб., 1996.
4. Ильин О.Н., В.И. Усаков. Некоторые вопросы совершенствования социологического обеспечения информационной системы: "Руководитель - учитель - ученик - родитель": Тез. докл. Всесоюзн. научн.-практ. конф. "Социальные и экономические проблемы перехода к новым формам общественной жизни". Красноярск, 1992.
5. Нечаева А.М. О правовой незащищенности несовершеннолетних и путях ее устранения// Советское государство и право, 1990, № 5, с. 93-97.
6. Николюк В.В. Суды для несовершеннолетних. История и опыт их организаций// Советское государство и право, 1991, № 5, с. 77-83.
7. Первова И.Л. Депрессивное проявление у учащихся средней школы: Тез. докл. и сообщ. III Междунар. конф. "Ребенок в современном мире". СПб, 1996.
8. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. – Красноярск: изд-во КГПИ, 1989.
9. Усаков В.И. Спорт для всех: основополагающие принципы его развития: Тез. II Всесоюзн. научн.-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни". Липецк, 1991.
10. Усаков В.И. Концептуальные основы разработки универсального критерия оценки работы учителя и ученика по физическому воспитанию: Матер. Междунар. научн.-практ. конф. "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях". Улан-Удэ, 1995.
11. Усаков В.И. Социально-педагогические аспекты и особенности формирования здорового образа жизни людей, проживающих в Сибири и на Крайнем Севере: Матер. межрегион. научн.-практ. конф. "Здоровый образ жизни: реабилитация, физическая культура и спорт в условиях Крайнего Севера и Сибири". Надым, 1997.
12. Федорова Л.Г., Л.Н. Клименов, С.А. Поляков. Анализ показателей состояния здоровья школьников города Барнаула: Тез. докл. межрегион. научн.-практ. конф. "Валеологические аспекты образования". Барнаул, 1996.
Кандидат педагогических наук В.И. Усаков,
Красноярский государственный педагогический университет
|