4 июля 2001 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "О тарифной ставке первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». Правильнее было бы назвать этот документ законопроектом, поскольку он не одобрен Советом Федерации. Вся загвоздка - в третьей статье, согласно которой регионам предоставляется возможность самим повышать (заметьте: не понижать) тарифные ставки.
На мой взгляд, в этом нет ничего алогичного: почему бы не сделать зарплату бюджетников менее нищенской, если в региональном бюджете есть на это средства?! Однако до сих пор ставка первого разряда ЕТС принималась на федеральном уровне, а потому третью статью весьма критически восприняли на Совете Федерации, куда закон был направлен для утверждения. Решили создать трехстороннюю согласительную комиссию (правительство, Госдума, Совет Федерации), однако...
У законотворцев начались летние каникулы. Думские кулуары опустели, и Совет Федерации соберется теперь не раньше октября. Законопроект повис в воздухе на неопределенное время.
Очень бы хотелось, чтобы эти цифры попались на глаза тем, кто со спокойной душой отправился на каникулы, махнув рукой на наших учителей, которые из последних сил балансируют над чертой бедности.
История минувшего десятилетия свидетельствует о том, что лишь в 1992 году сохранялось хрупкое соответствие между ставкой первого разряда ЕТС и прожиточным минимумом. Что же касается дальнейшего хода истории...
В последнее время наметилась некая оптимистическая тенденция к сближению прожиточного минимума и ставки первого разряда. Однако приравнять их значило бы "продырявить» федеральный бюджет. Этого, разумеется, никто не позволит, а посему повышение зарплаты бюджетникам вот уже который год ведется поэтапно, так сказать, на "воробьиный шаг». Стоит ли говорить об эффективности подобного процесса, если все эти воробьиные прибавки благополучно съедает инфляция. Судите сами: в январе 2001 года ставка первого разряда увеличилась всего на 68 рублей, а прожиточный минимум скакнул на 328; в июле к первому разряду довесили сотню, а потребительская корзина подорожала на 122 рубля. И так далее...
Каких только "мутаций» не претерпевала Единая тарифная сетка за последнее время. Изменялись все ее параметры, пожалуй, за исключением количества разрядов, которых было и остается восемнадцать. Ходили слухи о лишении ЕТС статуса единой и о введении отраслевых тарифных сеток, однако дальше слухов дело не пошло. А пока чиновники жонглируют цифрами, изменяя поочередно то ставку первого разряда, то межразрядные коэффициенты, образование продолжает замыкать рейтинг оплачиваемости среди отраслей экономики.
Похоже, власти основательно забыли о 54-й статье Закона "Об образовании», в которой сказано, что размер средней ставки заработной платы преподавателей вузов должен как минимум в два раза превышать уровень средней зарплаты в промышленности, а учителей - быть не ниже последней.
Очевидно, что средняя величина - понятие весьма относительное. Однозначно можно утверждать лишь, что ни доктор наук, ни тем более молодой учитель, работая на одну ставку, сегодня в принципе не могут заработать даже на минимальную потребительскую корзину, поскольку ставка самого высокого - восемнадцатого - разряда 1329 рублей, что на 306 рублей меньше июньского прожиточного минимума. Решив математическую задачу в одно действие, нетрудно понять: начинающему педагогу нужно взять четыре ставки, чтобы догнать прожиточный минимум, а доктору наук - полторы. Всего лишь...
Что мог бы дать учителям новый Федеральный закон о тарифной ставке первого разряда ЕТС (если предположить, что он будет наконец принят)? Произойдет увеличение зарплаты в среднем в 1,89 раза. Значительное повышение (почти в два раза) коснется средних разрядов ЕТС, то есть тех, по которым получают зарплату большинство учителей. Что до высших разрядов, то здесь повышение поскромнее - всего в полтора раза, поскольку диапазон тарифных коэффициентов будет сжат с 10,07 до 4,5.
Замечу, однако, что сейчас этот диапазон равен 10,07 только формально. Фактически же он находится на уровне 4,4. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить 764-е постановление правительства от 10 октября 2000 года "О повышении тарифных ставок первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». С его помощью законотворцы кое-как устранили одно досадное недоразумение. А именно: в прошлом году был принят Федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда, ставка же первого разряда ЕТС осталась на прежнем уровне и оказалась ниже минимального размера, что противоречит КЗоТу. Так что правительству в срочном порядке пришлось повышать тарифные ставки низших разрядов ЕТС. Произошел парадокс, свойственный, наверное, только нашей "переходной» экономике. К примеру, ставка первого разряда с 1 января 2001 года повысилась со 132 рублей до 200, при этом ставки последующих разрядов продолжали рассчитываться от величины 132 рубля.
Замечу также, что в федеральном бюджете сегодня не предусмотрены расходы на повышение тарифных ставок. Финансовым источником могут быть лишь дополнительные доходы в бюджет. Механизм их распределения весьма витиеват. Дополнительные доходы поквартально, по мере накопления и пока они не достигнут суммы 70 миллиардов рублей, распределяются так: половина из них идет на погашение государственного долга, а вторая - в пропорциональном отношении направляется по отраслям экономики. Причем 5,1 процента от этой половины идет на финансирование образования. При достижении суммы 70 миллиардов рублей эти 5,1 процента составляют 1,8 миллиарда и распределяются следующим образом: начальное профобразование - 260 миллионов рублей; среднее профобразование - 300; высшее профобразование - 1190; прочие расходы - 50 миллионов рублей. Дополнительные доходы сверх суммы 70 миллиардов рублей в размере 70 процентов идут на погашение госдолга, остальное направляется на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, денежного содержания федеральных госслужащих, должностных окладов судей, работников органов прокуратуры и финансовую помощь субъектам Российской Федерации.
Дополнительные доходы в федеральный бюджет за первое полугодие превысили запланированную величину на 30 процентов. Именно поэтому центр сегодня готов к повышению. Однако в регионах ситуация иная. Долги и постоянный финансовый дефицит дотационных региональных бюджетов могут поставить решение проблемы под вопрос. Предположим, что обещанных Российским правительством пяти миллиардов будет достаточно для финансовой поддержки регионов на первых порах. А дальше? Скорее всего, пятью миллиардами дело не ограничится.
|