ЛАЗАРЬ ФУКСОН, НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ: "Я СЧИТАЮ, ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С
Накануне 1 сентября журналисты по традиции обращаются в теме подготовки учебных заведений к началу нового учебного года. Набор вопросов, как правило, традиционен и знаком каждому. Однако разговор с Лазарем Фуксоном, начальником управления образования администрации области, вышел далеко за рамки обозначенной темы. А как иначе? Ведь качество образования зависит и от комфортности учебных классов, и от опыта педагогов, и от материально-технической базы школ, и от того, какие задачи поставлены перед большим педагогическим коллективом области: научить считать-писать или научить думать. Фуксон мыслит с размахом, на перспективу: пробивает дорогу в министерские кабинеты, ищет единомышленников и спонсоров, мечтает в ближайшие два-три года увидеть в школах области первые плоды своего труда. В недавнем прошлом директор одного из лучших общеобразовательных учреждений Калининграда - школы-лицея ь 23, он хорошо знает, что и как надо делать, чтобы поднять престиж и качество школьного образования.
Итак, сначала традиционные вопросы:
- До 1 сентября остались считанные дни, готовы ли школы области к приему учащихся?
- Проведена большая работа по подготовке школ к новому учебному году. В большинстве школ сделаны косметические ремонты, мы оказали также помощь в подготовке школ и некоторым муниципалитетам. В частности, в Неманском районе финансово помогли отремонтировать спортзалы в школах, помогли Красноторовской школе Зеленоградского района, зеленограскому детскому дому. Сейчас идет активная подготовка к сдаче в эксплуатацию нового здания Суворовской школы в Озерском районе, где будут обучаться около 200 ребят. Школа небольшая, но тем не менее...
В целом, школы области готовы к началу занятий, по-другому и быть не может. Другое дело, что не все проблемы решены.
- Обозначьте наиболее болевые точки.
- По оперативной информации, в Зеленоградском районе требуют ремонта крыши четырех школ. Серьезная проблема в Правдинском районе, сразу в нескольких школах - и с ремонтом, и с оборудованием. Особая наша боль о школах-интернатах для детей, имеющих отклонения в здоровье или с ограниченными физическими возможностями: это, в частности, одиннадцатая школа-интернат для детей-олигафренов в Правдинском районе. Сложная ситуация в школе-интернате санаторного типа для детей, имеющих туберкулезный синдром в поселке Железнодорожном. Туда сейчас направлены большие деньги на ремонт, так их некому осваивать. Своей строительной базы там нет, а из Калининграда никто ехать туда не хочет, надо платить рабочим за проживание, командировочные... Эту проблему там еще предстоит решить.
- Вы можете сказать, сколько средств затрачено на ремонт школ?
- Это сейчас сделать достаточно сложно. Сумма складывается из средств муниципалитетов, однопроцентного налога на образование, средств, собранных родителями, спонсорских денег. Точную цифру можно будет только в конце лета, когда будут "подбиты" все финансы. Могу сказать, что 26 миллионов рублей направлено в муниципалитеты области на развитие образования за счет средств однопроцентного налога.
- Из года в год повторяется одна и та же история: на носу 1 сентября, а педагогические коллективы не укомплектованы. Нынешний учебный год не станет счастливым исключением?
- У нас действительно не хватает учителей, имеется 700 вакансий. Дефицит преподавателей иностранного языка, в первую очередь, английского, физики, русского языка, физвоспитания, особенно остро ощущается нехватка кадров в сельских школах, где около 500 вакансий. Понятны причины, по которым не идут люди работать: низкий уровень заработной платы. Неслучайно, на заседании Госсовета 29 августа, в котором примет участие и губернатор нашей области Владимир Егоров, будет рассматриваться вопрос о серьезном увеличении зарплаты работникам общеобразовательных школ. Именно здесь болевая точка всей системы образования.
- Ожидается приток молодых кадров, новоиспеченных специалистов, которые в этом году закончили наш университет?
- Мы не можем говорить не только о притоке, а даже о малом ручейке. Единицы из тех, кто закончил в этом году университет, изъявили желание работать в общеобразовательных учреждениях области. Кстати, наш университет, именует себя классическим, а не педагогическим. Это большая разница, когда идет человек в педагогический вуз, предполагается, что он будет педагогом. Ну, а если в классический университет, то будет он кем угодно, только не учителем.
- На недавней встрече с руководителями региональных средств массовой информации Владимир Егоров посетовал, мол, плохо оснащены компьютерами школы области. Да, без компьютеров плохо, но ведь в школах, и вы это знаете не хуже меня, порой не хватает самого необходимого.
- Ну, если насчет самого элементарного, так это просто разгильдяйство директоров школ. Вот недавно я был в одной сельской школе (не буду называть какой), там разошлась водосточная труба, вода льется на стенку, уже штукатурка отваливается, а директор и завхоз ходят вокруг и разводят руками вместо того, чтобы поставить лестницу и состыковать разошедшиеся трубы.
- Не могу согласиться, что все дело в плохой работе директоров школ, ведь зачастую у них нет средств, чтоб приобрести стулья, лампочки, мячи...
- Понимаю, когда нет средств на ремонт крыши, но в каждой школе находят деньги, чтоб к 1 сентября покрасить, побелить классы, обои наклеить... Так почему на лампочки не хватает денег? Мне кажется, это искусственно создаваемые трудности. Все привыкли клянчить вместо того, чтоб подумать, как найти средства, приложить какие-то усилия.
- И все-таки, Лазарь Моисеевич, будут школы в новом учебном году оснащены современными оборудованием, компьютерами?
- 30 августа у нас по графику поставка 278 компьютеров из Москвы, мы их приобрели на паритетных началах с Министерством образования, внеся по 4 с половиной миллиона рублей. Кроме этого, "Союз правых сил" обещал поставить пять компьютерных классов в течение сентября, заключены соответствующие договоры. Понятно, что школы очень нуждаются в современном оснащении. В прошлом году госсаннадзор запретил пользоваться компьютерами первого поколения, как наносящими вред здоровью детей. Сейчас лишь 9 процентов школ области обеспечены современными компьютерами, а 3 процента имеют выход в Интернет.
- Как обстоит дело с учебниками?
- Выделенными из бюджета на приобретение учебников 2 миллионами 800 тысячами мы сумели грамотно распорядиться и на сэкономленные 700 тысяч закупили учебников больше. Все просто: заключили напрямую, без посредников, договоры с издательствами на приобретение учебной литературы. Да, к новому учебному году для каждой школы закупили комплект географических карт, соответствующие современной карте Мира. Вы же понимаете, что те, которые были в пользовании, безнадежно устарели.
Да, надо иметь в виду, что закупленные учебники, пойдут в первую очередь, в школы-интернаты, малообеспеченные семьи и на село, где у родителей меньше возможности заработать деньги, чем в городе, на подготовку ребенка к школе, в селе больше социально незащищенных семей.
- Родители частенько выражают недовольство, дескать, образование в школах считается бесплатным, а приходится платить за учебники, сдавать деньги на ремонт классов и так далее. Что вы думаете по поводу добровольно-принудительной оплаты? Неужели без помощи родителей не обойтись?
- Здесь все очень вариативно. Во многих городских школах родители на свои деньги действительно делают ремонт, закупают учебники, оборудование, рабочие тетради по предметам. На других территориях учителя как-то сами делают ремонт в классах, изыскивает средства на приобретение учебников. Очень часто сбор денег на какие-либо школьные нужды называют "поборами". Надо отличать поборы, которые идут на подарки директору, учителю или на пышное проведение "Огонька", от сбора средств, идущие на улучшение условий обучения своего собственного ребенка. Считаю, что в школах и в классах необходимо создавать попечительские советы, как структуры, которые аккумулировали бы деньги - внебюджетные, спонсорские, родительские - и гласно распределяли бы их. Вряд ли родители будут против того, чтобы улучшить условия обучения детей, если будут точно знать: куда и на что потрачены их деньги.
- Хотелось бы вернуться к вопросу комплектования кадров для школ. Понятно, что в оставшуюся до 1 сентября неделю вряд ли удастся предпринять что-либо кардинально меняющее ситуацию. А на перспективу есть идеи?
- Идеи есть, но все они должны быть подкреплены документами. Например, в Калининградском госуниверситете есть места для так называемых, целевиков, которые едут учиться из села по целевым направлениям, но нет правового механизма их возврата. Отучились за счет государства, но в сельские школы молодые учителя не вернулись. До 2002 года необходимо срочно разработать механизм, который бы обеспечил возврат целевиков обратно на село.
Вообще, я считаю, все, что связано с бюджетным образованием, требует пересмотра. Это относится и к Черняховскому педагогическому колледжу: там учится много детей, а отдача в плане пополнения учительской армии пока не велика. Мы хотим создать в Калининграде педагогический колледж на базе педагогического лицея, идея одобрена главой администрации и вице-губернатором, курирующим сферу образования. В результате восточная часть области будет обеспечиваться кадрами за счет Черняховского колледжа, а западная (Правдинский, Полесский, Зеленоградский, Светлогорский, Гурьевский районы, Балтийск) - за счет Калининградского педагогического колледжа.
- Система российского образования уникальна тем, что постоянно претерпевает существенные изменения, стремиться шагать в ногу со временем. Каким образом школы нашей области включаются в общую систему реформирования образования?
