Августовский педсовет
Последние десять лет царили у нас немало правительств и президентов РФ. Были они очень разные. Но всегда бурно переживали за образование подрастающего поколения, особенно школьников. И придумывали немала сказок, то есть постановлений, даже указов.
Сначала был знаменитый Указ № 1. Очень радостный по обещаниям, но - увы! - невыполнимый. Затем был принят закон “Об образовании” с богатыми по замыслу финансовыми статьями. Но правительство сумело превратить их в прибаутки, которые просто смешно выполнять. Потом появилась Конституция РФ, настолько увлекательная, что в административном толковании ее статей до сих пор загадочно: кто же должен отвечать за жизнь школы и учителей. Государство? Регион? Муниципалитет?
Сначала правительство старалось, чтобы школы оказались ближе своим, родним муниципалитетам. Добилось. Но кормить среднее образование стало нечем. Тогда задумали реформу, очень удобную - давайте освободим родителей взрослеющих детей от излишних расходов на сложные знания. Оставим всего лишь 20, ну от силы 50 государственных вузов из 550. Но тут возмутились профсоюз народного образования, союз ректоров, потом Госдума. Затем грянул нехороший августовский кризис 1998 года...
После этого правительству пришлось дважды самому перестраиваться. В итоге появились уже два варианта очередной... ну, как бы это поинтеллигентнее, без ругательной окраски выразиться - перестройки? Реформирования? Хорошо, допустим: улучшения образования.
Первый вариант модернизации разрабатывается уже довольно давно рабочей группой при Минэкономразвития РФ под неусыпным руководством Германа Грефа. Предложения эти пересказывались и комментировались в нашей газете уже не раз. Поясню: сводятся они к тому, чтобы добиться прибыльности от обучения в вузах и старших классах шкод. Основаны на таинственных подходах, сколько придется платить и кому - сначала за подготовку к поступлению в вуз, а потом за приемные экзамены. Явным отличникам, чьи оценки официально удостоверены, причем опять же при официально подтвержденной бедности семей, гарантируются вроде бесплатное обучение и даже социальные стипендии. А чтобы избежать невыполнения статей законов о бесплатном образовании в целом, достаточно, оказывается, заменить название “государственное учреждение” на прозвище: “специализированна государственная некоммерческая организация”. И вузы станут не понятно чьими. И промелькнула даже цифра ожидаемых от этих новшеств госдоходов: 60 млрд. долларов - не рублей.
Второй вариант - самый новый - по поручению президента РФ быстро и грамотно разработан рабочей группой Госсовета РФ. Над ним активно трудились не только руководство Минобразования РФ и соратники других министерств. Внесли свой вклад губернаторы, ученые, ректоры крупнейших вузов, руководители региональных управлений, представители профнаробра, других негосударственных организаций. 29 августа, когда школьники уже начнут укладывать ранцы. Госсовет РФ заглянет в палки с накопившимися вариантами.
Однако замаячила уже и новая “инициатива”. В первой декаде появилось сообщение, что руководитель департамента социального развития, входящего в аппарат правительства, Евгений Готмахер промолвил: системы образования и здравоохранения пора объединить. И обещал подробностями поделиться в сентябре. Получается, что и медицину решили сделать прибыльной? Профессор, читатель “Правды”, поделился по телефону: неужто школы и вузы будут обязаны сами лечить своих хилых учеников и студентов, даже их больных родителей? Причем, так сказать, не словом, а делом... А поликлиникам и больницам — прописывать лекарства для усвоения знаний, оперировать лень, тупость и глупость?
В условиях такой круговерти предложений возникает вопрос: почему при намеченных новациях неустанно забывается о национальной доктрине образования, которая была разработана на 15 лет вперед? Она одобрена и рекомендована для утверждения всероссийским совещанием работников образования в январе прошлого года, которое посетил Владимир Путин, тогда еще исполнявший обязанности президента. Потом она была отредактирована и на треть сокращена правительством РФ, которое выскребло из нее все конкретные цифры и оставило лишь красивые общие пожелания. А еще позже, осенью, правительство не рискнуло загружать Госдуму острыми дебатами, скромно утвердило документ и... заперло в стол. И не любит вспоминать...
Десять лет нас и наших детей учили то милым, то хитрым, то страшным сказкам об образовании. А похоже, научили миллионы учителей, преподавателей вузов, студентов, родителей не просто протестовать, но активно бороться за спасение образования. Во всяком случае, преподаватели готовятся на августовских совещаниях отстаивать завоеванную нашими дедами и отцами суть самого лучшего в мире образования: ОНО НАРОДНОЕ.
Правда №95 24-27 августа 2001г.
|