По мнению Игоря Ильина, начальника Управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда России, прожиточный минимум в следующем году в целом по стране не превысит 1800 рублей. На вопрос, будет ли когда-нибудь ставка первого разряда сопоставима с прожиточным минимумом, Игорь Викторович ответил утвердительно.
- Этого можно достичь только поэтапным увеличением. Сейчас ставка первого разряда составляет 18 процентов от минимальной потребительской корзины, а после декабрьского повышения приблизится к 25 процентам. В 2002 году планируется повысить ее до 30 процентов; в 2003-м - до 50; в 2004-м - до 80. В конце концов через четыре года ставка первого разряда ЕТС реально может быть приравнена к прожиточному минимуму. На чем основывается такой прогноз? Как известно, существует прямая зависимость между уровнем оплаты труда граждан и доходами в бюджет: рост зарплаты пропорционален налогам, а следовательно, и пополнению доходной части бюджета. Должен сказать, что у этой теории есть противники. В Минэкономике, например, считают, что в первую очередь надо инвестировать основные фонды.
- В этом случае дистанция между ставкой первого разряда ЕТС и прожиточным минимумом не сократится ни через пять, ни через десять лет. Однако оправдана ли проволочка с законом о повышении тарифных ставок ЕТС? И так ли уж принципиальны разногласия между Госдумой и Советом Федерации?
- Федеральный закон, принятый Госдумой и не одобренный Советом Федерации, обойдется региональным бюджетам в 15 миллиардов рублей в месяц. Далеко не все субъекты Федерации найдут финансовые резервы за счет собственных доходов. Чтобы как-то снивелировать бюджетный дефицит, сроки повышения перенесли с ноября на декабрь. Разногласия возникли также и при обсуждении третьей статьи закона. Цитирую ее:
"С учетом величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации и особенностей регионального рынка труда законом субъекта Российской Федерации по согласованию с региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей может быть установлен более высокий размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы соответствующего субъекта Российской Федерации».
Если дать регионам больше свободы, бюджетники от этого только выиграют. Сами посудите: территория России огромна, природные условия разнообразны, и величины прожиточного минимума, например в Якутии и в Ульяновской области, отличаются в несколько раз. Именно поэтому ставка первого разряда должна приниматься не абстрактно, в среднем по стране, а дифференцированно, учитывая региональные особенности.
- Может, имеет смысл вообще отказаться от Единой тарифной сетки?
- Видите ли, ЕТС является основой межбюджетных отношений. Отказ от нее повлечет дополнительные трудности при распределении федеральных трансфертов, например.
- А разве дифференцирование ставки первого разряда не создает этих трудностей? Впрочем, я, кажется, и сам могу ответить на свой вопрос. Если регион дотационный и не обходится без помощи федеральных трансфертов, ему незачем завышать ставку первого разряда. И снизить ее невозможно, поскольку это противоречит закону. Таким образом, она автоматически остается на федеральном уровне.
- Совершенно верно. Замечу к тому же, что межразрядные тарифные коэффициенты остаются прерогативой правительства. Они будут утверждаться на федеральном уровне, и региональные власти не вправе изменять их.
- Коль уж мы коснулись тарифных коэффициентов, каков будет их диапазон: четыре с половиной или шесть, как того требует профсоюз?
- Четыре с половиной, это можно предположить с достаточной долей уверенности, поскольку в проекте федерального бюджета на следующий год учтена именно эта цифра.
|