- С этого года наша область включается сразу в два широкомасштабных эксперимента. Этот реформирование содержания и структуры школы. 50 школ нашей области будут участвовать в эксперименте, который проводит Министерство образования. Они будут работать по новому учебному плану 12-летнего общего образования, с четырехлетним начальным. Предусматривается вариативность обучения с учетом запросов потребностей детей и родителей, а также региональной потребности в профильном обучении. Этот проект будет реализовываться до 2006 года.
И еще одну программу предстоит реализовать совместными усилиями с национальным фондом подготовки кадров. Суть ее в создании единой сети по управлению системой образования на уровне муниципальных органов управления образования. В каждом районе будет свой компьютер, а все они будут объединены в региональный информационный центр, замыкающийся в единую сеть. Это позволит решить сразу две основных задачи. Каждое районное управление образования сможет выходить в сеть книгоиздательства, заказывать более точно учебную литературу. А во-вторых, мы создаем базу данных, которая позволит оперативно накапливать информацию, обмениваться ею для принятия более оптимальных управленческих решений. То есть будет создана централизованная система управления образования.
- Любое нововведение требует определенных материальных затрат. Кем будет финансироваться реализация программ?
- То, что касается совместной программы с Национальным фондом подготовки кадров, то здесь 15 процентов берет на себя область, остальное финансируется из Москвы. Проект оценивается в сумму около 100 тысяч долларов. В реализации программы реформы содержания и структуры школы областной бюджет принимает на себя доплату учителям, участвующим в эксперименте. Обеспечение учебниками, оборудованием, техникой, повышение квалификации педагогов - все это будет финансироваться из федерального бюджета.
- Лазарь Моисеевич, хотелось бы знать: как вы относитесь к переходу на четырехлетнее начальное образование? Получается, что все новое - это хорошо забытое старое....
- Да, с этого года все школы переходят на четырехлетнее начальное образование, согласно постановлению правительства, утвердившим типовое положение об общеобразовательном учебном заведении. Я к этому отношусь положительно. Опыт показал, что скоропалительный переход на трехлетнее начальное образование себя не оправдал. Пока дети будут учиться в начальной школе 4 года. В 2006 году закончится эксперимент по 12-летнему образованию, тогда будет сделан окончательный вывод: будет 12-летнее образование введено повсеместно или нет.
- Для юношей такой расклад чреват последствиями: со школьной скамьи и сразу - в армию...
- Все об этом говорят, но забывают, что параллельно с реформой образования идет реформа в армии. Два года службы в армии ничего не дают с точки зрения профессиональной, настолько сложная техника, настолько сложные условия боя... Армия, безусловно, должна быть высокопрофессиональной. Обе реформы, как в системе образования, так и в армии должны быть состыкованы.
- И еще один вопрос, который я бы хотела вам непременно задать. В этом году выпускники, закончившие школы с "золотыми" медалями, показали, увы, далеко не блестящие знания при поступлении в вузы. Кто-то был вынужден сдавать вступительные экзамены на общих основаниях, кто-то возвращал чистые листы и вовсе покидал аудиторию. Почему количество "золотых" медалистов растет, а качество их знаний ухудшается?
- Вы правы, количество медалистов растет год от года, несмотря на то, что не хватает учителей, оставляет желать лучшего материально-техническая В этом году обладателями медалей стали 5,7 процента учащихся от общего количества выпускников. Причина сложившейся ситуации, на мой взгляд, в том, что нет нормального контроля за качеством образования. В следующем году наша область включится еще в одну общероссийскую программу - введение единого государственного экзамена. Необходимо поднять качество образования, а чтобы сделать это, необходим объективированный выходной контроль. Ведь сейчас так: учитель ставит "тройку" или "четверку" ученику, но при этом как бы оценивает сам себя. Насчет "двойки" - сомневается, так как на "три" балла всегда можно выучить. Отсутствие выходного контроля снижает и мотивацию учеников, мол, свою "тройку" я всегда получу, а дальше пусть родители в институт устраивают. Третий момент: снижается ответственность директоров школ, руководителей муниципальных органов управления образования. Всем ясно, что каждый выпускник получит аттестат о среднем образовании.
Введение единого государственного экзамена поможет разорвать порочный круг. Схема не так уж и сложна. Необходимо собрать выпускников, создать независимую комиссию и условия для самостоятельного выполнения работ учащимися. Затем работы сканируются и отправляются электронной почтой в Москву, а через два-три дня оттуда приходят оценки, поставленные комиссией, совершенно незаинтересованной в результатах. Впоследствии результаты единого госэкзамена станут основанием для поступления в высшие учебные заведения. Такой отбор должен пройти все выпускники, тогда не будет "дутых" медалистов.
- Спасибо за интервью.
Беседовала Светлана ФРОЛОВА.
Публичная библиотека предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
Светлана Фролова Лазарь Фуксон, начальник управления образования администрации области Янтарный край (Калининград).
|