Министр образования Владимир Филиппов считает, что коренная ломка системы образования России не нужна
Единый экзамен - способ привлечь в столицу талантливых студентов из глубинки. Хотя 28 процентов российских ректоров уверены, что эта затея провалится
Двадцать девятого августа Госсовет под руководством Владимира Путина определит главные направления государственной образовательной политики страны, в соответствии с которыми парламент и правительство будут принимать конкретные решения. С основным докладом выступит вице-премьер Валентина Матвиенко. Но базовые документы, которые и станут основой для обсуждения, готовила рабочая группа Госсовета под руководством губернатора Карелии Сергея Катанандова совместно с Министерством образования. Накануне заседания Госсовета на вопросы "Итогов" ответил министр образования Владимир Филиппов.
- Реформа образования - главная тема Госсовета?
- Нет, покольку не будет самой реформы. Проанализировав состояние системы образования, наше министерство, эксперты пришли к выводу, что говорить о коренной реформе образования нет необходимости. Система не так уж плоха, хоть пострадала в последние годы, отстала и несколько оторвана от реальных потребностей страны. Быстро меняющееся информационное общество предъявляет все новые требования к образованию, а общеобразовательная школа не дает важнейших стандартов знания по экономике, информатике и иностранным языкам, профессиональная - не решает проблему рынка труда. При этом государство недофинансирует образовательные учреждения на 50-60 процентов. Если государство изменит отношение к образованию, например, повысив долю бюджетных расходов на него до 4,5 процента от ВВП (против нынешних 3), обеспечит ресурсную привлекательность этой сферы, а в обществе доминирующим станет мнение о ценности образования, то большинство проблем станет вполне возможно решить, не реформируя, а модернизируя и адаптируя систему образования к современным условиям. Об этом я и сказал президенту Путину 7 августа, когда докладывал ему о подготовке к Госсовету. Президент согласился, подчеркнув, что, модернизируя, мы не должны потерять то лучшее, за что наше образование уважали и признавали во всем мире. Это новый концептуальный подход. Именно поэтому формулировка вопроса для рассмотрения на Госсовете - "О реформе российского образования" была изменена на другую - "О развитии российского образования".
- В чем будет заключаться модернизация образования?
- Выработано три направления. Первое связано с обеспечением государственных гарантий доступности образования. К сожалению, пока говорить о равном доступе не приходится. Это касается как дошкольного и среднего, так и высшего образования. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми из малообеспеченных семей и из отдаленных регионов. Разработаны меры, призванные изменить ситуацию. Например, введение единого госэкзамена станет одним из основных механизмов, позволяющих выпускникам независимо от материального положения и места проживания поступить в любой вуз страны. Уже в этом году в один из самых престижных вузов - Высшую школу экономики - по результатам единого экзамена зачислено 16 человек, из них 12 из Чувашии. Этим ребятам и в голову бы не пришло ехать в Москву и поступать в это учебное заведение. Конечно, механизм единого госэкзамена еще не отработан до конца, но то, что он во многом решает проблему доступности, - уже факт. Другая мера - не зависящие от успеваемости социальные стипендии для студентов, которые решено ввести в ближайшее время. Человека можно принять в столичный вуз, но на что он здесь будет жить? Кроме того, для реализации в 2002 году запланирована целевая программа поддержки общежитий. И это только небольшая часть мер, которые будут предприняты.
Следующая задача - обеспечение качества образования на всех уровнях. В школе накопилось много проблем, о чем красноречиво свидетельствует система репетиторства. Существенной переработке подвергнутся учебные программы. Например, изучение иностранных языков и информатики начнется со 2-го класса. Планируется принять новые госстандарты образования, отработать новое содержание образования для 11- и 12-летней школы (12-летка будет обязательно, но через 6-7 лет), ввести профильную старшую школу, которая должна, в частности, готовить детей к поступлению в вузы. Кроме того, государство должно восстановить учет детей школьного возраста и создать систему, обеспечивающую получение всеми обязательного общего образования.
В высшей школе ситуация не лучше, поскольку с созданием негосударственных вузов и многочисленных филиалов качество обучения значительно снизилось. Бороться с этим нужно в первую очередь экономическими способами, один из которых будет отработан по результатам эксперимента с государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Чем лучше будет учить вуз, чем больше студентов в него захотят поступить, тем больше денег он получит. Во-вторых, изменится система аттестации и контроля за качеством образования. Мы надеемся, что Госсовет одобрит создание как на федеральном уровне, так и в регионах независимой от органов управления образованием системы аттестации и контроля. Например, в проекте решения Госсовета мы записали, что уже в следующем году будут выработаны новые критерии аттестации и аккредитации вузов - все будут определять четкие нормативы. Допустим, вуз, проработавший 3-4 года, должен иметь в штате 20 процентов преподавателей, 5 лет - 50 процентов, а через 5-7 лет как минимум треть из них должна иметь ученые степени. Нет в филиале в райцентре кандидатов и докторов наук - значит он не может дать качественное высшее образование и его следует закрыть.
Наконец, третье направление модернизации, по которому предстоит, пожалуй, самая большая работа, - это повышение экономической эффективности сферы образования. Это невозможно без построения новых принципов и систем финансирования отрасли даже при условии, что ежегодно бюджетное финансирование планируется увеличивать на 25-30 процентов. В школьном образовании мы собираемся в рамках займов Всемирного банка провести эксперимент в Чувашии, Самаре, Ярославле по нормативно-подушевому финансированию - тот самый эксперимент, когда деньги следуют за учеником. Для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на высшую школу, собираемся уйти от принятых еще при социализме планов приема в вузы и перейти к конкурсному распределению государственного заказа на подготовку специалистов. Нужно принципиально пересмотреть и систему платного образования. Сейчас плата за обучение несправедлива ни с точки зрения академического стимулирования учебы, ни с точки зрения успеваемости. Кроме того, мы должны в корне переломить ситуацию, когда выпускники бюджетных отделений не идут работать по приобретенной специальности. Для этого планируется создание системы государственного кредитования обучения в педагогических, сельскохозяйственных и некоторых других вузах. Она проста: если ты идешь трудиться по специальности, кредит возвращать не придется, не идешь - верни деньги. Важно также законодательно расширить экономическую самостоятельность образовательных учреждений при обязательном контроле за их финансовой деятельностью. В проекте решения Госсовета записано, что государство будет придерживаться линии приоритетной поддержки ведущих университетов и вузов, а не "вытягивать" неконкурентоспособные.
- Модернизация даст что-нибудь рядовому педагогу?
- Уже через 3-4 месяца зарплата учителя возрастет в два раза и составит более 2 тысяч рублей. На Госсовете будет обсуждаться и введение системы надбавок за непрерывный стаж, качество работы и надбавки молодым преподавателям. Наконец, мы должны принять закон об освобождении от призыва в армию городских учителей-мужчин. Следующая задача - перевод муниципальных учреждений общего образования в ведение субъектов Федерации. Школа сегодня финансируется из местных бюджетов, в которых порой нет средств на зарплату учителям. Думаем, что содержание школы останется за местными органами управления, а оплата труда, учебный процесс, лабораторная база - за субъектами Федерации.
|