Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Статьи, аналитические записки, проблемные материалы
Реформа отменяется

Министр образования Владимир Филиппов считает, что коренная ломка системы образования России не нужна

Единый экзамен - способ привлечь в столицу талантливых студентов из глубинки. Хотя 28 процентов российских ректоров уверены, что эта затея провалится

Двадцать девятого августа Госсовет под руководством Владимира Путина определит главные направления государственной образовательной политики страны, в соответствии с которыми парламент и правительство будут принимать конкретные решения. С основным докладом выступит вице-премьер Валентина Матвиенко. Но базовые документы, которые и станут основой для обсуждения, готовила рабочая группа Госсовета под руководством губернатора Карелии Сергея Катанандова совместно с Министерством образования. Накануне заседания Госсовета на вопросы "Итогов" ответил министр образования Владимир Филиппов.

- Реформа образования - главная тема Госсовета?

- Нет, покольку не будет самой реформы. Проанализировав состояние системы образования, наше министерство, эксперты пришли к выводу, что говорить о коренной реформе образования нет необходимости. Система не так уж плоха, хоть пострадала в последние годы, отстала и несколько оторвана от реальных потребностей страны. Быстро меняющееся информационное общество предъявляет все новые требования к образованию, а общеобразовательная школа не дает важнейших стандартов знания по экономике, информатике и иностранным языкам, профессиональная - не решает проблему рынка труда. При этом государство недофинансирует образовательные учреждения на 50-60 процентов. Если государство изменит отношение к образованию, например, повысив долю бюджетных расходов на него до 4,5 процента от ВВП (против нынешних 3), обеспечит ресурсную привлекательность этой сферы, а в обществе доминирующим станет мнение о ценности образования, то большинство проблем станет вполне возможно решить, не реформируя, а модернизируя и адаптируя систему образования к современным условиям. Об этом я и сказал президенту Путину 7 августа, когда докладывал ему о подготовке к Госсовету. Президент согласился, подчеркнув, что, модернизируя, мы не должны потерять то лучшее, за что наше образование уважали и признавали во всем мире. Это новый концептуальный подход. Именно поэтому формулировка вопроса для рассмотрения на Госсовете - "О реформе российского образования" была изменена на другую - "О развитии российского образования".

- В чем будет заключаться модернизация образования?

- Выработано три направления. Первое связано с обеспечением государственных гарантий доступности образования. К сожалению, пока говорить о равном доступе не приходится. Это касается как дошкольного и среднего, так и высшего образования. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми из малообеспеченных семей и из отдаленных регионов. Разработаны меры, призванные изменить ситуацию. Например, введение единого госэкзамена станет одним из основных механизмов, позволяющих выпускникам независимо от материального положения и места проживания поступить в любой вуз страны. Уже в этом году в один из самых престижных вузов - Высшую школу экономики - по результатам единого экзамена зачислено 16 человек, из них 12 из Чувашии. Этим ребятам и в голову бы не пришло ехать в Москву и поступать в это учебное заведение. Конечно, механизм единого госэкзамена еще не отработан до конца, но то, что он во многом решает проблему доступности, - уже факт. Другая мера - не зависящие от успеваемости социальные стипендии для студентов, которые решено ввести в ближайшее время. Человека можно принять в столичный вуз, но на что он здесь будет жить? Кроме того, для реализации в 2002 году запланирована целевая программа поддержки общежитий. И это только небольшая часть мер, которые будут предприняты.

Следующая задача - обеспечение качества образования на всех уровнях. В школе накопилось много проблем, о чем красноречиво свидетельствует система репетиторства. Существенной переработке подвергнутся учебные программы. Например, изучение иностранных языков и информатики начнется со 2-го класса. Планируется принять новые госстандарты образования, отработать новое содержание образования для 11- и 12-летней школы (12-летка будет обязательно, но через 6-7 лет), ввести профильную старшую школу, которая должна, в частности, готовить детей к поступлению в вузы. Кроме того, государство должно восстановить учет детей школьного возраста и создать систему, обеспечивающую получение всеми обязательного общего образования.

В высшей школе ситуация не лучше, поскольку с созданием негосударственных вузов и многочисленных филиалов качество обучения значительно снизилось. Бороться с этим нужно в первую очередь экономическими способами, один из которых будет отработан по результатам эксперимента с государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Чем лучше будет учить вуз, чем больше студентов в него захотят поступить, тем больше денег он получит. Во-вторых, изменится система аттестации и контроля за качеством образования. Мы надеемся, что Госсовет одобрит создание как на федеральном уровне, так и в регионах независимой от органов управления образованием системы аттестации и контроля. Например, в проекте решения Госсовета мы записали, что уже в следующем году будут выработаны новые критерии аттестации и аккредитации вузов - все будут определять четкие нормативы. Допустим, вуз, проработавший 3-4 года, должен иметь в штате 20 процентов преподавателей, 5 лет - 50 процентов, а через 5-7 лет как минимум треть из них должна иметь ученые степени. Нет в филиале в райцентре кандидатов и докторов наук - значит он не может дать качественное высшее образование и его следует закрыть.

Наконец, третье направление модернизации, по которому предстоит, пожалуй, самая большая работа, - это повышение экономической эффективности сферы образования. Это невозможно без построения новых принципов и систем финансирования отрасли даже при условии, что ежегодно бюджетное финансирование планируется увеличивать на 25-30 процентов. В школьном образовании мы собираемся в рамках займов Всемирного банка провести эксперимент в Чувашии, Самаре, Ярославле по нормативно-подушевому финансированию - тот самый эксперимент, когда деньги следуют за учеником. Для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на высшую школу, собираемся уйти от принятых еще при социализме планов приема в вузы и перейти к конкурсному распределению государственного заказа на подготовку специалистов. Нужно принципиально пересмотреть и систему платного образования. Сейчас плата за обучение несправедлива ни с точки зрения академического стимулирования учебы, ни с точки зрения успеваемости. Кроме того, мы должны в корне переломить ситуацию, когда выпускники бюджетных отделений не идут работать по приобретенной специальности. Для этого планируется создание системы государственного кредитования обучения в педагогических, сельскохозяйственных и некоторых других вузах. Она проста: если ты идешь трудиться по специальности, кредит возвращать не придется, не идешь - верни деньги. Важно также законодательно расширить экономическую самостоятельность образовательных учреждений при обязательном контроле за их финансовой деятельностью. В проекте решения Госсовета записано, что государство будет придерживаться линии приоритетной поддержки ведущих университетов и вузов, а не "вытягивать" неконкурентоспособные.

- Модернизация даст что-нибудь рядовому педагогу?

- Уже через 3-4 месяца зарплата учителя возрастет в два раза и составит более 2 тысяч рублей. На Госсовете будет обсуждаться и введение системы надбавок за непрерывный стаж, качество работы и надбавки молодым преподавателям. Наконец, мы должны принять закон об освобождении от призыва в армию городских учителей-мужчин. Следующая задача - перевод муниципальных учреждений общего образования в ведение субъектов Федерации. Школа сегодня финансируется из местных бюджетов, в которых порой нет средств на зарплату учителям. Думаем, что содержание школы останется за местными органами управления, а оплата труда, учебный процесс, лабораторная база - за субъектами Федерации.

Ирина Мельникова



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки