Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Статьи, аналитические записки, проблемные материалы
Самофинансирование учебных заведений

Взимание платы за обучение

Закон "Об образовании" в редакции 1996 г. закрепил право школ и вузов предоставлять платные дополнительные услуги, не предусмотренные обязательными программами и государственными стандартами, и заключать договоры с физическими и юридическими лицами на полностью платное обучение сверх финансируемых за счет учредителей заданий по приему обучающихся и переподготовке специалистов. Как уже отмечалось, на полностью платной основе вузам разрешено принимать лишь 25% обучающихся по каждой специальности (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление).

Стремление вузов стабилизировать свое финансовое положение обусловило развитие платного обучения. На условиях полного возмещения затрат в 1993 г. обучались 3,7% студентов, в 1994 г. - 4,6, в 1995 г. - 8,7, в 1996 г. - 11,6% (или 326 тыс.). На контрактной основе в государственных вузах и средних специальных учебных заведениях обучались соответственно 3 и 2% студентов. По данным Минобразования, в 1998 г. в вузы принято примерно 545 тыс. абитуриентов (кстати, самый большой прием был в 1985 г. - 635 тыс.). Из них 103 тыс. студентов учатся за счет спонсоров, свыше 72 тыс. оплачивают обучение в негосударственных вузах.

В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам. Те знания и навыки, которые превышают стандарт, могут предоставляться учащимся за дополнительную плату. Ее вносят родители или она поступает из иных негосударственных источников.

В разработке образовательных стандартов преобладает максималистский подход. Специалистыпредметники пытаются включить в необходимый минимум практически все, что преподавалось в школе (общественность к разработке стандартов практически не допускается). При этом о связи между тем, что специалисты хотели бы заставить считать обязательным для школьника знанием, и объемами государственного финансирования его обучения говорить пока не приходится. Поэтому неудивительно, что школы, стремящиеся обеспечить высокий уровень знаний учащихся, нацелены на привлечение внебюджетных средств (плата родителей, пожертвования).

Закон "Об образовании" определил правовые основания для самостоятельного получения школами дополнительных доходов, включая оказание платных дополнительных образовательных услуг и предпринимательскую деятельность с использованием вверенного им имущества. В условиях, когда образовательные стандарты оторваны от их финансирования, понятие дополнительных образовательных услуг оказалось крайне размытым и позволяет произвольно включать обязательные образовательные услуги в состав платных.

В письме Минобразования от 21 июля 1995 г. приведен примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые могут оказывать государственные школы. К ним относятся изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; изучение иностранных языков; освоение новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, стенография); создание различных студий, групп по обучению живописи, графике, скульптуре, народным промыслам - т.е. все то, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов, а также создание секций и групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика и т.д.). Однако дополнительные занятия в школе по предметам, которые стоят в учебном плане, не могут быть платными. Учебный план предусматривает факультативы как для учеников, проявляющих повышенные способности, так и для неуспевающих.

Обучение в частных школах (которые возникли не на базе имущества государственных школ, а самостоятельно, по воле учредителей) по определению платное. Оно обходится от 150 до 10000 долларов в месяц. Столь значительную стоимость обучения, с одной стороны, можно понять хотя бы потому, что явно недостаточна государственная поддержка и финансовая помощь со стороны местных органов власти. Повторяем, из закона "Об образовании" исключены положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное финансирование, в местных бюджетах дополнительные средства на нужды образования не предусмотрены. Кроме того, не предусмотрены финансовые льготы по аренде помещений частными учебными заведениями, практикуется их "коммерческое" налогообложение. Частные школы приравнены к коммерческим предприятиям. Даже в случае, когда школа за уменьшенную плату или бесплатно обучает детей-сирот или детей из малообеспеченных семей, она все равно должна платить налог.

Но, с другой стороны, высокая плата за обучение не всегда соответствует его качеству и предоставляемым услугам, нередко огромные суммы запрашиваются просто за евроремонт и орхидеи в классах. Иногда частные школы требуют от родителей, кроме ежемесячной платы, вступительный ("благотворительный") взнос от 500 до 20 тыс. долларов.

Высокая плата за обучение в частных школах создает трудности и для них самих. В частности, она не позволяет набирать необходимый контингент учащихся в пределах данного района города, приходится организовывать дополнительный набор в других районах. А отбор в частную школу детей только из обеспеченных семей сужает возможности ее развития, ибо такие дети подчас имеют более низкий уровень интеллектуального развития, чем дети из интеллигентных семей.

Сдача помещений в аренду

Полученные от сдачи в аренду госимущества деньги составляют до 30% всех внебюджетных доходов в системе профессионального образования и являются чуть ли не единственным более или менее стабильным и реальным их источником. Поэтому неудивительно, что стремление правительства (через дополнения к закону "О федеральном бюджете на 1998 год") перечислять в бюджет деньги, полученные от сдачи учебными заведениями помещений в аренду, вызвало мощное сопротивление. Вузам оставалось только уводить в тень и без того зачастую полулегальные сделки с недвижимостью.

Более эффективным представляется обеспечение прозрачности хозяйственно-финансовой деятельности образовательных учреждений. Легализация всех получаемых доходов ограничит возможности руководителей этих учреждений за определенный куш лично для себя занижать арендные ставки, тем самым лишая учреждение немалой части средств.

Объединение вузов и научных организаций

Взаимодействие вузов, научных организаций Российской Академии наук и отраслей промышленности позволяет им легче выживать. Минобразования предложило несколько вариантов такого взаимодействия. Один из них предполагает полное организационное и административное объединение вузов и научных институтов. По замыслу, это даст значительный научно-образовательный эффект, расширит возможности зарабатывания средств, позволит рациональнее использовать объединенные ресурсы вузов и научных центров, что, в свою очередь, облегчит превращение вузовского сектора науки в крупную подсистему интегрированного научно-технического комплекса.

Министерство науки и технологий и Минобразования разработали программу создания общефедеральной сети инновационно-технологических центров (ИТЦ). Они работают в 18 городах, в том числе в Москве (МГУ, Московский энергетический институт, Московский институт электронного машиностроения), Санкт-Петербурге (НПО "Светлана", Электротехнический университет), Новосибирске (НПО "Север"), Казани (НПО "Мединструмент") и Екатеринбурге (Уральское отделение РАН и Уральский государственный технологический университет). Отмечена более высокая эффективность использования средств в них.

Для активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере решением правительства создаются технопарки - научно-производственные зоны, ориентированные на научную и опытно-экспериментальную разработку новых "рисковых", но конкурентоспособных, наукоемких, как правило, запатентованных технологий. Результат деятельности технопарков - уникальные образцы или небольшие установочные полупромышленные партии изделий.

Уже функционируют 62 научно-технических парка в различных регионах страны. Вузовская научная среда, находящаяся рядом с таким парком, подпитывает его идеями (в 1997 г. в вузах работали более 32% всех научных сотрудников). Инновационная деятельность благоприятно влияет и на студентов. Они начинают понимать, как надо работать в рыночных условиях и что на рынке будет востребована только высокотехнологичная и наукоемкая продукция.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки