Проведенные за последние годы преобразования позволили перейти от унифицированного к многовариантному среднему образованию, появилась возможность выбирать формы обучения, формы и методы работы педагогов, учебную литературу, совершенствовать учебные программы, распространять инновационные и авторские программы обучения. Разнообразие форм обучения (государственные школы, негосударственные лицеи и гимназии, семейное образование, экстернат) теоретически позволяет найти образовательное учреждение, отвечающее потребностям детей и их родителей (вопрос в том, сколько это будет стоить родителям и государству).
Государственные школы наряду с образовательными программами и государственными стандартами предлагают дополнительные образовательные услуги (за определенную плату, что разрешено законом "Об образовании").
Негосударственные школы изначально создаются как профильные - школы с экономическим, математическим, гуманитарным или эстетическим уклоном; религиозные и национальные школы; коррекционно-адаптивные школы, предназначенные для больных детей, которые не могут учиться в массовых учебных заведениях; школы, работающие по обычной программе, но в более благоприятном для ребенка режиме.
Каждая из частных школ имеет некий стандартный набор (обычно в него входят школьная программа по общеобразовательным предметам, один иностранный язык, как правило, с первого класса, второй - с четвертого класса), а также развивающие дисциплины (музыка, рисование, физкультура), продленный день и трехразовое питание (в большинстве школ). На этом сходство заканчивается, начинаются нюансы. Бывают негосударственные школы с раздельным преподаванием (женские гимназии, кадетские корпуса), школы при вузах, школы с углубленным изучением языков (в том числе "экзотических"). Благодаря инновационному подходу к образовательным программам, свободному выбору методик обучения такие школы стали пользоваться повышенным спросом.
В некоторых частных школах ученики проходят тесты ТOЕFL, SAT или сдают экзамены на получение Первого кембриджского сертификата. Эти тесты обязательны для поступления в зарубежный вуз. Чтобы получить диплом Международного бакалавриата (МБ), выпускник 11-го класса должен отучиться еще один год - изучить 6 предметов на английском языке. На программу МБ отбирают только тех, кто свободно владеет английским языком и хорошо знает математику. Диплом МБ открывает возможность после школы поступать в университеты 95 стран.
Развитие альтернативной системы школьного образования вызвало противодействие со стороны многих работников государственной системы. Они предложили ужесточить требования к частным школам (чтобы защитить детей от некачественного обучения), лишить их права на бюджетное финансирование (социально несправедливо финансировать частные школы для детей богатых родителей наравне с обычными школами). Среди их аргументов и такие: в негосударственных школах нет преемственности в обучении, крайне неоднородна материально-техническая база, отсутствует правовая и социальная защищенность учеников и их родителей, нет действенного контроля за уровнем и качеством предоставляемых знаний.
Проверка, проведенная Московским комитетом образования в 1996 г., показала, что качество обучения в негосударственных школах выше, чем в государственных, но ненамного. Так, уровень освоения обязательного минимума знаний по математике учениками 4-8-x классов составил в негосударственных школах 65%, в государственных - 52%, по русскому языку - 81 и 66% соответственно, по химии - 62 и 39%, по физике - 39 и 39%, а учениками 9-11-х классов по литературе - 83 и 65%, по химии - 48 и 28%, по математике - 36 и 36%.
На любом этапе школьного образования возможен переход на семейную форму обучения (как и возвращение в государственное общеобразовательное учреждение). Полный перечень норм семейного образования содержится в "Примерном положении о получении образования в семье", утвержденном в 1994 г. Министерством образования. Между школой и родителями заключается договор, регулирующий их отношения, права и обязанности. Администрация школы вместе с родителями составляет график контрольных экзаменов и аттестаций. Школа предоставляет ученику бесплатные учебники и консультации. Родители имеют право на оплату своего труда в обучении ребенка, но получить эти небольшие бюджетные деньги очень трудно.
Ребенок может обучаться также с помощью частных педагогов и в конце года сдавать экзамены экстерном в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Если ребенок не показывает знаний того уровня, который предусмотрен государственными требованиями, то он должен вернуться в школу.
О целесообразности введения в России 12-летнего среднего образования говорят уже несколько лет. Эту идею в январе 1999 г. одобрило Минобразования. Но окончательное решение за правительством.
Сторонники идеи считают, что благодаря увеличению срока обучения, во-первых, удастся уменьшить учебную нагрузку, которая за последние годы возросла в полтора раза и пагубно сказывается на здоровье детей (раньше ученики 4-8-х классов занимались около 24 часов в неделю, теперь - 31); во-вторых, наши школьники смогут поступать в зарубежный вуз на общих основаниях. Дело в том, что в большинстве стран (Испания, Франция и др.) в школах учатся 12, а в Италии, Швеции и Германии - 13 лет, менее чем в 25% всех стран (среди них и Россия) - 10-11 лет. По этой причине многие западные вузы не признают российских аттестатов о среднем образовании. Проблема останется и после присоединения России к конвенции ЮНЕСКО о взаимном признании дипломов: выпускникам российских школ из-за разницы в сроках обучения придется письменно доказывать, что содержание пройденных ими учебных программ не отличается от западных.
Введение 12-летнего образования возможно не раньше чем через два года. К тому времени Минобразования надеется договориться с Министерством обороны об увеличении до 19 лет призывного возраста молодых людей, а также планируется перевести все начальные школы, в которых обучение длилось три года, на четырехлетнюю программу. Именно детей, которые к 2001 г. закончат четыре класса начальной школы, коснется реформа. Для получения аттестата зрелости им первым придется учиться в общей сложности не 11, а 12 лет. А обязательное среднее образование, дающее право на поступление в техникумы или ПТУ, они получат не за 9 лет, а за 10. И лишь дети, родившиеся до 1991 г. (т.е. к 2001 г. закончившие хотя бы пять классов), будут учиться, как прежде, - максимум 11 лет.
Издание учебников
Важное достижение реформы школьного образования в том, что педагоги могут по своему выбору использовать учебную литературу. Вместе с тем для обеспечения единства образовательного процесса в масштабах всей страны введен федеральный комплект учебников (700 наименований). Он отобран на основе общественной экспертизы и должен бесплатно предоставляться школьникам. Но здесь немало проблем.
Издание комплекта изначально должно было финансироваться из федерального бюджета. С ухудшением его наполняемости финансирование спустили на уровень субъектов Федерации. По замыслу правительства, с 1994 г. закупать учебники должны были региональные органы управления образованием (в федеральном бюджете средства на издание учебников не были предусмотрены). Но в местных бюджетах средств на эти цели не нашлось, за исключением экономически сильных регионов (например, московские власти выделили на издание учебной литературы 3,5 млрд неденоминированных рублей). Тогда правительство приняло решение о временном государственном финансировании издания школьных учебников и разработке стратегии перехода к региональному финансированию, а также их продаже с учетом необходимой социальной защиты учащихся. Но реализовать это решение не удалось. В 1996 г., когда средства федерального бюджета еще выделялись на закупку новых школьных учебников, потребность школ в них была удовлетворена на 60%. В 1997 г. школьники получили 25% требуемых книг, в 1998 г. - 7-9%.
Возникала идея включить статью "федеральный комплект учебников" в число защищенных бюджетных статей. Но Президент РФ не подписал закон "О федеральном комплекте учебников", сославшись на то, что он противоречит демонополизации и децентрализации издания учебников.
Сегодня выпуском учебной литературы занимаются около 30 издательств. Этот крупный сектор (20-30%) книжного рынка стал лакомым куском благодаря стабильному спросу, большим тиражам и оптовым партиям. Издательство "Просвещение" с трудом, но пока удерживает до 60% выпуска ассортимента учебников (около 500 наименований из федерального списка). Его руководители высказывают готовность разнообразить услуги, развозить учебную литературу по всей стране за 7-8% комиссионных без посредников и тем самым снизить стоимость учебников (хотя условия, предлагаемые этим издательством, устраивают далеко не всех, посредники предлагают и более льготные скидки). Конкуренция нарастает. Скажем, коммерческое издательство "Дрофа" уже получает до 30% заказов на учебники. "Поднимают голову" и регионы.
Однако у сложившейся монополии центральных издательств много сторонников и во властных структурах, и в самих регионах. Они убеждены, что дешевле, быстрее и качественнее печатать учебники в Москве большими тиражами и за 5% развозить по всей стране. Маленькие тиражи невыгодны и потому, что велика плата за авторское право. В Сибири живут 10-15% россиян, из них 30% - в труднодоступных местах. Транспортные издержки увеличивают стоимость учебной литературы лишь на 3-5%, а контейнерная доставка еще дешевле, правда, пока контейнер дойдет до места, набежит 4-5% кредита. Но учебники, напечатанные в регионах, дешевле не будут, а качество будет хуже, - утверждают сторонники централизации книгоиздания, которая позволяет концентрировать большие заказы и удешевлять производство. Регионам же они рекомендуют не издавать учебники, за исключением региональных учебных пособий, а изучать спрос, искать местных авторов и затем обращаться в центральные издательства и полиграфические комбинаты, где качество печати лучше и сроки короче.
Региональные издательства и полиграфисты возражают против столь категоричной позиции: если будут объединенные стабильные заказы на учебники, скажем, от сибирских территорий и деньги, которые сейчас уходят в центр, то ныне недогруженные сибирские полиграфические комбинаты смогут обновлять оборудование и повышать качество печатной продукции. Только за три месяца 1998 г. издательство "Просвещение" получило из регионов столько средств, что их хватило на издание более 1 млн (из 10 млн всех напечатанных) учебников.
Важно и то, что книгоиздателям из Москвы трудно определить, сколько учебников требуется регионам и каких, еще сложнее своевременно собрать заказы. Если до какого-то региона не дойдет очередной детектив, не беда - почитают что-нибудь другое. А если не дойдет учебник математики или дойдет, но не тот, который логически продолжает программу, начатую в предыдущем классе, цена ошибки и ответственность совсем другие. Но заинтересованные стороны никак не могут договориться, кто должен взять на себя эту ответственность: координирующие органы (по вертикали - Министерство общего и профессионального образования, по горизонтали - местные власти), отделы народного образования или специально созданные структуры?
Нет ясности и в том, как взаимодействовать в создавшейся ситуации школам, отделам народного образования, книгоиздателям, книготорговцам. Как эффективнее использовать мизерные деньги, выделяемые на учебники из бюджета? Средства между издательствами, владеющими авторскими правами на соответствующие учебники, распределяет Министерство общего и профессионального образования при совещательной роли общественности, представленной Федеральным советом по школьному образованию. Некоторые издатели предлагают, чтобы министерство определило, какие учебники будут базовыми (при скудном бюджетном финансировании несбыточно желание создавать множество вариантов учебников). Потом министерство должно объявить тендер среди издательств и тому, кто предложит лучшие условия, передать госзаказ и бюджетные деньги. Тогда при массовых тиражах учебники действительно будут стоить копейки.
Учебник - товар "сезонный". Поток заказчиков обычно нарастает к августу, когда регионы получают информацию о том, сколько бюджетных денег на эти цели будет выделено. Правда, пока это только "строчки", но под них регионы готовы брать кредиты. Однако к тому времени в издательствах задела уже не бывает. Кредит под учебники надо брать в январе-апреле. Все равно придется платить за кредит, но в начале года можно получить на те же деньги больше книг. Так, на складах издательства "Просвещение" уже в апреле 1998 г. было 10 млн "свежих" учебников. Их цены в августе выше, чем в январе, потому что хранение такого количества книг обходится недешево. Существует и территориальный "плюс/минус" к цене. Цены учебников и время их получения существенно различаются, скажем, в Камчатской, Новосибирской и Саратовской областях. Еще более сложный вопрос - обеспечение учебниками "медвежьих углов", ведь в России 67 тыс. школ, из которых городских - только 19 тыс.
Издательства готовы вместо денег брать бумагу, картон, пленку. Организацией бартера под учебники вынуждены заниматься руководители территориальных органов управления образованием. Учебно-библиотечные коллекторы за это не берутся. Да и не по силам это дело специалистам из сферы образования. Кое-где созданы специальные организации (для работы по бартеру напрямую с издательствами), контролируемые местными органами образования.
Немало сторонников у идеи направить скудные бюджетные средства не на учебники, а на создание централизованной информационной сети, работающей на реализацию. Пока такую сеть намечено создать в рамках проекта "Реформа учебного книгоиздания системы общего образования" при финансовой поддержке Всемирного банка реконструкции и развития. Этот проект, рассчитанный на 17 лет, еслибудет реализован, позволит демонополизировать рынок учебного книгоиздания и создать эффективную структуру обеспечения школ учебниками.
Республики, края и области смогут заказывать учебную литературу и контролировать выполнение своих заказов. Предусмотрено формирование централизованной базы данных учебной литературы, входящей в федеральный комплект, создание на ее основе каталога. При условии регулярного финансирования удастся объединить все региональные системы в одну и обеспечить их общей базой по изданию учебников. А если во всех регионах страны будут созданы, как намечено, 89 информационноаналитических центров и затем они будут объединены через Интернет в единую электронную паутину, то и наши учителя приобщатся к цивилизации. Связавшись по компьютерной сети с федеральным или региональным центром, учителя смогут получать исчерпывающую информацию о любом учебнике. Разработчики проекта надеются, что уже через два года 10 регионов будут приобретать пособия для школы таким путем.
На развитие учебного книгоиздания планируется выделить 20 млн долларов, на создание Экспериментального фонда по закупке учебников -10 млн, на обновление федерального комплекта учебников - 3,8 млн, на развитие системы национальных учебных стандартов - 1 млн. Ежегодно накануне учебных занятий Экспериментальный фонд будет предоставлять в порядке "скорой помощи" регионам беднейших субъектов Федерации короткие займы на приобретение недостающих учебников. В течение года регион должен будет погасить заем.
Структура подготовки специалистов
В советский период структура вузов и подготовка студентов по определенным специальностям диктовались не реальной потребностью в специалистах, а лоббистской мощью соответствующих министерств и ведомств. Чем выше был вес министерства в иерархической системе командно-распределительной экономики, тем больше молодых специалистов готовилось для его предприятий.
Госзаказ вузам на специалистов определенного профиля формировался по принципу "чем больше, тем лучше", на качество их подготовки смотрели сквозь пальцы. Многие дипломированные инженеры не справлялись с элементарными расчетами, занимали должности снабженцев, мастеров, начальников участков, не требующие инженерных знаний. Сколько выпускников педагогических вузов так никогда и не дошло до школы! По специальности работали не более 40% выпускников сельскохозяйственных вузов. Диплом о высшем образовании был нужен не столько для выполнения высококвалифицированной работы, сколько для продвижения по ступеням административной иерархии. В итоге значительная часть национального дохода расходовалась впустую, работники же оценивались не по тому, что они могут, а формально - по наличию диплома.
Долгие годы в СССР сохранялась политическая установка на неуклонный рост числа студентов и учебных заведений, особенно технического профиля. Этот путь также вел к неизбежному снижению качества подготовки, к перепроизводству и диспропорциям в структуре кадров. Так, инженеров у нас выпускали в несколько раз больше, чем в США, а социологов и психологов - в несколько раз меньше. Дипломированных специалистов для сельского хозяйства и промышленности оказалось больше, чем рабочих.
Абсолютизация количественных показателей и формальный подход при реализации принципов доступности, сохранения контингентов, максимального сокращения отсева учащихся, борьба за стопроцентную успеваемость превратили разумные меры в их противоположность. Со временем все это обернулось безответственным отношением обучаемых и педагогов к своим обязанностям, превращением государственного контроля за качеством образования в формально-мелочную опеку, сковывавшую инициативу педагогов и учащихся.
Рыночные реформы внесли существенные коррективы в структуру подготовки специалистов. Большую популярность приобрело экономическое и юридическое образование. Подстегиваемые конкуренцией, государственные вузы открыли многочисленные факультеты по подготовке этих специалистов, появились негосударственные вузы.
Если раньше экономическое образование давали 40 вузов и факультетов, то в 1998 г. - уже 400. Понятно, что при этом обеспечить одинаково высокое качество обучения невозможно. В России не так много хороших преподавателей, во всяком случае, на все экономические вузы их не хватает. Работодатели по-прежнему отдают предпочтение выпускникам государственных вузов. Спрос сместился с экономистов, специализирующихся в сфере финансов и торговли, на квалифицированных управляющих предприятиями, способных эффективно работать в рыночных условиях, и арбитражных управляющих.
Спрос на юристов пока превышает предложение, хотя за счет выпускников многочисленных коммерческих вузов их может оказаться в избытке. Негосударственные юридические вузы нередко не проводят вступительные экзамены, ограничиваясь тестами и собеседованием. Поступить туда может каждый, оплативший обучение (от 2000 до 5000 долларов в год). Дипломы частных юридических вузов слабо котируются у работодателей, хотя ценятся далеко не все и государственные. Хорошее юридическое образование - это школа, которая создается десятилетиями, а частным вузам не более 8 лет.
Однако нельзя, чтобы только рыночный спрос регулировал структуру подготовки кадров в вузах. Во-первых, спрос на таких специалистов, как астрономы, физики-ядерщики, математики, непосредственно связан с исследованиями, выполняемыми за счет бюджетного финансирования и спонсорских пожертвований, и не рынок, а бюджетная политика должна определять необходимое их число. Во-вторых, даже по специалистам, текущий спрос на которых определяется сиюминутными потребностями рынка, невозможно с уверенностью утверждать, что он сохранится через 5-10 лет, так как вполне реальны изменения в структуре отраслей и технологиях. Поэтому наряду с текущим рыночным спросом структуру подготовки специалистов должен определять госзаказ, формируемый на основании экспертных прогнозов. Такое планирование не имеет ничего общего с советским планированием от достигнутого уровня, а точнее - с произволом чиновников.
Аналитики обращают внимание и на то, что в течение последних десятилетий уменьшались возможности национальной экономики эффективно использовать созданный потенциал квалифицированных кадров. Поэтому перед правительством стоит дилемма: продолжать расширенную подготовку кадров "впрок", невзирая на крайне низкие возможности их использования в экономике, или, направив основные усилия на перестройку производственного потенциала и формирование эффективных рыночных институтов, поддерживать на минимально допустимом уровне функционирование ныне существующей системы образования, постепенно трансформируя ее в соответствии с реальными потребностями экономики. Правда, эта дилемма несколько условна, потому что первая альтернатива практически нереализуема из-за острой нехватки средств бюджета, которая, в свою очередь, является следствием несформированных рыночных институтов и устаревшей технологической основы предприятий.
Поэтому правительству в сфере образования приходится прежде всего решать проблемы дефицита финансирования. За счет денежной эмиссии, конечно, можно справиться с невыплатой зарплаты педагогам. Но эта мера не разрешит глубинных институциональных проблем этой сферы, суть которых в том, что в условиях динамичных изменений в экономике учреждения образования должны адекватно реагировать на спрос населения и предприятий на определенный тип и качество подготовки специалистов. Исторический опыт убедительно показал, что адаптация нереальна в условиях всеобъемлющей централизации управления образованием.
Чтобы система образования стала органичной частью динамичной экономики, школы и вузы должны быть более самостоятельными и экономически отвечать за результаты своей деятельности. Игнорирование правительством этого решающего аспекта реформирования образования, концентрация усилий только на решении проблемы задолженности по зарплате будут лишь обострять глубинную проблему несоответствия достигнутого уровня образования и сложившегося спроса на выпускников.
Классические приемные экзамены или общенациональное тестирование?
Действующая система конкурсного отбора в сочетании с планированием набора в вузы стимулирует снижение требований при приеме для сохранения достигнутого уровня государственного финансирования учебного заведения. Негативные социальные последствия этого очевидны. Известно, как сильно подвержен коррупции отбор абитуриентов, как много субъективизма в ходе приемных экзаменов. При этом за дверями вузов нередко остаются талантливые, но бедные, а бездарные, но богатые становятся студентами. Экзаменационные комиссии вузов, комплектующих набор на платной основе, порой снижают требования, чтобы набрать побольше студентов и обеспечить доходы. Это, естественно, сказывается на качестве подготовки.
В мировой практике хорошо себя зарекомендовали общенациональные тесты, которые позволяют объективно оценить уровень знаний абитуриента и способность его логически мыслить, независимо от того, в какой вуз он поступает и какую школу закончил. В США тестирование давно существует как некоммерческая служба, поддерживаемая государством, ее прибыль направляется исключительно на развитие тестовой культуры, что способствует улучшению качества образования. Специалисты предложили и в России заменить приемные экзамены в вузы на систему общенационального тестирования - для начала в порядке эксперимента.
Аргументы в пользу общенациональных тестов: такой подход закроет лазейки для получения вузами доходов за счет снижения требований к абитуриентам, позволит реализовать простую и эффективную систему адресной поддержки талантливой молодежи. Появится возможность контролировать качество образовательных услуг на уровне не школы, а независимой службы контроля - скажем, региональных государственных центров по тестированию. Они могли бы оценивать не только знания абитуриентов, но и результаты профессиональной переподготовки, самостоятельной подготовки (экстерн), проверять знания госслужащих при переаттестации или тех, кто поступает на работу по заявкам фирм. Кроме того, независимая оценка знаний выпускников позволила бы объективно оценивать качество обучения в разных школах и колледжах, обоснованно возобновлять лицензии или отказывать в них.
Если будет введено общенациональное тестирование и набор студентов станет производиться по баллам, набранным на тестах, то российский учитель станет центральной фигурой в подготовке учеников к тестированию. Это позволит направить в среднюю школу финансовые потоки, которые сейчас аккумулируются в высшей школе: родители тратят большие деньги на репетиторов из институтов, поддерживают школы при вузах, оплачивают занятия на подготовительных курсах, поскольку требования на вступительных экзаменах определяются высшей школой.
Тестирование может стать индикатором уровня и качества знаний выпускников школ одного и того же региона, разных регионов, государственных и частных школ. Короче говоря, появится богатейший материал для корректировки политики образования, разработки программ федерального и регионального уровней, принятия грамотных управленческих решений.
В сочетании с персональными компьютерами тесты помогут перейти к системе адаптивного обучения и контроля - современной форме организации учебного процесса. Обучение начиналось бы с входного тестирования, сопровождалось текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивалось объективным тестированием учебных достижений.
Кроме того, тестирование позволило бы оказывать адресную государственную поддержку абитуриентам, показавшим самые высокие результаты, выдавая им ваучеры, которыми они могли бы расплатиться в любом вузе, в том числе зарубежном, поскольку государство гарантировало бы возмещение вузу соответствующей суммы. Ваучеры в зависимости от результатов, показанных абитуриентами, могли бы иметь разный номинал (денежное покрытие), что сделало бы систему адресной поддержки более гибкой. Вузы в этом случае финансировались бы в соответствии с количеством поступивших в них абитуриентов, имеющих оценки по системе национального тестирования не ниже установленного федерального уровня. Переход к подушевому финансированию вузов сделал бы движение финансовых средств зависимым от реального соотношения спроса и предложения на рынке труда, а не от административной оценки потребностей экономики в кадрах различных профессий.
Ректоры многих технических вузов предпочитают тестирование, а ректоры медицинских - традиционные приемные экзамены. Свыше 130 вузов России, преимущественно технических, уже принимают сертификаты общероссийского тестирования выпускников школ, они самостоятельно устанавливают шкалу перевода баллов тестирования в баллы оценок. Министерство общего и профессионального образования создало Центр тестирования и 86 представительств в регионах.
Первое тестирование провели в 1995 г. Купив посадочный талон на экзамен по выбранному предмету, школьник проходил тест, который оценивался по 20-балльной системе. В 1998 г. 2,9% зачисленных в вузы (24,4 тыс.) предъявили сертификаты централизованного тестирования.
Объединение учебных заведений
В соответствии с "Программой экономии государственных расходов", утвержденной постановлением правительства от 17 июня 1998 г., намечена реорганизация подведомственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, путем объединения разнопрофильных высших и средних специальных заведений в университеты. Перестройка по вертикали подразумевает включение в состав университетов институтов повышения квалификации, средних специальных учреждений, вузов и части учреждений начального профессионального образования; по горизонтали - объединение небольших вузов с классическими университетами.
Ставится задача не просто уменьшить число учебных заведений, а повысить качество подготовки специалистов. Если педагогический вуз входит в структуру университета, уровень подготовки, как правило, возрастает. Укрупнение кафедр позволяет укомплектовать их квалифицированными кадрами. В результате реорганизации сократятся расходы на инфраструктуру, улучшится материально-техническая база.
При объединении вузов обязательным условием должно быть согласие администрации вузов. Могут быть и особые случаи. Скажем, Минобороны планирует закрыть десятки военных академий и училищ. Закрытие училища по затратам равносильно расформированию дивизии, а военной академии - расформированию корпуса. Подобная реструктуризация без соответствующей подготовки чревата непредсказуемыми последствиями.
За 1995-1997 гг. объединились 19 вузов, в 1998 г. - еще 12. В 1997 г. в Тамбове были созданы два классических университета. Первый выпуск состоялся в Новгородском классическом университете, объединившем сельскохозяйственный, педагогический, медицинский институты и институт повышения квалификации учителей. В Татарстане создан вуз с двойным учредительством (российское правительство и кабинет министров Татарстана). В состав этого университета вошли также два НИИ, что расширило научную базу.
На фоне сокращения государственного финансирования стремление уменьшить количество дублирующих друг друга учебных заведений вполне логично. Однако ректоры объединяемых вузов нередко отрицательно относятся к слиянию. Так, в Самаре ректоры и коллективы педагогического университета, госуниверситета и экономической академии, "приговоренных" к объединению, настроены против. В педагогическом университете считают, что политика слияния педагогических вузов с другими вузами резко снизит авторитет педагогической профессии, более того - разрушит воспроизводство педагогических кадров: дескать, некоторые области, в свое время согласившиеся на объединение, до сих пор не могут возродить систему образования из-за отсутствия педагогических кадров.
Но не все настроены столь пессимистично. К примеру, интересный эксперимент проводит Московский энергетический институт (МЭИ). Он предоставляет возможность своим студентам получить не только техническое, но и полноценное гуманитарное образование. Занятия в гуманитарном вузе начинаются на четвертом курсе, рассчитаны на два года, предусмотрено 20 дополнительных специальностей (от социологии и политологии до дизайна). Почти 500 студентов МЭИ считают себя еще и студентами гуманитарного вуза. Пять негосударственных гуманитарных вузов (тщательно отобранных, авторитетных, в которых преподают видные ученые) в счет платы за арендуемые в МЭИ помещения бесплатно обучают тех его студентов, которые готовы заниматься в двух вузах. Уже состоялись два выпуска.
Четыре года работы позволяют говорить о положительных тенденциях. Со временем не исключено образование под крышей МЭИ "конфедерации" разных учебных заведений. В нее согласны войти не только вузы, работающие в стенах МЭИ, но и другие учебные заведения, научные институты. Возможно, такое объединение окажется жизнеспособным для России и поможет, не сокращая числа вузов (хотя далеко не все из них отвечают своему назначению), сконцентрировать их вокруг наиболее сильных научных и учебных центров, сделав более мощными. Разумеется, если положиться на логику развития высшей школы, а не поддаваться волевому администрированию.
|