Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Статьи, аналитические записки, проблемные материалы
Финансирование науки

В отличие от европейской - так называемой "университетской" - науки, которая существует самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела от него, им же регулировалась. Этот патернализм в одночасье преодолеть невозможно. У российского научного сообщества все еще нет традиций корпоративности и подлинной независимости.

С началом рыночных преобразований в экономике резко сократилось государственное финансирование науки, упал спрос на ее результаты со стороны ВПК и других отраслей. Наука не получает в полном объеме обещанных скудных средств, а те, которые поступают помесячно, доводятся до научных организаций с большим опозданием. К примеру, в бюджете на 1997 г. на поддержку науки было заложено 15,3 млрд деноминированных рублей, или 2,9% расходной части вместо 4%, предусмотренных законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г.

Для оценки ситуации важен не столько абсолютный объем выделяемых на науку средств, сколько их доля в общем объеме ресурсов страны - во внутреннем валовом продукте (ВВП). Этот показатель отражает объективно складывающийся баланс национального хозяйства. Такие показатели меняются медленно, если не возникает крупных форс-мажорных обстоятельств вроде войны или крупного стихийного бедствия. Каждая десятая или сотая доля процента тут весома из-за величины самого ВВП.

По доле затрат на исследования и разработки Россия отставала от большинства стран "семерки" уже в 1990 г. (при том, что наши космические программы по масштабу не уступали американским). В дальнейшем разрыв увеличился, что красноречиво свидетельствовало о крупном неблагополучии в обществе, разбалансировке его ресурсов. Сравнение общих затрат на науку с затратами на гражданские исследования и разработки показывает, что стартовые позиции для российской науки были крайне невыгодными. В 1990-1991 гг., когда страны "семерки" активно перестраивались на мирный лад, мы тратили на военно-промышленные разработки более половины своих скудных средств. Наш научно-технический потенциал был милитаризован больше, чем у развитых стран.

Национальные затраты на исследования и разработки (общие и гражданские), % ВВП

Страны 1990 г. 1991 г. 1996 г.
общие гражданские общие гражданские общие гражданские
Россия 2,0 1,0 1,5 0,6 0,9 0,6
Япония 3,1 3,0 3,0 3,0 3,0 2,8
США 2,7 1,9 2,6 1,9 2,5 2,1
Франция 2,4 1,9 2,4 1,9 2,3 2,0
Англия 2,2 1,8 2,1 1,7 2,1 1,7
Канада 1,4 1,4 1,4 1,4 1,6 1,4
Италия 1,3 1,3 1,4 1,3 1,3 1,2

Примечание. В 1997 г. расходы на финансирование российской науки составили 1,2% ВВП, в 1998 г. - 0,7%. В 1998 г. 67,5% всех затрат на исследования и разработки приходилось на государственный сектор науки, 27,0 - на предпринимательский, 5,4 - на научные подразделения вузов, 0,06% - на частный бесприбыльный научный сектор.

Стратегическим интересам России отвечало бы финансирование на уровне 2-3% ВВП, который характерен для большинства стабильно развивающихся стран. Чем больше страна расходует на исследования и разработки, тем выше уровень ее экономического развития и жизненных стандартов населения. Слабый научно-технический сектор, поглощающий менее 2% ВВП, характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта.

На науку в процентном отношении мы тратим меньше Чили, Румынии и Португалии, а в абсолютном отношении - меньше Чехии, Финляндии и Дании. На одно рабочее место в российской науке израсходовано 1250 долларов, включая все виды платежей. Даже защищенная статья "зарплата" в науке финансируется немногим больше чем наполовину. Положение усугубляется нестабильностью финансирования. Руководителям учреждений и научным менеджерам трудно планировать исследования, так как неизвестно, какие программы будут завтра сокращены.

Это заставляет их прибегать к другим источникам финансирования, например к региональным бюджетам. Из региональных бюджетов поступает до 10% общих расходов на науку. Наиболее активно поддерживают научные исследования и конструкторские разработки Якутия (0,75% республиканского бюджета), Москва (0,39%), Башкортостан (0,3%), Московская область (0,2%), Санкт-Петербург (0,1%), Томск (0,1%), Тыва (0,04%), Нижний Новгород (0,03%), Новосибирск (0,02%). Однако в целом по стране на науку расходуется не более 0,1% региональных бюджетов.

Региональные власти и органы самоуправления могли бы увеличить свое участие в финансировании исследований и разработок. По оценкам экспертов, для них посильны следующие масштабы косвенной поддержки местных научно-технических организаций: они могут, во-первых, снизить тарифы за энергоресурсы и коммунальные услуги на 50-90%; во-вторых, почти полностью освободить (в части городского бюджета) от налога прибыль, которая направляется на расширение и модернизацию производства; в-третьих, снизить ставки арендной платы за использование земли и зданий на 50-90%.

Регионы и муниципальные образования неохотно финансируют федеральные учреждения, предпочитают поддерживать собственные. Однако в собственности субъектов Федерации находятся всего 186 объектов науки из 4122, в муниципальной собственности - 11. Для увеличения субсидий на уровне местного самоуправления потребуется передать в его ведение значительную часть федеральных объектов. Но многие НИИ и КБ против понижения статуса, ученые предпочтут голодать. Получается: чтобы заслужить право финансировать периферийные организации, региональные и местные власти должны предложить им что-то весьма привлекательное.

В финансировании науки доля бюджетных ассигнований преобладает. Однако сам госбюджет составляет лишь 17% ВВП, а 83% приходится на негосударственный сектор экономики. Проблема в том, как привлечь в науку больше средств из этого сектора. Сейчас доля негосударственного и внебюджетного финансирования составляет менее 10%. Деньги в науку начинают вкладывать, например, приватизированные предприятия. Подобное снижение нагрузки на федеральный бюджет можно только приветствовать.

В конце XX века в развитых странах главным для государства в данной сфере становится создание благоприятного научно-инновационного климата. Доля государства в прямом финансировании фундаментальной и прикладной науки медленно, но неуклонно снижается. Особенность нашей ситуации в том, что эта поддержка относится только к организациям прикладной науки, выполняющим прямые заказы промышленности.

Имущественные отношения в государственном секторе

Государственный сектор в научной сфере по-прежнему доминирует. Поэтому неурегулированные в нем имущественные отношения драматично влияют на обстановку в российской науке. Например, запутанная имущественная ситуация сложилась в академических научных организациях. Закон "О науке и государственной научно-технической политике" не определил организационно-правовую форму академий наук, указав лишь, что они имеют государственный статус, хотя гражданскому законодательству такое понятие неизвестно. На основании признаков, прописанных в законе, типичную государственную академию можно определить как государственное учреждение, что и зафиксировано в уставе Российской Академии наук (РАН). Но учреждение не может представлять собой совокупность самостоятельных юридических лиц, каковыми являются входящие в академии научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.

Правовая неразбериха имела практические последствия. Исполнительная власть планировала передать в пользование РАН на правах оперативного управления и хозяйственного ведения 650 объектов, находившихся в федеральной собственности. Однако реализация этого плана вступила в противоречие с действовавшим законодательством. Академия выступила с предложением издать специальный указ Президента РФ. Комитет по науке Госдумы начал готовить поправки к закону "О науке и государственной научно-технической политике". Депутаты решили не ограничиваться вопросами аренды и предложили передать в собственность РАН имущество, приобретенное за счет деятельности, разрешенной законом и приносящей доходы, а также полученное в форме дара, пожертвований или по завещанию. Иными словами, любое имущество, переданное в дар РАН (т.е. государству), может быть использовано ею по собственному усмотрению. Речь идет, например, о таких объектах, как дом в Кембридже, завещанный академиком П. Капицей, или старое здание президиума, переданное в дар Академии наук еще при жизни Ленина. Депутаты полагают, что поправки к закону обяжут РАН составить реестр такого имущества, чтобы оно не было разбазарено. Однако в тексте поправок о реестре речь не идет.

Итак, одни предлагают исправить положение с помощью серии подзаконных актов. Другие считают, что они лишь продлят агонию академического монстра, рожденного советским строем и не имеющего аналогов в развитых странах, и видят выход в том, чтобы превратить РАН в общественную структуру, как практикуется в других странах. Новое российское гражданское законодательство позволяет, отказавшись от построения академий наук на принципах единой централизованной системы, организовать их деятельность как ассоциаций научных, научно-технических и вспомогательных организаций и предприятий. Деятельность таких юридических лиц регулируется Гражданским кодексом и законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. Наделение РАН статусом ассоциации снимает проблему субъекта права собственности на имущество самой Академии и входящих в нее организаций. Подобная правовая форма приемлема для Академии наук еще и потому, что в соответствии с гражданским законодательством юридические лица, входящие в ассоциацию (союз), при объединении сохраняют юридическую самостоятельность.

Большинство спорных ситуаций в научной сфере связано с отсутствием четких критериев разделения прав на государственную и муниципальную собственность. Нередко муниципальные органы издают распоряжения (вплоть до приватизации), касающиеся объектов федеральной собственности. С отменой закона "О собственности" и принятием Гражданского кодекса положение улучшилось, хотя недоразумения сохраняются. К примеру, важный источник доходов научных учреждений - сдача зданий в аренду. В соответствии с постановлением правительства "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" от 27 марта 1997 г. № 342 научные организации вправе сдавать в краткосрочную (до одного года) аренду без права выкупа неиспользуемое имущество, относящееся к федеральной собственности. По схеме чиновников 30% доходов от аренды должно получать государство, 70% - научные организации. Но в правительстве нет единой точки зрения по этому вопросу. Минфин в письме "Об использовании доходов от сдачи в аренду имущества, относящегося к федеральной собственности" от 28 мая 1997 г. № 12-4/2 потребовал, чтобы все средства от аренды направлялись в федеральный бюджет. Теперь в себестоимость наукоемкой продукции приходится включать расходы на поддержание инфраструктуры, сдача в аренду которой убыточна.

Таким образом, налицо имущественные перекосы - от фактической передачи собственности государственным учреждениям, поддерживаемым за счет бюджета, до отчуждения имущественных прав у хозрасчетных предприятий. Что предпринять в такой ситуации? Механизм стимулирования научной деятельности с использованием имущественных отношений в научных организациях не нов. Его применил Президент США Ф. Рузвельт в период Великой депрессии. Не имея возможности дать реальные деньги на спасение американской науки и образования, он предоставил право американским университетам распоряжаться закрепленным за ними федеральным имуществом и использовать соответствующие средства на их уставную деятельность. Сегодня американские университеты - стабильные и богатые научные учреждения.

В России для эффективного использования имущественных отношений необходимо, во-первых, устранить указанные нормативные противоречия; во-вторых, обеспечить эффективный общественный контроль за расходованием средств, выручаемых от аренды в интересах саморазвития организации.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки